Дмитрий Андриевский: «Будущее – в подземной инфраструктуре»




Дмитрий Андриевский, президент концерна «Киевподземдорстрой»
фото: Олег Герасименко

CP: Расскажите, пожалуйста, на каких видах работ специализируется концерн «Киевподземдорстрой»?
Основными работами, на которых специализируется концерн «Киевподземдорстрой», являются строительство и реконструкция киевских подземных инженерных сетей. Мы строим канализационные коллекторы, водоводы, газопроводы среднего и низкого давления, теплотрассы.
CP: Каково состояние подземной инфраструктуры Киева и какие работы по ее модернизации планируются концерном в ближайшее время?
Первые нитки городского водопровода были построены на деньги инвесторов по заказу Городской Думы более 130 лет назад. Канализация проложена чуть позже – ей 110 лет. В то же время, эти сроки достаточно значительны для таких сложных инженерных систем. И сейчас в Киеве еще эксплуатируются водопроводы и канализации, которые были построены более 100 лет назад.

В целом, состояние инфраструктуры Киева я бы оценил как удовлетворительное. Однако город не стоит на месте, он динамично развивается. Киевской городской властью принята программа по реконструкции инженерных сетей, в том числе и канализационных, которые наиболее изношены и требуют замены.
Эта программа постепенно выполняется, ежегодно обеспечивается соответствующее финансирование за счет городского бюджета. Вместе с тем, значительный объем инфраструктуры строится за инвестиционные деньги.
CP: Подземные работы – это специфический, объемный и дорогостоящий вид деятельности. Кто, как правило, выступает вашими заказчиками?
Мы работали с «Центром агропромышленных технологий» при строительстве выставочного центра «КиевЭкспоПлаза», других крупных выставочных центров площадью в несколько десятков тысяч метров. Среди наших заказчиков – ЗАО «Международный выставочный центр», ООО «Metro Cash & Carry Украина», ООО СП «Основа-Солсиф», ООО «Основа-Солстрой». Сегодня мы работаем с ООО «Фирма Дубль W Киев», которая строит гостиницу Radisson SAS по улице Ярославов Вал, начинаем интересные объекты в Харькове.
Мы также выполняем большой объем работ, финансируемых из городского бюджета: это заказы АО «Водоканал», районных горадминистраций. Концерн постоянно участвует в тендерах, и среди последних наиболее крупных, выигранных нами, – строительство коллектора по улице Российской, водоснабжение жилых массивов Осокорки и Рембаза.
CP: Концерн «Киевподземдорстрой» на рынке данного вида услуг является крупнейшим в Киеве и в Украине. Насколько вероятно, по Вашему мнению, в перспективе ближайших лет появление в Киеве конкурирующих компаний?
Конкуренция существует и сегодня. В Киеве еще со времен СССР остался целый ряд крупных организаций с мощным производственным потенциалом. В частности, наш концерн является наследником компании «Киевподземдорстрой-1», в Киеве успешно работает компания «Киевподземдорстрой-2». Кроме того, существует большое количество более мелких, в том числе и частных компаний, специализирующихся на строительстве инженерных сетей. Это естественно – конкуренция является своего рода движущей силой, она заставляет направлять дополнительные ресурсы на закупку новой техники, разработку и применение новых технологий в строительстве.
Данный рынок услуг очень емкий, его объем можно оценить в сотни миллионов гривен. Поэтому вполне возможно, что к строительству подземных инженерных сетей будут проявлять интерес и иностранные инвесторы. Скажем, в Германии, на переговорах с компанией Herrenknecht, высказывалось мнение о создании в Украине их производственного подразделения.
CP: Как Вы можете охарактеризовать уровень развития и возможностей отечественного рынка данного вида услуг по сравнению с западным?
На отечественном рынке, на мой взгляд, существуют две проблемы. Первая – это техника, которую мы эксплуатируем. К сожалению, в Киеве, как и вообще в Украине не выпускается оборудование для подземных работ, соответствующее современным требованиям. Возможно, это связано с невостребованностью его на рынке и, как следствие, неразвитостью промышленного производства. «Киевподземдорстрой» – одна из немногих организаций в Киеве, которая эксплуатирует сегодня современную технику. К сожалению, мы вынуждены закупать ее на Западе, поддерживая таким образом зарубежного, а не отечественного производителя.
Вторая проблема – это крайне низкий уровень материалов, и в первую очередь – трубной продукции отечественного производства. Однако здесь обратная ситуация. Предприятия, производящие трубную продукцию и железобетон, перегружены ввиду строительного бума, который сегодня наблюдается в Киеве. Мы постепенно подходим к решению этой проблемы. При нашем содействии в Киеве в ближайшее время будет введен в эксплуатацию завод по производству принципиально новой трубной продукции, аналогов которой в Украине нет. При этом учитывается специфика, связанная с рыночным компонентом – объемом производства. На сегодняшний день крупным и, вероятно, единственным потребителем такого рода продукции является концерн «Киевподземдорстрой». Сегодня все материалы, используемые нами при применении микротоннельного комплекса компании Herrenknecht, привезены из Германии. Небольшую партию мы закупили в России, где есть завод по производству подобной продукции. Однако нас это качество не удовлетворило, поэтому пришлось везти трубы даже не из Польши и Турции, а из Германии.
Мы приглашали в Киев наших западных партнеров, эксплуатирующие организации, строителей и представителей компаний, которые производят соответствующее оборудование. В целом уровень инженерно-технического состава концерна, по оценке наших коллег, очень высокий. В Германии у нас есть договора с профильными учебными заведениями, в которые мы регулярно направляем на учебу наших специалистов.
CP: Известно, что Ваш концерн в сотрудничестве с АО «Киевпроект» и «Киевавтодором» работает над программой строительства в Киеве нескольких автодорожных тоннелей. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой программе.
Если говорить о транспортной инфраструктуре, то, исходя из мирового опыта, мы понимаем, что наземные сооружения, мостовые переходы, эстакады – это уже вчерашний день. Будущее – в подземной инфраструктуре. Основные направления работы концерна в сфере транспортной инфраструктуры состоят именно в разработке проектирования подземных сооружений. Неоднократно в составе различных делегаций, в том числе с киевской мэрией, мы выезжали в Европу, были в Голландии, Германии, в ближайшее время планируем посетить Францию. Эти поездки связаны с изучением строящихся и уже эксплуатирующихся тоннельных переходов. В Голландии нас заинтересовал переход длиной более 7 километров между островами. Мы знаем, что для Голландии – страны, большей частью находящейся ниже уровня моря, значительной проблемой являются высокие грунтовые воды. Для Киева это тоже очень важный вопрос, поэтому мы уделили данному объекту особое внимание. Несколько таких объектов, в том числе строящихся, мы видели в Германии, общались с компаниями, которые производят соответствующее оборудование.
Мы также принимаем участие во многих специализированных выставках. Однако необходимо подчеркнуть, что оборудование для строительства подобных инженерных сооружений диаметром 14 метров и более является уникальным и на выставках может быть представлено только в виде макетов. На проектирование и создание такого оборудования уходят годы. Подобный комплекс был использован, к примеру, при строительстве Лефортовского тоннеля в Москве.
На сегодняшний день в Киеве планируется построить 7 транспортных тоннелей в дополнение к мостовым переходам через Днепр, в том числе тоннели в центральной части города, которые соединили бы улицы, используя рельеф Киева. Ориентировочно это может быть тоннель от площади Победы до бульвара Леси Украинки, переход от Подола к площади Славы. Строительство наземной крытой магистрали планируется осуществить на Набережном шоссе.
Я думаю, что в ближайшее время КГГА и соответствующие проектные организации предоставят интересные и перспективные разработки в этом направлении. Это большая серьезная программа, и для того, чтобы представить себе в полном объеме финансовую нагрузку на городской бюджет и просчитать все экономические показатели, ведутся предпроектные проработки. В отношении перспективы финансирования, я думаю, что можно было бы задействовать смешанное финансирование за счет городского бюджета и за счет привлекаемых киевской властью международных организаций.
Мы знаем о том, что город активно выходит на рынок займов, например, был осуществлен займ на 200 миллионов долларов. Вероятнее всего, под строительство тоннелей будет реализована программа международных городских займов. Наши западные партнеры с пониманием относятся к подобного рода проблемам города, и предварительное их согласие по поводу финансирования таких проектов уже есть.
CP: Какие, на Ваш взгляд, существуют сложности в реализации данной программы?
На сегодняшний день существуют сложности, связанные с проектной документацией по строительству тоннелей. В Украине когда-то очень давно были наработки, и даже сегодня в районе Гидропарка сохранились полуразрушенные остатки тоннеля, который строился еще в предвоенные годы. Однако в последнее время сколько-нибудь серьезных работ в проектной документации не велось. Определенные сложности в проектировании влекут за собой ограниченный выбор оборудования для подобного строительства, из-за чего приходится рассчитывать на западные аналоги. На сегодняшний день нам известна предварительная стоимость Подольского мостового перехода. По расчетам немецких партнеров, стоимость тоннельного перехода сопоставима с мостовым. К тому же строить мост очень долго, необходимо выделять значительные участки под организацию подъездных путей. Тоннельный переход, если выполнять его по известным нам расчетам, можно построить в 2-2,5 раза быстрее. Однако необходимо оговорить, что мостовой переход будет двухъярусным для движения поездов метро и автомобильного транспорта. Достичь многоярусности в тоннеле сложно. Для легкового транспорта такой многоуровневый тоннель построен во Франции, и в ближайшее время мы планируем с ним ознакомиться. Еще одна проблема – сложившиеся стереотипы. Мост – это понятно и привычно, а тоннели – дело новое даже для Европы, но при этом – очень перспективное. Думается, что уже в течение этого года поступят предложения по строительству тоннелей от киевских проектных организаций.
CP: Как вы считаете, сохранится ли актуальность строительства тоннельных переходов под Днепром после ввода в эксплуатацию двух новых мостов, работы по которым уже начаты в Киеве?
Расчеты, сделанные специалистами, показывают, что даже с вводом этих мостов в эксплуатацию потребность Киева в мостовых и тоннельных переходах через Днепр сохранится. Новые мосты будут находиться в противоположных точках Киева и «замкнут» условное кольцо города, так как полноценной окружной дороги в Киеве до сих пор нет. Более того, мы ведь сегодня говорим только о Киеве, а необходимо помнить о том, что Днепр – это магистральная, судоходная река, которая практически делит Украину на две части, а мостовые и тоннельные переходы в перспективе будут очень важны и востребованы. Поэтому сейчас есть смысл разрабатывать документацию и готовиться к работам по созданию тоннелей под Днепром.
CP: Приблизительно в каких местах могут быть построены тоннели?
На этот счет существует несколько проектных разработок. Это может быть место между ныне строящимся мостом и мостом Метро, также возможно строительство тоннеля за Южным мостом, который замкнет окружную дорогу. Однако, окончательно место еще не выбрано и над этим думают проектировщики. Для принятия решений будет важна оценка гидрогеологических условий Киева. Весь вопрос в цене такого строительства, а потом – в эксплуатации. Это также немаловажно, так как эксплуатация тоннелей очень дорогостоящая, в них предусмотрена сложнейшая система пожаротушения и вентиляции. В странах Европы при тоннелях созданы специальные службы с центром управления, десятками камер слежения, с сотнями датчиков, контролирующих работу этой сложной системы.


КОНЦЕРН «КИЕВПОДЗЕМДОРСТРОЙ»
Свою историю концерн ведет с 1936 года. За это время предприятие реорганизовывалось, меняло название и некоторые направления деятельности. С 1998 года концерн объединяет несколько самостоятельных управлений на правах холдинга: ООО «Управление по строительству тоннелей и подземных сооружений специального назначения»; ООО «Киевподземстрой»; ООО «Укртоннельстрой»; ООО «Интеко-Холдинг».
Концерн «Киевподземдорстрой» выполняет работы по строительству и реконструкции инженерных коммуникаций: канализационных коллекторов глубокого и мелкого заложения, водопровода, ливневой канализации, теплотрасс; устройству бетонных высокопрочных промышленных полов с применением технологии вакуумирования, работы по антикоррозийной защите железобетонных и металлических конструкций, емкостных сооружений в агрессивной среде.
Работы ведутся методами щитовой (микротоннелирование) и штольневой проходки, методами продавливания и горизонтального бурения. Концерн может выполнять работы повышенной трудности с использованием специальных методов водопонижения, замораживания, искусственного укрепления слабых грунтов.
Персонал концерна составляет 1200 специалистов.


МИКРОТОННЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС AVN1200C
Осенью 2003 года концерн «Киевподземдорстрой» приобрел микротоннельный комплекс AVN 1200C фирмы Herrenknecht (Германия) для строительства подземных коммуникационных коллекторов. Стоимость комплекса составляет около 10 миллионов гривен. Комплекс применяется в любых гидрогеологических условиях. Его технология не требует присутствия человека в опасной зоне под землей, он полностью автоматизирован, весь процесс проходки контролируется из операционного контейнера, который находится на поверхности. Микропроцессорная техника и лазерное ориентирование обеспечивают точность проходки до сантиметра. Комплекс AVN 1200С позволяет осуществлять проходку участков трассы коллектора длиной до 250 метров с использованием специальных железобетонных труб внутренним диаметром 1490 миллиметров и длиной 3 метра. Обслуживается комплекс бригадой из 7 специалистов.
Технология микротонеллирования, используемая концерном, позволяет вдвое ускорить темпы укладки трубопроводов, почти на 10% уменьшить их стоимость и значительно повысить качество строительства. По данной технологии концерн «Киевподземдорстрой» осенью 2003 года выполнил пилотный проект на участке протяженностью 252 метров канализационного коллектора по улице Алма-атинской. Сейчас уже пройдено 600 метров и на 2004 год запланировано 2 километра проходки.