Архитектурный мир метрополитена

ПРЕДЫСТОРИЯ Вход на станцию Bockenheimer Warte во Франкфурте (Германия) выполнен в форме вагона поезда, который как-будто провалился под землю фото: IS Первый в мире метрополитен появился в Лондоне (Великобритания) в 1863 году. Протяженность подземного тоннеля составила 3,6 километра. Его строительством занималась компания Metropolitan Railway, от названия которой получил свое имя данный вид транспорта. Следующий метрополитен появился в Нью-Йорке (США) в 1868 году. В отличие от лондонской, нью-йоркская городская железная дорога была надземной, установленной на металлических эстакадах. Первый подземный метрополитен в этом городе появился в 1904 году. Обладателем самого старого метро в континентальной Европе является Будапешт (Венгрия), где в 1896 году открылась линия подземного метрополитена под названием Foldalatti. К старейшим в мире относятся также метрополитены Афин (Греция) – 1869 год, Вены (Австрия) – 1898, Парижа (Франция) – 1900, Берлина (Германия) – 1902. АРХИТЕКТУРА МЕТРОПОЛИТЕНА Интерьер станции Arganzuela-Planetario, которая расположена недалеко от планетария Arganzuela Planetario в Мадриде (Испания), включает такие элементы как планеты и спутники фото: IS Подход к проектированию станций метро зависит от расположения линии – будь то подземные станции, наземные или надземные. Традиционно, наибольшее внимание в архитектурном плане уделяется подземным станциям, поскольку перед проектантами, архитекторами и дизайнерами, помимо основного требования к проектированию станций метро – созданию безопасных условий перевозки, стоит задание минимизировать негативные ощущения у пассажиров от пребывания под землей. Благодаря современным технологиям и новым материалам «акулы архитектурного мастерства» воплощают в жизнь свои самые смелые идеи. Разнообразие внутреннего пространства станций метрополитена создается посредством цветовых и световых решений, которые несут как эстетическую, так и практическую функции, например, используются в качестве указателей для пассажиров. В строительстве метрополитена используются такие материалы как сталь, стекло, искусственный и натуральный камень, дерево, бетон, кирпич, черепица, др. В качестве декора зачастую используются фрески, мозаика, скульптуры, аквариумы, применяется также натуральная растительность, др. К примеру, некоторые станции метрополитена Сингапура украшены цветущими орхидеями, тропическими пальмами и кустарниками. Системы метрополитена мира имеют уникальные архитектурные решения. Многие станции метро сохранили атмосферу, архитектурные веяния и стиль эпохи своего создания. В этом плане примечательными являются метро стран бывшего Советского Союза. К примеру, метрополитен Москвы известен своей монументальностью, богатым убранством. Метро Парижа знаменито входными станционными группами, выполненными в стиле ар-нуво; тоннель парижской станции Concord «исписан» «Декларацией прав человека и гражданина», которая является одним из важнейших документов постреволюционной Франции; лондонскую Baker Street украшают плитки с профильным изображением Шерлока Холмса; вход на станцию Bockenheimer Warte во Франкфурте (Германия) выполнен в форме вагона поезда, который как-будто провалился под землю. Некоторые станции метрополитена Мадрида (Испания) имеют тематический дизайн, соответствующий их месторасположению. К примеру, интерьер станции Arganzuela-Planetario, которая расположена недалеко от планетария Arganzuela Planetario, включает такие элементы как планеты и спутники; на станции Carpetana установлены палеонтологические находки и репродукции некоторых животных, которые обитали на этой территории 15 миллионов лет назад. Лондон (Великобритания) Отличительной особенностью станции метрополитена Canary Wharf в Лондоне (Великобритания) является большое количество природного света, проникающего сквозь три остекленных навеса, служащих выходами со станции фото: IS Лондонский метрополитен, который носит название Tube (в переводе с английского означает «труба», «метро»), является первым и, соответственно, наиболее старым в мире – в 2013 году ему исполнится 150 лет. На сегодняшний день Tube состоит из 11 линий протяженностью 402 километра, включает 270 станций; 45% линий метрополитена расположены в тоннелях. Tube – основная часть транспортной инфраструктуры Лондона – сыграла важную роль в развитии города. На данный момент основное внимание компании Transport for London (TfL), осуществляющей управление всеми видами транспорта столицы Великобритании, сконцентрировано на обновлении метрополитена, предусматривающем реконструкцию старых станций, увеличение подвижного состава, др. Также, согласно проекту развития метрополитена, пространство на станциях будет организовано таким образом, чтобы пассажиры попадали с улицы на платформы станций посредством лифтов (step-free access), а не ступенек и эскалаторов. На сегодняшний день 62 станции уже имеют данную систему, еще три будут оборудованы по этому принципу к концу 2011 года. фото: IS Последней открывшейся станцией лондонского метрополитена стала станция Heathrow Terminal 5 на линии Piccadilly (март 2008 года). До этого новые открытия станций метро были выполнены в рамках масштабной программы расширения линии Jubilee (Jubilee Line Extension). Данным проектом предусматривалось как открытие новых станций, так и обустройство дополнительных платформ на уже существующих. Крупнейшей станцией из 11 запланированных в рамках проекта Jubilee Line Extention стала станция метрополитена Canary Wharf, открывшаяся в 1999 году. Проектирование этой станции выполнило британское архитектурное бюро Foster + Partners. Архитекторам удалось создать неповторимый по дизайну современный объект. Основными требованиями к проекту были долговечность и простота в эксплуатации. В частности, для строительства станции использовались материалы с высоким показателем износостойкости: бетон, нержавеющая сталь и стекло. Отличительной особенностью Canary Wharf является большое количество природного света, проникающего сквозь три остекленных навеса, служащих выходами со станции. Проектом предусмотрено свободное пространство в центре главного холла, поэтому административные площади и торговые киоски расположились в боковой части билетного холла. Москва (Россия) Станция метро «Маяковская» в Москве, которой была присуждена золотая медаль и денежная премия на Всемирной выставке («Мир будущего») в Нью-Йорке в 1939 году фото: IS На сегодняшний день метрополитен Москвы, открывшийся 15 мая 1935 года, включает 12 линий общей протяженностью 301,2 километра, 182 станции. Доля московского метрополитена в перевозке пассажиров среди предприятий городского пассажирского транспорта столицы России составляет 56%. В краткосрочной перспективе планируется дальнейшее расширение московского метрополитена. В частности, в период до 2015 года будут открыты более 20 новых станций. Изначально роль московского метрополитена не ограничивалась подземной транспортной сетью. Он создавался также как фортификационное сооружение: во время Великой Отечественной Войны станции служили для жителей города в качестве бомбоубежищ. Станции залегают глубоко под землей и располагаются на значительном расстоянии друг от друга. В архитектурном плане московский метрополитен является наследием социалистической эпохи. Убранство многих станций очень богатое, помпезное, с мраморными стенами, большими люстрами, скульптурами, фресками, росписями на стенах, лепниной и позолотой, витражами, колоннами, др. Более 40 станций являются памятниками архитектуры, 12 станций московского метро были отмечены Государственными премиями, 2 станции получили гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе в 1935 и 1958 годах, а станции «Маяковская» была присуждена золотая медаль и денежная премия на Всемирной выставке («Мир будущего») в Нью-Йорке в 1939 году. Стокгольм (Швеция) Метро Стокгольма считается одним из самых красивых в мире (на фото – станция метро Solna Centrum в Стокгольме, Швеция) фото: IS Метро в Стокгольме, столице Швеции, носит название Tunnelbana и состоит из трех линий общей протяженностью более 100 километров. Первая – Зеленая линия – была открыта в 1950 году, второй открылась Красная линия (1964 год) и третьей – Синяя линия (1975 год). На сегодняшний день Tunnelbana состоит из 100 станций, 47 из которых проходят под землей, еще 53 станции являются наземными и надземными. Все три линии пересекаются на станции T-Centralen, где расположен центральный железнодорожный вокзал (Central Station) и центральный автовокзал (Cityterminalen). Особенностью станции метро T-Centralen в Стокгольме являются каменные стены, разрисованные яркими красками и узорами фото: IS Метро Стокгольма считается одним из самых красивых в мире. Особое внимание привлекают такие станции как T-Centralen, Radhuset, Solna Centrum, Kungstradgarden, др. Их отличительной особенностью являются каменные стены, разрисованные яркими красками и узорами. Киев (Украина) В 2010 году киевский метрополитен отпраздновал свое 50-летие (на фото – станция метро «Голосеевская» в Киеве) фото: IS В 2010 году киевский метрополитен отпраздновал свое 50-летие. Пусковой участок первой «Святошинско-Броварской» линии метрополитена был введен в эксплуатацию 6 ноября 1960 года. Эксплуатационная длина линии составляла 5,2 километра и включала 5 станций: «Днепр», «Арсенальная», «Крещатик», «Университет» и «Вокзальная». Открытие второй «Куреневско-Красноармейской» линии состоялось в 1976 году, а в 1989-м было открыто движение на третьей, «Сырецко-Печерской» линии киевского метрополитена. Архитектура первых станций киевского метрополитена отражает стилистику социалистической эпохи. Станции первой линии метрополитена были декорированы в стиле послевоенной советской архитектуры с некоторыми национальными мотивами. Станции, запуск которых осуществлялся в более позднее время, имели более строгий дизайн, поскольку первостепенная роль отводилась функциональному назначению и прочности конструкций. После провозглашения независимости Украины многие элементы советской эпохи, которые размещались на станциях метро, были демонтированы. На сегодняшний день метрополитен Киева включает 49 станций (эксплуатационная протяженность составляет 63,7 километра), в частности: «Святошинско-Броварская» линия – 18 станций (22,8 километра), «Куреневско-Красноармейская» – 15 станций (17 километров), «Сырецко-Печерская» – 16 станций (23,9 километра). В декабре 2010 года состоялось открытие нового участка «Куреневско-Красноармейской» линии киевского метрополитена, который включает станции «Демеевская», «Васильковская» и «Голосеевская». Протяженность данного участка линии метро составляет 3,79 километра, пропускная способность – около 33 700 человек/час. В 2011 году планируется открытие станции «Выставочный центр» «Куреневско-Красноармейской» линии метрополитена. По данным коммунального предприятия «Киевский метрополитен», дальнейшее развитие метрополитена предполагает открытие новых станций, создание дополнительных выходов на уже функционирующих станциях, строительство новых линий, др. Отметим, что за время своего существования метрополитен стал основной составляющей транспортной инфраструктуры столицы Украины – удельный вес пассажироперевозок киевским метрополитеном в общем объеме перевозок всеми видами городского пассажирского транспорта в 2010 году составил 53,3% (по результатам 2010 года было перевезено 504,28 миллиона пассажиров, а среднесуточное количество перевозок составляет 1,38 миллиона пассажиров). По итогам первого полугодия 2011 услугами киевского метрополитена воспользовались 255,1 миллиона пассажиров. Торонто (Канада) Одной из наиболее примечательных станций метрополитена Тронто (Канада) является станция Museum, открывшаяся в 1963 году на линии Yonge-University-Spadina фото: IS На сегодняшний день метрополитен столицы Канады – Торонто – состоит из четырех линий: Yonge-University-Spadina Subway (32 станции), Bloor-Danforth Subway (31 станция), Scarborough RT (6 станций) и Sheppard Subway (5 станций). фото: IS Одной из наиболее примечательных является станция Museum, открывшаяся в 1963 году на линии Yonge-University-Spadina, которая своим названием обязана соседству с Королевским музеем Онтарио (Royal Ontario Museum) и Музеем керамического искусства Джорджа Р. Гардинера (Gardiner Museum). В 2008 году завершилась модернизация станции Museum, которая прошла в рамках масштабного проекта реставрации и расширения музеев. Главное украшение Museum – пять видов колонн, которые в определенной последовательности установлены на платформе. Они отражают историю, культуру и дух разных народов и эпох: первые канадские поселения (The Wuikinuxv First Nation Bear House Post), традиционную китайскую и древнегреческую архитектуру (The Forbidden City Columns и The Doric Columns), верования древних египтян (The Osiris Pilaster) и культуру индейского народа толтеков (The Toltec Warrior). Во время работы над созданием колонн архитекторы консультировались с кураторами Королевского музея и научными сотрудниками Trent University Archaeology Research Centre. Изготовлением колонн, выполняющих роль несущих конструкций подземной станции, занималась компания Design Plaster Mouldings. Узоры на колоннах выполняли вручную профессиональные скульпторы и художники, а образцами для них служили артефакты из фондов Royal Ontario Museum. В процессе модернизации станции традиционная для метрополитена Торонто плитка кремового и синего цвета была заменена на металлические панели с розово-лиловым отливом. Усовершенствовано также потолочное освещение, которое разработано таким образом, чтобы как можно лучше подчеркнуть декоративные элементы станции. Роттердам (Нидерланды) Пешеходный тоннель от станции Wilhelminaplein в Роттердаме (Нидерланды) в направлении театра «Луксор» фото: IS На сегодняшний день метрополитен Роттердама, первое метро в Нидерландах, насчитывает 5 линий и 62 станции. Его открытие состоялось в 1968 году. Одной из наиболее известных является станция Wilhelminaplein, которая располагается на самой старой линии метрополитена Noord-Zuidlijn. Официальное открытие этой станции состоялось в 1997 году, однако еще во время ее строительства было запланировано обустройство пешеходного тоннеля в направлении театра «Луксор». Работы над этим проектом начались только спустя несколько лет, и в 2005 году завершилась программа расширения станции метро, которой предусматривалось строительство 140-метрового пешеходного тоннеля. Интерьер станции метрополитена Wilhelminaplein в Роттердаме фото: IS Дизайнерские решения тоннеля, как и самой станции, разработаны амстердамским архитектурным бюро Zwarts & Jansma Architects. Важнейшим критерием, которым руководствовались архитекторы при создании пешеходного тоннеля, стала социальная безопасность: отсутствие острых углов, прозрачность, открытость и четкость пространства. Стены и потолок выполнены из перфорированных стальных панелей. Система освещения в тоннеле компьютеризирована, благодаря чему меняется цветовая гамма иллюминации. Шанхай (Китай) В тоннеле Bund Sightseeing Tunnel в Шанхае установлены разноцветные световые диоды, лампы и жидкокристаллические прожекторы, которые при движении поезда создают своеобразное световое шоу фото: IS Метрополитен Шанхая является одним из наиболее масштабных в мире: на сегодняшний день он насчитывает 11 линий протяженностью около 434 километров и 277 станций. Открытие метро состоялось в 1995 году. Как ни парадоксально, но наиболее известной достопримечательностью подземного транспортного пространства Шанхая является собственно не метро, а небольшой тоннель под названием Bund Sightseeing Tunnel, который находится на Шанхайской набережной. Технически он не входит в систему метрополитена и представляет собой участок подземной дороги длиной 647 метров. Пропускная способность тоннеля составляет более 5000 человек/час. Особенность этого объекта заключается в том, что в нем установлены разноцветные световые диоды, лампы и жидкокристаллические прожекторы, которые при движении поезда создают своеобразное световое шоу. Бильбао (Испания) Отличительной чертой метрополитена Бильбао (Испания) являются стеклянные входы, под которыми располагаются эскалаторы и ступеньки фото: IS Большинство станций метрополитена испанского города Бильбао были спроектированы архитектором Норманом Фостером (Norman Foster). Проекту метрополитена, а именно его дизайну и организации пространства, уделялось особое внимание. Перед проектировщиками стояло несколько заданий: расположить станции как можно ближе к поверхности, чтобы упростить доступ пассажиров на платформы; сделать станции просторными; предусмотреть возможность проникновения природного света, др. В целом в архитектурной концепции этого объекта заложены принципы простоты и удобства, функциональности и эстетики. Метрополитен имеет две линии – Plentzia-Basauri и Kabiezes-Basauri, которые половину пути идут параллельно, то есть имеют общий участок (с одной платформы можно попасть в поезда разных веток), а затем расходятся в разные стороны, создавая Y-образную форму. На сегодняшний день количество станций составляет 38 (22 подземные и 16 наземных), протяженность метро – 40,6 километра. Отличительной чертой метрополитена Бильбао являются стеклянные входы, под которыми располагаются эскалаторы и ступеньки. Эти конструкции носят название «фостеритос» (fosteritos) в честь своего создателя – Нормана Фостера. Дубай (ОАЭ) Метрополитен города Дубай (ОАЭ) является одним из наиболее молодых в мире фото: IS Метрополитен города Дубай является одним из наиболее молодых в мире. Первая фаза метрополитена – Красная линия – была открыта в 2009 году и включает 29 станций: 24 надземных, 4 подземных и 1 наземную. Открытие второй фазы – Зеленой линии, включающей 16 станций, запланировано на сентябрь 2011 года. Архитекторы международного бюро Aedas, которое было назначено в качестве проектанта метрополитена в Дубае, приложили максимум усилий, чтобы станции объединяли элементы традиционной архитектуры арабских стран (к примеру, ниши, арки, др.) с футуристическим дизайном. Интерьер станций отображает четыре стихии – воду, воздух, землю и огонь, и выполнен с использованием цветовой гаммы, соответствующей каждой из них. Так, цветовая гамма «земных» станций представлена оттенками коричневого цвета; «водные» станции выполнены с использованием сине-белой гаммы; станции огня оранжево-красные; в то время как «воздушная» тематика представлена зелеными цветами. Внешние конструкции наземных и надземных станций метро спроектированы в форме, напоминающей морские ракушки. АРХИТЕКТОРЫ И ДИЗАЙНЕРЫ Станция метро Iidabashi в Токио (Япония), над проектом которой работало архитектурное бюро MAKOTO SEI WATANABE фото: IS Мировая тенденция создания неповторимых с точки зрения архитектуры и декора станций метрополитена в последние годы получила новое дыхание. Сегодня к разработке станций метрополитенов привлекаются дизайнеры, архитекторы и архитектурные бюро с мировым именем. Как было отмечено выше, одним из таких мастеров, который неоднократно работал над проектами метрополитена, является архитектор Норман Фостер. Возглавляемое им бюро Foster + Partners участвовало в разработке проекта станции Expo метрополитена Сингапура, Canary Wharf в Лондоне и станций метро в Бильбао. «Перу» известного французского архитектора Жана Нувеля (Jean Nouvel) принадлежит проект мини-метро в итальянском городе Перуджа. Данная ветка, которая открылась в январе 2008 года, состоит из 7 станций. Ее протяженность составляет 3 километра. Система метро в городе Генуя в Италии состоит всего лишь из 7 станций, 5 из которых разработало архитектурное бюро известного итальянского архитектора Ренцо Пиано (Renzo Piano), основателя архитектурного бюро Renzo Piano Building Workshop. Испанская компания ON-A участвовала в реконцепции станции метро Drassanes в Барселоне (Испания). Отличительной чертой этой станции является контраст черного (потолок) и белого цветов (пол и стены). Архитектурное бюро разработало также проект станции метро в Барселоне – Sant Andreu's. Идея проекта заключается в том, чтобы пассажиры воспринимали эту станцию каждый день по-новому. Подобного эффекта компании удалось достичь благодаря сложной системе освещения, позволяющей создавать разные световые эффекты, которые в свою очередь делают пространство станции гибким и живым. На станции Syntagma в Афинах (Греция) установлены капители и амфоры, а также показан реальный разрез грунта фото: IS Над проектами станций метрополитена также работало архитектурное бюро Aedas (метро в Дубае); британские архитектурные бюро MJP Architects (станция Southwark в рамках проекта Jubilee Line Extension, Лондон), Ian Ritchie Architects (станции Wood Lane и Bermondsey в Лондоне, др.), Hopkins Architects (станция Westminster Underground Station в Лондоне), Rogers Stirk Harbour + Partners (станция R9 метрополитена города Гаосюн (Тайвань)); американское бюро Dworsky Associates (станция Hollywood Highland Metrorail Station в Лос-Анджелесе (США)); международное архитектурное бюро HOK (станция метро Heathrow Airport 5 в Лондоне); японское архитектурное бюро MAKOTO SEI WATANABE (станция метро Iidabashi в Токио (Япония)); архитектор Эду-ардо Соуто де Моура (Eduardo Souto de Moura) (метро в португальском городе Порто); дизайнер Инго Маурер (Ingo Maurer) (станции Westfriedhof и Dulferstrasse в Мюнхене (Германия)); международное бюро Perkins+Will (станция Brentwood Skytrain Station в Ванкувере (Канада)), др. МЕТРО-МУЗЕЙ С каждым годом все большее количество операторов метрополитенов внедряют в работу подземки культурные программы. К примеру, в Торонто данная программа называется Art in Architecture («Искусство в архитектуре»), в Гонконге (Китай) – Art in Stations («Искусство на станциях»), в Лондоне – это Art on the Underground («Искусство в подземке»), в Нью-Йорке – Arts for Transit («Искусство для транспорта»). Цель подобных программ – представить пассажирам лучшие произведения искусства, обогатить их знания и понимание современного искусства, поддержать современных мастеров. В рамках программ приглашаются к сотрудничеству известные или начинающие художники, скульпторы, дизайнеры, др. К проектам подключаются служащие метрополитена и даже пассажиры. На станциях метро организовываются художественные выставки, инсталляции, проходят живые представления (live performances). К примеру, произведения искусства установлены в метро Стокгольма, которое, к слову, называют самой длинной в мире галереей искусств, поскольку произведения искусства представлены почти на каждой станции. Свои работы стокгольмскому метро предоставляют несколько сотен художников. Мировую славу заслужили метрополитен Лиссабона (Португалия), где размещены произведения искусства; станция Tsing Yi метрополитена Гонконга, где установлена инсталляция Birds of a Feather, выполненная художником-скульптором Нилом Доусоном (Neil Dawson); в Монреале (Канада) станции украшены более чем 100 произведениями искусства (скульптуры, фрески, витражи); на станции Comte de Flandre в Брюсселе установлена арт-инсталляция художника-скульптора Поля ван Хоейдонка (Paul van Hoeydonck), а на станции Kruidtuin – скульптура De Odyssee Мартина Гаекса (Martin Guyaux); станция Museo в Неаполе (Италия) имеет археологическую выставку предметов, найденных во время ее строительства. В рамках реконструкции станции Tottenham Court Road в Лондоне, которая должна завершиться в 2016 году, известный французский художник, скульптор Даниель Бюрен (Daniel Buren) создаст новую инсталляцию, предполагающую размещение на станции прозрачных фигур в форме бриллиантов. Отдельного внимания заслуживает метрополитен Афин, который был введен в эксплуатацию в 1869 году. Строительство этого метрополитена приравнивалось к археологическим раскопкам, и сейчас многие из найденных тогда артефактов выставлены на территориях станций в музейных витринах. К примеру, на станции Syntagma установлены капители и амфоры, а также показан реальный разрез грунта; при входе на станцию Akropoli установлены репродукции произведений искусства – мраморные скульптуры и фрагменты архитектуры. КОММЕРЧЕСКИЕ ПЛОЩАДИ В МЕТРОПОЛИТЕНЕ Экспериментальная маркетинговая кампания шведского концерна IKEA, в ходе которой в течение нескольких дней текущая коллекция производителя (диваны, лампы, кресла) была выставлена на четырех станциях метро в Париже фото: IS Пассажиропоток станций метрополитена в мегаполисах может достигать нескольких миллионов человек в сутки. Поэтому станции метро, тоннели и переходы являются идеальным местом для расположения торговых точек и заведений общественного питания. Сдача в аренду площадей на территории метрополитена торговым операторам является распространенной практикой в мире. К примеру, в 2008 году оператор метрополитена в Дели (Индия) Delhi Metro Rail Corporation подписал договор с сетью книжных магазинов Odyssey по размещению 25 торговых точек на станциях метро. Некоторые современные проекты станций метро включают большие по площади торговые помещения или становятся частью крупных торговых центров. К примеру, в июне 2010 года в Дели состоялось открытие новой линии метрополитена, одна из станций которой – HUDA City Centre – является многофункциональным 6-этажным комплексом, через который проходит линия подземки. На территории комплекса расположены универмаги одежды, продуктовые гипермаркеты, рестораны, фаст-фуды, офисы, банки, шоу-румы, др. МЕТРО И МАРКЕТИНГ Виртуальный магазин компании Tesco в метрополитене Южной Кореи фото: IS В 2010 году внимание мировой общественности привлек необычный пиар-ход шведской компании по производству мебели и товаров для дома IKEA. Экспериментальная маркетинговая кампания предполагала размещение мебели в метрополитене. Так, в течение нескольких дней текущая коллекция IKEA (диваны, лампы, кресла) была выставлена на четырех станциях метро в Париже. Таким образом, потенциальные клиенты имели возможность ознакомиться с продукцией компании. С целью увеличения продаж потенциал метрополитена использовала и компания Tesco, которая создала виртуальные магазины прямо на станциях метро. Так, в метрополитене Южной Кореи были установлены рекламные макеты, на которых изображались продукты питания в реальную величину, как в витринах магазинов. Пассажирам достаточно было выбрать продукт, сфотографировать QR-код на телефон и сохранить в своей «виртуальной корзине» покупок, после чего товары доставлялись покупателю на дом. По данным Tesco, благодаря этой кампании онлайн продажи возросли на 130%, а количество зарегистрированных участников увеличилось на 76%.