Arricano Group: «Мы на пути целенаправленного развития»

РЫНОЧНАЯ СИТУАЦИЯ Торгово-развлекательный центр «РайОН», Киев фото: «CP» За последние годы на украинском рынке недвижимости сформировалась устойчивая тенденция активного развития сектора торговой недвижимости, который опережает другие секторы по показателям эффективности. Арендные ставки растут, в качественных ТЦ/ТРЦ вакантные площади практически отсутствуют, а конкуренция между торговыми центрами пока сравнительно невысокая. По состоянию на май 2012 года общее предложение торговых помещений на рынке Киева составляет примерно 700 тысяч м2 (около 284 м2 на тысячу жителей). По данным аналитиков, этот показатель в несколько раз ниже чем в Европе. При этом качество сдаваемых в эксплуатацию объектов часто не соответствует международным нормам и стандартам. По данным экспертов, около 40% существующих объектов торговой недвижимости Киева неинтересны международным арендаторам как площади для открытия магазинов. Торгово-развлекательных центров с по-настоящему грамотной концепцией, рациональными планировками торговой зоны и полноценной развлекательной составляющей не так уж много, а если еще принять во внимание стратегически правильное управление центром и его активами, то таких объектов буквально единицы. БИЗНЕС-АКТИВНОСТЬ ARRICANO Проект торгово-развлекательного центра «ПРОСПЕКТ», Киев проект: ARRICANO GROUP Активы Arricano Group существуют на украинском рынке с 2005 года. Изначально основной целью деятельности компании стало заполнение рынка качественным предложением торговых центров. Вначале компания вела активную деятельность через дочерние компании – Astra Property и Western Investments, а с конца 2009 года была переименована в Arricano Group после покупки Фондом инвестиций в украинскую недвижимость Dragon Ukrainian Properties and Development Plc, зарегистрированного на Альтернативной площадке Лондонской фондовой биржи, миноритарного пакета акций компании. Бизнес-активность Arricano имеет три основные направления: девелопмент (ООО «Аррикано Девелопмент»), инвестиции (через компаний-участниц проектов) и управление торговыми центрами (ООО «Аррикано Проперти Менеджмент»). Сейчас в Arricano работает более 100 профессионалов в области недвижимости из разных стран мира. Генеральный директор Arricano Group, Метью де Бруин, комментирует: «Наша компания прошла долгий путь от введения в эксплуатацию первых региональных объектов в таких городах как Кривой Рог, Запорожье и Симферополь до открытия второй линии Skymall в Киеве в августе 2010 года. Экономический кризис усложнил этот процесс, но, тем не менее, мы открывали новый объект практически каждый год. Наша стратегия сегодня – это дальнейшее усиление позиций на украинском рынке посредством расширения списка проектов в столице и в крупных городах, таких как Одесса, где розничная торговля традиционно находится на высоком уровне. Кроме того, мы готовы рассматривать проекты и в других городах. Например, в Симферополе было принято решение построить вторую линию нашего проекта «Южная галерея» (общая арендная площадь второй очереди – 20 000 м2). Мы увидели, что благодаря выгодному месторасположению объект охватывает значительную часть крымского полуострова. Это особенно заметно в летний период во время притока большого количества туристов. Следовательно, мы можем занять стратегически важное и интересное для инвестиций место в относительно крупном городе». Несмотря на то, что конъюнктура рынка розничных продаж позитивная, Arricano осознает, что рынок постоянно меняется и развивается. Татьяна Буркацкая, исполнительный директор Arricano Group, утверждает: «Если сравнить Киев и другие европейские города, то наша столица может предложить немного торгово-развлекательных центров высокого уровня. В то же время большинство новых торговых комплексов за последние три года были сконцентрированы в одних и тех же районах города. Около двух лет назад торгово-развлекательные центры Skymall, «Караван» и Dream Town начали борьбу за покупателя в похожих территориальных условиях. Каждый торговый центр пытался определить свою целевую аудиторию, оптимизировать набор и сочетаемость арендаторов и найти способ выделить себя на фоне конкурентов. Это значительно помогло в развитии рынка, а также заставило нашу управляющую команду постоянно модифицировать свою работу». Профессиональное управление торговой недвижимостью становилось все более важным фактором для бизнес-модели Arricano. Татьяна Буркацкая говорит: «Во всех наших проектах представлено сочетание самых сильных международных торговых марок. Тем не менее, мы видим региональные отличия в покупательной способности и предпочтениях клиентов. В таких городах как Кривой Рог (ТРЦ «Солнечная галерея») и Запорожье (ТРЦ «Сити Молл») есть определенные отличия в работе. Например, там арендаторы пытаются сами вносить небольшие изменения в ассортимент и в маркетинговые инструменты для более успешной работы, но особенно большое влияние имеет управленческая команда комплекса, которая внедряет программы лояльности для покупателей и организовывает специальные акции. Следует отметить, что потребители становятся все более требовательными. Например, еще два года назад «Ночь большого шоппинга» со скидками, презентациями и всевозможными акциями считалась чем-то чрезвычайно необычным, но сейчас такое мероприятие становится все менее эффективным маркетинговым инструментом. Люди постоянно хотят видеть что-то новое и испытывать новые положительные эмоции». Компания Arricano намерена и в дальнейшем извлекать пользу из увеличивающегося портфолио объектов с целью расширить команду по управлению торговой недвижимостью, а также использовать свои эксклюзивные разработки. Не исключается возможность предоставления таких услуг для третьих сторон, хотя на данный момент это не является главной целью деятельности компании. ПОРТФОЛИО Торгово-развлекательный центр Skymall, Киев фото: ARRICANO GROUP На сегодняшний день Arricano управляет четырьмя торгово-развлекательными центрами в разных регионах Украины общей арендной площадью более 137 000 м2. Пятый объект запланирован к открытию этим летом в Киеве: речь идет о торгово-развлекательном центре «РайОН». Сейчас Arricano заканчивает строительство объекта, который расположен на Троещине, на левом берегу Днепра. Общая площадь этого объекта составляет 66 116 м2. На 24 000 м2 (GLA) расположится около 100 магазинов. Для ТРЦ выбрано отличное месторасположение на пересечении стратегически важных дорог (улицы Бальзака, Градинская и Лаврухина). В этом же районе, в непосредственной близости от реализующегося проекта, расположена станция городской электрички. В дополнение данный объект будет располагать 900 парковочными местами на двух уровнях: на крыше и вокруг торгового центра. Таким образом будет оптимально и удобно распределен поток покупателей. Юлия Счастливая, руководитель отдела аренды Arricano Group, комментирует: «На сегодняшний момент 75% площади ТРЦ уже сдано в аренду. Продуктовый супермаркет «Сільпо» откроется в конце июля, а открытие всего ТРЦ запланировано на 24 августа 2012 года. В течение длительного периода времени из-за отсутствия надлежащей инфраструктуры (в том числе торговой) Троещина считалась не самым привлекательным для проживания районом столицы. Тем не менее, за последние 5-7 лет количество жителей Троещины существенно выросло за счет молодых семей, выпускников учебных заведений и людей, которые переехали на постоянное место жительства в столицу из других областей Украины в недавно построенные жилые комплексы. Этот фактор делает Троещину одним из наиболее динамично развивающихся районов столицы. До сегодняшнего дня с учетом высокой концентрации потенциальных потребителей (около 500 000 человек) здесь отсутствовал профессиональный сервис в розничной торговле. Однако ТРЦ «РайОН» принесет новые качественные стандарты жителям Троещины, которые получат привлекательное, высококачественное место для совершения покупок и проведения досуга». Другой проект, на котором сосредоточено внимание Arricano, – ТРЦ «ПРОСПЕКТ» – также расположен на Левом берегу. Более 41 000 м2 торговой недвижимости разместится на участке площадью 5,8 гектара в непосредственной близости от станции метро «Черниговская», на пересечении внутренней кольцевой дороги и Броварского проспекта. Предполагаемая аудитория торгового центра – 780 000 человек. Она включает в себя жителей Киева и близлежащих Броваров. Уже получены все разрешительные документы и начаты подготовительные работы на данном объекте. Торгово-развлекательный центр планируется к открытию в IV квартале 2013 – I квартале 2014 года. Этот проект включает в себя продуктовый гипермаркет площадью 9000 м2, а также зоны шоппинга, отдыха и развлечений. Близкое расположение к разным видам общественного транспорта (трамвайные и автобусные линии, станции метро), а также удобные подъездные пути и парковочные зоны (1359 машиномест) в сочетании с густонаселенным районом рядом с торговым центром являются факторами успеха данного проекта. За последние 5-7 лет многие из бывших промышленных зон в этом районе были перепрофилированы под жилую застройку с высокой плотностью населения. Однако розничная торговля на данный момент представлена преимущественно рынками и требует профессиональной трансформации. Проект второй очереди ТРЦ «Южная галерея» в Симферополе, АРК проект: ARRICANO GROUP Помимо удачного месторасположения, набора арендаторов и профессионального управления комплексом, еще одним важным фактором успеха для торговых центров является инновационный дизайн. В проектах Arricano принимают участие команды проектантов, архитекторов и дизайнеров из Англии, Испании, Эстонии и Канады. Метью де Бруин говорит: «Наши группы проектировщиков работают очень эффективно, потому что сочетают национальные особенности с международным опытом. Мы отметили, что отечественные компании-проектировщики нарабатывают профессиональный опыт быстрее, если работают в команде с зарубежными архитекторами и дизайнерами, применяя высокие международные стандарты. Но также следует отметить ценный вклад международных компаний. Например, архитектурное бюро Chapman Taylor постоянно работает над несколькими проектами в более чем 15 странах мира. Его специалисты всегда знают все инновации и применяют новейшие технологии в проектировании и дизайне торговой недвижимости». В Симферополе компания Arricano приступила к работе над второй линией ТРЦ «Южная галерея», предусматривающей строительство дополнительно 20 000 м2 арендной площади. Концепция проекта была разработана компанией-проектировщиком Multi Developments in-house design team T+T, которая была пересмотрена британо-польской проектной фирмой RTI Associates ltd. Крым характеризуется свое образными погодными условиями: большую часть года там наблюдается средиземноморский климат. Этот фактор был принят во внимание проектировщиками, которые подчеркнули его. Объект запланирован к открытию на апрель 2013 года. В нем будет представлено большое количество новых для Крыма торговых марок. Юлия Счастливая комментирует: «Крым зависит от летнего сезона, когда наблюдается приток туристов, преимущественно из стран СНГ. Население Крыма составляет около 2 миллионов человек, для которых пока нет альтернативы длительным и затратным поездкам в Херсон или Киев для качественных покупок. По этой причине мы уверены с успехе «Южной галереи». Проект охватит еще большую площадь, чем предполагалось ранее, и поэтому можно рассчитывать на привлечение большего количества международных арендаторов. Месторасположение выбрано отличное, почти каждый, кто посещает Крым, может попасть в наш торговый центр». Концепция проекта второй очереди ТРЦ «Южная галерея» в Симферополе была разработана архитектурными бюро T+T Design и RTI Associates проект: ARRICANO GROUP Внимание к зарубежным компаниям-арендаторам является еще одним аспектом, на котором Arricano планирует сфокусироваться в будущем. По словам Метью де Бруина, «если удастся выполнить бизнес-план, то в ближайшие три года в портфеле компании будет в общей сложности 9 функционирующих торговых центров. Это огромное преимущество для привлечения розничных компаний. Мы сможем предоставить им партнерство и платформу для бизнеса. Это очень важно и особенно привлекательно для компаний розничной торговли, которые только выходят на украинский рынок и заинтересованы в стабильном старте и надежных партнерах. Кроме того, у нас появляется возможность убедить ритейлеров, что с нами они могут начать работать в регионах. При этом ссылаемся на ранее полученный положительный опыт и доверие к нам. Девять проектов – это также возможности для внедрения, например, взаимо связанных программ лояльности для потребителей». Компания Arricano не сомневается в положительном результате своей деятельности в ближайшем будущем. Экономический кризис заставил компанию импровизировать, перестраиваться и пересматривать стратегию деятельности. Теперь мы знаем: у нас есть правильный продукт, месторасположение и компетентная команда для выполнения поставленных задач. Инвесторы оказывают активную поддержку наших планов по расширению и превращению компании в лидера индустрии. Мы заложили верный фундамент для развития розничной торговли на многие годы. Кроме того, мы уверены, что качественный бизнес – это прибыльный бизнес.