Энергоэффективность: имплементация стандартов ЕС в Украине

Commercial Property №2 (150) февраль 2016

В СВОЕЙ СТАТЬЕ АЛЕКСАНДР БУРТОВОЙ, ПАРТНЕР ЮРИДИЧЕСКОЙ ФИРМЫ «АНТИКА», ЧЛЕН ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОМ АГЕНТСТВЕ ПО ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ УКРАИНЫ, РАССКАЗАЛ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ 2015 ГОДА, ПРИНЯТЫХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ УКРАИНЫ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ВО ИСПОЛНЕНИЕ НАШЕЙ СТРАНОЙ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ СОГЛАСНО МЕЖДУНАРОДНЫМ СОГЛАШЕНИЯМ.

Текст: Александр Буртовой

 

Александр Буртовой, партнер юридической фирмы «Антика»

Об изменениях в законодательстве Украины в сфере энергетики и энергоэффективности целесообразно говорить через призму анализа полноты исполнения Украиной принятых ею согласно международным соглашениям обязательств. 

В соответствии с положениями Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом, европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, Украина обязалась привести внутренне законодательство к acquis ЕС, в том числе и в сфере энергетики и энергоэффективности. Стороны Соглашения договорились продолжать и активизировать существующее сотрудничество в сфере энергетики с целью повышения энергоэффективности. 

Статьей 338 Соглашения урегулированы сферы сотрудничества, включая имплементацию энергетических стратегий и политик, способствование энергоэффективности и энергосбережению, сотрудничество в рамках европейских и международных органов стандартизации в энергетической сфере и др. Основными нормативными актами ЕС, которые Украина обязуется имплементировать, являются: 

– Директива 2006/32/ЕС об энергоэффективности конечного использования энергии и энергетический сервис; 

– Директива 2010/31/ЕС об энергетической эффективности зданий; 

– Директива 2010/30/ЕС об указывании объемов потребления энергии и других ресурсов энергопотребляющими продуктами с помощью маркировки и предоставления стандартной информации о товаре. 

Если говорить о конкретных мероприятиях, которые должны быть выполнены, то согласно положениям Директивы 2006/32/ЕС, одной из приоритетных государственных целей является достижение экономии энергии на уровне 9% от общего государственного показателя сбереженной энергии на девятый год применения Директивы. В частности, дистрибуторы энергии или розничные продажи энергетических компаний должны достигать экономии энергии на уровне 1,5% в год за счет реализации мер по повышению энергоэффективности. 

Кроме того, государство взяло на себя обязательство принять ряд нормативно-правовых и стратегических документов. Например, разработать и принять национальный план действий в сфере энергоэффективности, внедрить сертификацию зданий и систему маркировки продукции и пр. Кроме того, Украина должна выполнять обязательства в рамках Энергетического Сообщества. Договор об учреждении Энергетического Сообщества, к которому Украина присоединилась в феврале 2011 года, создает правовые рамки, в пределах которых Украина ратифицирует соответствующие нормы законодательства ЕС с целью обеспечения условий для увеличения инвестиций, повышения энергетической безопасности и энергоэффективности, а также улучшения конкурентной среды как ключевого экономического фактора.

УКРАИНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ 

Во исполнение международных обязательств в Украине разработан Национальный план действий по энергоэффективности до 2020 года, Кабинетом Министров Украины утвержден план имплементации положений Соглашения об ассоциации. 

На сегодняшний день уже принято несколько нормативно-правовых документов, на рассмотрении в Верховной Раде Украины находится целый ряд законопроектов, которые обеспечат имплементацию норм законодательства ЕС в Украине. Например, проекты законов «Об энергетической эффективности зданий», «Об энергоэффективности», о введении системы «разделения» (unbundling) в сфере тепловой энергетики и пр. 

Отдельно хотелось бы акцентировать внимание на уже принятых законах. В первую очередь, это пакет законов о создании рынка ЭСКО в бюджетной сфере. Пакет состоит из двух связанных между собой законов: Закон Украины №327-VIII «О внедрении новых инвестиционных возможностей, обеспечении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности для проведения масштабной модернизации» и Закон Украины №328-VIII «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно внедрения новых инвестиционных возможностей, обеспечения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности для проведения масштабной модернизации». 

Основной целью законов является привлечение частных инвестиций для повышения энергоэффективности объектов государственной и коммунальной собственности (школы, детские садики, больницы и т.д.). Особенностью модели привлечения частного капитала в бюджетную сферу является заключение специфического вида договора, которым предусматривается начало расчетов по договору с частной компанией только после достижения реальной экономии энергии как результата внедрения энергоэффективных мероприятий. 

Законом №327-VIII определены понятия энергосервиса и энергосервисного договора, урегулированы существенные условия договора, условия и процедуры закупки энергосервиса и пр. 

Под энергосервисным договором понимается договор, предметом которого является энергосервис, т.е. достижение экономии энергии как результат внедрения энергосберегающих мероприятий. К существенным условиям договора, кроме общепринятых предмета, цены и срока действия, также относятся базовый уровень потребления топливно-энергетических ресурсов и жилищно-коммунальных услуг, который должен быть достигнут в результате осуществления энергосервиса за каждый год действия энергосервисного договора; порядок оплаты энергосервиса за счет сокращения потребления расходов на оплату топливно-энергетических ресурсов и жилищно-коммунальных услуг в сравнении з потреблением/расходами при отсутствии таких мероприятий; порядок перехода к заказчику права собственности на имущество, которое было создано по энергосервисному договору и др. Во исполнение положений этого закона 21 октября 2015 года Кабинет Министров Украины утвердил Примерный энергосервисный договор, который состоит из основного текста и семи приложений. 

Что касается Закона №328-VIII, то им вводится новое понятие «долгосрочного обязательства по энергосервису». Этот закон предоставляет право распорядителям бюджетных средств, в оперативном управлении которых находятся здания, брать долгосрочные обязательства по энергосервису. Министерство финансов Украины также внесло изменения в бюджетную классификацию услуг, которые могут закупаться за счет бюджетных средств. 

В сфере внедрения энергетической маркировки отдельных групп потребительских товаров Кабинет Министров Украины принял Постановления №340 от 27.05.2015 года, №514 от 17.07.2015 года и №338 от 27.05.2015 года касательно электрических ламп и светильников, бытовых посудомоющих машин, а также внесения изменений в технические регламенты энергетической маркировки энергопотребляемых продуктов, бытовых электрических холодильников и бытовых стиральных машин соответственно. 

В сфере проектирования и строительства также были приняты новые государственные нормы и стандарты. В частности, внесены изменения в ДБН В.2.6.-31:2006 «Тепловая изоляция зданий», которые существенно приближают нормативы к требованиям ЕС. Внедряется классификация зданий и сооружений по их энергоэффективности с градацией от A до F, где А – это наивысший класс, а F – самый низкий. В задании на проектирование необходимый класс энергоэффективности здания должен быть не ниже класса С. Устанавливаются новые нормативы максимальных тепловых расходов для жилых и общественных зданий. С 01.01.2016 года вступил в силу новый ДСТУ Б.А.-2.2.-12:2015 «Энергетическая эффективность зданий. Метод расчета энергопотребления при отоплении, охлаждении, вентиляции, освещении и горячем водоснабжении». Этот стандарт формулирует методику расчета для оценки годового энергопотребления при отоплении, охлаждении, вентиляции, освещении и горячем водоснабжении. Такую методику используют именно для энергетической сертификации зданий на этапе проектирования. 

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА 

Отдельно хотелось бы обратить внимание на рынок электрической энергии, где произошли существенные изменения в сфере регулирования альтернативной энергетики. 4 июня 2015 года Верховная Рада приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников энергии» (№2010-д), который существенно изменяет правила применения «зеленого» тарифа и может стать толчком к развитию проектов по производству электроэнергии из возобновляемых источников энергии. Законом вносятся изменения в законы «Об альтернативных видах топлива», «Об электроэнергетике» и «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины». 

«Зеленым» тарифом принято называть тариф на электроэнергию, применяющийся для электростанций, которые используют энергию ветра, солнца, биологического газа и биомассы. Данный тариф выше по сравнению с тарифом, применяемым к производителям энергии на традиционном источнике энергии. Существуют электростанции, на которые «зеленый» тариф не применяется. К ним относятся гидроэлектростанции и станции на доменном и коксовом газе. «Зеленый» тариф измеряется специальным коэффициентом, устанавливается на каждый соответствующий альтернативный источник отдельно. Размер тарифа зависит от времени запуска электростанции в эксплуатацию. Формируется «зеленый» тариф с учетом местной составляющей (происхождение источника), которая регламентируется и утверждается на законодательном уровне. Законом предусмотрено, что «зеленый» тариф устанавливается Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг. 

Нововведением была увеличена доступная установленная мощность до 30 кВт. Ранее максимальная мощность для частной солнечной электростанции составляла 10 кВт. «Зеленый» тариф для объектов электроэнергетики, введенных в эксплуатацию по 31 декабря 2024 года, и частных домохозяйств, договоры о купле-продаже электрической энергии которых заключены по 31 декабря 2024 года, не может быть меньше фиксированного минимального размера «зеленого» тарифа, который на дату последнего в каждом квартале заседания Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, пересчитывается в национальную валюту по среднему официальному валютному курсу Национального банка Украины за последние 30 календарных дней, предшествующих дате такого заседания. Кроме того, отменяется правило «местной составляющей», и вместо него вводится надбавка к «зеленому» тарифу при использовании отечественного оборудования в размере 5% (локализация 30%) или 10% (локализация 50%) как стимулирующий коэффициент. То есть, теперь можно использовать солнечные панели любых производителей, а не только украинских, как это было ранее. 

Для всех видов возобновляемых источников энергии, за исключением солнечной и энергии, произведенной из биогаза и биомассы, величины «зеленого» тарифа сохраняются на том же уровне, что и в ныне действующем Законе «О внесении изменений в Закон Украины «Об электроэнергетике» относительно стимулирования производства электроэнергии из альтернативных источников энергии» от 20 ноября 2012 года №5485-VI. Согласно Закону, с 1 июля 2015 года снижается «зеленый» тариф для солнечных электростанций промышленного назначения до уровня 0,17 евро за кВт-ч. Для солнечных электростанций, построенных в 2016 году, «зеленый» тариф будет составлять 0,16 евро, в 20172019 годах – 0,15 евро. Этот показатель вдвое превышает среднеевропейский тариф, следовательно, рынок солнечной энергетики в Украине сохранит свою актуальность. Кроме того, Закон временно до 1 января 2017 года снижает «зеленый» тариф для солнечных электростанций мощностью свыше 10 МВт, которые были введены в эксплуатацию до 1 июля 2015 года. Также Законом разрешается домохозяйствам устанавливать не только солнечные, но и ветровые установки мощностью до 30 кВт с продажей излишка выработанной электроэнергии в сеть. Подключение к сетям не требует включения проекта в 10-летний План развития Объединенной энергетической системы Украины. Льготы по компенсации затрат на новые подключения отменены как неэффективные. 

Если говорить о промышленной генерации, то по-прежнему ставка «зеленого» тарифа привязана к евро. Как было сказано ранее, отменена «местная составляющая». Если же при строительстве солнечной электростанции будет использоваться украинское оборудование, тогда производится доплата к ставке «зеленого» тарифа. В случае применения от 30% до 50% оборудования с местной составляющей происходит увеличение тарифа от 5% до 10% соответственно. 

«Зеленый» тариф для промышленных солнечных электростанций составит: 

– 0,17 евро за кВт-ч – построенных в 2015 году; 

– 0,16 евро за кВт-ч – построенных в 2016 году; 

– 0,15 евро за кВт-ч – построенных в 2017-2019 годах. 

«Зеленый» тариф для солнечных электростанций, размещенных на крыше: 

– 0,18 евро за кВт-ч – построенных в 2015 году; 

– 0,172 евро за кВт-ч – построенных в 2016 году; 

– 0,163 евро за кВт-ч – построенных в 2017-2019 годах. 

Как было указано выше, государство существенно поощряет коммерческую выработку электроэнергии альтернативными источниками, применяя специальные условия тарификации. 

Согласно Закону Украины №1220/ VI «О внесении изменений в Закон Украины «Об электроэнергетике» касательно стимулирования использования альтернативных источников энергии, величина «зеленого» тарифа для юридических лиц устанавливается на электроэнергию, выработанную возобновляемыми источниками энергии путем умножения существующей розничной цены на электроэнергию на коэффициент: 

4,8 – для энергии из солнечного излучения наземными объектами электроэнергетики; 

4,6 – для энергии из солнечного излучения объектами электроэнергетики, которые установлены на крышах домов, зданий, с мощностью более 100 кВт; 

4,4 – для энергии из солнечного излучения объектами электроэнергетики, которые установлены на крышах домов, зданий, с мощностью не более 100 кВт, а также на фасадах. 

«Зеленый» тариф устанавливается на период до 1 января 2030 года для всех субъектов хозяйственной деятельности, вырабатывающих электроэнергию за счет возобновляемых источников энергии.

Алгоритм получения «зеленого» тарифа для юридических лиц