Digital-технологии в продуктовом ритейле

Commercial Property №7 (145) сентябрь 2015

В ЭРУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЕ РИТЕЙЛ-ОПЕРАТОРЫ ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ШИРОКИЙ АРСЕНАЛ МЕТОДИК, ПОЗВОЛЯЮЩИХ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ОПЕРАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОПТИМИЗИРОВАТЬ РАСХОДЫ, А ТАКЖЕ УКРЕПИТЬ ЛОЯЛЬНОСТЬ ПОКУПАТЕЛЕЙ И СФОКУСИРОВАТЬСЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЯХ КАЖДОГО ИЗ НИХ. ПРЕДЛАГАЕМ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ОБЗОР ОДНИХ ИЗ ПОСЛЕДНИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ПРОДУКТОВОГО РИТЕЙЛА.

Текст: Анастасия Ковальчук

УМНАЯ ПОЛКА

Основная функция технологии Powershelf – контроль наличия товара на полках магазина. ФОТО: IS

Отсутствие товара на складе либо в торговом зале – ситуация, из-за которой ритейл-операторы могут недополучить несколько процентов к годовым продажам. Решить эту проблему вызвалась компания Panasonic, разработав технологию Powershelf. Ее концепция достаточно проста и по функциям напоминает весы, а основной целью является контроль наличия товара на полках магазина. Визуально Powershelf напоминает небольшой коврик, который размещается на полке под продуктами и реагирует на вес. Как только покупатель забирает с полки последний товар, сотрудник магазина получает текстовое сообщение, уведомляющее его об этом. Таким образом, ритейлер может легко контролировать наличие товара в зале, что имеет положительный эффект на продажи. По оценкам компании Panasonic, из-за отсутствия в наличии магазина необходимого товара операторы могут потерять до 4% от годовых продаж. «До 43% потребителей пойдут в другой магазин, чтобы купить товар, которого не оказалось в наличии. В конечном итоге, это может оказать существенное влияние на прибыль компании, – комментирует Ранс Полер, президент Panasonic System Communications Company в Северной Америке. – В условиях растущей конкуренции в сфере ритейла ситуации, когда товара нет в наличии, неприемлемы. Возможность контролировать наличие товара на полках в реальном времени дает ритейлерам конкурентное преимущество».

Технология Powershelf включает и ряд других функций. К примеру, цифровой ценник, который позволяет ритейлеру оперативно изменять цену товара. В частности, как только оператору необходимо распродать какой-то продукт до истечения срока реализации, он может оперативно снизить его стоимость как по всей сети, так и в отдельном магазине, что намного эффективнее, нежели замена бумажных ценников, особенно в крупных супермаркетах. Powershelf имеет возможность выделять товар с помощью подсветки и таким образом привлечь к нему внимание покупателей. По оценкам, с помощью освещения можно увеличить продажи до 6%. Powershelf также может устанавливаться в охлаждающих секциях и, более того, измерять температуру и информировать оператора, если она не соответствует нормам, что может привести к порче товара.

Первой компанией, внедрившей технологию Powershelf, стал американский оператор Whole Foods Markets.

ИННОВАЦИОННЫЕ КАССЫ САМООБСЛУЖИВАНИЯ


Касса самообслуживания сконструирована таким образом, что способна распознавать штрих-код товара независимо от того, какой стороной он лежит на конвейерной ленте. ФОТО: IS

В прошлом году британский продуктовый ритейл-оператор Tesco открыл супермаркет Tesco Extra в Линкольне (Великобритания) площадью более 7400 м2, в котором были установлены четыре инновационные кассы самообслуживания. Их главная особенность – технология автоматического сканирования продуктов. Так, касса самообслуживания сконструирована таким образом, что способна распознавать штрих-код товара независимо от того, какой стороной он лежит на конвейерной ленте. Это повышает ее пропускную способность, а, значит, сокращает очереди в супермаркете: за одну минуту касса может сканировать до 60 единиц товара, в то время как человек делает эту работу в три раза медленнее.

Новые кассы не требуют присутствия кассиров, которые только могут помогать покупателям выгружать товар на конвейерную ленту, после чего он проходит через арку, где под углом 360 градусов происходит считывание штрих-кодов. Далее продукты переносятся на круглый стол в одну из трех зон упаковки, каждая из которых оборудована собственной точкой оплаты, что позволяет обслуживать до трех людей одновременно. После того как товары прошли сканирование, подымается стенка, которая свидетельствует о том, что следующий покупатель может выгружать продукты на ленту. 


Главная особенность инновационных касс самообслуживания, установленных в супермаркете Tesco Extra в Линкольне (Великобритания), – технология автоматического сканирования продуктов. ФОТО: IS

Инновационные кассы были разработаны корпорацией NCR Retail. «Такие супермаркеты как Tesco должны дифференцировать себя, чтобы привлечь и удержать покупателей. Поскольку сегодня покупатели ожидают получить лучшие услуги, то инновационное программное обеспечение и аппаратные средства в супермаркетах становятся все более важными», – считает Ронен Левкович, вице-президент компании NCR Retail в регионе EMEA.

ЦИФРОВЫЕ ЭКРАНЫ


В супермаркете Future Food District большая роль уделена электронным табло, демонстрирующим необходимую информацию о товаре. ФОТО: IS 

Супермаркет Carrefour, который открылся в торговом центре Qwartz (Вильнев-ла-Герн, Франция) в прошлом году (площадь магазина – 11 300 м2), удивляет не только современным дизайном, но и широким применением цифровых инноваций, которые предлагают клиентам новые возможности для совершения покупок. Среди них – мобильное приложение C-ou, использующее систему геолокации. Оно позволяет еще дома составить список нужных продуктов и подготовить маршрут, по которому их можно отыскать в магазине среди 55 000 различных наименований, и таким образом помогает сократить время на поиски товара. Кроме того, с помощью приложения можно узнать об акциях и скидках на интересующую продукцию, др.

В супермаркете Carrefour в ТЦ Qwartz (Вильнев-ла-Герн, Франция) установлены сенсорные экраны, с помощью которых покупатели могут найти рецепт интересующего блюда и подобрать под него вино. ФОТО: IS

Цифровые экраны при входе в супермаркет Carrefour помогают клиенту сориентироваться в нем и выбрать правильный путь. Другие электронные табло, размещенные в торговом зале, ретранслируют информацию о специальных предложениях и акциях, которые проходят в магазине. Еще одной изюминкой супермаркета является то, что с помощью сенсорных экранов покупатели могут прямо в магазине найти рецепт интересующего блюда, распечатать список необходимых ингредиентов и даже подобрать под него вино. Кроме этого, клиенты имеют возможность оставить электронный отзыв или пожелание по усовершенствованию работы магазина.

РОБОТЫ В СУПЕРМАРКЕТАХ?

 

В супермаркете Future Food District роботы помогали посетителям набрать овощи в корзину, а также взвесить их. ФОТО: IS

В текущем году итальянский продуктовый ритейл-оператор Coop Italia совместно с компаниями MIT SENSEable City Lab и Carlo Ratti Associati представил на международной выставке Expo Milano 2015 модель высокотехнологичного супермаркета будущего. Он был выполнен в виде отдела под названием Future Food District и представлял собой некий эксперимент того, как в будущем может выглядеть продуктовый магазин. Future Food District занимал площадь в 6500 м2 и был разделен на две зоны: высокоавтоматизированный супермаркет и выставочную площадку.

В Future Food District отсутствовал персонал, а всю необходимую работу выполняли роботы. Например, они помогали посетителям набрать овощи в корзину, а потом взвесить их. В концепции данного супермаркета большая роль также уделена электронным табло, которые демонстрировали необходимую информацию о товаре. Так, благодаря «умным» этикеткам информация о его цене, составе, сроке годности, количестве калорий автоматически появлялась на табло, расположенном над полкой с продуктами, как только человек дотрагивался до одного из них. Объем инвестиций в реализацию проекта составил около 15 миллионов евро.

Несмотря на то, что супермаркет будущего был представлен в рамках выставки, он функционировал в режиме обычного продуктового магазина и обслуживал клиентов. «Проект представленного супермаркета является экспериментальным, но мы постараемся почерпнуть вдохновение от отзывов и предложений по использованию примененных в нем технологий», – рассказал Марк Педрони, председатель Coop Italia.