Дорогие читатели!





Тему номера первого летнего выпуска «Commercial Property» этого года мы решили посвятить фундаментальной проблеме, в той или иной мере характерной для всех крупных городов мира, независимо от географического расположения и социально-экономических условий, – градостроительству. В рамках статьи «Генеральный план Киева: формальность или основа развития?» приведены результаты критического анализа основного документа, который будет регулировать застройку Киева до 2020 года. Утвержденный в начале этого года Генеральный план можно назвать всеобъемлющим и комплексным документом, затрагивающим ключевые социально-экономические условия развития столицы и определяющим стратегические направления их разрешения с точки зрения градостроительства. В нем, как и подобает Генеральному плану застройки столицы крупнейшего в Европе государства, учтено множество аспектов, которые при условии эффективной реализации стратегического видения застройки Киева на практике (правила застройки, детальные планы территорий, схемы развития инфраструктуры и т.д.) позволят достичь существенного улучшения экологической ситуации в городе, а также повышения качества и количества жилого фонда, уровня обеспеченности жителей столицы рекреационными зонами, зелеными насаждениями, школами, детскими садами, здравоохранительными и образовательными учреждениями и многим другим – всем тем, что в целом определяет уровень жизни. Кроме того, существенное внимание разработчики Генплана уделили развитию инженерной и транспортной инфраструктуры, выносу промышленных зон, реконструкции и уплотнению существующей застройки, а также направлениям территориального расширения границ Киева.
Все это позволяет поставить Генеральный план застройки Киева в один ряд с аналогичными документами европейских и мировых городов, однако, несмотря на всю значимость и позитивность Генплана, нельзя критически не отметить ряд моментов, затронутых в нем, и вопросов, наоборот, оставшихся вне внимания его разработчиков, однако достаточно значимых для социально-экономического развития столицы Украины. Речь идет, прежде всего, о неучтенности вопросов по развитию коммерческой недвижимости и, в первую очередь, в офисном и торговом ее сегменте. Сомнения также вызывает реальность допущений, положенных в основу генерального планирования, – стабильность численности населения столицы Украины, возможность расширения границ Киева за счет территорий Киевской области, а также способность государства профинансировать столь масштабные планы по развитию инфраструктуры и территорий промышленных зон и/или привлечь для этих целей частный капитал.
Как показывает опыт крупнейших городов мира, от гибкости и продуманности градостроительной политики, стержнем которой является генеральный план, зависят не только социально-экономические, но и психологические условия жизни. Негармоничная застройка, ее излишнее уплотнение, чрезмерная стандартизация архитектуры – вот то немногое, что вызывает внутренний протест у конечных пользователей результатов труда архитекторов и градостроителей – непосредственно жителей города. Специфику и важность труда градостроителей определяет также тот факт, что, в случае ошибок или просчетов, с его негативными последствиями приходится мириться нескольким поколениям, а их исправление сопровождается огромными социально-экономическими затратами.
С уважением,
Юрген Фрюшютц
Издатель «Commercial Property»