ЕБРР: «Украина не имеет времени на размышления»

Как изменилась стратегия и приоритеты ЕБРР по отношению к работе в Украине в связи с непростой экономической и политической ситуацией в 2014-2015 годах? Стратегия ЕБРР по отношению к Украине свидетельствует о том, что акционеры банка готовы поддержать экономику страны в трудный для нее момент. Рекордный ежегодный объем инвестиций ЕБРР в Украину – 1,2 миллиарда евро в 2014 году – является тому подтверждением. С другой стороны, у инвесторов стало меньше желания реализовывать здесь какие-либо проекты. Разумеется, если у них нет готовности брать на себя дополнительные риски, это представляет определенные трудности для нашего банка, который берет их на себя. С другой стороны, у ЕБРР есть макрозадачи – способствовать трансформации украинской экономики к открытой рыночной конкурентной среде. И тут никаких изменений не произошло: несмотря на снижение спроса со стороны инвесторов, у нас имеется достаточное количество перспективных проектов и ресурсов для их реализации. Но для того чтобы процесс преобразований был успешным, в стране должны проходить реформы. ТРЦ «Проспект» в Киеве, реализованный при финансовой поддержке ЕБРР ФОТО: «CP» Как Вы оцениваете условия для работы ЕБРР в Украине на данный момент? ЕБРР не работает в вакууме, и проблемы клиентов в известной мере являются и нашими проблемами. В настоящее время украинский бизнес имеет дело с рядом существенных негативных факторов, включая качество инвестиционного климата, которое остается не очень высоким в сравнении с соседними странами, а также имеет проблемы в вопросах конкурентоспособности на новых рынках. Кроме того, потеря некоторых традиционных рынков, таких как Россия, и появление новых возможностей на рынке Евросоюза ставят перед ним сложные задачи. Проблема инвестиционного климата в Украине существует давно, и мы уже в течение длительного времени критикуем его плачевное состояние. Даже без нынешнего геополитического кризиса Украина была бы не самым желанным направлением для инвесторов. Коррупция, чрезмерное административное давление на компании, отсутствие независимой судебной власти, непредсказуемость местных органов власти – вот лишь некоторые причины. Это необходимо изменить, и нынешнее правительство отлично это понимает. В ходе недавнего визита акционеров ЕБРР в Украину была возможность пообщаться как с представителями центральной и региональной власти, так и с бизнесом. Члены Совета директоров ЕБРР были впечатлены целеустремленностью, решительностью и профессионализмом этих людей. Эти встречи убедили нас, что страна все еще имеет огромный потенциал. Однако для его реализации потребуется намного больше работы. Какие проекты и в каких сегментах экономики Украины являются приоритетными для ЕБРР? Какое место в портфеле и инвестиционных приоритетах ЕБРР занимают проекты в сфере недвижимости и ритейла в Украине? Приоритетные для нас сегменты остаются неизменными уже несколько лет. Это сельское хозяйство, энергетический и финансовый секторы, IT, логистические и инфраструктурные проекты. Сегодня портфель реализуемых в Украине инвестиционных проектов составляет около 5 миллиардов евро. Примерно в такую же сумму оценивается объем завершенных проектов, то есть исторически (с 1993 года) мы профинансировали в Украине 343 проекта на сумму 10,94 миллиарда евро. К сожалению, проекты в сфере недвижимости мы финансируем довольно редко. Особой проектной активности в этом секторе не наблюдается. Назовите активные проекты ЕБРР в сфере строительства и недвижимости Украины. В 2013-2014 годах были заключены сделки с компаниями Multi Veste Ukraine и Arricano Real Estate по строительству торгово-развлекательных центров Forum Lviv во Львове и «Проспект» в Киеве соответственно. В феврале 2015 года состоялось подписание меморандума между Национальным комитетом реформ и ЕБРР о создании проектного офиса для координации, разработки и внедрения реформ на территории Украины. Как Вы оцениваете эффективность внедрения реформ в Украине? Какие приоритеты, по Вашему мнению, должно расставить правительство страны на сегодняшний день по сфере и внедрению реформ? Национальный совет реформ, который поддерживает ЕБРР, – это новое важное начинание, но говорить о его эффективности пока, пожалуй, рано. Что касается собственно реформ, то, наверное, самыми важными для страны являются реформы в энергетическом секторе, в частности, те, которые связаны с НАК «Нафтогаз Украины». Они включают в себя разукрупнение компании и реформирование тарифов. Украине также необходимо провести ряд административных реформ с целью повышения эффективности работы государственных органов. Кроме того, следует упомянуть о децентрализации власти и переходе на электронный документооборот. Стране также нужна действительно независимая судебная система. Наконец, следует улучшить ситуацию с применением уже принятых законов. Антон Усов, старший советник по внешним связям ЕБРР в Украине ФОТО: ЕБРР Однако, есть и позитивные изменения. Так, хотелось бы отметить успешную работу НБУ по реформированию банковского сектора: за прошлый год в стране было сокращено количество банков за счет ликвидации проблемных финучреждений или перевода их в режим внешней администрации. Приняты законы, стимулирующие прозрачность банковской системы, раскрывающие реальных владельцев финучреждений и противодействующие кредитованию связанных лиц. Сейчас в Украине, пожалуй, наиболее профессиональное правительство из всех, с которыми мы работали, но перед ним стоят сложнейшие задачи. Реформы нужны уже сейчас, и они должны быстро дать результаты. Украина, по сути, не имеет времени на размышления и планирование. В то же время качество не должно быть принесено в жертву количеству и скорости. Здесь необходим правильный баланс. Какие бизнес-рекомендации и советы Вы могли бы дать девелоперским компаниям, которые работают в сфере недвижимости Украины по вопросам расстановки приоритетов и привлечения инвесторов в современное непростое для всей страны время? Откровенно говоря, в такой ситуации трудно давать советы, поскольку ее постоянное изменение требует новых оценок и решений. Многие украинские девелоперы все еще должны решить вопросы реструктуризации/консолидации, и только потом можно говорить о поиске нового финансирования. В 2012 году обсуждалась возможность финансирования проектов в сфере модернизации сферы ЖКХ в 15 городах Украины. Какова судьба этого проекта? Входит ли он еще в список активных? Работа с украинскими муниципалитетами – это важная часть деятельности ЕБРР. На данный момент мы активно реализуем проекты в сфере ЖКХ в Черновцах, Полтаве, Одессе, Киеве и Львове. Кроме того, на этот год есть планы подписать договоры по реализации 4-5 проектов в таких сферах как система отопления, освещение, транспорт. Каковы прогнозы ЕБРР касательно экономического развития Украины на перспективу 2015-2016 годов? Экономика региона и Украины в частности продолжит подвергаться влиянию геополитических рисков, связанных с конфликтом на Востоке страны и неблагоприятными эффектами, распространяющимися из России. Как результат, Украина на протяжении всего 2015 года будет испытывать постоянное макроэкономическое и финансовое давление. Ожидается, что ВВП Украины в текущем году сократится на 7,5%, что означает ухудшение предыдущего прогноза в январе 2015 года, когда сокращение экономики оценивалось в 5%. К сожалению, также существуют предпосылки для пересмотра и этого прогноза. На Украину крайне отрицательно влияют дестабилизация в восточных областях, необходимая жесткая экономическая политика, скачки коммунальных тарифов и продолжающееся сокращение объемов кредитования. Эти факторы, равно как и обесценивание национальной валюты, обусловят сохранение давления на экономику в текущем году. Если предположить, что ситуация с безопасностью не ухудшится и что программа МВФ продолжит выполняться, а другие значительные риски не материализуются, то в Украине может быть отмечено восстановление роста экономики в 2016 году.