«Архиматика»: «Самое важное – научиться делать с заказчиком одно дело»

Проект МФК Respublika по ул. Кольцевая дорога в Киеве, участие в котором принимает АБ «Архиматика» ВИЗУАЛИЗАЦИЯ: «АРХИМАТИКА» Как Вы оцениваете современную ситуацию на рынке архитектурных услуг в Украине? Насколько высокая конкуренция среди украинских архитектурных бюро? Как, по Вашему мнению, влияют на расстановку сил и конкурентную среду присутствие зарубежных архитектурных бюро? Конкуренция на украинском рынке архитектурных услуг высокая. Иногда компании стараются, буквально, выхватить проекты у конкурентов. Однако я считаю, что мы находимся в фазе здоровой, продуктивной конкуренции, которая подталкивает участников «соревнования» к самосовершенствованию. Иностранные архитектурные бюро, которые присутствуют в Украине, также «наступают на пятки», доказывая заказчикам, что именно они достойны получения заказов. У них есть свое конкурентное преимущество, у нас свое. Так, компании, представляющие страны, в которых успешная история капиталистического общества измеряется столетиями, располагают значительно большим опытом в реализации, эксплуатации и ведении реконструкции проектов коммерческой недвижимости, чем отечественные архитектурные бюро, у которых за плечами 20-летняя история капиталистической организации общества. Однако у нас имеется более ясное понимание особенностей реальности, украинского бизнес-климата и климата в буквальном смысле: ведь влажность, сопротивление теплопередаче, количество осадков, которые характерны для Киева, иные, чем, к примеру, в странах, расположенных недалеко от течения Гольфстрим. Выигрывает тот, кто объединяет оба преимущества – международный и отечественный опыт. Наши иностранные коллеги стараются привлекать к работе отечественных специалистов, а мы, в свою очередь, стараемся привлекать иностранцев в качестве консультантов и партнеров. Для архитекторов очень важно кооперироваться и организовывать творческий симбиоз, объединяющий разные, порой полярные точки зрения: к примеру, зачастую те вопросы, которые при взгляде в рамках наших шаблонов и стереотипов, взращенных в Украине, выглядят тупиковыми, оглядываясь на мировую практику, находят десятки вариантов решений. Приведите примеры зарубежных архитектурных бюро, с которыми работала компания «Архиматика»? Мы сотрудничали со многими компаниями, в частности, с архитектурно-конструкторским бюро Werner Sobek (Германия), в партнерстве с которым был разработан многофункциональный проект Sky Towers по проспекту Победы в Киеве. Это было интересное сотрудничество, потому что у Werner Sobek имеется накопленный десятилетиями опыт работы в области высотного коммерческого строительства в США, Германии, Дубаях. Как известно, Штутгартская школа, к которой принадлежат специалисты Werner Sobek, – одна из сильнейших конструкторских школ Европы и мира в целом. Конструкции в высотном здании являются определяющими, их логика диктует многие решения как архитекторам, так и инженерам. По проекту ТРК Respublika мы работали с компанией Chapman Taylor. Сотрудничество было чрезвычайно интересным: у нас имеется понимание того, как организовывать пространство, в свою очередь у Chapman Taylor – многолетний опыт работы с коммерческими пространствами и понимание, как оно живет и видоизменяется в течение десятилетий. Объединив наши усилия, мы создали новое качество среды в ТРЦ. Проект ТРК Respublika – очень масштабный, поэтому работы хватило нескольким архитектурным бюро. Так, помимо Chapman Taylor, мы сотрудничали с архитектурным бюро Benoy (Великобритания). В чем заключаются архитектурные особенности ТРК Respublika? Прежде всего, следует отметить, что площадь пятна застройки в данном проекте составляет 13 гектаров. Это беспрецедентный для Украины проект создания новой, закрытой, искусственной среды. Следуя заданному градостроительному масштабу, внутри ТРЦ располагается перекрытый семью прозрачными куполами центральный атриум – настоящая городская площадь, окруженная колоннадой, открытыми кафе. Мы надеемся, что это будет не только самое большое, но и самое выразительное в архитектурном плане коммерческое пространство в Украине. Когда мы искали архитектурно-стилевые приемы, способные сохранить выразительность и человечность при гигантских масштабах здания, то нашли аналогии с римским барокко – продуктом соперничества двух гениев – Джованни Лоренцо Бернини и Франческо Борромини. В архитектуре здания можно будет прочесть современную трактовку выразительных барочных криволинейных линий, эллипсов, которые близки и понятны нашей культуре еще со времен Украинского Барокко. Что является для заказчика решающим при выборе архитектурного бюро – опыт работы на рынке, количество реализованных проектов, присутствие в различных сегментах недвижимости, узкая специализация, спектр предоставляемых услуг, стоимость работ, др.? Главное – это выразительная архитектура. Мне очень нравится выражение: «Если не можешь удивить, то не работай архитектором». Не менее важным является успешность спроектированных объектов, а также слаженность работы и организованность самого архитектурного бюро. «Если АБ создало коммерчески успешные проекты, – рассуждают заказчики, – то велика вероятность того, что и следующие проекты будут успешными». А без слаженности и организованности работа, в которой сотни людей находят и увязывают свои решения в, по сути, виртуальном пространстве, просто не имеет шанса на удачное завершение. Как это не удивительно, на самом деле самым последним из определяющих критериев для заказчика является цена. Да, мы торгуемся, отстаиваем свое мнение, а заказчик – свое. Но на самом деле стоимость проектирования в себестоимости объекта имеет на порядок меньшее влияние на цену продажи недвижимости, чем влияние качества продукта, который архитектор создает. Назовите наиболее крупные реализованные и реализующиеся проекты, разработку которых осуществляет Ваше бюро. Это жилые комплексы «Паркове місто» по ул. Вышгородской в Киеве (на данный момент осуществляется строительство III очереди), «Комфорт Таун» по ул. Регенераторной в Киеве (скоро будет сдана в эксплуатацию III очередь, к строительству планируются IV и V очереди), новый жилой район Respublika (1,5 миллиона м2 жилья со всей необходимой сферой обслуживания, включая школы, детские сады и поликлинику, междугородний автовокзал, а также самый большой в Украине торгово-развлекательный центр общей площадью почти около 300 000 м2). Девелопером всех перечисленных проектов является компания «К.А.Н. Девелопмент», хотя заказчики и инвесторы в проектах разные. С какими архитектурными стилями работает Ваша компания? Любую архитектурную задачу мы стараемся решить по-своему и, наверное, вправе сказать, что работаем в стиле «Архиматики», хотя мне ближе использование в данном контексте слова «метод», чем «стиль». Если наш метод как-то попытаться вписать в классификацию существующих направлений архитектуры, то, наверное, мы окажемся где-то в районе «неомодернизма» с приставкой «экспрессивный». Новые современные здания, часто стремясь к минимализму, минимализируют также выразительность, поэтому они становятся просто скучными, не привлекающими внимание. Как результат – взгляд соскользает на другие, более пестрые здания. Такие «скользкие» в эстетическом плане проекты мы не умеем делать, потому что не можем на них сосредоточиться – наши взгляды также проходят мимо. Мы умеем и любим делать архитектуру выразительной, интересной в первую очередь нам самим. Архитектуру, которая останавливает на себе взгляд вначале в виде визуализации, а затем – в пространстве городской среды. Наш модернизм интегрирует максимально яркие и выразительные формы, цвета, смыслы. Мы – выразительные новые модернисты. АЛЕКСАНДР ПОПОВ ФОТО: «АРХИМАТИКА» Дата рождения: 5 мая 1975 года Место рождения: Николаев, Украина Место жительства: Киев, Украина Образование: Государственный университет строительства и архитектуры (Киев), архитектор Должность: директор компании «Архиматика» Карьера: проектно-строительная компания «Формикс», АБ «Архиматика» Семейный статус: женат Хобби и интересы: архитектурные путешествия. Что является источником Вашего вдохновения как архитектора? Первое – это искусство. Современное искусство как модерн-арт, инсталляции, кино, скульптура, музыка, – это то, что идет на шаг впереди архитектуры, потому что имеет на одну или более степеней свободы больше в своем арсенале. Искусство быстрее и смелее выхватывает что-то новое, поэтому оно является источником новых образов. Источником вдохновения лично для меня являются также архитектурные путешествия, своеобразный архитектурный туризм: я приезжаю в город, изучаю его, стараюсь прочесть как книгу, с архитектурной точки зрения, чтобы понять, как он сформировался. И постепенно, вживаясь в среду, начинаю понимать достижения и ошибки его архитектурных авторов. Это очень важно для меня как архитектора. В нашей работе, чтобы оценить результат, необходимо много времени. Например, проект жилого комплекса «Паркове місто» мы начали разрабатывать в 2007 году, но еще 5 или больше лет он будет строиться, и только тогда мы сможем сделать предварительные выводы, в чем ошиблись, а в чем были правы, как он будет выглядеть и эксплуатироваться через 20, 50 лет. Архитектура не должна терять актуальности десятилетиями, а в наиболее значимых объектах столетиями и даже дольше. Однако смоделировать такую далекую перспективу изначально невозможно, не опираясь на аналогии. Поэтому знакомство с городами, тем более теми, которые состоялись, которые имеют свой неповторимый облик и понимание, – мощный источник вдохновения, знаний и понимания. Это определенная архитектурная платформа. Источником вдохновения для нас служит также природа. В том же самом проекте «Паркове місто» мы черпали образы из природы. В проекте использован зеленый цвет и яркие природные сочетания цветов. Сама форма объекта берет начало от физического явления – движения и взаимовлияния волн под воздействием ветра (а ведь проект расположен в районе «Ветряные горы»). Волны накладываются друг на друга, отталкиваются от предметов, передавая друг другу вибрацию и энергию. Когда мы поставили все здания на участке и задумались, какой образ они могут создать, то их достаточно плотное и разнообразное сосуществование потребовало одной волновой вибрации, образом которой они оказались объединены. С Вашей точки зрения, какие города можно назвать состоявшимися? Те, которые впечатляют, – Париж, Шанхай, Москва, Барселона, Берлин, Амстердам, Нью-Йорк. Это также сложившиеся законсервированные города как Рим и совершенно новые как Шанхай, Сингапур, Гонконг. Например, Амстердам – город, который построен по уникальному нестандартному принципу, на который повлияло присутствие воды, огромное количество частных участников застройки, имеющих сопоставимые возможности и неукоснительно соблюдающих градостроительный регламент. В результате удачного использования неповторимых исходных, получается интересный город. Проект МФК «Писанка» (GBA – 310 000 м2 (GBA – 310 000 м2), разработанный АБ «Архиматика» ВИЗУАЛИЗАЦИЯ: «АРХИМАТИКА» Какой сегмент недвижимости наиболее интересен для архитектора в плане реализации творческих идей? Конечно, для творческого человека самый интересный – это новый сегмент, которым он раньше не занимался. Но с точки зрения творческой реализации – тот сегмент, в котором ты лучше всего ориентируешься. У архитектора непростая работа – необходимо много всего знать и уметь увязывать между собой самые разноплановые компоненты. Ричард Бакминстер Фуллер, американский инженер и архитектор, называл архитектора «человеком, который увязывает все со всем». Для архитектора необходима творческая свобода, а также хорошее знание и понимание той среды, которую он формирует. Если архитектор знает особенности объектов жилой недвижимости, значит, именно в жилье он сможет проявить себя самым ярким образом. На данный момент архитектурное бюро «Архиматика» старается проявить все, на что способна, в проекте торгово-развлекательного комплекса Respublika, поэтому сейчас мой любимый сегмент – торговая недвижимость. Расскажите о современных тенденциях архитектуры, присущих украинскому рынку недвижимости. Самая главная тенденция последнего времени заключается в том, что архитектурная выразительность, коммерческая логика и рентабельность из оппонентов превратились в союзников. Эта тенденция меняет весь процесс проектирования, взаимодействия с заказчиком, а также взаимоотношение проектов с обществом. Появляются условия для создания проектов с совершенно новым качеством. Для меня стал показательным момент, когда на MIPIM Awards 2009 в Каннах датское проектное бюро BIG (Bjarke Ingels Group) выиграло главный приз за лучшую архитектурную работу с абсолютно сумасшедшим проектом (речь идет о проекте жилого комплекса Mountain Dwellings (Копенгаген, Дания – ред.). С этим проектом я познакомился несколько лет до этого на страницах специализированных архитектурных журналов, рассчитанных, скорее, на архитектурно-эстетскую, чем на деловую публику, и, приехав на выставку, с некоторым удивлением увидел его в списках номинантов. Тогда я подумал, что данный проект был включен в качестве участника для контраста, но предпочтение будет отдано более сдержанной работе, что более закономерно с точки зрения сухих расчетов девелоперов. Но нет – проект стал лауреатом Премии. Этот случай – свидетельство тому, что наступил момент, когда новые архитектурные идеи, качество и идеалы, бывшие в свое время революционными, уже распространились в обществе, и люди их понимают. Девелоперы также отреагировали на данную тенденцию: они поняли, что качественный, выразительный, яркий с точки зрения архитектуры проект – это коммерческое преимущество, это то, что может сделать бизнес более прибыльным. Сейчас, если мы слышим, что архитектор не понимает заказчика, или заказчик не понимает архитектора, – это значит, что либо необходимо поменять заказчика, либо архитектора, а иногда обоих. Какие основные требования выдвигают заказчики/девелоперы к архитектуре зданий? Если обобщить, то основное требование – всевозможная привлекательность проекта. Здание должно быть привлекательным на всех уровнях и во всех аспектах – архитектурном, функциональном и коммерческом. То есть, любой человек, знакомясь со зданием, должен захотеть находиться в этом пространстве: арендовать офис, если речь идет об объекте офисной недвижимости, поселиться в гостинице, если речь идет о проекте гостиничной недвижимости. На всех уровнях – от фасада и наружного благоустройства до дверной ручки – все должно быть привлекательным. Интерьер МФК «Писанка», разработанный АБ «Архиматика» ВИЗУАЛИЗАЦИЯ: «АРХИМАТИКА» Расскажите об основных сложностях в работе с заказчиками. С заказчиком необходимо делать одно дело, и тогда неразрешимых вопросов как таковых не будет. Есть объективные сложности, с которыми архитектор сталкивается вместе с заказчиком. Архитектор должен понимать, что если стоимость реализации его замыслов будет больше цены продажи проекта и нормы рентабельности, то средства на реализацию проекта не будут найдены, и он останется «воздушным замком». В свою очередь, заказчик должен понимать, что все то интересное, что так отчаянно отстаивает архитектор, и что стоит так дорого, и есть, собственно, качество продукта, которое способно привести к заветному повышению цены и скорости продажи. Это «закон жанра»: мы играем свою роль, заказчик – свою, но при этом должны понимать логику друг друга. Самое важное для архитектора и заказчика – научиться делать одно дело. В мире все более распространенными являются «зеленые» проекты. Как Вы считаете, когда они буду широко реализоваться в Украине? Готов ли украинский заказчик к такого рода проектам? В Украине есть «зеленые» проекты – это маленькие частные усадьбы, и коммерческие объекты, которые территориально оторваны от цивилизации и поэтому вынуждены искать альтернативные источники энергии. У нас есть отдельные проекты, в которых применяются альтернативные источники энергии. Случаются ситуации, когда, например, строится фабрика вдали от коммуникаций. В результате возникает объективная необходимость в поиске альтернативных источников энергии. Готов ли украинский заказчик к такого рода проектам? Готов. Мы ищем и стараемся использовать «зеленые» решения именно по инициативе заказчика. Я бы использовал термин sustainable – устойчивое развитие. Сама концепция устойчивого развития объединяет в том числе и «зеленые» технологии. Заказчики работают по правилам коммерции. Если они заложат в бюджет решения, которые впоследствии не окупятся, то это перечеркнет на каком-то этапе и сам проект, и дальнейшие проекты девелопера. Применение устойчивых технологий в Украине зависит от того, выживут ли в нашем бизнес-климате подобные идеи. Чего нам для этого не хватает, так это долговременной экономической стабильности и прогнозирования. Например, в Германии при низкой процентной валютно-учетной ставке, при банковских кредитах в надежных банках прогнозирование может осуществляться на перспективу 30-50 лет, благодаря чему появляются проекты с низкой окупаемостью, но высокой степенью надежности. Такой образ мышления и способ получения долгого, но надежного возврата вложенных средств – тот климат, который необходим для программ устойчивого развития. У нас на данный момент, если проект не окупается в достаточно короткий срок, то просто не выживает. Он не может состояться в нашей нестабильной среде. Пока не будет стабильности, стратегической ниши для развития экотехнологий, до тех пор не будет устойчивого девелопмента. Пока что зеленые технологии являются областью энтузиастов и тех проектов, которые оторваны от традиционных источников энергии. Без стабильности не помогут появиться на данном этапе также законодательные инициативы, которые, конечно, необходимы в виде государственной поддержки. «САМАЯ ГЛАВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО АРХИТЕКТУРНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, КОММЕРЧЕСКАЯ ЛОГИКА И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ИЗ ОППОНЕНТОВ ПРЕВРАТИЛИСЬ В СОЮЗНИКОВ» Каким Вы видите дальнейшее развитие архитектуры в Украине? Стратегическое направление, которое будет проявляться в Украине и во всем мире, – это партнерство архитектора и девелопера. Будет усиливаться степень выразительности застройки. Если раньше, скажем, 15 лет назад были исключения из правил – тот же Дубай с невероятными архитектурными произведениями, в том числе спорными, то теперь уникальная архитектура становится нормой и задает тон. Каждый город старается создавать что-то выразительное. Для этого приглашаются яркие архитектурные команды. Украинская архитектура выходит на градостроительный уровень. Так, в 90-х годах она была зажата в рамках квартиры: все архитекторы и дизайнеры были заняты реконструкцией квартир. Дом и подъезд были ужасными, но в квартирах создавалось новое пространство и среда. Постепенно идея реновации и дизайнерского оформления доросла до пространства дома, сейчас она выбирается на градостроительный уровень. Для того чтобы работать в городе успешно, архитектор должен чувствовать, понимать, любить город, а также хорошо понимать психологию горожан. Иначе архитектура не будет понята. Архитектура может быть интересна сама по себе как абстрактное произведение, но она будет полностью чужой. Что бы Вы хотели изменить или привнести в облик Киева? Современную, качественную, хорошую среду. В любом участке города она необходима – и в центре, и на окраинах. Взять, к примеру, район Липки. Это прекрасно спланированный архитектурный ландшафт, но среды в нем нет. Данную среду необходимо создавать. Это то, что мы пытаемся сделать в районах с новостройками. Досадно проходить через новый, застроенный высотными современными и недешевыми зданиями спальный район, вокруг которых бездушная унылая пустота. О реализации какого проекта Вы мечтаете? Проект мечты – это невероятный проект, который кажется невозможным реализовать. На сегодняшний день проект «Писанка» – это наша самая сумасшедшая идея, которая уже не мечта, так как мы понимаем, как ее реализовать. Мечта – после реализации «Писанки» построить нечто еще более невероятное! Какие планы по развитию компания имеет на 2013-2014 годы? Рассматривали ли Вы возможность выхода на зарубежные рынки? Мы продолжаем работать в Киеве, у нас есть новые площадки и проекты. Планируем продолжить расширение спектра деятельности: так получилось, что мы начали с жилья, теперь занялись торговой недвижимостью. Далее будем расширять и дополнять функции. Мы присматриваемся к возможности выхода на зарубежные рынки. Нас интересуют активно развивающиеся города, такие как Шанхай, Москва, Дубай. Планируем поехать посмотреть Куала-Лумпур и Сингапур. Нам интересны города с активной амбицией, которые ставят перед собой новые планки, к достижению которых потом стремятся. Мы стараемся работать именно с теми заказчиками и девелоперами, которые также, как и мы, хотят изменить город, в котором мы живем, к лучшему. И вопрос здесь заключается не только в финансах. Конечно, бюджеты Шанхая, который активно развивается в архитектурном аспекте, не сопоставимы с городским бюджетом Киева. Возьмем, к примеру, Бильбао. В прошлом – это захолустный промышленный испанский город. Мудрое руководство города в течение 20 лет вывело его на качественно новый уровень, сделав площадкой для «звездной» архитектуры. Речь идет, например, о музее современного искусства Гуггенхайма Фрэнка Гери, который является одним из лучших зданий, построенных за последние 30-50 лет. Из города, образ которого создавала заброшенная индустриальная среда, было создано совершенно новое качество. Причем практически все проекты коммерческие, а не спонсорские или построенные за средства государственного бюджета. Подобного сценария развития хотелось бы и для Киева.