Без дураков, но с дорогами?

Commercial Property №2 (2) октябрь 2003

В Верховной Раде Украины на стадии рассмотрения находится проект Закона «Об автомобильных дорогах Украины». Его авторство принадлежит целой группе экспертов, в которую входят: бывший премьер-министр Украины Валерий Пустовойтенко (ныне – председатель парламентского комитета по вопросам строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и связи), известный в широких кругах бизнесмен Евгений Червоненко, руководители «Укравтодора» и ученые Национального транспортного университета.


По мнению авторского коллектива законопроекта, на сегодняшний день назрела насущная необходимость изменения правового поля в области управления автотранспортными артериями страны. Не секрет, что действующие Законы Украины «О дорожном движении», «О транспорте», «Об автомобильном транспорте», «Об источниках финансирования дорожного хозяйства» не в состоянии обеспечить необходимую базу для нормального функционирования и развития автодорожной сети Украины.

Фото: Сергей Хитрый

Как ни парадоксально, но авторы законопроекта озвучили мнение, что в самом худшем состоянии сейчас находятся дороги государственного значения. Именно по ним осуществляется до 90% всех автомобильных перевозок. Главной целью нового Закона является наследование мирового опыта. Ссылаясь на него, авторы проекта утверждают, что именно с развития автомобильных дорог начинался выход из экономического кризиса в большинстве стран мира. Поэтому при разработке законопроекта были детально рассмотрены аналогичные нормативные и законодательные документы Польши, Чехии и стран Западной Европы.

Проект Закона «Об автомобильных дорогах Украины» предусматривает создание абсолютно новой классификации автомагистралей. В нем автомобильные дороги общего пользования подразделяются на государственные и местные. Государственные, в свою очередь, подразделяются на международные, национальные и региональные. Местные – на территориальные, областные и районные. В основе классификации – протяженность дорог в границах соответствующих административных единиц, а также опция их взаимосвязанности: если дорога соединяет райцентры в границах области, то она считается областной, если же совмещена с каким-либо из международных транспортных коридоров – международной. В соответствии с законопроектом, участки дорог и улиц любых населенных пунктов не подлежат приватизации.

Фото: Сергей Хитрый

Нынешний законопроект – доработка первого, который уже прошел слушания в Верховной Раде. Предыдущий проект рассматривал дороги только общего пользования, протяженность которых в Украине составляет 170 тысяч километров (треть всей дорожной сети). Нынешний законопроект намного шире.

Обозреватели и эксперты отмечают, что новый Закон, если он будет принят, может стать краеугольным камнем на законодательном поле для возможности правового урегулирования концессионных договоров с серьезными иностранными инвесторами и посодействовать началу строительства платных автомагистралей в Украине. К слову, законопроект предусматривает возможность передачи в концессию дорог общего пользования, которые принадлежат государству, основной законодательной базой для чего послужат Законы Украины от 16.07.1999 № 997-ХІV «Про концессии» и от 14.12.1999 № 1286-ХІV «Про концессии по строительству и эксплуатации автомобильных дорог», а также соответствующие подзаконные акты Кабинета Министров Украины.

Очевидно, что принятие законопроекта в корне сможет изменить функции «Укравтодора», превратив эту государственную структуру в мощный орган исполнительной власти с многочисленными отделениями на местах. В том числе, именно на «Укравтодор» планируется возложить обязанность выступать ответчиком в судебных инстанциях по всем видам исков, связанных с причинением убытков автомобилистам ненадлежащим состоянием дорог; и органом, возмещающим такие убытки.

Вместе с тем, не совсем понятен пункт законопроекта, предусматривающий возложение на «Укравтодор» ответственности за функционирование и эксплуатацию платных дорог общего пользования. Собирать плату за пользование такими дорогами будет специальная межведомственная комиссия, порядок создания которой должен утвердить Кабинет Министров, как и максимальную шкалу возможной взимаемой за проезд оплаты.

Но просто приватизировать дорогу и начать «взимать за проезд» концессионерам не позволят. Законопроект предусматривает возможность отнесения автомобильных дорог к разряду платных только при условии их существенной реконструкции и обеспечении для автомобилистов альтернативного проезда по бесплатным дорогам. Еще один нюанс – ограничение прав собственности или даже их лишение в случае необходимой прокладки автодорог по данным территориям. Законопроект, в случае необходимости отчуждения такой территории, предусматривает выплату возмещения собственнику участка со стороны государства, но по рыночным ценам. Сама подобная формулировка, по словам аналитиков, способна в будущем вызвать множество конфликтов с другими ныне действующими законодательными актами (в трактовках, выработке реальных практик).

На сегодняшний день Государственная служба автомобильных дорог Украины («Укравтодор») может предложить инвесторам на концессионных условиях участие в финансировании строительства (реконструкции) и дальнейшей эксплуатации нижеперечисленных автомагистралей, в перспективе – платных (за счет чего и будет осуществляться возврат инвестиционных средств):

1. Южная трансъевропейская магистраль «Западная граница Украины (село Косины) – город Киев» на участке Винница – Киев (международные транспортные коридоры №3, №5). Протяженность – 146 километров; ориентировочная потребность в инвестициях для реконструкции – 2 миллиарда 330 миллионов гривен.

2. Южная трансъевропейская магистраль «Западная граница Украины (село Косины) – город Киев». Протяженность – 735 километров; ориентировочная потребность в инвестициях для реконструкции – 27,5 миллиарда гривен. Может предоставляться в концессию отдельными участками.

3. Автодорога от границы с Российской Федерацией до автодороги Киев–Харьков–Должанский (Харьковская область). Протяженность – 48,7 километра; ориентировочная потребность в инвестициях для реконструкции – 630,4 миллиона гривен. (Концессионный конкурс по данной автодороге был объявлен 04.10.2002 и продолжался до 01.04.2003, однако, судя по всему, закончился ничем – ред.)

4. Комплекс объектов дорожного сервиса на автодороге Киев – Одесса (международный транспортный коридор № 9), Киевская область, пгт. Гребинки; ориентировочная потребность в инвестициях – 18 миллионов гривен. Концессионный конкурс по данному объекту был объявлен 27.12.2000 и повторно 15.06.2001, является бессрочным.

5. Комплекс объектов дорожного сервиса на автодороге Киев – Ковель (228 километр), Житомирская область, город Олевск. Ориентировочная потребность в инвестициях – 6,5 миллиона гривен. Концессионный конкурс был объявлен 27.12.2000, повторно 15.06.2001, является бессрочным.

Для получения более детальной информации инвесторам рекомендуется обратиться по e-mail: avtodor@i.kiev.ua или www.ukravtodor.gov.ua

В Комитете Верховной Рады Украины по вопросам строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и связи считают, что проект государственного бюджета Украины на 2004 год предусматривает недостаточный уровень финансирования дорожного хозяйства, который абсолютно аналогичный уровню 2003 года. По предварительным данным, в специальный фонд государственного бюджета на поддержание инфраструктуры и развитие дорожного хозяйства планируется направить лишь 70% от поступлений по акцизному сбору и ввозному сбору с произведенных в Украине и ввезенных на территорию Украины нефтепродуктов и транспортных средств. Обращает на себя внимание и тот факт, что проектом государственного бюджета Украины на 2004 год предусмотрено приостановление действия части II статьи 2 и части III статьи 3 Закона «Об источниках финансирования дорожного хозяйства» (относительно формирования дорожных фондов). По мнению Комитета, это приведет к существенному недофинансированию отрасли.

В соответствии с кредитным соглашением между Украиной и ЕБРР, в 2003-2004 годах предусмотрены: выполнение работ по модернизации автомагистрали Киев-Чоп на участке от 614-го километра (город Стрый Львовской области) до 824-го километра (граница с Венгрией), реабилитация 2,1 километра транспортной развязки (Розовка-Ужгород), ремонт 7 больших и 24 средних мостов. Стоимость «закарпатской» части проекта составляет EUR 38,9 миллиона. Проект осуществляется македонско-болгарским СП «Гранит-АЧМ». Это же предприятие принимает участие в реконструкции автотранспортного коридора Киев-Одесса, а в 2004 году начнет работу над проектом строительства автомагистрали Харьков-Симферополь.