Эскалаторы и траволаторы: специфика оборудования, производители, рынок


СПЕЦИФИКА
Эскалаторы и траволаторы, наряду с лифтами, относятся к оборудованию, предназначенному для перемещения человеческих потоков в объектах недвижимости. Однако, если лифты являются обязательным элементом многоэтажных жилых домов, офисных зданий и гостиниц, то эскалаторы и траволаторы закрепили за собой сегмент торговой недвижимости и объектов транспортной инфраструктуры (аэропорты, вокзалы, метрополитен и т.д.) с очень интенсивными человеческими потоками. В связи с тем, что на эскалаторы и траволаторы в объектах общественного назначения практически круглосуточно приходится большая эксплуатационная нагрузка, к этому типу оборудования предъявляются высокие требования по объемам пассажиропотока, технологичности и безопасности, что, в свою очередь, влияет на показатели стоимости. Так, эскалаторы и особенно траволаторы стоят дороже типового лифтового оборудования (в среднем цена эскалатора с высотой подъема 4,2 метра составляет 40-50 тысяч евро, бегущей дорожки высотой подъема 4-6 метров – от 80 тысяч евро).


Украинский рынок траволаторов и эскалаторов напрямую зависит от активности развития торговых и промышленных сегментов недвижимости
фото: Олег Герасименко

Непосредственную роль эскалаторов и траволаторов в объектах торговой недвижимости переоценить сложно. От того, насколько грамотно и профессионально произведены расчеты и подобран тип устройства, напрямую зависит оптимальность распределения потоков посетителей торгового объекта на всех его уровнях. Ведь основное назначение установки эскалаторов и траволаторов в ТЦ/ТРЦ – это комфортное передвижение посетителей, возможность без дополнительных трудностей доставить тележки с купленным товаром к паркингу и т. д. А чем комфортнее посетитель чувствует себя в торговом центре, тем чаще захочется в него возвращаться.
Как отмечает Ян Кочи, директор компании «Шиндлер», «на этажах торговых и развлекательных центров, где устанавливаются эскалаторы, повышается поток посетителей, в связи с чем увеличивается окупаемость площади. Европейская практика показывает, что прибыльность площадей со второго по верхние этажи торговых центров повышается в несколько раз после установки эскалатора».
В некоторых типах зданий, где есть вероятность перемещения пассажиров с тележками, специалисты рекомендуют устанавливать только траволаторы. Но не в любом торговом центре установка траволатора будет целесообразной мерой, так как его длина зависит от высоты потолка и угла наклона. К примеру, в большинстве украинских ТЦ высота потолка равна 6 метрам и, соответственно, траволатор будет занимать очень большую площадь.
Рекомендуется очень тщательно подходить к выбору типа оборудования для перемещения потоков посетителей в торговых объектах. Так, в мировой практике строительства ТЦ/ТРЦ есть примеры, когда непонимание заказчиком функционального назначения эскалаторов и траволаторов приводило к тому, что это оборудование заменяли более дешевым и экономным по пространству лифтовым. Как следствие, у посетителей торгового центра возникали проблемы, связанные с поиском лифта или с отсутствием в нем свободного места. Более того, покупатели очень часто повреждали тележками дверной механизм и выводили лифт из строя.


История эскалаторов начинается еще в конце XIX века, а траволаторов – с середины XX. По словам Михаила Пономаренко, генерального директора компании «Отис», «история движущихся лестниц начинается в конце 1800-х годов, когда были запатентованы первые проекты. К сожалению, осуществить их тогда не удалось. Датой рождения эскалатора является 1900 год, когда на международной выставке в Париже была представлена первая движущаяся лестница компании OTIS. В дальнейшем эскалаторы совершенствовались, меняли свой облик, но принцип их работы оставался неизменным до сегодняшнего дня. В 1969 году появился первый траволатор, или движущаяся дорожка».


РАЗНОВИДНОСТИ
Существенное отличие эскалаторов от траволаторов состоит в том, что в траволаторах ступени заменяются специальными пластинами – паллетами, что дает возможность пассажирам с колясками, тележками, тяжелыми сумками или инвалидам безопасно пользоваться этим видом транспорта.
В принципе, эскалаторы и траволаторы разных компаний похожи друг на друга по схеме и внешнему виду. Их основное различие заключается в устройстве механизма, качестве и уровне технологичности.
Бегущая дорожка бывает двух видов – стальная (состоящая из паллет) и резиновая (цельная), которая стоит дороже стальной. В среднем глубина паллеты составляет 250 мм. Необходимо отметить, что компания «Шиндлер» запатентовала бегущие дорожки с глубиной паллеты в 133 миллиметра, что позволяет экономить пространство при установке траволатора.
Эскалаторы и траволаторы, в зависимости от места их применения, делятся на коммерческие и транспортные (или публичные). Коммерческие устанавливают, как правило, в торговых центрах, выставочных павильонах и т.д. Промышленные предназначены для напряженной работы на железнодорожных вокзалах, в аэропортах, подземных переходах, метрополитене. К этому оборудованию предъявляются особые, более жесткие требования по нагрузке и мощности.
Помимо этого, от типа объекта зависит принцип установки траволаторов и эскалаторов. Так, по словам Яна Кочи, в аэропортах, вокзалах и т.д. данное оборудование устанавливается таким образом, чтобы максимально быстро доставить пассажиров в необходимую им часть здания. В торгово-развлекательных центрах наоборот – эскалаторы устанавливаются так, чтобы посетителям пришлось сначала обойти часть этажа, а затем подняться на следующий уровень. В этом случае эскалатор становится дополнительным инструментом организации человеческих потоков, как бы невзначай «протягивая» посетителей через торговую зону объекта.
По словам Юрия Полешвайко, менеджера проектов компании «ТиссенКрупп Элевейтор Украина», «бывают также тоннельные эскалаторы (монолитная поверхность поддерживает эскалатор снизу и по бокам) и поэтажные (устанавливаются между перекрытиями на разной высоте и не имеют жесткой поддержки). Траволаторы могут быть горизонтальными и наклонными».
Помимо этого, как отметил Юрий Полешвайко, «чтобы воплотить творческий замысел или придать эскалатору эстетичный вид, производители предлагают различные опции: цветовое решение поручней, оттенки и прозрачность стеклянных балюстрад, виды подсветок, цвет облицовки.
Для экономии электроэнергии при работе эскалаторов и траволаторов при непостоянном наличии пассажиров крупнейшие производители, в том числе и ThyssenKrupp Elevator, предлагают несколько систем.
– Система Stop and Go. Радарные сенсоры фиксируют пассажира еще на подходе к эскалатору и передают команду на систему управления, которая включает привод эскалатора, и, следовательно, наоборот.
– Система Two-speed позволяет работать эскалатору в двух скоростных режимах – 0,5 м/с при наличии пассажиров и 0,2 м/с без пассажиров. Использование первой системы рекомендуется при длительных интервалах работы/простоя, второй – при коротких.
Исходя из целевого назначения объекта, заказчик определяет, какая именно система будет эффективной».


Самые высокие в Германии открытые эскалаторы для Гильдии таможенного союза в Эссене
фото: ThyssenKrupp Elevator

Основной параметр для эскалатора и траволатора – это пассажиропоток. В зависимости от требуемых показателей по пассажиропотокам, выбирается ширина ступеней и паллет. Так, в эскалаторах стандартная ширина ступеней составляет 60, 80 и 100 см. При ширине ступеней в 80 см, по словам Юрия Полешвайко, пассажиропоток составляет около 6750 человек в час; в 100 см – 9 тысяч человек в час при скорости эскалатора 0,5 метров в секунду. На траволаторах устанавливаются более мощные двигатели. Минимальный угол наклона равен 0°, максимальный – 10-15°. Максимальный угол наклона эскалатора равен 35°, с высотой более 6 метров – 30°.


РЫНОК
Лидерами мирового и украинского рынка эскалаторов и траволаторов являются Schindler, ThyssenKrupp, Otis Elevator, KONE. Кроме оборудования западного производства, в Украине работают эскалаторы Санкт-Петербургского (бывшего Ленинградского), Крюковского (Кременчук) и Стахановского (Луганская область) заводов. Вместе с тем, по словам экспертов, в Украине нет предприятий с соответствующей базой для производства техники, соответствующей современным требованиям.
По словам Яна Кочи, точную статистику объемов продаж эскалаторов и траволаторов в Украине назвать сложно, поскольку между подписанием контракта на поставку оборудования и временем его установки может пройти год и более, особенно учитывая специфику развития проектов коммерческой недвижимости, для которого характерна существенная задержка реализации.


ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА
Как отмечают эксперты, за последние 3-4 года потребность в эскалаторах на украинском рынке недвижимости возросла в несколько раз. В первую очередь, это связано с увеличением числа реализующихся торговых и торгово-развлекательных центров, а также многофункциональных комплексов, в которых эскалаторы находят наиболее активное применение.
Ситуация с установкой траволаторов несколько иная. По словам Алексея Клетченкова, директора компании «ФинЛифт-К» (авторизованного дистрибьютора KONE Corporation в Украине), «потребность в траволаторах остается невысокой. Их стоимость несколько выше, чем эскалаторов, к тому же они требуют больше пространства. Поэтому в торговых центрах чаще всего устанавливаются именно эскалаторы. Основные потребители траволаторов или движущихся дорожек – аэропорты и вокзалы – в Украине пока не находятся на должном уровне развития».
Конкуренция среди компаний на украинском рынке обусловлена, в первую очередь, ценовой политикой, комплексом предоставляемых услуг и скоростью выполнения заказа. Вместе с приобретением опыта клиенты становятся более внимательными к таким вопросам, как техническая поддержка на этапе проектирования, монтаж, последующий сервис, обеспечение запчастями.
Очень часто решение по оборудованию принимается тогда, когда у клиента уже не остается выбора и выигрывает тот, кто может максимально быстро обеспечить техническую поддержку, короткий срок монтажа и сохранить при этом разумный уровень цен.
Как отмечает Михаил Пономаренко, «политика компаний, представленных на рынке Украины, в первую очередь, направлена на превосходство в сервисе и полное удовлетворение запросов заказчика. На рынке появляются различные мелкие компании, в основном из Китая. Некоторые заказчики приобретают такое оборудование, не задумываясь, как его обслуживать и обеспечить запасными частями. Не остается без внимания и такой фактор, как экономичность оборудования при эксплуатации. Применяются новые материалы, технологии по экономии энергии, хотя внешних изменений не так много».


БЕЗОПАСНОСТЬ
Главная цель, которую преследуют инженерные центры большинства компаний, производящих траволаторы и эскалаторы, – это безопасность. Для этого постоянно совершенствуются узлы безопасности оборудования, уменьшаются или устраняются зазоры между движущимися частями.
По словам Яна Кочи, «иногда по желанию заказчика на эскалаторе можно установить до 30 опций безопасности, следящих за передвижением пассажиров».
Алексей Клетченков приводит такой список технологий, применяемых в современных эскалаторах:
– Увеличение числа горизонтальных ступеней, что позволяет обеспечить комфорт и добавить уверенности пассажирам, особенно пожилым людям и инвалидам, а также тем, кто использует багажные тележки.
– Использование юбки-щетки дефлектора наряду с зубьями гребенки.
– Применение специально разработанных гребенок высотой всего 12,5 мм, что облегчает пассажирам процесс закатывания багажных тележек на и с эскалаторов и пассажирских конвейеров.
– Использование дефлекторов багажных тележек, защищающих эскалаторы и пассажирские конвейеры от повреждений при использовании тележек. Они также являются полезным механизмом управления, помогающим подтолкнуть тележку в правильном направлении.
– Кнопка аварийной остановки, повышающая безопасность пассажиров в чрезвычайных ситуациях.
– Светящаяся гребенка, которая, наряду со специально разработанным входным отверстием перил и светофором, улучшает безопасность и ускоряет движение пассажиропотока.


ОБСЛУЖИВАНИЕ


Международный аэропорт «Ичеон» в Сеуле, Южная Корея
фото: Otis Elevator

Минимальный срок гарантии, который дают фирмы-производители, составляет 1 год (для постоянных клиентов срок может увеличиваться).
По словам Владимира Шуневича, менеджера сервисного отдела компании «ТиссенКрупп Элевейтор Украина», «каждый производитель эскалаторного оборудования должен организовать службу сервисного обслуживания. При подписании договора на предоставление сервисного обслуживания может быть оговорено время реагирования сервисной службы на поломку или сбой в работе эскалатора или траволатора. Каждый механизм, от исправной работы которого зависит его безопасная эксплуатация, нуждается в регулярном осмотре, смазке, регулировке, ремонте и модернизации. Очень важно, чтобы все работы выполняла фирма сервисного обслуживания, авторизированная заводом-изготовителем. Иногда стоимость ее услуг оказывается выше, чем у других. Это объясняется тем, что сотрудники сервисного отдела фирмы-изготовителя более квалифицированны и обучены специфике работы именно своего оборудования. Компания-поставщик заинтересована в долгой бесперебойной работе своего оборудования. Качество сервисного обслуживания во многом влияет на надежность и длительный срок службы эскалатора».


ПРОБЛЕМАТИКА УКРАИНСКОГО РЫНКА
Как отмечает Ян Кочи, одной из насущных проблем украинского рынка траволаторов и эскалаторов является то, что покупатель не всегда знает, на какие параметры нужно обращать внимание при выборе оборудования.
По словам Михаила Пономаренко, «при выборе оборудования для ТЦ владельцы, прежде всего, обращают внимание на качество, экономичность, сроки выполнения заказа и, разумеется, цену оборудования. К сожалению, последний фактор все еще играет большую роль при выборе поставщика лифтов и эскалаторов. Очень часто, желая сэкономить на себестоимости объекта, заказчик (генподрядчик) покупает более дешевое оборудование, не заботясь о его дальнейшей эксплуатации, неудобствах для пользователей, престижности торговой марки поставщика и причине такой низкой цены. Изменить эту ситуацию может только осознание владельцами ТЦ, что стоимость оборудования не является основным критерием для его выбора.
Нередко строительные компании выбирают эскалаторы, которые стоят дешевле (т.к. не отвечают за их дальнейшую эксплуатацию), не заботясь ни о качестве, ни о наличии сервиса в регионе, что создает огромные трудности и неудобства для пользователей».