Дизайн офисного пространства

Commercial Property №12 (16) декабрь 2004

Сегодня для того, чтобы компания могла в полной мере позиционировать себя в качестве успешной и респектабельной, хороших показателей ее востребованности на рынке и высокого уровня рентабельности недостаточно. Успешная компания должна быть таковой во всех проявлениях своего бизнеса и особенно в решении дизайна собственного офисного пространства, выступающего не только важнейшим внешним проявлением корпоративной культуры и визитной карточкой офиса, но и основополагающим фактором производства, в значительной мере определяющим эффективность труда офисных работников. В развитых странах мира пренебрежение вопросами дизайна офисного помещения сегодня считается недопустимым. Отечественные же компании пока не придают большого значения дизайну интерьера и планированию рабочего пространства. Однако в последнее время ситуация постепенно меняется, и услуги дизайнерских компаний, представленных на отечественном рынке, становятся все более востребованными. В свою очередь, рост спроса на дизайнерские услуги определил появление на рынке Украины целого ряда профессиональных компаний, осуществляющих проектирование интерьеров и планирование пространства офисных помещений.

Текст: Лилианна Собчук


КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖЕН ОФИСНЫЙ ДИЗАЙН

Стильный офис – это не только комфортабельное место работы, но и «лицо» компании

фото: MARTELA/ДИЗАЙН-ЦЕНТР «МАГНАТ»

В зависимости от функционального назначения, офис может быть:

  • рабочим местом, где сотрудники выполняют свои должностные обязанности;

  • местом, в котором происходят встречи с клиентами и посетителями;

  • может объединять в себе оба эти направления.

В первом случае офисный дизайн, как правило, не выходит за рамки обустройства пространства с точки зрения функциональности и допускает минимальную вычурность в оформлении. С помощью дизайна офисного помещения можно управлять атмосферой в коллективе, настроением сотрудников и одним из самых важных источников успеха – работоспособностью.

Так, по оценкам экспертов, сочетание определенных цветов может повлиять на тонус и самочувствие работников, а размещение мебели – создать общее чувство уюта и благоприятный психологический микроклимат в офисе. При этом в условиях продолжительного нахождения в офисе влияние каждой мелочи в дизайне помещения на работоспособность сотрудников компании в целом практически невозможно переоценить, и цена ошибки очень велика.

В случае же, если офис предназначен не только для внутреннего пользования, но и для приема гостей и клиентов, подход к решению дизайна существенно отличается, поскольку его целью является не только создание надлежащих условий для работы сотрудников офиса, но и формирование имиджа компании в целом. Главная задача дизайна в данном случае заключается в подчеркивании значимости компании, ее «характера», акценте на стиле работы с клиентами и партнерами, а также индивидуальности и неповторимости.

Современный офис, как правило, имеет широкий набор функций, совмещающих в себе как внутреннее, так и внешнее направление работы, что, соответственно, определяет необходимость разработки различных планировочных и композиционных схем дизайна офисных помещений. «Дизайн офисного помещения можно считать своеобразной психологической игрой: необходимо угодить всем – и клиентам, и сотрудникам, и руководителю», – говорит Виктория Драч, менеджер по корпоративным связям компании Office Solutions.

Андрей Сидаш, президент компании DEFO Group

фото: Олег Герасименко

Учитывая значимость дизайна не только как фактора внутреннего труда компании, но и важного аспекта ее внешних маркетинговых отношений, самостоятельная работа над планированием и реализацией решений офисного пространства и интерьера без привлечения услуг профессионалов может негативно сказаться на уровне экономической эффективности компании. На Западе этот тезис уже давно осознали и активно следуют ему на практике, привлекая для выполнения операций такого рода исключительно опытных специалистов. В Украине же данная сфера только начинает приобретать профессиональный статус. Об этом, в частности, свидетельствует некоторая путаница в определениях.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОФИСНОГО ДИЗАЙНА

Термин «дизайн» представляет собой кальку с английского слова design и переводится как замысел, план, намерение, цель, проект. Дизайн офисного помещения представляет собой достаточно сложный и намного более комплексный, чем кажется на первый взгляд, процесс. «Нельзя отдать приоритет чему-то одному. Важны все составляющие дизайна, каждая мелочь делает его именно таким, каким он видится заказчику или дизайнеру. Дизайн офиса – это комплекс, подбор гам, а не хаос. Дизайн в целом – очень широкое понятие. Нельзя путать общую стилизацию с организацией процесса разработки дизайна офисных помещений, который включает намного больше нюансов, чем теоретически описано в книгах», – говорит Андрей Сидаш, президент компании DEFO Group. С ним согласна Виктория Драч: «Необходимо понимать разницу между дизайном и планированием офисного пространства. В нашей стране очень часто одно принимают за другое и всячески путают данные понятия. Они тесно связаны между собой, однако их смысл все же различен. Кроме организации офисного пространства, офисный дизайн включает в себя также и дизайн интерьера, то есть решения цветовой палитры, освещения, стиля мебели и так далее».

Все эксперты едины во мнении, что основополагающим и наиболее важным аспектом офисного дизайна является именно организация офисного пространства, представляющая собой планирование, построение и мониторинг эффективности решений, связанных с использованием площади офиса под различные рабочие станции (как индивидуального, так и общего пользования), основное, инфраструктурное и дополнительное оборудование. Основными задачами организации офисного пространства являются: максимизация уровня эффективности работы компании и использования площади, обеспечение гибкости перепланировки офисного пространства, а также формирование положительного внутриорганизационного климата. Процессу профессиональной организации офисного пространства предшествует проведение целого ряда исследований особенностей индивидуального и группового труда, характера деятельности компании, частоты и видов внешних посещений и т.д., направленных на выявление наиболее рационального варианта плана офисного пространства.

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОФИСНОГО ПРОСТРАНСТВА

Виктория Драч, менеджер по корпоративным связям компании Office Solutions

фото: Олег Герасименко

Эксперты выделяют три наиболее общих подхода к организации офисного пространства: американский, европейский и японский, которые получили достаточно широкое распространение не только в странах, где они были выделены в отдельные направления офисного дизайна. Каждый из приведенных вариантов представляет собой достаточно яркий пример того, как менталитет и культурно-психологические особенности находят отражение в наиболее эффективных для тех или иных условий решениях офисного дизайна.

Американский подход характеризует агрессивность, которую руководство компании сознательно стремится продемонстрировать. Главная отличительная черта заключается в приверженности к применению одного из существующих стилей офисного интерьера в чистом виде, а также использование концепции открытого пространства (open space office), при котором за счет мебели и перегородок формируется структура полезных площадей. Отдельные же кабинеты могут быть выделены для руководителя, финансового отдела, конференц-зала или комнаты для переговоров – те помещения, в которых возникает необходимость сохранения конфиденциальности информации.

Прообраз концепции современного офиса open space сложился после Второй мировой войны в США. В то время корпорации Coca-Cola, General Motors, Ford и IBM активно искали способы повышения эффективности офисного труда. Дизайнеры, состоящие в штате этих компаний, разработали проекты новых рабочих помещений – светлых, просторных и одновременно аскетичных. Предполагалось, что в них будет установлен минимум необходимой для работы мебели. Тогда же в дизайне офиса стали активно использоваться корпоративные цвета и логотипы, предназначенные для идентификации компаний. Украшений и дизайнерских излишеств не предусматривалось вовсе. Основным критерием офисного дизайна в рамках этого подхода являлась функциональность.

Европейский подход к организации офисного пространства схож с американским наличием открытого пространства, однако в его рамках допускается плавное смешение стилей в оформлении офисного интерьера. К существенным отличиям относятся следующие: наряду с открытой планировкой в офисе может быть множество изолированных комнат, предназначенных для переговоров, конференций и так далее; офис не настолько строго следует требованиям функциональности. В Украине все большую популярность завоевывает именно этот подход к организации офисного пространства.

В офисе, спроектированном согласно европейскому подходу, как правило, достаточно большая доля мебели не носит аскетический и сугубо функциональный характер, допускается присутствие эстетических изысков: антиквариата, живописи, керамики, прочее. Более выраженное стремление к неформальным аспектам объясняется экспертами тем, что на формирование европейского стиля офисного дизайна значительное влияние оказали итальянские производители мебели, всегда отличавшиеся приверженностью к внешним эффектам.

На сегодняшний день эксперты выделяют подвиды европейского офиса, определяемые странами-производителями мебели: немецкий, скандинавский, итальянский и другие. Каждый из них имеет определенные особенности: скандинавский стиль отличается выбором светлых теплых тонов и экологически чистых материалов, немецкий – акцентированным вниманием к эргономике стульев и столов, итальянский – продуманностью деталей и комбинацией нескольких материалов в рамках одной модели.

Японский подход к организации офисного пространства характеризуется повышенным вниманием к функциональности и зависимостью от четко выстроенной офисной иерархии. Открытые пространства японские дизайнеры используют столь же активно, как американские и европейские. Однако при этом они стремятся, в первую очередь, максимизировать уровень полезности использования площади. Объем площади, предназначенный для каждого сотрудника, определяется минимальным уровнем, необходимым для выполнения должностных обязанностей, а также позицией, которую тот или иной работник занимает в компании. Как правило, принцип распределения рабочих позиций таков: начальник отдела размещается спиной к окну или к стене, рядовые сотрудники рассаживаются лицом к нему. Перегородок при этом не предусматривается: ничто не должно мешать начальнику осуществлять контроль за подчиненными.

Основу офисного дизайна составляет мебель

фото: OFFICE SOLUTIONS

В целом, по мнению Виктории Драч, говорить о том, что вышеприведенные подходы к организации офисного пространства существуют сегодня в чистом виде, не совсем корректно. Глобализация привела к постепенному стиранию граней между различными стилями. И хотя в каждой стране на дизайн офиса накладывается определенный национальный колорит, планирование современного офиса независимо от географического фактора становится все более техническим процессом, а распространенные сейчас концепции планирования основываются, в первую очередь, на критериях функциональности и эргономичности.

Аналогично вышеприведенному подходу к классификации вариантов офисного дизайна общепринятым считается выделение двух диаметрально противоположных вариантов организации офисного пространства: кабинетно-коридорного и open space (открытое пространство). Первый был достаточно популярным в нашей стране и представлял собой реализацию на практике принципа субординации и централизованного управления. Однако в последние годы, по мере проникновения в Украину западных веяний, в том числе и в культуре менеджмента, в частности в повышении его демократичности и открытости, все более распространенной становится концепция open space, при которой на большой площади располагается однотипная мебель, а кабинеты руководителей и ведущих сотрудников отделены перегородками, не являющимися несущими конструкциями и легко поддающимися демонтажу в процессе перепланировки. Так, согласно существующей на сегодняшний день классификации офисных помещений Киева, утвержденной Американской торговой палатой и используемой всеми участниками рынка офисной недвижимости столицы, одним из 10 основных требований к офисному центру высокого класса является открытая планировка площадей с отсутствием несущих стен и сеткой колонн, обеспечивающих гибкость планировки.

Зачастую на практике в офисах украинских компаний представлены оба вида организации офисного пространства. К примеру, рабочее пространство практически всех банковских офисов Киева разделено на две части. В первой сосредоточены отдельные кабинеты для высшего руководства, а помещение второй, предназначенной для остальных сотрудников, организовано в стиле open spacе. Выделяя в качестве основных принципов офисного дизайна для рядовых сотрудников функциональность, стандартность и аскетичность, особое внимание уделяют оформлению кабинетов менеджеров топ-звена. По словам экспертов, руководство большинства отечественных компаний придерживается той точки зрения, что современный дизайн противопоказан для кабинета начальника, обстановку в котором лучше выдержать в классическом стиле, создающем атмосферу надежности и респектабельности.

СТИЛИ ОФИСНОГО ИНТЕРЬЕРА

Светислав Грбич, руководитель архитектурной группы компании «Слав-Инвест»

фото: «СЛАВ-ИНВЕСТ»

Стиль интерьера является очень важной частью офисного дизайна. Его основу традиционно составляет офисная мебель, которая в отечественной практике, по мнению большинства экспертов, представляет собой сложный комплекс и синтез стилей, зачастую используемых одновременно и непрофессионально. Виктория Драч отмечает: «Исходя из собственного опыта, можно утверждать, что заказчики предпочитают несколько стилей, и результативный обычно представляет собой микс разных направлений». По словам Светислава Грбича, руководителя архитектурной группы компании «Слав-Инвест», интерьеры офисных помещений можно задумывать и выполнять в таких же стилистических рамках, что и жилье, с той лишь оговоркой, что не каждый исторически сложившийся архитектурный стиль имеет своих представителей в мире современной офисной мебели. На постсоветском пространстве, кроме пользующейся наибольшим спросом классической мебели разных направлений, эпох и нейтральных моделей стандартного функционализма, достаточно часто встречается офисная мебель в стиле хай-тек, а также мебель, характерная для периода постмодернизма второй половины ХХ столетия. Распространена на данном рынке и практика индивидуальных заказов, не исключающих эклектического использования различных стилей.

Офисному интерьеру компаний постсоветских стран до недавнего времени была свойственна излишняя формализация: светлые стены, темная мебель, серый ковролин и так далее. Это не что иное, как упрощенное прочтение стиля, бум которого прошел на Западе еще в 1980-е годы. Однако выбор данного направления отечественными заказчиками определялся отнюдь не достижениями дизайна, а желанием «не выделяться» и создать «строгую рабочую атмосферу». На развитие данной тенденции повлиял и тот факт, что рынок наводнила недорогая офисная мебель массового производства, в которую не закладывались те или иные оригинальные дизайнерские идеи.

КРИТЕРИИ ОФИСНОГО ДИЗАЙНА

Дизайн офисных помещений основан на двух критериях: функциональность и эргономика. При этом, если дизайн предусматривает проектирование форм, которые гармонизируют и объединяют пространство, то именно эргономика наполняет их «рабочим» содержанием, функционально обустраивает все части офиса. Для того, чтобы правильно обустроить офис, необходимо доскональное знание законов психологического восприятия цвета и формы. Кроме того, следует учитывать и функции офисных помещений.

Сегодня, по оценкам экспертов, украинские компании все больше склоняются к функциональности офисного дизайна. Хороший вкус предполагает чистоту форм, рациональность и простор, а чрезмерный педантизм приводит к настороженности клиентов и партнеров. Поэтому эксперты рекомендуют находить компромиссные решения: «Основным критерием дизайна офисных пространств в Украине является функциональность, а важность аспекта эргономики и эстетики каждая отдельная компания определяет в индивидуальном порядке. Однако мы в любом случае рекомендуем не бросаться в крайности и придерживаться более гармоничного подхода», – комментирует Наталья Поплавская, архитектор-дизайнер дизайн-студии «Византия».

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ РЫНОК УСЛУГ ОФИСНОГО ДИЗАЙНА

На сегодняшний день, по оценкам экспертов, в Киеве и, в меньшей степени, в других крупных городах Украины заказчики не сталкиваются с особыми сложностями в процессе поиска профессиональных компаний, предоставляющих проектно-дизайнерские услуги.

Основными игроками этого рынка в Киеве являются компании Office Solutions, «Слав-Инвест», «Магнат Дизайн Центр», DEFO Group, «Византия» и ряд других. При этом стоимость их услуг в зависимости от объема и сложности работ может колебаться от $7 до $150 за 1 м2.

Несмотря на растущий спрос, провести более-менее четкую структуризацию, а также оценить емкость данного рынка в Украине достаточно проблематично, поскольку наряду с компаниями, специализирующимися в этой сфере, огромное количество работ выполняется частными архитекторами-дизайнерами. Их систематизация практически невозможна, так как профессия архитектора-дизайнера в нашей стране все еще предполагает возможность самостоятельного труда.

Несмотря на то, что частные дизайнеры по уровню профессионализма иногда не уступают сотрудникам специализированных компаний, на сегодняшний день именно услуги последних пользуются все бо'льшим спросом. «Частный дизайнер – еще не значит плохой дизайнер. Дело в том, что коллектив профессионалов может подавать больше креативных идей, кроме того, работать более продуктивно», – говорит Андрей Сидаш. Виктория Драч отмечает: «Конкуренция на рынке услуг офисного дизайна основана на авторитете, имидже, количестве клиентов, объеме и комплексности предоставляемых услуг».

Именно спектр профессионально предоставляемых услуг на сегодняшний день в наибольшей степени определяет конкурентное положение компании. По мнению большинства экспертов, с которыми нам удалось пообщаться, когда речь идет не только о разработке проекта дизайна интерьера офисного помещения и планировки офисного пространства, но и о его оснащении и оборудовании, сотрудничество с профессиональными дизайнерскими компаниями является более предпочтительным. Кроме того, в последнее время заказчики становятся более требовательными и предпочитают получать услуги высокого качества, которые могут предоставить только крупные и опытные компании.

Татьяна Тимченко, руководитель проекта компании «Магнат Дизайн Центр»

фото: Дмитрий Лисовский

Татьяна Тимченко, руководитель проекта компании «Магнат Дизайн Центр», отмечает рост количества дизайн-фирм и исчезновение непрофессиональных компаний, проработавших на рынке короткое время: «Офисный дизайн является не таким уж простым делом, как это кажется на первый взгляд, и поэтому требует к себе внимательного отношения, постоянной практики и совершенствования». В целом, по ее словам, на сегодняшний день отечественному спросу на услуги офисного дизайна присущи несколько стереотипов: «Первый, и самый широко распространенный стереотип – к услугам дизайнера обращаться не стоит из-за того, что с таким пустяком легко можно справиться самому. Как правило, результатом становится разочарование, наступающее после посещения по-настоящему профессионально оформленного офиса. Второй стереотип – услуги дизайнера очень дороги. Почему-то считается, что они только увеличивают расходы. Однако, если работает профессионал, то количество очевидных и дорогих ошибок в офисном дизайне будет намного меньше. В-третьих, многие просто не знают, в чем заключается работа дизайнера, зачем он необходим и где его можно найти».

УСЛУГИ ОФИСНЫХ ДИЗАЙНЕРОВ

Наталья Поплавская, архитектор-дизайнер дизайн-студии «Византия»

фото: Олег Герасименко

Относительно этапа, на котором заказчик должен обращаться к услугам офисного дизайнера, мнения всех экспертов сводятся к тому, что это должен быть как можно более ранний этап строительства офисного здания – желательно этап проектирования. При этом офисный дизайнер, представляя интересы своего заказчика-арендатора помещения, обеспечивает надлежащее выполнение принципа built-to-suit. Однако, учитывая тот факт, что в Украине большинство арендаторов приходит в уже готовое помещение, удел профессионального офисного дизайнера ограничивается решением вопросов внутреннего дизайна и планирования, исходя из уже заданных параметров несущих стен и архитектурных решений здания.

Зачастую получается так, что между дизайнерами и заказчиком возникают разногласия при разработке тех или иных решений дизайна офисного помещения. Это объясняется тем, что заказчик самостоятельно генерирует идеи, помимо предложенных дизайнером. Поэтому последний приветствует формализацию участия заказчика, то есть заранее оговаривает возможные сферы его вмешательства в процессе проектирования и строительства. «Чаще всего перед обращением к дизайнеру у заказчика уже есть определенное элементарное представление о будущем дизайне своего офисного помещения. В ходе работы у клиента всегда появляются какие-то идеи. Проектирование офисного дизайна – это совместная работа заказчика и дизайнера, однако труд последнего в любом случае составляет 60% всего объема. Когда возникают спорные ситуации, мы стараемся находить компромиссные решения», – комментирует Наталья Поплавская.

По мнению экспертов, в проекте офисного интерьера обязательно должны присутствовать две основные составляющие: эскизный проект (документы, по которым обсуждаются и принимаются предлагаемые дизайнером идеи) и рабочий проект (комплект документов, по которым строительная компания сможет воплотить в жизнь принятое и согласованное на стадии эскизного проекта решение).

При проектировании дизайна офисного помещения профессиональные компании используют визуализацию – смоделированное на компьютере реалистичное изображение. Эскизный проект утверждается заказчиком, поэтому главное, чтобы все идеи и решения по проекту были ему понятны. Если представленные заказчику документы эскизного проекта (не менее 2-3 планов на каждое помещение, развертки по стенам: «ручные» или компьютерные перспективные) одобрены, то проект переходит на стадию реализации.

При проектировании офисных интерьеров дизайнеры, как правило, не придерживаются необходимости выполнения полноценной рабочей документации в соответствии с требованиями ГОСТов, поскольку в этом случае работа будет излишне формализована и достаточно трудоемка. Однако, в любом случае, в проект должны войти:

  • обмерный план (или обмерочный чертеж);

  • план перегородок;

  • план размещения мебели и оборудования;

  • план потолков;

  • план полов;

  • план размещения электрооборудования.

Конструкторских чертежей, чертежей по отоплению и вентиляции, водоснабжению и канализации дизайнер не выполняет. Необходимость проектирования мебели в составе проекта должна заранее оговариваться при заключении договора на проектирование.

По словам Татьяны Тимченко, проектирование офисных интерьеров представляет собой следующую схему: «Прежде всего, на основе внутреннего взаимодействия отделов компании, предполагаемого количества рабочих мест, наличия VIP-зоны и дополнительных хозяйственных помещений разрабатывается общий план помещения. На этом этапе возможно применение дизайнерских решений путем разработки перегородок оригинальных форм.

Следующий этап – эскиз помещений с отображением элементов интерьера и описанием применяемых материалов. На основании этого производится адаптация проекта к бюджету заказчика. Далее дизайнер может вносить все элементы интерьера в общий поэтажный план (для дальнейшей передачи другим участникам проекта) по вентиляции, кондиционированию, электричеству, строительству ограждающих конструкций и отделочных работ. По окончании согласования всего проекта производятся работы по оформлению. Немаловажным является осуществление авторского надзора послепроектной части и координация всего этапа строительных и отделочных работ, а также декорирование интерьера: подбор штор (или любых текстильных материалов), картин, поиск аксессуаров и всего, что создает ощущение «обжитого» пространства».

Как правило, компании, предоставляющие комплексные решения по вопросам дизайна офисных помещений, являются непосредственными представителями или дилерами компаний-производителей мебели, светооборудования и различных аксесуаров. Однако в Украине в большинстве случаев речь идет лишь о системе налаженных взимоотношений, в рамках которых дизайнерские бюро самостоятельно осуществляют закупку материальных носителей офисного дизайна либо же просто рекомендуют заказчикам обратиться к той или иной компании.

В последние годы в США и странах Европы широкое распространение получила практика осуществления одной компанией офисного дизайна «под ключ» (услуга проектного менеджмента), при котором, кроме разработки и планирования решений по дизайну офисных помещений, выполняется весь спектр функций, начиная от совместной с представителями заказчика разработки проекта и заканчивая непосредственной его реализацией, а также обслуживанием всех аспектов, связанных с текущим ремонтом, перепланировкой и даже переездом.

HOME-OFFICE

Главной тенденцией в области дизайна корпоративных интерьеров, по мнению экспертов, становится рост популярности стиля home-office («одомашненный офис»). Дизайнеры сознательно стирают грань между мебелью для работы в офисе и дома. Наиболее востребованными при этом становятся светлые «теплые» тона и нестандартные обтекаемые формы, что, по сути, является ответом на требования эргономики. Меняется не только дизайн офисной мебели, но и сама атмосфера рабочего места, которая должна быть более дружественной по отношению к человеку, а не стереотипно строгой. Постепенно эволюционирует и взгляд на материалы, из которых изготавливается офисная мебель, а также используемые для отделки стен и покрытия полов. Пластик отходит на второй план, его место занимают натуральное дерево и шпон, природный камень и шерсть, лен и хлопок. Стремление к «одомашниванию» рабочего пространства – итог поиска новых эффективных инструментов мотивации сотрудника, способных «привязать» его к компании на долгое время. Эту тенденцию можно назвать и своеобразным ответом на излишне формализованный подход к внедрению корпоративной культуры, в рамках которой иногда оговаривается даже цвет кружки, из которой сотрудник может пить чай во время работы.

ДИЗАЙН ДЛЯ ДЕВЕЛОПЕРОВ

Одним из направлений развития офисного дизайна является рост его популярности среди девелоперов офисных центров. В Украине и России эта тенденция прослеживается пока не столь ярко, внутренний и внешний дизайн офисных зданий разрабатывается архитекторами, выполняющими работу по проекту здания в целом и, как правило, не уделяющими большого внимания вопросам гармоничности и эстетичности дизайна и планировки. Именно поэтому офисные центры, созданные исключительно на основе СНиПов, не отвечают требованиям рынка и с трудом находят своих пользователей.

На Западе в структуре архитектурных бюро выделяются дизайнерские службы, располагающие опытом и профессионализмом, достаточным для того, чтобы определять гармоничное планирование пространства и интерьер в более глобальных масштабах, нежели отдельные офисные помещения. Как показывает практика, привлекательность офисного центра для арендаторов и их первое впечатление и отношение в дальнейшем в значительной степени зависит от оригинальности и гармоничности архитектуры, внешнего и внутреннего дизайна. Именно поэтому офисные центры современного типа представляют собой объекты не только исключительные по свои функциональным параметрам, но и уникальные с точки зрения архитектурных решений, предусматривающие возможности для отдыха и релаксации (зеленые насаждения, зимние сады, атриумы и т.д.).

Однако эксперты отмечают, что это является ответом на требования рынка: для того, чтобы привлечь арендаторов в условиях насыщенного западного рынка, соответствия набору требований офисного центра класса А в дополнение к стандартной отделке и дизайну всех офисных помещений, уже недостаточно. Необходимы качественные аспекты дизайна и архитектуры, которые, несмотря на то, что не могут быть описаны и выражены в тех или иных стандартах, формируют достаточно весомую часть ценности офисного центра.

ПРОГНОЗ

На отечественном рынке услуги офисных дизайнеров и декораторов пока не востребованы в широких масштабах, однако количество компаний, желающих обустроить свой офис по всем законам стиля и рациональности, устойчиво растет. «В последнее время реакция крупных отечественных компаний на предложения услуг дизайнеров офисных помещений существенно изменились. Единственное отличие европейского и украинского отношения к офисному дизайну заключается в меньшем объеме финансирования, выделяемом на его разработку и организацию», – комментирует Наталья Поплавская. Татьяна Тимченко считает, что в Украине наблюдается постепенное «привыкание» заказчиков к самой идее профессионального офисного дизайна: «Отечественные компании уже готовы платить за услуги профессиональных дизайнеров суммы, эквивалентные западным расценкам». По словам Виктории Драч, «приятно отметить, что украинские компании все больше внимания уделяют функциональности и дизайну офисных помещений. Можно смело утверждать, что отечественный рынок услуг офисного дизайна является перспективным и динамично развивающимся».