Эдуардо Соуто де Моура – архитектор за гранью моды

Музей Paula Rego, Португалия фото: IS Уже в своих первых работах, выполненных в 1980-х годах, Соуто де Моура продемонстрировал свой собственный подход к проектированию, который не подчинялся тенденциям того времени. Португальский архитектор был за гранью модного, он развил свой собственный индивидуальный путь в эпоху постмодернизма. Когда мы сегодня смотрим на его здания, они кажутся абсолютно нормальными, однако во времена своего создания они были чрезвычайно смелыми решениями. Работы Соуто де Моура содержат в себе совокупность характеристик региона, пейзажа, месторасположения и истории архитектуры. Очень часто простые геометрические формы подчеркиваются игрой наполненных и пустых пространств, света и тени. Уникальность работ португальского архитектора возникает из непосредственного взаимодействия элементов и концепций. Его неповторимая способность соединять реальность и абстракцию создала индивидуальный архитектурный язык, который позволяет превратить физическое в метафизическое. Архитектура Эдуардо Соуто де Моура неочевидна, фривольна и живописна. Его работы требуют долгого рассмотрения, не одного взгляда. Очевидно, именно за эти характеристики португалец был назван лучшим архитектором мира в 2011 году. Комплекс женского и мужского монастырей Santa Maria do Bouro, Португалия, над проектом реконструкции которого работал Соуто де Моура фото: IS Победитель Притцкеровской премии 2011 года был оглашен Томасом Притцкером младшим (Thomas J. Pritzker), главой фонда Hyatt Foundation, который выступает организатором данного мероприятия. Торжественная церемония награждения самой почетной в мире премии в области архитектуры состоится в одном из наиболее выдающихся зданий классической архитектуры в Вашингтоне, Andrew W. Mellon Auditorium, 2 июня. Оглашая решение жюри, Томас Притцкер отметил: «Уже во второй раз в истории премии награда присуждается португальскому архитектору. Первым награду получил Альваро Сиза (Alvaro Siza) в 1992 году». Притцкеровская премия была учреждена в 1979 году покойным Джеем Притцкером (Jay A. Pritzker) и его женой Синди. Целью премии является ежегодно отмечать ныне живущего архитектора, чьи реализованные работы представляют собой комбинацию таланта, нового видения и отдачи, которые внесли значительный вклад в развитие зодчества и человечества в целом. Лауреаты премии получают грант в $100 000, а также бронзовую медаль. Жилое здание House Number Two в городе Bom Jesus, Португалия фото: IS Председатель жюри, лорд Палумбо (Lord Palumbo), поясняя выбор этого года, следующим образом процитировал решение жюри: «В течение последних трех декад Эдуардо Соуто де Моура создал целый ряд работ, которые не только отражают сегодняшнее время, но и хранят в себе отклики архитектурных традиций. Его строения имеют уникальное свойство одновременно передавать, на первый взгляд, конфликтные характеристики: силу и сдержанность, браваду и утонченность, откровенную публичность и ощущение личного пространства». Здание в Национальном парке Serra da Arrabida, Португалия фото: IS Стадион в Браге (Португалия) авторства Соуто де Моура, который был построен в 2004 году, стал одним из стадионов, принимавших игры Чемпионата Европы по футболу 2004 года. Данная работа архитектора была высоко оценена мировым сообществом. Почти 1,5 миллиона кубических ярдов гранита были добыты на данном участке и использованы для создания бетона, который, в свою очередь, применялся в строительных работах. Точный подрыв горных пород создал стену в 100 футов высотой, которая ограничивает стадион с одной из сторон. Соуто де Моура описывает это сосуществование природной и рукотворной конструкций как хорошую архитектуру. Однако, по его словам, «это было трагедией – снести гору и сделать бетон из камня». Жюри так прокомментировало данную работу: «… сильно, монументально и при этом очень комфортабельно, учитывая мощный окружающий пейзаж». Другой проект архитектора, башня Burgo Tower, была построена в 2007 году в городе, где он живет и работает – Порто (Португалия). Данный объект жюри описало как «два здания плечом к плечу, одно вертикальное, другое горизонтальное, разные по размеру, которые находятся в диалоге между собой и городским пейзажем». Соуто де Моура отметил: «Двадцатиэтажное офисное здание – необычный проект для меня. Я начинал свою карьеру, строя частные семейные дома». Соуто де Моура был автором большого количества проектов жилой недвижимости, среди которых жюри отметило House Number Two, построенный в городе Bom Jesus (Португалия), за «необычную яркость благодаря едва различимым линиям в структуре бетона внешних стен здания». Португальский архитектор комментирует этот проект следующим образом: «Так как дом построен на довольно крутом спуске, открывающем вид на Брагу, мы решили не проектировать массивное здание на вершине. Напротив, мы создали конструкцию из 5 террас с фиксирующими стенами. При этом каждая из 5 террас имеет свое отдельное назначение – на нижнем уровне растут фруктовые деревья, на следующем расположен бассейн, на последующем уровне размещена основная часть дома, четвертый занимают спальни, а верхний этаж мы засадили деревьями». Башня Burgo Tower, Порто, Португалия фото: IS Еще одним проектом, который Соуто де Моура создал в своем родном городе, Порто, стал Культурный центр, завершенный в 1991 году. Его жюри описало как «свидетельство того, что он (Соуто де Моура – ред.) может соединять различные материалы чрезвычайно выразительным образом». Для строительства здания использовались медь, камень, цемент и дерево. С 1989 по 1997 года Соуто де Моура работал над проектом реконструкции комплекса женского и мужского монастырей в горной местности неподалеку от Амареса (Португалия), который носит название Santa Maria do Bouro. В данном проекте архитектор превратил старинное многовековое сооружение в комфортабельный отель. Он вспоминает, что первоначально стены были толщиной более четырех футов. Жюри отмечает, что в здании, которое было возведено еще в XII веке, Соуто де Моура «создал пространства, современные по своей концепции и при этом отображающие собственную историю». Соуто де Моура, описывая свое другое творение, отметил: «После того как художница Паула Рего (Paula Rego) выбрала меня в качестве архитектора для своего проекта, мне посчастливилось самостоятельно осуществить подбор площадки для строительства. Выбор был сделан в пользу охраняемой территории леса с небольшой опушкой в центре. Взяв за основу различную высоту деревьев, я предложил серию зданий также разной высоты. Эта игра между искусственным и натуральным помогла в выборе цвета экстерьера – красный бетон был противопоставлен цвету леса. Две большие пирамиды вдоль входа помогли избежать ощущения невыразительного скопления ящиков». Строительство музея Paula Rego Museum было завершено в 2008 году. Жюри так описывает этот проект: «одновременно общественное, но и приватное место, чрезвычайно подходящее для демонстрации предметов искусства». После получения известия о награде Соуто де Моура сказал: «Когда мне позвонили и сообщили, что я стал лауреатом Притцкеровской премии, я не мог в это поверить. После я получил письменное подтверждение и осознал, насколько это большая честь. Тот факт, что я стал вторым португальским архитектором, который получил данную награду, делает данное событие еще более значимым для меня». Стадион в Браге, Португалия фото: IS Жюри Притцкеровской премии, которое выбрало лауреата 2011 года, возглавляет лорд Палумбо, всемирно известный лондонский покровитель архитектуры, председатель совета попечителей Serpentine Gallery, бывший председатель Совета искусства Великобритании, бывший председатель фонда Tate Gallery Foundation, бывшее доверенное лицо архива Mies van der Rohe Archive в Музее современного искусства (Нью-Йорк, США). Также в состав жюри входят (в алфавитном порядке): Алехандро Аравена (Alejandro Aravena), архитектор и исполнительный директор Elemental в Сантьяго (Чили); Карлос Джименез (Carlos Jimenez), профессор школы архитектуры Rice University School of Architecture и директор студии Carlos Jimenez Studio в Хьюстоне (Техас, США); Глен Маркутт (Glenn Murcutt), архитектор и лауреат Притцкеровской премии 2002 года из Сиднея (Австралия); Юхани Палласмаа (Juhani Pallasmaa), архитектор и профессор из Хельсинки (Финляндия); Ренцо Пьяно (Renzo Piano), архитектор и лауреат Притцкеровской премии 1998 года, Париж (Франция) и Генуя (Италия); а также Карен Стейн (Karen Stein), писательница, редактор и архитектурный консультант из Нью-Йорка (США). Марта Торне (Martha Thorne), замдекана по внешним отношениям IE School of Architecture (Мадрид, Испания), является исполнительным директором Премии. Сфера архитектуры была выбрана членами семьи Притцкеров из-за их высокого интереса к строительной отрасли, так как они развивали сеть отелей Hyatt Hotels во всем мире. Также данная премия была учреждена по той причине, что архитектура как творческая сфера не включена в Нобелевскую премию. Все процедуры судейства Притцкеровской премии были разработаны по образцу Нобелевской, при этом окончательный выбор осуществляет международное жюри. Все процедуры и голосование проходят тайно. С каждым годом количество номинантов со всего мира увеличивается. БИОГРАФИЯ Эдуардо Соуто де Моура фото: IS Эдуардо Соуто де Моура родился в Порто, Португалия, в 1952 году. Соуто де Моура обучался в Italian School, позже поступил в School of Fine Arts in Porto, где начал с изучения скульптуры, но в конечном итоге получил диплом архитектора. Как отмечает сам архитектор, встреча с художником-минималистом Дональдом Юддом (Donald Judd), которая произошла в Цюрихе, повлияла на него так сильно, что он решил посвятить себя архитектуре. Во время учебы он работал на архитектора Ноэ Диниса (Noe Dinis), а после на Альваро Сиза (Alvaro Siza). Первым проектом Соуто де Моура стал рынок в Браге, который позже был снесен из-за смены бизнес-направления развития города. Первым по-настоящему самостоятельным проектом архитектора стал Культурный центр в Порто. Соуто де Моура является профессором в University of Oporto, а также читает лекции в многочисленных международных университетах. Архитектор женат, имеет три дочери. Соуто де Моура так описывает собственное отношение к делу своей жизни: «Для меня архитектура – глобальный вопрос. Не существует экологичной архитектуры или интеллигентной архитектуры – есть только хорошая архитектура. Всегда есть проблемы, которыми мы не должны пренебрегать, например, энергия, ресурсы, стоимость, социальные аспекты, на которые всегда следует обращать внимание».