Colliers International: «Кризис открыл большие возможности для ритейла»

Какие изменения привнес кризис в мировой ритейл? Ян Эллиотт, региональный директор направления консалтинга в сфере торговой недвижимости Colliers International фото: COLLIERS INTERNATIONAL Некоторые ритейлеры увидели в кризисе большие возможности. В первую очередь, в улучшении своих портфолио путем открытия магазинов в местах, которые ранее были недоступны или слишком дороги для них. Во-вторых, в расширении присутствия на рынках, где ранее их присутствие было ограничено. В-третьих, ритейл-операторы также увидели возможность укрепить свои позиции и выйти на новые рынки на выгодных условиях. Торговые центры и стрит-ритейл с неудачными локациями и концепциями быстро утратили привлекательность для покупателей. Некоторые ритейлеры были вынуждены продолжать торговлю только путем продажи субаренды на свои помещения. Какие уроки вынесли глобальные ритейл-операторы из кризиса? Какие шаги они предприняли для стабилизации своей позиции на рынке? Ритейлеры снизили цены на продукцию и начали поиск новых поставщиков. Однако главной для них оставалась задача предложить товар в наиболее оптимальном соотношении «цена – качество». Многие операторы пересмотрели стратегию и начали торговлю через онлайн-магазины и магазины-склады, представляя клиенту тот уровень обслуживания, который требуется в данный момент. Какой сегмент ритейла является наиболее привлекательным и перспективным в мире? Наиболее привлекательным является тот сектор, в котором товары интерактивно взаимодействуют с клиентом. Обычно это касается моды. Наиболее сложный сектор на данный момент – продажа бытовой техники и электроники и других товаров, которые можно приобрести дешевле через Интернет. Исключением из этого правила можно назвать компанию Apple, показавшую, что взаимодействие с клиентом может дойти до культа. Каковы, на Ваш взгляд, различия между европейским и украинским ритейлом? Рынок ритейла в Украине менее развит, чем в Западной и Центрально-Восточной Европе. В связи с низкой покупательной способностью населения, на сегодняшний день большая часть активности ритейлеров сосредоточена в сфере продуктов питания, однако на украинский рынок уже заходят известные международные брэнды, специализирующиеся в других сегментах розничной торговли. Ритейл-операторы ищут высококачественные проекты с хорошим месторасположением, которые привлекут покупателей, готовых тратить деньги. Однако на сегодняшний день, чтобы заинтересовать посетителей, объектам торговой недвижимости недостаточно иметь хороший tenant-mix, – в большей степени важно не только то, что предлагает торговая галерея, но также развлечения и досуг, представленные наряду с магазинами. Иными словами, торговые комплексы сегодня – это не только покупки, но и проведение досуга, так называемый memorable experience, то есть приятный опыт, который запомнится надолго. Большинство международных сетевых ритейлеров развиваются на украинском рынке по франчайзингу. Насколько эта практика схожа с ситуацией на развитых рынках? Франчайзинговые схемы в большей степени распространены на менее развитых рынках из-за высоких страновых рисков. Без локального партнера было бы сложно, даже невозможно, быстро и надежно наладить бизнес на новом для ритейлера рынке: организовать логистику, работу с таможней, налоговой службой. И пока для любого нового ритейл-оператора существуют подобные риски, они будут работать через франчайзи-партнера. Как только риски снизятся, как это произошло в Польше и других восточноевропейских странах, когда они присоединились к Евросоюзу, операторы перейдут на работу через материнские компании. Собственники украинских ТЦ/ТРЦ размещают в своих объектах франчайзинговые магазины. Наблюдается ли подобное поведение на европейских рынках? Собственники ТЦ/ТРЦ склоняются к владению франчайзинговыми магазинами, в которых будут представлены некоторые брэнды, соответствующие их проектам. В свою очередь покупатели хотят, чтобы в торговых объектах были представлены все брэнды, а не некоторые из них, поэтому те ТЦ/ТРЦ, которые смогут удовлетворить их потребности, займут лидирующие позиции. Какие перспективы розничной торговли в Украине? Украинцы очень похожи на европейцев и с улучшением экономического положения будут тратить меньшую часть своего месячного дохода на продукты питания и другие предметы первой необходимости, а большую часть - на непродовольственные товары. Это будет способствовать развитию на украинском рынке большего количества местных и зарубежных непродовольственных ритейлеров. Их успех будет зависеть от темпов роста украинской экономики и прозрачности законодательной и коммерческой систем, которые будут определять готовность инвестирования в Украину. Польша, к примеру, уже продемонстрировала это. С какими наиболее существенными рисками сталкиваются ритейл-операторы при выходе на украинский рынок? Риски заключаются не в том, будут украинцы покупать товары или нет. Украинцы уже стремятся к лучшему образу жизни. Вопрос состоит в наличии коммерческих предпосылок, позволяющих обосновать инвестирование в развитие ритейла.