Comfy: «Мы прямо и косвенно увеличиваем прибыль арендодателя»

Commercial Property №4 (81) май 2010

На сегодняшний день сеть Comfy входит в тройку лидеров по количеству магазинов среди операторов бытовой техники и электроники в Украине. История развития сети начиналась в Днепропетровске в 2005 году. В течение последующих четырех лет география деятельности оператора распространялась исключительно на региональные центры Украины. Однако в 2009-м состоялось открытие первого магазина сети и в столице, в структуре ТЦ «Альта Центр», финансовые результаты работы которого, по утверждению руководства сети, превзошли самые смелые ожидания. О достаточно агрессивной стратегии развития сети Comfy и конкурентной среде на украинском рынке бытовой техники и электроники в интервью «СР» рассказал Игорь Хижняк, директор по развитию сети магазинов Comfy.

Текст: Оксана Бабенко



 

На сегодняшний день сеть Comfy входит в тройку лидеров по количеству магазинов среди операторов бытовой техники и электроники в Украине

Фото: COMFY

Какие изменения произошли в конкурентной среде на украинском рынке сетей бытовой техники и электроники в результате кризиса? 

До кризиса на протяжении нескольких лет украинский рынок бытовой техники и электроники рос на 20-40% в год. Этот период был самым активным в развитии сетей в данной сфере. При этом места на рынке хватало для всех. Однако во время кризиса условия работы изменились: покупатель, доходы которого сократились, стал более требовательным и избирательным к продукции и качеству обслуживания, которые на должном уровне не смог предложить ряд операторов. В итоге компании шли на закрытие некоторых магазинов сети, которые оказались убыточными. В результате влияния кризиса перестали существовать такие сети как «Домотехника», «МКС», «Таргет» и «АБВ-Техника». 

Конкуренция сегодня ощущается довольно остро, ведь рынок уже не растет как прежде галопирующими темпами. Среди операторов ведется борьба буквально за каждого покупателя. 

Своими конкурентами мы считаем сети «Фокстрот», FoxMart и «Эльдорадо». Однако в стратегии развития наша компания ориентируется на потенциальную конкуренцию преимущественно со стороны операторов, развивающихся на западных рынках. Это MediaMarkt (METRO Group), Dixons (DSG international), BestBuy (Best Buy Co., Inc.), которые станут нашими основными конкурентами в случае их выхода на украинский рынок. 

Своим основным конкурентным «оружием» мы считаем наш формат, являющийся результатом двухлетней работы профессиональной команды с международным опытом. 

Почему Вы обращались за консультациями к зарубежным специалистам? 

В Украине очень небольшой опыт профессионального ритейла: торговым сетям – лидерам в разных ритейл-направлениях – около 10-15 лет. Учиться приходится на ходу. В свою очередь зарубежные специалисты имеют многолетний опыт и компетенцию, а также закалку на рынках с высокой концентрацией конкурентной среды, поэтому с ними удается моделировать более качественные стратегии развития. Поскольку мы выбрали стратегию атаки рынка, конечной целью которой является абсолютное лидерство, наша компания нуждалась в существенном качественном улучшении всех направлений работы сети. В частности, мы консультировались в вопросах планирования магазина, ассортиментной стратегии, маркетинга, операционных процессов, финансов.

 

Игорь Хижняк, директор по развитию сети магазинов Comfy 

Фото: COMFY 

Как кризис повлиял на деятельность сети Comfy? На сколько процентов сократился оборот сети в 2009 году в сравнении с 2008-м? 

Суммарно оборот в 2009 году по отношению к 2008-му сократился на 25% (в гривневом выражении), в то время как в целом рынок сократился на порядка 35%. 

Руководство компании Comfy восприняло кризис как возможность для развития, поэтому данный период стал настоящим прорывом для сети: в 2009 году мы увеличили сеть на 22 000 м2, в планах на 2010-й – рост еще на 50 000 м2. В начале 2009 года мы представили новый формат магазина Comfy площадью 2000 м2, открыли первый магазин в Киеве, а также переформатировали ряд существующих площадок.

Какие факторы сегодня являются наиболее важными в принятии решения арендодателем в пользу того или иного оператора бытовой техники и электроники? Является ли размер арендной ставки, которую готов платить оператор, решающим фактором в данной ситуации? 

Мы все чаще сталкиваемся с ситуацией, когда размер арендной ставки не является решающим в переговорах с арендодателем. Арендодатели, настроенные на получение как можно большей выгоды «здесь и сейчас», обычно проигрывают в долгосрочном периоде. Для дальновидного собственника площадей важными являются востребованность оператора потребителем, формат магазина, способность привлекать покупателей в торговый центр. Немаловажным фактором является финансовая устойчивость оператора и наличие перспективной стратегии развития на рынке, ведь арендодатель должен быть уверен в возможности долгосрочного сотрудничества. Как правило, арендатор, обладающий перечисленным набором характеристик, может предложить наиболее выгодную арендную плату. 

 

На площади в ТЦ «Альта Центр», которые ранее занимал супермаркет «Велика Кишеня», претендовало много ритейлеров, в том числе операторы по продаже спорттоваров и одежды, однако предпочтение было отдано Comfy, оператору бытовой техники и электроники 

Фото: COMFY

Первый магазин сети Comfy в Киеве открылся в ТЦ «Альта Центр». Какие еще операторы претендовали на эти площади? Почему приоритет был отдан Вашей компании? 

Насколько нам известно, претендентов было много, и мы конкурировали не только в своей категории (бытовая техника и электроника – ред.) – на площадку претендовали также операторы по продаже спорттоваров и одежды. Однако предпочтение было отдано нам, в том числе благодаря успешному опыту сотрудничества с компанией VK Development в рамках других объектов. С открытием Comfy поток покупателей в ТЦ «Альта Центр» существенно увеличился, возобновился интерес к центру. Благодаря этому управляющей компании удалось заменить несколько арендаторов на более качественных, а также сдать в аренду пустующие площади в зоне бутиков. Таким образом, мы прямо и косвенно увеличили прибыль арендодателя. 

Какой уровень арендных ставок компания платит в столичных и региональных ТЦ? 

Существует три способа формирования арендной платы – фиксированная процентная ставка, процент от оборота и смешанный. Мы считаем прогрессивной такую форму арендной платы как процент от оборота, которая, по сути, «сажает в одну лодку» арендатора и арендодателя, обеспечивая взаимовыгодное сотрудничество. Наш платеж составляет не более 4% от совокупного оборота магазина. Отмечу, что у Comfy на данный момент самый высокий показатель оборота в расчете на квадратный метр в сравнении с другими операторами бытовой техники и электроники в Украине. 

Какие магазины сети дают большую выручку – столичные или региональные?

Вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. Города-миллионники имеют большую емкость рынка, однако конкуренция там выше, а качественных локаций немного. Исходя из нашего опыта, финансовые показатели магазина зависят в наибольшей степени от двух факторов – локации и соответствия ожиданиям покупателя. Магазины Comfy с высоким уровнем оборота располагаются в структуре лучших торговых центров или как отдельно стоящие магазины на выгодных с точки зрения локации площадках с хорошей визуализацией. В этом случае регион не имеет значения. Однако наш первый магазин в Киеве превзошел все самые смелые прогнозы и стал лучшим в сети по показателю оборота.

 

Отличительной характеристикой магазинов Comfy являются кофейная и игровая зоны 

Фото: COMFY 

Расскажите о функциональном назначении кофейной и игровой зон в магазинах Comfy. Оказывают ли они влияние на уровень продаж? 

В стратегиях и бизнес-решениях мы руководствуемся, прежде всего, экономической эффективностью. Кофейная и игровая зоны – наши находки, являющиеся изюминкой, отличительной характеристикой магазинов Comfy. 

В кофейной зоне можно приобрести кофе-машины известных торговых марок. В Европе сейчас наблюдается бум в сфере кофейного бизнеса и направления реализации кофеварок в частности. Популярность кофе растет и в Украине, значит, кофе-машины – перспективный для нас продукт. 

В игровой зоне собраны самые актуальные и популярные в мире игровые консоли, которые можно протестировать. Это новое направление, интерес к которому растет с каждым днем не только среди молодых геймеров. Например, игровая приставка WII Sport ориентирована на потребителя среднего возраста и позволяет двигаться во время игры – ездить на лыжах, заниматься йогой и др. С одной стороны, кофейная и игровая зоны – имиджевые, эмоциональные и интересные потребителю продукты, с другой стороны – инновационное предложение.

 

Компания Comfy практикует такой вид арендной платы как процент от оборота, который составляет не более 4% от совокупного оборота магазина 

Фото: COMFY

Пересматривала ли компания планы по количественному развитию сети на 2009 год? 

Мы не пересматривали планы по развитию на 2009 год и полностью их выполнили: открыли 21 магазин и стали самой динамичной компанией в сегменте бытовой техники и электроники по развитию на украинском рынке. 

В каких регионах будет сконцентрирована деятельность компании в ближайшее время? 

Главным приоритетом в развитии для нас являются города-миллионники – Киев, Одесса, Харьков и Львов, а также города с населением более 100 000 человек. В 2010 году мы планируем усиление своих позиций в Центральной Украине, в частности, в Киеве, а также в АРК. В 2010 году планируется открытие 27 магазинов. В 2011-м мы продолжим активное развитие и откроем 25 магазинов в формате 2000 м2 и новом формате 3000 м2

Компания планирует расширение также в Западной Украине. Имеются ли у Вас планы по выходу на зарубежные рынки? 

В планах компании на ближайшие 2-3 года – активное и равномерное расширение сети по всей территории Украины. Наша цель – закрепить позицию лидера рынка бытовой техники и электроники в Украине, после чего планы по развитию на зарубежных рынках станут для нас актуальной возможностью для роста. Однако сегодня речь об этом не идет – нам есть что делать в Украине.

 

Приоритетными в развитии для Comfy являются города-миллионники – Киев, Одесса и Харьков, а также города с населением более 100 000 человек 

Фото: COMFY 

Планируете ли Вы такой способ развития сети как поглощение отдельных магазинов или целых сетей по примеру сделки с сетью «Быттехника»? 

У существующих сетей, особенно у сетей «второго порядка», месторасположение магазинов, как правило, не отвечает требованиям Comfy, поэтому они не могут стать предметом сделки. В настоящее время мы успешно боремся за лучшие площадки в стране. Дайте свой прогноз развития украинского рынка сетей бытовой техники и электроники на ближайшую перспективу. Мы ожидаем стабилизации рынка в 2010 году и постепенного роста. Прогнозируем уход нескольких ослабевших операторов, который произойдет в начале 2011 года. Возможны мелкие сделки по слиянию и поглощению, которые не окажут влияния на распределение сил на рынке. Выход новых международных игроков на украинский рынок произойдет не ранее 2012 года.