Digital-технологии в продуктовом ритейле

УМНАЯ ПОЛКА Основная функция технологии Powershelf – контроль наличия товара на полках магазина ФОТО: IS Отсутствие товара на складе либо в торговом зале – ситуация, из-за которой ритейл-операторы могут недополучить несколько процентов к годовым продажам. Решить эту проблему вызвалась компания Panasonic, разработав технологию Powershelf. Ее концепция достаточно проста и по функциям напоминает весы, а основной целью является контроль наличия товара на полках магазина. Визуально Powershelf напоминает небольшой коврик, который размещается на полке под продуктами и реагирует на вес. Как только покупатель забирает с полки последний товар, сотрудник магазина получает текстовое сообщение, уведомляющее его об этом. Таким образом, ритейлер может легко контролировать наличие товара в зале, что имеет положительный эффект на продажи. По оценкам компании Panasonic, из-за отсутствия в наличии магазина необходимого товара операторы могут потерять до 4% от годовых продаж. «До 43% потребителей пойдут в другой магазин, чтобы купить товар, которого не оказалось в наличии. В конечном итоге, это может оказать существенное влияние на прибыль компании, – комментирует Ранс Полер, президент Panasonic System Communications Company в Северной Америке. – В условиях растущей конкуренции в сфере ритейла ситуации, когда товара нет в наличии, неприемлемы. Возможность контролировать наличие товара на полках в реальном времени дает ритейлерам конкурентное преимущество». В супермаркете Carrefour в ТЦ Qwartz (Вильнев-ла-Герн, Франция) установлены сенсорные экраны, с помощью которых покупатели могут найти рецепт интересующего блюда и подобрать под него вино ФОТО: IS Технология Powershelf включает и ряд других функций. К примеру, цифровой ценник, который позволяет ритейлеру оперативно изменять цену товара. В частности, как только оператору необходимо распродать какой-то продукт до истечения срока реализации, он может оперативно снизить его стоимость как по всей сети, так и в отдельном магазине, что намного эффективнее, нежели замена бумажных ценников, особенно в крупных супермаркетах. Powershelf имеет возможность выделять товар с помощью подсветки и таким образом привлечь к нему внимание покупателей. По оценкам, с помощью освещения можно увеличить продажи до 6%. Powershelf также может устанавливаться в охлаждающих секциях и, более того, измерять температуру и информировать оператора, если она не соответствует нормам, что может привести к порче товара. В супермаркете Future Food District роботы помогали посетителям набрать овощи в корзину, а также взвесить их ФОТО: IS Первой компанией, внедрившей технологию Powershelf, стал американский оператор Whole Foods Markets. ИННОВАЦИОННЫЕ КАССЫ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В прошлом году британский продуктовый ритейл-оператор Tesco открыл супермаркет Tesco Extra в Линкольне (Великобритания) площадью более 7400 м2, в котором были установлены четыре инновационные кассы самообслуживания. Их главная особенность – технология автоматического сканирования продуктов. Так, касса самообслуживания сконструирована таким образом, что способна распознавать штрих-код товара независимо от того, какой стороной он лежит на конвейерной ленте. Это повышает ее пропускную способность, а, значит, сокращает очереди в супермаркете: за одну минуту касса может сканировать до 60 единиц товара, в то время как человек делает эту работу в три раза медленнее. Касса самообслуживания сконструирована таким образом, что способна распознавать штрих-код товара независимо от того, какой стороной он лежит на конвейерной ленте ФОТО: IS Новые кассы не требуют присутствия кассиров, которые только могут помогать покупателям выгружать товар на конвейерную ленту, после чего он проходит через арку, где под углом 360 градусов происходит считывание штрих-кодов. Далее продукты переносятся на круглый стол в одну из трех зон упаковки, каждая из которых оборудована собственной точкой оплаты, что позволяет обслуживать до трех людей одновременно. После того как товары прошли сканирование, подымается стенка, которая свидетельствует о том, что следующий покупатель может выгружать продукты на ленту. Инновационные кассы были разработаны корпорацией NCR Retail. «Такие супермаркеты как Tesco должны дифференцировать себя, чтобы привлечь и удержать покупателей. Поскольку сегодня покупатели ожидают получить лучшие услуги, то инновационное программное обеспечение и аппаратные средства в супермаркетах становятся все более важными», – считает Ронен Левкович, вице-президент компании NCR Retail в регионе EMEA. ЦИФРОВЫЕ ЭКРАНЫ Супермаркет Carrefour, который открылся в торговом центре Qwartz (Вильнев-ла-Герн, Франция) в прошлом году (площадь магазина – 11 300 м2), удивляет не только современным дизайном, но и широким применением цифровых инноваций, которые предлагают клиентам новые возможности для совершения покупок. Среди них – мобильное приложение C-ou, использующее систему геолокации. Оно позволяет еще дома составить список нужных продуктов и подготовить маршрут, по которому их можно отыскать в магазине среди 55 000 различных наименований, и таким образом помогает сократить время на поиски товара. Кроме того, с помощью приложения можно узнать об акциях и скидках на интересующую продукцию, др. В супермаркете Future Food District большая роль уделена электронным табло, демонстрирующим необходимую информацию о товаре ФОТО: IS Цифровые экраны при входе в супермаркет Carrefour помогают клиенту сориентироваться в нем и выбрать правильный путь. Другие электронные табло, размещенные в торговом зале, ретранслируют информацию о специальных предложениях и акциях, которые проходят в магазине. Еще одной изюминкой супермаркета является то, что с помощью сенсорных экранов покупатели могут прямо в магазине найти рецепт интересующего блюда, распечатать список необходимых ингредиентов и даже подобрать под него вино. Кроме этого, клиенты имеют возможность оставить электронный отзыв или пожелание по усовершенствованию работы магазина. РОБОТЫ В СУПЕРМАРКЕТАХ? Главная особенность инновационных касс самообслуживания, установленных в супермаркете Tesco Extra в Линкольне (Великобритания), – технология автоматического сканирования продуктов ФОТО: IS В текущем году итальянский продуктовый ритейл-оператор Coop Italia совместно с компаниями MIT SENSEable City Lab и Carlo Ratti Associati представил на международной выставке Expo Milano 2015 модель высокотехнологичного супермаркета будущего. Он был выполнен в виде отдела под названием Future Food District и представлял собой некий эксперимент того, как в будущем может выглядеть продуктовый магазин. Future Food District занимал площадь в 6500 м2 и был разделен на две зоны: высокоавтоматизированный супермаркет и выставочную площадку. В Future Food District отсутствовал персонал, а всю необходимую работу выполняли роботы. Например, они помогали посетителям набрать овощи в корзину, а потом взвесить их. В концепции данного супермаркета большая роль также уделена электронным табло, которые демонстрировали необходимую информацию о товаре. Так, благодаря «умным» этикеткам информация о его цене, составе, сроке годности, количестве калорий автоматически появлялась на табло, расположенном над полкой с продуктами, как только человек дотрагивался до одного из них. Объем инвестиций в реализацию проекта составил около 15 миллионов евро. Несмотря на то, что супермаркет будущего был представлен в рамках выставки, он функционировал в режиме обычного продуктового магазина и обслуживал клиентов. «Проект представленного супермаркета является экспериментальным, но мы постараемся почерпнуть вдохновение от отзывов и предложений по использованию примененных в нем технологий», – рассказал Марк Педрони, председатель Coop Italia.