«ЭКО»: «Наш приоритет – развитие ритейл-направления»




Святослав Нечитайло, генеральный директор компании «ЭКО»
фото: Олег Герасименко

CP: Расскажите о компании «ЭКО». Когда она появилась на рынке?
Компания «ЭКО», имеющая общие корни с холдингом «Баядера» – крупнейшим производителем, дистрибьютором и импортером алкогольных напитков в Украине, – была основана в конце 2002 года. Тогда мы поставили перед собой следующую цель – занять достойное место на украинском рынке продуктового ритейла. На начальном этапе консультационную помощь в построении сети нам оказывали прибалтийские специалисты.
CP: Когда был открыт первый супермаркет сети «ЕКО-маркет»?
В феврале 2003 в Чернигове по ул. Рокоссовского, 7. В том же году начали работу супермаркеты в Сумах, Запорожье, Кременчуке, Одессе и Черкассах. В 2004 году количество магазинов сети достигло 18. По итогам 2006 года сеть насчитывала уже 28 торговых объектов. В 2007 году в портфеле компании было 42 супермаркета. В нынешнем году мы уже открыли 4 объекта.
CP: Какой рынок является для вас приоритетным – столичный или региональный?
Рынком номер один для нас является, конечно же, Киев, поскольку он серьезно опередил другие города Украины по обороту и развитию культуры потребления. Нам хотелось бы развиваться в столице более интенсивно, однако по ряду не зависящих от нас причин сделать это непросто. Во-первых, процедура отвода земельного участка в Киеве очень сложна и длительна, поэтому приобретение земли и реализация проекта торговой недвижимости (супермаркета, – ред.) занимает около 2 лет, в то время как в регионах этот процесс проходит намного быстрее. Во-вторых, в Киеве очень медленно развивается рынок торговой недвижимости: за последние 2-3 года было введено в эксплуатацию всего несколько торговых центров, что вызвало существенный дефицит торговых площадей для развития ритейл-операторов. По той же причине формируются завышенные арендные ставки на торговые помещения.
CP: Как вы можете прокомментировать современную ситуацию на рынке ритейла Украины? Анализируете ли вы развитие зарубежных ритейлеров, которые готовят экспансию на украинский рынок?
Сегодня на украинском рынке нет четко выраженной конкуренции. Ряд сетей (наверное, за исключением форматов «дискаунтер» и «магазин у дома», например, днепропетровской компании «АТБ») трудно дифференцировать, поскольку они не имеют четкого позиционирования. Наша компания не является исключением, поэтому, когда мы выходим на новый рынок, нашим конкурентом может стать любой локальный магазин. Для того, чтобы четко позиционировать себя на рынке, необходимы крупные инвестиции в разработку и внедрение стратегии развития. Сегодня все ритейл-операторы преследуют одну цель – открыть максимальное количество торговых точек, поэтому свободных финансовых средств на это нет. Что касается компании «ЭКО», то в ближайшие год-два она также сконцентрируется на расширении сети. К тому времени мы уже четко определим, в каких форматах должны развиваться, и займемся вопросами стратегии.
Четкое позиционирование – это рамки, которых следует придерживаться, работая в определенных форматах. Если сейчас мы примем решение о развитии, к примеру, в двух форматах, то сразу же ограничим себя в выборе помещений и земельных участков. Зачастую нам предлагают участки, далеко не идеальные по площади и стоимости. Однако опасение пропустить хорошие площадки с удачным расположением заставляет рассматривать все поступающие предложения.


Первый супермаркет сети «ЕКО-маркет» появился в портфеле компании «ЭКО» в 2003 году
фото: «ЭКО»

Что касается зарубежных ритейл-операторов, интересующихся украинским рынком, то мы не проводим глубокого изучения их деятельности и планов развития. Я не думаю, что кто-то из отечественных сетей способен противостоять таким сильным игрокам, как Auchan, Real и др. У национальных операторов появится шанс только в том случае, если зарубежные ритейлеры допустят ошибки в управлении.
CP: Какие регионы представляют интерес для развития вашей сети?
Нас интересуют города с населением от 50 000 жителей, хотя некоторые объекты «ЭКО» функционируют в городах с меньшим количеством населения. Было бы стратегически правильно поставить перед собой задачу осваивать только 2-3 региона в год, однако мы опасаемся опоздать с выходом в некоторые регионы, поэтому работаем на всей территории Украины.
CP: Какие ритейл-форматы являются приоритетными для компании «ЭКО»? Планируется ли работа с другими форматами?
Критерии категорий и форматов не являются для нас определяющими. Мы открываем объекты с площадью торговых залов 500-800 м2, 1500-2000 м2 и больше. В будущем планируется разделить торговые объекты сети на несколько форматов, каждый из которых будет контролироваться отдельной управляющей структурой.
В целом, нас очень интересует формат гипермаркета, который, по моему мнению, является одним из самых перспективных для украинского рынка ритейла. У нас имеются участки, потенциально пригодные для развития гипермаркетов, однако мы подходим к их освоению очень осторожно. Идеальным вариантом является развитие формата гипермаркета в структуре ТЦ/ТРЦ. Нам хотелось бы начинать его совместно с серьезными западноевропейскими профессионалами, которые впоследствии возглавили бы проект. Разумеется, такая сеть гипермаркетов получит другое название, а управление будет осуществлять отдельная структура.
CP: Сколько продуктовых супермаркетов входит в сеть «ЕКО-маркет» на сегодняшний день?
По состоянию на 15.03.2008 года сеть продуктовых супермаркетов «ЕКО-маркет» насчитывает 46 торговых объектов: 15 – в Киевском регионе, 6 – в Сумском регионе, 4 – в Николаеве, по 3 – в Чернигове и Житомире, по 2 – в Полтаве и Виннице, по одному – в Черкассах, Одессе, Кременчуке, Запорожье, Остроге, Ровно, Севастополе, Краматорске, Енакиево, Луганске, Днепропетровске. Общая торговая площадь сети составляет 47 800 м2.
CP: Какими критериями руководствуется ваша компания в выборе поставщиков продукции для магазинов сети?
Приоритеты расставляет покупатель, который «голосует» своим кошельком. Коммерческий департамент «ЭКО» отслеживает тенденции рынка продуктового ритейла в Европе и России и подсказывает направления развития.
CP: Кто в компании занимается вопросами логистики?
Дистрибьюционная система основных производителей продовольственной продукции на территории Украины находится сегодня на достаточно высоком уровне. Как правило, 8 из 10 производителей самостоятельно доставляют продукцию в магазины сети «ЕКО-маркет». Мы арендуем небольшие по площади складские помещения, через которые проходит около 7-10% общего количества товаров, однако уверены, что этот процент будет расти, в частности, за счет группы импортных товаров.
Для обслуживания собственных потребностей компании мы намерены построить под Киевом складской комплекс общей площадью 30 000 м2, его ввод в эксплуатацию запланирован на середину 2009 года.
CP: Почему компания приняла решение о развитии проектов торговых центров?
Такое решение было продиктовано высокой стоимостью земельных участков. Зачастую расчеты показывают, что строить на конкретных участках только супермаркет экономически невыгодно. Именно в таких случаях мы принимаем решение о реализации проекта торгового центра, в котором наряду с якорем – «ЕКО-маркетом» – находились бы и другие арендаторы.
Сейчас у нас 8 торговых центров, когда в портфеле компании будет 14-15 действующих объектов, мы выделим этот бизнес в отдельное направление. Хотя развитие проектов ТЦ интересный и прибыльный бизнес, мы рассмотрели бы вариант их передачи в управление или продажу другой компании, сконцентрировавшись исключительно на развитии ритейл-сети.
CP: Какие торговые центры входят в портфель компании «ЭКО»?
По состоянию на март 2008 года, в портфеле компании находится 8 торговых центров: ЦУМ (Ровно), ТЦ «ЕКО-маркет» (Острог), ТЦ «Европорт» (Киев). В декабре 2007 начал работу торговый центр общей площадью 6200 м2 в Луганске по ул. Краснознаменной, 16-в. Якорным арендатором ТЦ стал супермаркет «ЕКО-маркет», торговая площадь которого составляет 2000 м2. В декабре 2007 года состоялось также открытие торгового центра «Европорт» в Николаеве по ул. Артема, 41 (общая площадь – 9000 м2). Торговая площадь супермаркета «ЕКО-маркет», выступившего якорным арендатором центра, составляет 2800 м2. Это второй объект сети «Европорт». Первый, функционирующий в Киеве по ул. Николая Лукашевича, 15, был приобретен в 2005 году (общая площадь – 9500 м2, торговая – 6000 м2).
В январе 2008 года открылся ТЦ «ЕКО-маркет» в Сумах по ул. Черепина, 60. Общая площадь ТЦ составляет 4300 м2. Якорем ТЦ выступает продуктовый «ЕКО-маркет» (1285 м2), расположенный на первом этаже здания.


В 2008 году компания «ЭКО» планирует увеличить сеть супермаркетов на 14 торговых объектов
фото: «ЭКО»

На 2008 год запланировано открытие двух торговых центров – ТЦ «Паровоз» в Полтаве (общая площадь – 3500 м2) и ТЦ «ЕКО-маркет» в Борисполе (4726 м2), якорными арендаторами которых также выступят «ЕКО-маркеты». Компания намерена провести реконструкцию торгово-развлекательного центра в Буче по ул. Комсомольской, 12, приобретенного в 2007 году.
CP: Кто занимается вопросами привлечения арендаторов на площади торговых центров компании «ЭКО»?
Арендаторы привлекаются собственными силами. На сегодняшний день у нас нет сформированного пула арендаторов, каждый объект рассматривается обособленно в контексте трафика и площади. К примеру, мы работаем с несколькими операторами электроники и бытовой техники – «Техноярмарок», «Домотехника», «Технополис» и др.
CP: Кто осуществляет разработку проектов и строительство торговых объектов компании «ЭКО»?
В реализации проектов принимают участие несколько наших партнеров, в числе которых могу назвать компанию «Обрій» (Одесса), реализовавшую проект ТЦ в Николаеве, и строительную компанию «Утек» (Турция), в портфеле которой – ряд проектов в Западной Украине.
Разработкой проектов и контролем строительства сети супермаркетов «ЕКО-маркет» занимается архитектурно-строительный отдел компании «ЭКО» (около 80 человек), включающий архитектурную группу и группу по поставке технического оборудования. Наши специалисты разрабатывают также эскизный проект торгового объекта. Детальная планировка с учетом ДБН проводится проектировщиками в сотрудничестве со строительной организацией.
CP: Получала ли компания предложения относительно покупки отдельных объектов или всей сети «ЕКО-маркет»?
Такие предложения поступают регулярно. На сегодняшний день в наши планы не входит продажа сети «ЕКО-маркет», но рынок есть рынок. Если нам предложат интересную цену, то мы можем принять позитивное решение.
CP: Планируется ли покупка действующих магазинов в регионах Украины или Киеве для развития сети «ЕКО-маркет»?
Мы всегда открыты для предложений подобного рода. Однако в Киеве практически нет ритейл-операторов, которых можно было бы купить. Здесь сконцентрированы крупные игроки, мелких уже почти не осталось. Поэтому данную стратегию следует ограничить регионами. Обычно мы боремся не за здание, а за бизнес, генерирующий прибыль.
CP: Какие источники финансирования привлекаются для развития ритейл-направления и реализации проектов ТЦ?
В основном мы реинвестируем собственные средства, кроме того, привлекаем кредиты. Сегодня наша компания сотрудничает с тремя банками: «Укрсоцбанком», «Укрэксимбанком» и «Південним». Соотношение собственных и кредитных средств в проекте может быть разным: 30/60, 50/50, 20/80 и т.д.
CP: Озвучьте результаты деятельности компании «ЭКО» в 2007 и планы на 2008 год.
В 2007 году сеть супермаркетов увеличилась на 14 торговых объектов – до 42 супермаркетов. Были открыты торговые центры в Луганске (общая площадь – 6200 м2), Николаеве (9000 м2), приобретен торгово-развлекательный центр в Буче, Киевская область (3900 м2). Якорями в этих объектах выступили, соответственно, продуктовые супермаркеты «ЕКО-маркет». Товарооборот сети «ЕКО-маркет» в прошлом году составил $220 миллионов, на $106 миллионов превысив показатель 2006 ($114 миллионов).
Всего в 2008 году компания намерена увеличить сеть на 20 объектов – до 62 супермаркетов. Планируется открыть пять супермаркетов в Сумском регионе, по два – в Виннице и Полтаве, по одному – в Николаеве, Енакиево, Днепропетровске, Борисполе, Константиновке, Кировограде, Макеевке, Рубежном и Торезе. Этот план составлен исходя из реальной оценки своих возможностей. Годовой план по товарообороту на 2008 год – $350 миллионов.