Джон Фотиадис: «Для архитектора важно быть креативным»

Проект башни Trump Tower в Батуми (Грузия) проект: JOHN FOTIADIS ARCHITECT Джон, скажите, насколько сложно было запускать собственный бизнес в разгар кризиса в 2009 году, когда было создано АБ John Fotiadis Architect? До того, как создать свою компанию, я работал в известном архитектурном бюро в Нью-Йорке. Работая в этой компании, я участвовал во многих международных проектах, благодаря чему завязал много контактов в разных странах мира – Катар, Украина, Панама, Корея, др. Когда у компании начались проблемы в кризисный период, многие проекты стали закрываться. Я ушел из компании в декабре 2008 года. У меня был выбор – или присоединиться к другим безработным архитекторам в Нью-Йорке, или посмотреть, могу ли я начать свой собственный бизнес. Я связался с разными компаниями, с которыми работал ранее. Некоторые из них были заинтересованы в сотрудничестве со мной, и это ободрило меня, дало стимул продолжать работу. Одной из таких компаний была украинская девелоперская компания «ЭСТА Холдинг», с которой я работал ранее, и она стала моим первым клиентом в Украине. Озвучьте, пожалуйста, спектр основных услуг, предоставляемых компанией John Fotiadis Architect. Основные услуги, которые мы предоставляем, – архитектурное проектирование, дизайн интерьеров, разработка генеральных планов. Основная наша специализация – высотные жилые объекты. Какие из этих услуг сегодня наиболее востребованы на международных рынках? Все зависит от региона. Например, Турция в данный момент – преуспевающий, растущий рынок, и как результат, проекты, которые сейчас реализуются в стране, в большинстве своем крупные. Девелоперы, которые работают на турецком рынке, заинтересованы в генеральных планах развития территорий больше, чем просто в услугах по проектированию, поскольку они мыслят более масштабно касательно размеров своих проектов. Также в стране развивается много проектов многофункциональных комплексов. В Украине наши услуги сконцентрированы больше на архитектуре. Мы сделали несколько проектов в сфере жилой и коммерческой недвижимости. Рынок недвижимости Нью-Йорка все еще ощущает на себе влияние кризиса. Он понемногу оживает. Несмотря на постепенное восстановление финансовых рынков, эти тенденции еще не до конца воплотились на рынке недвижимости. Когда Вы открыли офис в Киеве? У нас нет официального представительства в Киеве. Мы арендуем небольшое помещение по ул. Владимирской, где могли бы встречаться с нашими клиентами, а не организовывать встречи в лобби гостиниц или в офисах клиентов. Возможно, мы откроем представительский офис, если увеличится объем работы в стране. На данный момент у нас нет штата сотрудников в Украине. Мы рассматривали возможность привлечения людей, которые бы помогали нам здесь на внештатной основе. Мы делали так раньше и будем привлекать фрилансеров в будущем в зависимости от требований определенных проектов. Полноценный штат сотрудников мы сформируем, если будет достаточное количество проектов, которые позволят его содержать. Расскажите о сложностях, с которыми компания столкнулась, выходя на рынок Украины. Ничто не дается легко. Я думаю, что в каждой стране любой вид бизнеса начинается с личных контактов. К тому же людям необходимо мыслить в одном направлении, если они хотят вместе работать. Поэтому я считаю, что с самого начала мне удалось найти этот контакт, связь с нашими клиентами. Единственная трудность, разочарование, с которым сталкивается архитектор, – это практическая реализация проектов, над которыми он работал. Он может работать над десятью концепциями и, возможно, только одна из них воплотится в жизнь. Сегодня, в связи с финансовым кризисом, эта проблема усугубилась, потому что девелоперам сложнее найти финансирование и это происходит дольше. С подобной проблемой архитекторы сталкиваются повсюду, будь это Грузия, Украина или США. В данный момент очень быстро строить объекты могут только те, у кого есть капитал. Проект интерьера в МФК «Андреевский Плаза» в Киеве проект: JOHN FOTIADIS ARCHITECT Как Вы думаете, ситуация скоро изменится? Надеюсь, да. В последние два года в Нью-Йорке было очень трудно. Сегодня наконец-то мы начинаем видеть некоторую активность. Если ты архитектор, который работает на девелоперов на рынке в стадии активного развития, ты получаешь большое количество телефонных звонков, потому что девелоперы хотят делать технико-экономические обоснования, они смотрят вокруг в поисках новых возможностей. В данный момент мы получаем входящий телефонный звонок не чаще одного раза в месяц. В хорошие времена на хорошем рынке ты получаешь около 10 звонков ежедневно. Назовите основные проекты компании. Над какими проектами Вы сегодня работаете? В данный момент мы работаем над проектами в США, Украине и Грузии. Поскольку наша компания является молодой – нам только три года, – в портфолио еще нет реализованных проектов. Некоторые находятся на этапе строительства, некоторые – пока только на бумаге. Среди всех наших проектов наиболее крупным и значимым является, пожалуй, Trump Tower в Батуми (Грузия). Площадь участка, на котором осуществляется девелопмент, составляет 6 гектаров. Проект Trump Tower включает ритейл, который разместится перед пристанью для яхт. Также проектом предусмотрена 47-этажная жилая башня. Мы разрабатываем генеральный план проекта, проектируем торговые и жилые площади. Для украинского рынка мы разработали целый ряд генеральных планов развития территорий и небольших проектов, таких как жилое здание, школа. Также наше бюро пригласили для разработки дизайна интерьеров коммерческих площадей, освещения и ландшафтного дизайна входной группы многофункционального комплекса «Пушкинский» в Донецке, девелопером которого является «ЭСТА Холдинг». Но, конечно, наиболее значимым и масштабным был проект МФК «Андреевский Плаза» на Андреевском спуске в Киеве. Мы не были единственным архитектурным бюро, которое работало над проектом. Но, вероятно, мы были архитекторами, которые больше всего работали над проектом в последнее время. «Андреевский Плаза», наверное, был для Вас большим вызовом, поскольку Андреевский спуск является историческим местом в Киеве. С самого начала работы над проектом я знал, что он вызовет дискуссии. Это был большой вызов, который заключался в необходимости разработки крупного здания, которое могло бы быть построено на этом участке, и при этом вписалось бы в окружающую застройку. Мы взяли общую форму здания, которое там первоначально располагалось, проанализировали фасады строения и окружающую среду – цвета, пропорции, различные ритмы и соотношения в размерах фасадов, и попытались внедрить эти принципы в новый проект. Но мы не хотели, чтобы здание выглядело карикатурой на историческое строение. Наш проект был современным, но новые фасады должны были соответствовать старой застройке и не нарушать окружающий контекст. Одна часть здания выходила непосредственно на Андреевский спуск, но оставшаяся никак его не задевала. Мы намеревались создать некое публичное пространство, общественную площадь, где люди могли бы отдыхать и встречаться друг с другом. С этой площади планировались главные входы в здание, которое было разработано в форме красивого стеклянного куба, напоминающего больше арт-галерею или культурный центр, чем офисное здание. Поскольку мы знаем, что Андреевский спуск очень богат на культурно-общественные места, мы хотели выразить подобную идею в этом проекте. Наше бюро было также приглашено для разработки дизайна всех интерьеров общественных помещений в комплексе. ДЖОН ФОТИАДИС фото: JOHN FOTIADIS ARCHITECT Дата рождения: 28 декабря 1963 года Место рождения: Нью-Джерси, США Место жительства: Нью-Йорк, США Образование: бакалавр архитектурного факультета Temple University (Филадельфия), магистр архитектуры и градостроительства Columbia University (Нью-Йорк) Карьера: собственная консалтинговая фирма, архитектурные бюро CKP и HLW в Нью-Йорке Должность: глава и основатель архитектурного бюро John Fotiadis Architect Семейный статус: женат, дочь Хобби и увлечения: искусство, культура, музыка. Насколько известно, из-за общественного резонанса компания «ЭСТА Холдинг» отказалась от реализации МФК «Андреевский Плаза» и планирует вместо него построить публичный арт-комплекс. Прокомментируйте данную ситуацию. Конечно, это всегда разочарование, когда проект, над которым ты работал долгое время, в итоге не будет реализован. Тем не менее, очевидно, что мнение общественности, правильное оно или нет, было высказано достаточно очевидно и категорично. Стало понятно, что общественность не хочет видеть здание такого масштаба и функционального назначения на Андреевском спуске. У нас состоялся разговор с нашим клиентом, когда мы узнали о новостях касательно проекта. Я понимаю, что «ЭСТА Холдинг» действительно планирует другое применение участка в данном контексте. Однако я не могу комментировать сейчас ситуацию, поскольку не думаю, что уже есть четкий план этого нового использования. Мы всегда находимся на стороне нашего клиента, и в данной ситуации пытались помочь всеми возможными способами. Мы любим этот город и хотим сделать свой вклад в его положительное развитие. Вы сотрудничаете с украинскими архитекторами и архитектурными бюро? Да, конечно. У нас был достаточно интересный и положительный опыт сотрудничества с целым рядом архитекторов во время работы над различными проектами в Украине. Как архитектурное бюро мы можем разработать концепцию проекта, и если она клиенту нравится, проект продвигается. Если проект получает одобрение города, привлекается местный архитектор, который берет нашу работу, адаптирует ее к местным нормам и получает всю разрешительную документацию. Мы работали с офисом Сергея Целовальника. Также я знаком с Сергеем Бабушкиным. Совсем недавно мы работали с архитектурной мастерской «Тектоника». Как Вы можете оценить профессиональный уровень украинских архитекторов? Архитекторы обычно являются производными двух факторов. Первый из них – система образования, поскольку она учит их, собственно, быть архитекторами. Второй – практический опыт. Я считаю, что если есть некоторое ограничение в деятельности украинских архитекторов, или спектр видов их деятельности очень узок, это является показателем того, что они в итоге могут продемонстрировать. Когда архитектор работает на международных рынках, имеет различные группы проектов, это помогает ему совершенствовать навыки и повышать квалификацию. Когда мы начинали работать с местными архитекторами, мы учились у них и, со своей стороны, также могли дать им дополнительные знания. Я считаю, что архитекторы в Украине очень уверены в своих силах и хотят расширять свою деятельность, поэтому их профессиональный уровень не является вопросом ограничений, а скорее возможностей, которые у них есть. Назовите Ваших клиентов на украинском и международном рынках. В Украине мы работали с компаниями различного масштаба и специализации, но все они девелоперы. Среди наших клиентов – SK Development, Aisi Capital, «ЭСТА Холдинг» и др. На других рынках нашими клиентами являются The Trump Organization, Silk Road Group, Silverstein Property и большое количество девело-перов в Нью-Йорке, которые занимаются развитием проектов высотных жилых зданий. Расскажите об основных трудностях в работе с клиентами. Я считаю, что наиболее просто работать с опытными клиентами, которые знают, чего хотят. Они понимают рынок, сущность здания, которое они намерены построить. Вы сталкиваетесь с трудностями, когда работаете с клиентом, который не знает, чего хочет. Вы не можете быть медиумом, не можете проникнуть в разум клиента и понять, какой тип здания он в конечном итоге хочет построить. Как правило, это результат того, что люди менее опытны. Другая проблема, с которой мы часто встречаемся, – работа с компаниями, где слишком много начальников. Тогда вам приходится быть больше психоаналитиком, чем архитектором, поскольку видение проекта неясно, и приходится тратить много времени, разрабатывая различные версии проекта. Расскажите нам об особенностях «зеленых» проектов. В США «зеленые» проекты уже не рассматриваются сегодня как опции – они стали массовыми, частью стандартного процесса проектирования. Если вы внедряете экологически рациональные идеи в здание, то снижаете затраты на его содержание в течение жизненного цикла. Конечно, вы понесете немного большие затраты при строительстве «зеленого» объекта, но если планируете оставить данный актив у себя на балансе, операционные затраты в течение жизни здания могут быть уменьшены благодаря работе проектировщиков. Конечно, это менее убедительные аргументы для того, кто планирует построить объект и продать его, поскольку такие компании не заботят аспекты жизненного цикла здания в длительной перспективе. Проект интерьера в МФК «Пушкинский» в Донецке проект: JOHN FOTIADIS ARCHITECT Как Вы думаете, когда проекты «зеленых» зданий получат широкое распространение в Украине? Что необходимо для интенсификации данного процесса? Люди должны понимать, какие преимущества им дает «зеленое» здание в отношении его управления в дальнейшем. Некоторые девелоперы должны стать пионерами в реализации этих идей, и однажды несколько «зеленых» проектов будут реализованы в Украине. А когда есть практические примеры, процесс активизируется. Какие планы у Вашей компании на 2012-2013 годы? На каких рынках Вы планируете работать и развиваться в этот период? В данный момент в нашем офисе в Нью-Йорке работает десять человек. И мы хотели бы расширяться, становиться более известными на рынке. Я думаю, это произойдет, когда наши проекты на этапе строительства будут реализованы. Среди наших планов – экспансия на украинском рынке. Мы думаем, что у страны большой потенциал. Украина очень интересна для нас, поскольку является также своеобразными «воротами» для нашего бюро – реализовав здесь проекты, мы можем продвигаться дальше в регионе. Также очень интересен Казахстан. У нас были предварительные обсуждения касательно проектов в этой стране. Также большой интерес представляет Азербайджан. И, конечно, Грузия, где мы уже сейчас работаем над рядом проектов высокого уровня. Восточная Европа и Азия, однозначно, имеют большие перспективы и возможности для девелопмента. Эта часть мира становится сильнее, поскольку финансовые центры передвигаются. Традиционно Гонконг, Лондон, Нью-Йорк считались финансовыми столицами мира. Однако деньги постепенно передвигаются из этих территорий, и страны, которые традиционно не считались богатыми, привлекают сегодня большой капитал. Расскажите о современных архитектурных тенденциях, которые наблюдаются сегодня на международных рынках недвижимости. На конкурентных рынках клиенты всегда уделяют много внимания возможной added value здания, и архитекторы должны быть очень креативными, чтобы создать продукт, который клиент может продать или сдать в аренду. В проектировании жилых объектов добавленная стоимость создается с помощью различных дополнительных удобств, иногда это также размер юнитов, отделка и т.д. Дизайн офисных зданий также должен предполагать дополнительные удобства. Когда ваш офис посещают клиенты, вы не хотите стесняться месторасположения собственного офиса. Вы хотите иметь симпатичное, чистое, привлекательное окружение, чтобы клиенты, заходя к вам, ощущали ваш успех. Вот что на самом деле хотят клиенты – они хотят такую архитектуру и дизайн, которые позволят им выглядеть очень привлекательными и успешными. Четкость в дизайне также очень важна. Вы не можете иметь офис, в котором непонятно, где, собственно, находится центральный вход. Это очень большая ошибка. Центральный вход в успешный офис должен быть виден с расстояния 500 метров. К примеру, в Киеве большое количество жилых зданий были переоборудованы в офисные помещения. И это превращается в целую комедию, когда, приходя на встречу с клиентами, я несколько раз должен обойти здание в поисках центрального входа.