Для кого строим Киев?




Детские площадки в Киеве становятся все более редким явлением
фото: Олег Герасименко

Ги Перри, директор международного архитектурного бюро INVI, по роду своей деятельности имеющий возможность сравнивать градостроительную политику в разных странах, предостерегает киевских градостроителей от подобных ошибок: «В городах, где главенствовала идея получения прибылей, а не улучшения качества жизни населения, некоторые компании и отдельные лица действительно получили немалые прибыли от инвестиций в строительство. Поступили и отчисления в городские бюджеты, но жизнь для большинства населения этих городов не стала лучше, а в ряде случаев даже ухудшилась».
В соответствии с канонами классического менеджмента, управление в строительстве, как и в любой другой сфере, должно основываться на системном подходе, в рамках которого решаются две задачи: прямая и обратная. Прямая – организация последовательности работ и мероприятий по достижению поставленной цели, обратная – получение ответа на вопрос: «Кому это нужно? Чьим интересам будет служить полученный результат?».
Очень часто, причем не только в отечественных условиях, интересы города являются некой абстрактной идеей, главенствующей над интересами большинства живущих в нем людей.


КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО, В КАКИЕ ГОРОДА?
Город должен быть настоящим домом для всех его жителей – детей, людей молодых и зрелого возраста, стариков, инвалидов. Но самые главные жители города – дети, потому что сегодняшние дети определяют наше завтра. Какими мы их вырастим, таким и будет будущее каждого из нас, города и всей страны.
Задаемся ли мы вопросом о том, хорошо ли живется в нашем городе детям? Есть ли для них в городе жизненное пространство? Для самых маленьких оно выделено в виде детских площадок. Не будем описывать состояние большинства из них – оно отражает уровень нашей культуры городского общежития.
Киевляне, побывавшие в Западной Европе и США, знают о специальных мягких покрытиях на детских площадках, защищающих от ушибов при падении, о том, что никто не выгуливает на детских площадках собак, и возле каждой площадки в парке есть приспособленный для детей туалет. Так что у нас есть ориентиры для развития.
Психологи утверждают, что с высоты своего роста взрослым трудно понять детей, которые по-другому видят мир, и советуют, общаясь с маленькими детьми, приседать на корточки. Так легче понять, что чувствует малыш, воспринимающий окружающий мир на уровне своих глаз. Может быть, и людям, определяющим градостроительную политику, стоит хотя бы изредка приседать на корточки возле элитных домов в центре Киева, на детских площадках Позняков, соседствующих с автомобильными стоянками, чтобы лучше прочувствовать, как живется малышам в нашем городе?
Малыши вырастают, становятся подростками. Для нормального физического и психического развития им необходимо уже большее жизненное пространство. Есть ли оно в нашем городе? Пожалуй, только в районах пятиэтажной застройки, где подростки на сегодняшний день еще могут удовлетворять заложенную в них природой потребность в физической активности. Однако уже в ближайшем будущем городские власти планируют реконструировать и уплотнить эти территории; соответствующий законопроект (нужно отметить, весьма неоднозначный) уже принят Верховной Радой. (Материал, посвященный анализу возможностей реализации планов киевской власти по реконструкции устаревшего жилого фонда, читайте в одном из следующих номеров «СР» – ред.)
На Оболони и Троещине также достаточно простора, но в планировке современных районов уже упущено что-то очень важное. Так, психологи отмечают, что среди однообразных домов, не имеющих очерченной придомовой территории, своего двора, человек, особенно ребенок, чувствует себя неприкаянным. У него возникает чувство потерянности, не всегда осознаваемое, но, тем не менее, негативно влияющее на психологическое состояние, а, значит, и здоровье.
На жилых массивах и в микрорайонах более поздней застройки места для подростков уже нет. Видимо поэтому многие из них большую часть свободного времени проводят дома перед телевизорами, за домашними компьютерами, в компьютерных клубах или залах с игровыми автоматами.
Последствия сложившейся градостроительной политики красноречиво отражаются в статистике Министерства здравоохранения Украины. Конечно, на здоровье детей влияет не только отсутствие достаточного объема жизненного пространства и, как следствие, недостаточность физической активности на свежем воздухе, но и (как и на здоровье взрослых) не утепленные, промерзающие зимой и душные летом панельные дома, недостаток зелени и инсоляции, проникающий с улицы постоянный шум, загрязненный воздух, некачественная питьевая вода, несбалансированное питание и многое другое.
Однако, особую важность двигательной активности, ее определяющую роль во многих процессах жизнедеятельности человека нам, по-видимому, еще предстоит осознать. Например, американский врач Пит Эгоскью, много лет исследовавший роль движения в сохранении и восстановлении здоровья людей, автор уникальной лечебной методики, позволяющей излечивать самые тяжелые заболевания путем восстановления двигательной активности, отмечает, что организм человека может развиваться полноценно только в движении. В частности, по его словам, без достаточной двигательной нагрузки не могут в полной мере усваиваться кальций и витамины.
В некоторых французских фильмах 30-35-летней давности можно увидеть, как парижские дети играют на уличных стоянках, бегая между автомобилями. Другого места для игры нет, все застроено. Совсем недавно Федеральный культурный фонд Германии в рамках проекта «Убывающие города» включил Париж в список вымирающих городов. Мы тоже к этому стремимся? Допустимо ли обеспечивать прибыльность инвестиций отдельных компаний и благосостояние отдельных лиц ценой вырождения населения собственной страны?
«Пространство в городе постепенно уплотняется и местами вовсе исчезает, – отмечает архитектор Георгий Духовичный. – Это результат переуплотнения застройки жильем, что, с моей точки зрения, совершенно недопустимо. Ликвидным в Киеве считается только жилье, соответственно этому убеждению застраивается город. Это градостроительная катастрофа. Потому что город строится без инфраструктуры, а первичная инфраструктура, доставшаяся нам по наследству, тотально уничтожается «приватизаторами на час», заменяющими все и вся салонами связи, элитных интерьеров, закрытыми офисами. Даже если архитекторы в проекте предусматривают первичную инфраструктуру, ее потом игнорируют инвесторы. Из запроектированной нами комплексной застройки пяти кварталов Подола не уцелела ни одна детская площадка, ликвидирована зона отдыха, на их месте теперь «самостроенные» металлические гаражи.
Новые жилые дома нередко ставятся на территории детских и спортивных площадок – кому-то кажется, что это свободные территории. На самом деле, это жизненное пространство, необходимое, чтобы человек чувствовал себя человеком.
Помочь может только правильная процедура выделения земельных участков. Участок не должно искать, а выбирать под определенный проект из тех, которые в городе зарезервированы для реализации целей и параметров, соответствующих проекту.
Необходим зонинг, четкая система ограничений и контроль их соблюдения, соблюдения нормативов по инфраструктуре.
Архитектор-профессионал не станет даже по требованию самого влиятельного клиента проектировать дом вне среды».


ЧТО НУЖНО ГОРОЖАНАМ?
Валентина Бондаровская, кандидат психологических наук, директор Международного гуманитарного центра «Розрада», рассказывает о том, что в 2002 году по заказу администрации одного из районов Киева был проведен опрос населения: «Мы спрашивали людей о том, как им живется в городе и что их волнует. С большим удивлением обнаружили, что на первом месте стоит проблема перегруженности города автомобилями, а на втором – та, которую подняли молодые жители Киева в возрасте 18-25 лет. Они жаловались, что им некуда деваться, что городская власть за них решила, как им проводить досуг, считая, что, кроме дискотек, им ничего не нужно. А, как оказалось, им необходимы клубы, где они могли бы играть в шахматы, в спортивные игры, проводить дискуссии, места для занятий спортом. Однако суть обеих проблем в том, что людям в городе и особенно в центральных районах, не хватает жизненного пространства.
Сегодня, три года спустя, из-за перегруженности города автомобилями они уже ездят даже по тротуарам. Киев становится городом для автомобилей, а не для людей. А молодежи фактически предоставлена только возможность пить кофе, пиво и стоять на углах. Большинство помещений, где раньше по месту жительства работали клубы, кружки, студии, группы здоровья для жителей разного возраста, проданы или сданы в аренду; спортивные площадки нередко застраиваются или становятся местом размещения автостоянок.
Для сравнения могу привести пример Канады. Один из своих недавних отпусков я провела в небольшом микрорайоне Монреаля. На его территории есть центр для молодых матерей-одиночек, где они могут получить помощь, консультации юриста и психолога. Работает центр для инвалидов. В местной библиотеке – специальное помещение, где могут собираться пожилые люди, просто для того, чтобы общаться. Есть сквер, где можно гулять, играть в подвижные спортивные игры. Речь не идет о глобальных общегородских или общерайонных центрах, куда людям, а тем более инвалидам, сложно добираться. Необходимое пространство и социальная инфраструктура есть у общины маленького микрорайона, и это жизненная повседневность. И если в Монреале сознательно создаются и поддерживаются условия для существования и развития местных общин, то именно это в настоящее время разрушается в Киеве.
Во всем мире сейчас стремятся к малоэтажной жилой застройке в окружении природы, у нас же скверы и парки уничтожаются ради строительства очередных многоэтажек. Из Киева создается каменный мешок. И ради чего уничтожается жизненное пространство, историческая среда? Ради чего киевлян лишают чистого воздуха, движения, ведь многие квартиры выкупаются, но не заселяются и даже не сдаются в аренду?


графика: СР
Источник: Институт генплана Киева

Нам нужно решить три задачи. Город должен быть городом для людей, а не для автомобилей. Людям, особенно молодым, необходимо жизненное пространство. А на третье место я бы поставила работу по формированию общинных отношений на уровне микрорайона, как это делается в развитых западных странах. Такие общины берут на себе решение многих социально значимых задач. Но, чтобы построить такую общинную инфраструктуру, нужны помещения и зеленые территории, которыми эти общины могли бы распоряжаться. Если мы разведем людей по стоящим окно в окно многоэтажкам, лишив их жизненного пространства, то, как психолог, я даже не берусь прогнозировать, до какого уровня агрессии может дойти наше общество».
Достаточно показательным может быть пример Германии, имеющей большой опыт создания юношеских туристических приютов, представляющих собой систему очень недорогих расположенных друг от друга на расстоянии однодневного пешего перехода «караван-сараев», в которых можно переночевать, помыться, позавтракать и поужинать. Сейчас такие приюты открыты во всех странах Европы и в США.
«Когда я работал в Германии, меня направили в командировку в Мюнстер, – вспоминает Георгий Духовичный, – чтобы я ознакомился с работой наиболее современного приюта из тех, что были построены в Западной Германии. В новой версии это уже не только приют, где могут останавливаться отдельные молодые люди и экскурсионные группы, а еще и клуб. Все приюты составляют также и сеть по обслуживанию инвалидов. Мюнстерский юношеский приют находится в 3-5-этажном здании. В нем есть залы для проведения конференций, помещения для занятий различными видами спорта. Всем этим пользуются не только здоровые молодые люди, но и инвалиды. Причем привозят их туда организованно».


ВЫ ЧЬЕ, СТАРИЧЬЕ?
Для скольких тысяч пожилых киевлян крутое крыльцо без перил и несколько крутых ступенек в подъезде, по которым нужно подняться к лифту, становятся непреодолимой преградой, на долгие годы сделавшей их узниками собственных квартир?
По данным департамента общественной информации ООН, в 2050 году количество людей пожилого возраста (старше 60 лет) на планете превысит количество людей молодых (моложе 15 лет). А во многих странах это произошло уже в 1998 году.
То, каким к тому времени будет здоровье большинства пожилых людей Украины, можно предположить, исходя из той же статистики Минздрава, характеризующей состояние здоровья сегодняшних детей и подростков. Так для кого мы строим? Ведь пожилому владельцу депозитного счета, насчитывающему несколько десятков, а может быть и сотен, тысяч долларов, также тяжело взойти на крутое гранитное крыльцо клубного дома, как и старику, чья пенсия едва превышает 300 гривен, подняться по цементным ступеням панельной 16-тиэтажки. А ведь пожилые люди сталкиваются в городе и с другими проблемами.
«Нам даже трудно себе представить до какой степени, к сожалению, не в нашу пользу отличается состояние здоровья стариков на Западе и у нас, – говорит Георгий Духовичный. Там жизнь старика в доме, в городе – это скорее вопрос социального обслуживания, психологического комфорта, но не специальных градостроительных и архитектурно-планировочных решений в расчете именно на старческую немощность. Все специальные требования касаются инвалидов.
Когда я впервые приехал в Германию, меня поразило неимоверное, по нашим меркам, количество инвалидов на улицах и в публичных местах. Я не мог понять, что происходит. Потом увидел, что есть опускающиеся ступеньки в автобусах, специальные уклоны на тротуарах для въезда и съезда инвалидных колясок, есть складные подъемники в старых домах, где невозможно оборудовать лифты. Не думаю, что в Германии инвалидов больше, чем у нас. А то, что немецкие инвалиды не изолированы от общества в собственных квартирах, – просто проявление высочайшей степени свободы. Нет унижающей жалости, установлены полноценные партнерские отношения между равными в правах членами общества – здоровыми людьми и инвалидами.
На Западе при проектировании пользуются сборником нормалей Нойферта. Они регулярно переиздаются с 1929 года и в 1960-х годах переводились на русский язык. У нас с такой же целью издавался справочник архитектора, но в нем не было такого полного объема информации.
В нормалях Нойферта учтены эргономика и параметрические характеристики всех жизненных потребностей человека: сколько места необходимо в прихожей, чтобы три человека могли одновременно снять и надеть верхнюю одежду; сколько места необходимо в спальне, чтобы потянуться, сидя на кровати; сколько места занимают в шкафу пылесосы разных фирм, прислоненная к стене швабра, пальто (анфас и профиль), вилки и ложки и т.д. и т.п. И, конечно, в этих нормалях есть отдельный раздел, касающийся инвалидов. В нем предусматриваются конструкции санузлов, лифтов, других элементов с учетом того, что ими будут пользоваться инвалиды. Сегодня в Германии все здания строятся с обязательным учетом потребностей инвалидов. В противном случае рассчитывать на то, что проект будет принят, невозможно.
В 1970-х годах я разработал проекты домов для семей со сложным демографическим составом. Изучил, как обустраивается жилье для пожилых людей в скандинавских странах, которые ушли дальше в этом вопросе, и запроектировал комплекс террасного жилья. В нем предусматривалась возможность совместно-раздельного проживания молодых семей или семей среднего возраста с пожилыми членами семьи. Для этого рядом располагались однокомнатные квартиры и квартиры большей площади. Общественные террасы предназначались для прогулок пожилых людей и мам с колясками. На них также могла располагаться необходимая сервисная инфраструктура. До сих пор ничего подобного еще не построено».


БУДЕТ ЛИ У КИЕВА ДЕЙСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ?
Столице Украины, как и другим городам нашей страны, необходима действенная концепция развития, разработка которой должна основываться на выделении отдельных составляющих: «Город для детей», «Город для молодежи», «Город для стариков», «Город для инвалидов» и т.п. Именно в этом случае, как полагают эксперты, будет гораздо легче учесть потребности каждой из этих наиболее уязвимых групп населения, а затем увязать их в единое гармоничное целое. И только после этого и на основе этого разрабатывать Генплан, детальные планы территорий и соответственно строить. Тогда мы построим город и страну, у которых есть будущее.