Дизайн-проектирование офисного пространства





В современных условиях работы офисное пространство является важным элементом общения с клиентами и выражения идей компании, чему во многом способствуют дизайн интерьера и правильное планирование помещения. Игроки рынка советуют не пренебрегать этими действенными инструментами, которые на Западе давно рассматриваются как часть маркетинговой стратегии бизнеса. Конечно, в Украине профессиональное дизайн-проектирование офисов находится пока только на стадии зарождения. Иногда руководители компаний не придают особого значения оформлению офисного пространства или не до конца понимают его функциональные особенности. Но все же главными причинами того, что украинский рынок дизайн-проектирования офисов отстает от европейских, являются все еще низкий уровень предложения высококлассных офисных помещений на рынке недвижимости и их «заоблачная» стоимость. Ведь многим отечественным и даже зарубежным компаниям до сих пор приходится арендовать под офис жилые квартиры, старые промышленные помещения и т.д.
Тем не менее, украинский рынок офисной недвижимости наполняется высококлассными площадями, а специалисты прогнозируют понижение арендных ставок, поэтому уже сейчас стоит задуматься о том, как будет выглядеть новый, уютный и приносящий успех офис.
Наверное, у каждого, кто собирается покупать или арендовать новое помещение, есть идеи относительно того, каким должно быть офисное пространство, но только профессионалы смогут найти компромисс между функциональностью и эстетикой дизайнерских решений, помогут не запутаться в деталях, чтобы не утратить единство стиля.
Дизайн-проектирование – это сложный и трудоемкий процесс, включающий не только внешнее оформление пространства и его наполнение различными предметами, но также хорошо продуманную систему офисного освещения, коммуникации и т.д.
В Украине на разработке дизайн-проектов офисных помещений специализируются компании различных направлений. Кроме дизайнеров, работающих как частные лица, дизайн-студий и архитектурных бюро, услуги предоставляют также компании-производители или поставщики мебели, строительные организации и т.д.
По словам Петра Максимчука, начальника проектного департамента компании «Планета-буд», «большое количество различных дизайнерских студий готовы разработать дизайн-проекты под разные бюджеты и желания заказчика. В больших строительных организациях этим вполне могут заняться проектные подразделения, если таковые существуют в составе компании».
Как отмечает Драгана Панич, эксклюзивный дизайнер группы компаний «Слав-Инвест», профессор Visoj Skoli Likovnih i Primenjenih Umetnosti (Сollege of Fine and Applied Art), Белград, «в зависимости от нужд и требований заказчика, а также от состояния объекта, проект интерьера может разрабатываться одним автором или же проектной группой. Если речь идет о полном пакете проектной документации, необходимо участие специалистов по смежным разделам проекта: электроинсталляциям, кондиционированию и т.д.».
К примеру, в мебельной компании MERX, по словам Максима Хижняка, руководителя отдела маркетинга направления офисной мебели, процесс дизайн-проектирования выглядит следующим образом: «Под руководством арт-директора рождается концепт, который отрисовывается дизайнерами, приобретает объемные формы в руках визуализаторов, преобразуется конструкторами в чертежную документацию готовой продукции и, наконец, наполняется материалами в технологическом отделе».


ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РЫНКА
По словам специалистов, последние 2-3 года в Украине владельцы бизнес-центров или арендаторы офисных помещений все чаще обращаются к специализированным компаниям с целью создания индивидуального дизайна в собственных офисах.
Михаил Пименов, заместитель директора компании DENZA, отмечает, что «раньше при открытии офиса клиенту необходимы были решения только по планировке или расстановке мебели, а дизайн, как услуга, за которую были готовы платить и для реализации которой нанимался бы специалист, пользовался спросом крайне редко. Сейчас наблюдаются определенные изменения. Клиенты начинают понимать, что офис – это не просто пространство, куда они переезжают или за счет которого расширяются, а место, где им приходится проводить большую часть своего времени. Соответственно, нужно учесть функциональность помещения, его эстетику, эргономику, чтобы все пространство работало как единый организм».
Но даже несмотря на повышенный интерес к индивидуальному дизайн-проектированию, игроки рынка все же отмечают различия в подходах зарубежных и отечественных заказчиков. Так, по словам Максима Хижняка, «эксклюзив всегда был прерогативой западных компаний или компаний с долей иностранных инвестиций, в единой корпоративной культуре которых роль интерьера очень велика». Елена Карпухина, менеджер по корпоративным коммуникациям компании Office Solutions Ukraine, отмечает, что «в крупных иностранных компаниях принято даже хранить верность одному архитектору и приглашать его для проектирования офисов в новых представительствах компании по всему миру».
По словам Михаила Пименова, «иностранные компании, как правило, уже имеют какие-то наработанные стандарты и, переезжая или открывая офис в Украине, создают его дизайн с помощью консультантов, которые следят за тем, чтобы стандарты данной компании были соблюдены согласно ее корпоративному стилю и т.д.».
Но, вместе с тем, следует отметить, что с приходом иностранных компаний, открывающих свои представительства в Украине, у местных организаций также вырос интерес к качественному дизайну рабочего пространства. И уже сейчас, по словам специалистов, можно смело утверждать, что в крупных городах Украины количество иностранных и отечественных компаний-заказчиков приблизительно одинаково.


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Для того, чтобы обратиться в компанию, предоставляющую услугу дизайн-проектирования, клиенту потребуется только желание и базовая информация: приблизительный план помещений (например, БТИ), предварительные пожелания относительно их функций и наполнения. В случае проектирования офисных объектов архитектору (дизайнеру) понадобятся также сведения о составе сотрудников, принципах взаимодействия отделов, приоритетах компании в отношении организации работы, существующих наработках фирменного стиля и т.д. Для ускорения принятия решений заказчик может принести фотографии текущего состояния объекта.
После того как дизайнер получает техническое задание и базовую планировку помещений, начинается собственно процесс дизайн-проектирования. По словам Вениамина Туза, архитектора компании DENZA, «длительность разработки дизайн-концепта составляет около двух недель, конечно, в том случае если клиент оперативно рассматривает предложения, комментирует их и не берет паузу. Но поскольку с первого раза практически невозможно удовлетворить все потребности и желания заказчика, после 2 недель продолжается процесс корректирования или поиска новой концепции».
Таким образом, все зависит от сложности и неординарности поставленной задачи. И если минимальный срок создания дизайн-проекта может занимать две недели, то максимальный – в среднем два месяца. Драгана Панич продолжает: «Количество затраченного времени зависит от состояния объекта, в котором планируется новый концепт-дизайн, и сложности дизайн-структуры. Сроки выполнения зонирования составляют 5-10 дней, дизайн-концепта – 15-60, рабочего проекта – 30-60 дней».
Многочисленные компании и дизайн-студии предлагают разные схемы процесса создания дизайн-проекта.
Если проанализировать процесс в целом, то, по словам Максима Хижняка, можно выделить 3 этапа: создание концепта, архитектурное и функциональное планирование.



Если же рассматривать основные работы, выполняемые в процессе проектирования, подробнее, то, как объясняет Елена Карпухина, можно выделить такие его этапы:
– Встреча с заказчиком, на которой выясняются пожелания, требования и видение клиентом будущего помещения.
– Замер помещения (ни один серьезный архитектор-дизайнер не будет работать по чужим чертежам без обязательной проверки всех размеров).
– Эскизный проект (первоначальное видение, концепция, которая затем воплощается в рабочей документации).
– Согласование эскизного проекта с заказчиком.
– Выдача рабочей документации, в которой детальнейшим образом описываются будущие результаты дизайн-проекта.
– Авторское сопровождение (контроль соответствия реализованного проекта описанию в технической документации).
Драгана Панич разделяет процесс проектирования дизайна на такие этапы:
– Проектное задание (может предоставляться заказчиком, либо же разрабатываться проектировщиком на основании определенных требований и нужд заказчика. Но лучше всего, чтобы в нем с самого начала участвовал дизайнер интерьера, поскольку таким образом уменьшаются возможные разногласия в разработке дизайн-проекта).
– Зонирование (схема организации пространства). На основании утвержденного проектного задания разрабатывается схема функциональной организации (распределения) пространства.
– Концепт-дизайн (идейное решение, которое создается после утверждения заказчиком зонирования и предварительной сметной стоимости).
– Рабочий проект (техническая документация, которая разрабатывается после утверждения заказчиком концепт-дизайна).
И, наконец, Петр Максимчук выделяет такие основные этапы проектирования дизайна:
– Эскизный этап (обмеры помещений, разработка порядка перепланировки, утверждение заказчиком одного из планов).
– Дизайн-проект 1 (разработка стилистики интерьера, компьютерные изображения помещений).
– Дизайн-проект 2 (инженерная доработка при выбранном интерьере).
– Выбор компаний-исполнителей и сопровождение работ по интерьеру.
– Декорирование интерьера.



Здесь следует отметить, что декорирование не является обязательной частью дизайн-проектирования, однако многие компании предоставляют эту услугу, заключающуюся, по словам Максима Хижняка, «в подборе аксессуаров и всех дополнительных элементов к основным предметам мебели, которые придадут интерьерным решениям целостность и завершенность».
Как отмечает Михаил Пименов, необязательна эта услуга потому, что «в офисе не требуется множество индивидуальных мелких элементов – каждый насыщает свое рабочее место по-своему. Декор офисного пространства может быть ограничен осветительными приборами (напольными, настольными), обшивкой стен (к примеру, декоративной панелью), обыгрыванием какой-то конструкции (например, колонны) и т.д.».


фото: DENZA

По словам Драганы Панич, вначале необходимо разъяснить роль декорирования интерьера: «Речь может идти о совокупности объектов (предметов) или о вмешательстве дизайнерской природы, что не является необходимым условием для оптимального использования пространства. Предметы декора используются исключительно для создания или подчеркивания определенной атмосферы, если она недостаточно выделена основным дизайн-концептом. На рынке представлен широкий ассортимент декоративных элементов, начиная декоративными растениями (как самого нейтрального элемента), картинами, скульптурами и заканчивая рядом технологических инноваций, как, например, фонтаны с водопадами через несколько этажей, или же специальные панели, имеющие программируемые режимы освещения, лазерные проекции».
«Специалист по декорированию, – отмечает Елена Карпухина, – помогает клиенту сориентироваться в море стилей, культур и вкусов, подобрать колористическое решение для стен, напольного покрытия и потолков. В декорирование офиса входит также подбор текстильных изделий (штор, ковров, жалюзи и пр.) и аксессуаров (картин, часов). Фито-дизайн (цветы и растения) добавит офису живых красок, комфорта и уюта. Из таких, казалось бы, мелочей складывается неповторимый образ офиса, его индивидуальность».
Но всегда нужно помнить и обратную сторону медали. Декорирование офиса может создать нежелательный эффект для компании, в частности, если выбранные элементы декора не сочетаются с полем деятельности компании или общим интерьером.


ДОЛЯ УЧАСТИЯ ЗАКАЗЧИКА
В процессе дизайн-проектирования заказчик выступает равноправным партнером (иногда берет на себя около 70% участия), поэтому компании, разрабатывающие проект, прислушиваются ко всем его пожеланиям и требованиям, хотя при этом не всегда соглашаются с его мнением и стараются аргументировать свою позицию в данном вопросе.
По словам Михаила Пименова, «доля участия заказчика в процессе дизайн-проектирования очень индивидуальна. Все зависит от его подготовки к разработке интерьерного дизайна в рабочем пространстве. Он должен осознавать, какой тип работ заказывает, и быть открытым для диалога с приглашенным специалистом. Зачастую заказчик, минуя общую картину, обращает особое внимание на детали».
Максим Хижняк отмечает, что «о существенной доле участия заказчика можно говорить, если в его подразделениях имеется собственный отдел по подготовке дизайн-проектов или когда он располагает полным брэнд-буком, адекватно позиционирующим его компанию, с четко прописанным корпоративным стилем, выявленными системами коммуникаций, особенностями планировки и дизайна офиса. Если у заказчика нет таких материалов, то его роль будет консультативной».


СТОИМОСТЬ
Стоимость услуг дизайн-проектирования колеблется в зависимости от сложности проекта, глубины проработки функциональных аспектов последующей работы офиса, бюджета и пожеланий заказчика (например, использование дорогостоящих материалов, эксклюзивных и высокохудожественных элементов). Так, стоимость дизайна квадратного метра составляет от $30 и выше.


КОРПОРАТИВНЫЙ СТИЛЬ В ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА
У каждой крупной компании должен быть свой неповторимый стиль, отличающий и выделяющий ее среди конкурентов. Корпоративный стиль – это «лицо» компании, то, что первоначально привлекает к ней клиентов. Он может выражаться не только в логотипе, фирменных бланках, визитках и других предметах, но также в дизайне офисного интерьера.
По словам Драганы Панич, «корпоративная индивидуальность представляет собой историю компании, ее стратегию и включает в себя четыре основных элемента: визуальную индивидуальность (дизайн), корпоративную культуру (ценности и нормы), корпоративный стиль поведения и корпоративную коммуникацию. Визуальное своеобразие входит в категорию корпоративного имиджа и формирует представление общества о компании. Оно ориентировано на окружающую среду и основывается на логотипе, цветовой гамме, символике, интерьере, униформе и других визуальных рекламных и презентационных средствах». Кроме того, по словам Максима Хижняка, «существует понятие брэндового рабочего пространства (branded workspace), которое призвано посылать сигнал о компании посетителям и сотрудникам с помощью архитектурных и дизайнерских решений, использованных при устройстве интерьера. В любом случае, мебель должна соответствовать общей идее компании, направлению ее деятельности и системе общения с клиентом. Главная задача – выдержать единый стиль, начиная архитектурными особенностями самого сооружения и заканчивая подбором материалов, которые будут использоваться при изготовлении мебели».
Однако, корпоративный стиль не всегда и не обязательно должен соотноситься со стилем офисного пространства. Михаил Пименов отмечает, что «даже если внедрять корпоративный стиль в интерьер офиса, к примеру, использовать корпоративные цвета, то в таком случае следует помнить, что в интерьере некоторые оттенки могут быть «не рабочими», делать его неживым и некомфортным. Например, в управляющей компании (головном офисе) выдерживается определенный стиль, сочетающийся с корпоративным, но не означающий, что все пространство «забрэндировано». Напротив, в розничных или банковских сетях часто разрабатываются стандарты брэндирования (унифицируются все офисы во всей географической представленности). Таким образом достигается соответствие с точки зрения представления брэнда».
Создавая дизайн-проект офисного пространства, следует помнить, что каждое действие компании и все, что используется в целях рекламы (а сюда относится и интерьер) должно быть четко сформировано в одном направлении, с одинаковыми или похожими визуальными решениями. То есть, узнаваемость и другие позитивные впечатления во многом достигаются благодаря продуманному, выдержанному в одном стиле дизайну.


ПРИМЕРЫ ДИЗАЙНЕРСКИХ РЕШЕНИЙ В НЕКОТОРЫХ ОФИСНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ КИЕВА
КОМПАНИЯ L'OR 'EAL


фото: Office Solutions Ukraine

Расположение: бизнес-центр Horizon Park Business Center, ул. Николая Гринченко, 4, Киев
Дизайн: m2r – architecture, Office Solutions Ukraine
Одна из крупнейших компаний в области косметики, компания L'Oréal, открыла свою штаб-квартиру в Киеве.
Офис компании находится в бизнес-центре Horizon Park Business Center, построенном на месте старого промышленного здания. Дизайн интерьера офиса был предложен западной дизайнерской студией m2r – architecture, а в ходе тендера на проведение ремонтных работ и поставку мебели, согласно выбранному дизайну, лучшим было признано предложение компании Office Solutions.
Офис компании L'Oréal – это воплощение самых модных тенденций и смелых решений в области дизайна интерьера. Светящиеся стены, подсветка изображений, переливающиеся стенды с продукцией в фойе превратили офис компании в мир моды, красоты и косметики. Трехмерная алюминиевая колонна в зоне ресепшн формирует центральную часть офиса и просторный вход.
Среди наиболее интересных концептуальных решений можно назвать:
– наклонную стену под углом 99° из композитного материала Dibond, обволакивающую зону ресепшн;
– стеклянные разборные перегородки Nayada-Standart со стеклянными дверями, для которых была достигнута звукоизоляция в 39 децибел;
– специальные лампы, не нагревающие алюминий, использованные для освещения перегородок;
– стеклянную стену со встроенными плазмами и подсветкой (несмотря на минимальное расстояние между стеклом и стеной, лампы расположены так, что их не видно с фронтальной стороны).
 
ING BANK


фото: DENZA

Расположение: бизнес-центр Podol Plaza, ул. Сковороды, 19, Киев
Дизайн: DENZA
Задача компании DENZA состояла в оформлении операционного зала ING Bank. Необходимо было выделить максимум пространства для перемещения клиентов, обозначить зоны ожидания, разместить удобную стойку обслуживания клиентов. Девизом данного проекта была лаконичность форм и плавность линий, подчеркивающих динамику. При реализации проекта использовались классические материалы, такие как шпон дерева, нержавеющий металл, и современные – искусственный камень.
В первую очередь зал по обслуживанию клиентов банка требует функциональности интерьера, чтобы все было подчинено эффективному обслуживанию клиента. Руководствуясь этими правилами при дизайне интерьера и планировке помещения были созданы комфортные условия для посетителей и корпоративная среда, отличающая ING Bank от других банков.
 
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ KRKA


фото: «Слав-Инвест»

Расположение: ул. Старонаводницкая, 13, 3 этаж, Киев
Дизайн: «Слав-Инвест»
В корпоративном стандарте компании KRKA не было определенного направления интерьерных решений. Данное направление разработано в процессе формирования концепт-дизайна. Поскольку речь идет о фармацевтической компании, главной задачей стало выделение доминант, которые обеспечили бы узнаваемость не только конкретной организации, но и рода ее деятельности. Такими доминантами стали: solution (жидкость-раствор), comprimat (таблетки), чистота технологического процесса и окружения. Завод получил свое название от названия реки Крка (Krka) ярко выраженного зеленого цвета, являющегося корпоративным. На основании этих дефиниций интерьер определен в цветовой гамме от белого до теплых тонов, без тонов серого с фрагментами зеленого корпоративного цвета. Большая часть пространства отделена стеклянными перегородками. Специальный акцент сделан на форме потолка рецепции, которая ассоциируется с рекой Крка и благодаря свойствам использованных материалов отражается на полу. Нижняя часть логотипа также выделена зоной зеленого цвета. Единственная декорация в офисном пространстве – скульптурные портреты, что указывает на давние традиции качества продуктов компании KRKA. Дизайн остальной части рабочего пространства решен стандартным способом.


фото: «Слав-Инвест»

Такой стиль был выбран ввиду того, что всем клиентам, посещающим представительство компании в Киеве, необходимо дать понять – они имеют дело с хорошо организованной фармацевтической компанией, обладающей четким образом.