«Буквоед»: «Время смелых инвесторов завершилось»

Как давно компания готовилась к выходу на украинский рынок? На данный момент в Украине функционирует три магазина сети «Читай-город»: два в Киеве и один в Донецке (на фото: книжный супермаркет «Читай-город» в ТРЦ Dream Town, Киев) фото: «CP» Украинский книжный рынок является одним из самых крупных русскоязычных рынков СНГ, но он не заполнен качественными книжными магазинами – здесь много торговых точек старого формата с небольшой площадью, а крупных специализированных магазинов явно недостаточно. Украинским рынком мы заинтересовались в середине 2009 года. Его объемы, а также состояние рынков труда, недвижимости и других сопутствующих секторов мы оценивали по наработанным компанией технологиям, используя исключительно открытые данные. К помощи сторонних экспертов в этом вопросе не прибегали. Также мы изучали опыт наших конкурентов – российских компаний, делавших попытки прижиться в Украине, анализировали их ошибки. Расскажите о формате книжных магазинов-клубов. В чем заключается преимущество Вашей сети перед другими сетями магазинов по продаже книг, которые уже представлены в Украине? Компания «Буквоед» одной из первых в книготорговой отрасли России реализовала инновационную концепцию книжного магазина-клуба с кофейней, сценой, гардеробом, детской площадкой, круглосуточным режимом работы и программой бесплатных культурно-просветительских мероприятий фото: «CP» Компания «Буквоед» одной из первых в книготорговой отрасли России реализовала инновационную концепцию книжного магазина-клуба с кофейней, сценой, гардеробом, детской площадкой, круглосуточным режимом работы и программой бесплатных культурно-просветительских мероприятий. Это оригинальный формат компании. Сегодня книжные клубы «Буквоед» как бы встраиваются в основной формат магазина «Читай-город». Мы делаем ставку на качество товарного предложения и обслуживания, создаем места для общения по интересам и хотим, чтобы в наших магазинах покупатели имели возможность не только подобрать или заказать необходимую книгу, но и найти товары из дополнительного ассортимента. Кроме того, у нас можно познакомиться с книжными новинками, обсудить прочитанное, пообщаться с писателями, режиссерами, послушать выступление музыкантов, выпить чашку кофе или чая, что уже выходит за рамки привычных представлений о книжном магазине. Ежегодно на площадках сети проводится более 1200 разноплановых мероприятий: ток-шоу, концерты, кинопоказы, конкурсы, интеллектуальные игры, игры и мастер-классы для детей, дискуссии и просветительские семинары – далеко не полный перечень событий, которые происходят в книжных клубах «Буквоед». Аналогичный формат книжных магазинов-клубов мы начали продвигать и в Украине. Насколько экономически оправданным является размещение кофейни на территории магазина? Влияет ли это на повышение уровня продаж? На самом деле кофейни экономически себя оправдывают, но на уровень продаж их влияние незначительно. Они, скорее, повышают уровень лояльности покупателей и помогают создать особую, комфортную для времяпровождения атмосферу в наших книжных клубах. Кофейни в наших российских магазинах являются самостоятельной бизнес-единицей в структуре компании. В Украине мы нашли качественного и мобильного оператора, с которым заключен договор субаренды. Брэнд «Читай-город» был разработан специально для развития на территории Украины или он также известен в России? В чем заключается принципиальная разница между брэндами «Буквоед» и «Читай-город»? Брэнд «Читай-город» используется для продвижения не только в Украине, он достаточно известен и в России. Особой разницы между нашими брэндами нет, более того, событийная площадка «Буквоеда» органично вписывается в магазин «Читай-город» в Украине. Расскажите в целом о Ваших стратегических планах развития в Украине. Планируется поэтапное развитие сети «Читай-город» в Украине. Сегодня здесь функционирует уже три магазина сети: два – в Киеве (в ТРЦ Dream Town на Оболонском проспекте, 1-б и по ул. Богдана Хмельницкого, 3-б), один – в Донецке по ул. Артема, 158-б. В целом в 2010 году мы готовы открыть порядка 10 магазинов в крупнейших городах: Киеве, Одессе, Харькове, Днепропетровске и др. Если первый этап будет успешным, то мы продолжим развитие сети – в стратегических планах прописано несколько вариантов продвижения на ближайшие 2-3 года. ДЕНИС КОТОВ фото: «БУКВОЕД» Год рождения: 1975 Место рождения: Ленинград, Россия Занимаемая должность в компании: генеральный директор Карьера: предпринимательская деятельность в книжной отрасли; менеджер по закупкам в компании «Снарк»; менеджер по проекту розничной сети московского издательства «Махаон»; коммерческий директор компании «АСТ-Норд»; генеральный директор ООО «Буквоед» Семейный статус: женат, сын Хобби и увлечения: чтение, самообразование. Как Вы считаете, насколько успешным будет проект «Читай-город» в Украине с учетом прогрессивной «интернетизации» и предпочтений Вашей целевой аудитории поиска информации, в том числе книг, в Интернет-сети? Уверен, что проект будет достаточно успешным, так как мы выходим на рынок с многопозиционным предложением. Помимо книг, мы предлагаем канцелярию, сувенирную и подарочную продукцию, игрушки, открытки и др. Всего в нашем ассортименте 11 товарных групп, и мы на этом не останавливаемся – поиск успешных и перспективных позиций идет постоянно. Сильного давления со стороны Интернета мы пока не ощущаем, но такую угрозу осознаем, поэтому дифференцируем наше предложение с учетом текущей ситуации. Планируете ли Вы использовать Интернет для предоставления дополнительных услуг своим украинским покупателям? У нас есть российский Интернет-магазин, работающий достаточно успешно. Но в Украине внедрение Интернет-услуг пока не планируем. Расскажите о целевой аудитории магазинов «Читай-город». Целевая аудитория сети «Читай-город» такая же, как и у сети «Новый книжный – Буквоед»: в первую очередь это женщины старше 30 лет, студенты, представители бизнес-сообщества и многие другие. В наших магазинах представлены все ценовые сегменты, что увеличивает экономическую эффективность бизнеса. Но основной принцип, по которому мы работаем, – «хорошие книги – по среднерыночным ценам», поэтому весь наш ассортимент укладывается в ценовой сегмент «средний» и «средний плюс». Дискаунтеры открывать не планируем. Скажите, какие сети книжных магазинов Вы считаете своими конкурентами в России и Украине. Компании «Буквоед» сейчас приходится конкурировать, прежде всего, с телевидением и Интернетом за время и количество наших читателей, как настоящих, так и потенциальных, а не с другими книжными сетями, которых очень немного. Так, на российском рынке, помимо нашей компании, осталось три крупных сетевых ритейлера: «Топ-книга», «Буква» и «Московский Дом книги». Появления пятой сети такого же масштаба в ближайшее время не предвидится: все дело в том, что инвестиционная привлекательность книжного бизнеса не высока, и как пространство для «стартапов» он по-прежнему крайне рискован. В этой связи одним из самых показательных является пример с банкротством сети книжных магазинов «Букбери»*. Можно сказать, что время смелых инвесторов завершилось в 2008 году. В Украине, помимо книжных рынков, ставших традиционным местом приобретения книг, представлены книготорговые сети Empik, «Буква», «Книжный супермаркет», а также ряд мелких локальных книготорговых компаний. Насколько сложно было заключить договор аренды в таком знаковом месте Киева как улица Богдана Хмельницкого, в непосредственной близости от Крещатика? Кто предложил Вам подобный вариант аренды? В 2010 году компания « Буквоед» намерена открыть порядка 10 магазинов « Читай-город» в крупнейших городах Украины фото: «CP» Договор аренды помог заключить наш партнер – консалтинговая компания Colliers International (Украина). Это было достаточно сложно. Мы очень признательны за качественно проведенную сделку и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество с этой компанией. Какой объем инвестиций необходим для открытия одного книжного магазина в Украине? Как отличается этот показатель в России? И как он варьируется в зависимости от города? Объем инвестиций для открытия магазина зависит от размера площадки, ее расположения и состояния (например, требуется ли ремонт помещения и др.). В Украине для открытия магазина формата «книжный клуб» необходимо порядка $200 в расчете на м2. В России эта сумма находится в пределах $150-500 тысяч для одного магазина. Естественно, открытие магазина в регионах обойдется дешевле, чем в Санкт-Петербурге примерно на 20-30%. Вы отдаете предпочтение размещению магазинов в структуре ТЦ/ТРЦ или в виде отдельно стоящих зданий? Мы отдаем предпочтение торгово-развлекательным центрам, поскольку считаем, что у нас общая целевая аудитория. Также как и наша компания ТРЦ формируют рынок культурного досуга. Но в определенных случаях мы рассматриваем и другие предложения – размещение не в структуре ТРЦ. Расскажите, насколько девелоперы торговых центров заинтересованы в присутствии Вашего брэнда в своих торговых объектах в России? В Северо-Западном регионе России, где идет развитие нашей сети, мы уже давно являемся признанным якорным оператором. Компания стремится открывать торговые площадки во всех крупных или значимых торговых и торгово-развлекательных центрах. Они могут быть разными по площади: магазин площадью до 350 м2, книжный супермаркет до 900 м2, книжный клуб от 900 м2. Основные факты о книготорговой сети «Новый книжный – Буквоед» Год основания: 2000 Генеральный директор: Денис Котов Головной офис: Санкт-Петербург, Россия Штат сотрудников: 1300 человек Количество магазинов: 44 (по состоянию на апрель 2010 года) Выход на зарубежные рынки: 2009 год – открытие первого магазина в Украине Продукция: книги, канцелярские товары, аудио-, видео- и подарочная продукция Дополнительные бизнесы: кафе, Интернет-магазин, радио «Буквоед» Дополнительные сервисы: круглосуточный режим работы, детская площадка, собственная программа культурно-развлекательных и образовательных мероприятий. Какие требования Вы предъявляете к торговым площадям? Поскольку для книжного магазина характерен спонтанный тип спроса, мы оцениваем торговые площади в первую очередь по потоку посетителей. Также у нас есть разработанный типовой план магазинов разного формата с определенной конфигурацией, отделкой, типом освещения и др., на который мы ориентируемся при выборе торговых площадей. Назовите арендные ставки, которые Вы платите, будучи арендаторами ТЦ/ТРЦ в России. Эта сумма составляет $10-25/м2/в месяц (без НДС) для крупных торговых точек и $25-40/ м2/в месяц (без НДС) для магазинов меньшего размера. Назовите арендные ставки в ТРЦ Dream Town. Как Вы считаете, насколько адекватной для украинского рынка является данная ставка? Называть конкретные цифры я не стану, но скажу, что арендная ставка адекватная. Использовала ли компания «Буквоед» такой инструмент развития как покупка книжных сетей? Да, в 2009 году нашей сетью были приобретены российские книжные магазины «Библиосфера», принадлежащие компании «Мастер книга». Еще ранее – весной 2008 года – состоялось объединение петербургской книжной сети «Буквоед» и московской сети «Новый книжный», в результате чего была создана сеть «Новый книжный – Буквоед». Крупнейший в Киеве книжный супермаркет «Читай-город» площадью 1000 м2, открывшийся в ноябре 2009 года в ТРЦ Dream Town, является брэндом объединенной книготорговой сети. В каких российских городах Вы развиваетесь наиболее активно? Мы готовы открывать магазины во всех городах Северо-Западного региона с населением от 100 000 человек. На сегодняшний день магазины нашей сети открыты в таких российских городах как Новгород, Архангельск, Череповец, Вологда, а также в трех городах Ленинградской области – Тосно, Кингисепп и Гатчина. Пришлось ли Вам закрыть некоторые торговые точки в связи с падением уровня продаж в кризисное время? К счастью, кризис никоим образом не повлиял на количество наших торговых точек – мы не закрыли ни одного магазина, даже наоборот – сеть активно растет и развивается, мы регулярно открываем новые магазины. Входит ли в стратегически планы компании покупка украинских книжных сетей? Планами нашей компании пока не предусмотрена покупка украинских книготорговых сетей. Но, если это будет целесообразно, такого варианта мы не исключаем. *Банкротство «Букбери» В марте 2009 года с иском о банкротстве в Арбитражный суд Москвы обратился книжный ритейлер «Букбери», подконтрольный российскому олигарху Олегу Дерипаске. Сеть оказалась на грани банкротства, часть ее товара была арестована по требованию издательской группы «АСТ» (Россия). В целом в базе данных Московского арбитражного суда имелось более 30 исков к ООО «Букбери» в категории о невыполнении обязательств по договорам от целого ряда издательств, датируемых концом 2008 и началом 2009 года. Издатели в судебном порядке требовали за поставленные книги более 150 миллионов рублей. Светлана Фриденберг, генеральный директор «Букбери», не смогла договориться о реструктуризации долга и в январе 2010 года покинула компанию. По мнению экспертов, сеть могла оказаться в сложном финансовом состоянии из-за высоких арендных ставок. До момента начала судопроизводства по делу о банкротстве сеть «Букбери» включала 13 магазинов в Москве, Московской области и Екатеринбурге. На данный момент на официальном сайте компании значится четыре функционирующих магазина.