CDA Real Estate: «Украину может ждать сценарий кризиса 2008 года»

Техническое открытие второй очереди ТРЦ «Караван» в Днепропетровске состоялось 1 марта текущего года ФОТО: CDA REAL ESTATE Как отразилась непростая политическая и экономическая ситуация в Украине на сроках и особенностях реализации проекта второй очереди ТРЦ «Караван» в Днепропетровске? Влияние кризиса на рынок торговой недвижимости практически не внесло корректив в планы по открытию второй очереди торгово-развлекательного центра «Караван» в Днепропетровске. Мы в срок завершили строительство и ввели объект в эксплуатацию еще в конце прошлого года. В начале этого года помещения были переданы арендаторам для выполнения отделочных работ. 1 марта состоялось техническое открытие нового блока. Принимая во внимание напряженную общественно-политическую ситуацию в стране, мы перенесли торжественное открытие на середину мая. На данный момент наш отдел аренды сумел заполнить 95% арендуемой площади второй очереди, которая составляет 10 200 м2. Совокупно с существующим блоком мы вышли на суперрегиональный формат ТРЦ и стали самым большим торговым центром Днепропетровска, с общей площадью почти 100 000 м2. Отдельно хочу отметить, что в рамках ТРЦ открылся крупнейший в Днепропетровске кинотеатр сети «Мультиплекс», который располагает 7 залами. Более того, посетителей уже принимает еще один наш «якорь» – супермаркет бытовой техники и электроники Comfy. Почему было принято решение о расширении ТРЦ в Днепропетровске? Расскажите о результатах маркетинговых исследований, которые предшествовали реализации проекта. Как только компания CDA Real Estate получила в управление торговые центры сети «Караван» (сеть включает три торговых объекта в Киеве, Харькове и Днепропетровске – ред.), мы сразу же начали прорабатывать вопрос о расширении объекта в Днепропетровске. Причин несколько: во-первых, нам необходимо развивать свой потенциал на рынке, во-вторых, у нас имелась свободная площадка рядом с существующим блоком. Мы провели маркетинговое исследование совместно с компанией TNS – одним из мировых лидеров в данном сегменте, проанализировав рынок и поведение покупателей Днепропетровска. В результате, мы получили полную картину с четким пониманием потребностей целевой аудитории, ее пожеланий по новым брендам и способам времяпровождения в нашем ТРЦ. Мы выяснили, что посетители ТРЦ «Караван» хотели бы видеть в структуре центра кинотеатр и магазины некоторых крупных ритейл-групп. Эти выводы помогли, в том числе, принять решение об эффективном пуле арендаторов, а также о выборе маркетинговой стратегии. Какие новые для Днепропетровска бренды открылись в рамках второй очереди ТРЦ «Караван»? Данил Владов, генеральный директор компании CDA Real Estate ФОТО: CDA REAL ESTATE Основываясь на результатах маркетинговых исследований, отдел аренды CDA Real Estate провел ряд переговоров с различными крупными ритейл-операторами. Наша цель – предложить покупателю новую линейку брендов. В результате, в днепропетровском ТРЦ появятся первые в городе магазины известной польской ритейл-группы LPP – Reserved, Mohito, Cropp Town, House и Sinsay. Эти магазины представляют большой интерес для молодой современной аудитории. Однако мы также рассчитываем привлечь покупателей других возрастных групп. Какие изменения Вы наблюдаете в поведении покупателей ТРЦ сети «Караван» в связи с политическим и экономическим кризисами в Украине? Изменились ли предпочтения покупателей в столичном ТРЦ в сравнении с региональными? Ритейл является, наверное, одной из самых чувствительных сфер к любым колебаниям в экономике, поэтому мы ощутили некоторое снижение покупательской активности с середины января по февраль в Киеве, а в феврале и марте уже и в других регионах. Безусловно, общеполитическая нестабильность в стране, скачки курса доллара и неуверенность в завтрашнем дне заставляют покупателей вдумчиво подходить к своим расходам: люди перестают делать импульсные покупки, в продуктовой и одежной группах спрос перераспределился в сторону более дешевых товаров. Что касается потоков в ТРЦ, то тенденция по рынку показывает общее снижение количества посетителей. Например, в феврале в столичном ТРЦ мы зафиксировали падение на 5% по отношению к февралю 2013 года. Кроме того, мы сознательно отменили ряд маркетинговых активностей в феврале, понимая неуместность развлекательных мероприятий в непростое для всех время. Однако уже в марте общий поток начал восстанавливаться как в киевском, так и в региональных ТРЦ, и это говорит о том, что рынок постепенно начинает оживать. Пересматривала ли компания арендные ставки в ТРЦ «Караван» в связи со стремительным ростом курса доллара и евро? Обращались ли арендаторы с подобными просьбами? Не стану отрицать, что колебания курса доллара спровоцировали подобные просьбы со стороны арендаторов. Безусловно, арендаторы пытаются минимизировать свои риски и обращаются к нам с просьбой предоставить скидки. Однако компания CDA Real Estate, как и любой другой игрок рынка торговой недвижимости Украины, работает в рамках рыночного коридора, поэтому старается учесть интересы всех сторон, поскольку наш бизнес тесно связан с успешностью арендаторов. Мы проводим переговоры и обсуждаем каждую ситуацию индивидуально. Во второй очереди ТРЦ откроются первые в Днепропетровске магазины польской ритейл-группы LPP – Reserved, Mohito, Cropp Town, House и Sinsay ФОТО: CDA REAL ESTATE Как Вы планируете увеличивать посещаемость и лояльность клиентов в непростые для экономики страны времена, а также с учетом высокой конкуренции? Независимо от ситуации, инструментами увеличения потока остаются качественный и широкий набор брендов в ТРЦ «Караван», а также активная маркетинговая деятельность. Мы сознательно не снижаем бюджеты маркетинга и планируем в этом году провести несколько масштабных развлекательных проектов, таких как шоппинг-уикенд совместно с журналом Pink и агентством Prime Promotion, торжественное открытие второй очереди ТРЦ в Днепропетровске, розыгрыш автомобиля в ТРЦ в Харькове. Кроме того, большое внимание уделяем детским ивентам, поскольку основные наши посетители – семьи с детьми до 12 лет. Якорный арендатор второй очереди ТРЦ «Караван» – супермаркет бытовой техники и электроники Comfy ФОТО: CDA REAL ESTATE Планируется ли реализация новых проектов или расширение существующих? Даже в тяжелой экономической ситуации могут проявиться новые возможности, главное – успеть их заметить. Мы не можем ставить на долгую паузу свои планы по развитию, так как конкуренция в сегменте торговой недвижимости в Украине с каждым годом усиливается – открываются новые современные объекты, появляются уникальные для украинского рынка бренды и форматы. На данный момент компания заняла выжидательную позицию, но у собственников сети ТРЦ «Караван» есть желание развиваться в торговом сегменте как в Киеве, так и в регионах. Общая площадь второй очереди ТРЦ «Караван» в Днепропетровске составляет более 13 000 кв.м, арендуемая – 10 200 кв.м ФОТО: CDA REAL ESTATE Дайте свое видение сценария развития событий для рынка недвижимости страны. Предполагаю, что Украину ждет сценарий кризиса 2008 года: падение покупательского спроса, что привело к снижению арендных ставок на 20-40%, приостановка строительства начатых торговых объектов. При таком развитии событий экономику страны будет «лихорадить» еще ни один месяц, и рост арендных ставок можно ожидать не ранее 6-8 месяцев после достижения «дна». Однако хочется оставаться оптимистом: если политическая ситуация стабилизируется, «скачки» доллара и инфляция остановятся, то, вероятно, уже этой осенью мы увидим увеличение товарооборотов и рост арендных ставок. Какой из этих сценариев будет более реалистичным, пока сказать тяжело. Думаю, это покажут события ближайших месяцев.