Андрей Ваврыш: «Киев нуждается в рациональных решениях»

Commercial Property №1 (137-138) январь-февраль 2015

ОТСУТСТВИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ПРЕГРАД, ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ СДЕРЖИВАВШИХ РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КИЕВА И ПРЕПЯТСТВОВАВШИХ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ В ЭТОЙ СФЕРЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДА. О ТОМ, В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ СТОЛИЦА В ВОПРОСЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И КАКИЕ ШАГИ УЖЕ БЫЛИ ПРЕДПРИНЯТЫ, В ИНТЕРВЬЮ «COMMERCIAL PROPERTY» РАССКАЗАЛ АНДРЕЙ ВАВРЫШ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ КГГА. 

 

Андрей Ваврыш, заместитель директора Департамента градостроительства и архитектуры КГГА 

Уже многие годы в СМИ поднимается проблема развития транспортной инфраструктуры Киева. Однако, несмотря на это, проблема только обостряется. Реализованные инфраструктурные проекты имеют, как правило, точечный характер, поэтому неспособны решать комплексные задачи. Более того – некоторые из заявленных проектов – довольно спорные. Проясните ситуацию, почему так происходит? 

Одна из причин – недофинансирование развития транспортной инфраструктуры при активном росте автомобилизации населения и объемов строительства. В то время как строительство жилья достигает 80-90% от запланированных объемов, только 10% объектов транспортной инфраструктуры финансируется и, соответственно, реализуется. 

Вторая причина – нерациональное использование средств. Ни для кого не секрет, что сегодня порядка 20-25% прироста работоспособности транспортной сети Киева можно достичь путем внедрения автоматизированной транспортной системы, которая обошлась бы городу даже дешевле, чем строительство одной отдельной развязки. Автоматизированное управление и «умные» светофоры, которые просчитывают циклы движения транспорта, могут увеличить пропускную способность отдельно взятых узлов. Необходимо искать рациональные решения, однако, вместо этого мы видим реализацию проектов, которые только ухудшают ситуацию в городе. Например, замена дорожного полотна на проспекте Победы дала возможность быстро добраться в центр Киева и простоять там в пробках. Несомненно, проспект Победы требовал реконструкции, однако не были учтены последствия и возможные усложнения. 

Решение каких вопросов транспортной инфраструктуры столицы является на сегодняшний день наиболее насущным? 

Приоритетным вопросом является не реализация отдельных проектов транспортной инфраструктуры столицы, а комплексное развитие. Поэтому мы совместно с экспертами Всемирного банка работаем над созданием интегрированного плана развития транспортной инфраструктуры Киева и его пригородной зоны. Решение Киевсовета о разработке данного плана было принято еще в конце 2013 года. К ноябрю 2015 года мы ожидаем получить готовый документ, с помощью которого Киев раз и навсегда забудет о точечных решениях и подходах, которые практиковались ранее. 

Расскажите о взаимосвязи транспортной модели и Генерального плана Киева. 

Новый Генеральный план нуждается в сбалансированных строительных планах, обеспеченных реальным финансированием. Именно эти вопросы должна решать транспортная модель города. С ее помощью мы можем моделировать и прогнозировать результаты тех или иных градостроительных решений. А Генплан, в частности, его транспортная схема, – это результат применения различных гипотез. 

Как сообщалось ранее, Киевской городской государственной администрации было поручено до 1 января 2015 года завершить работу по согласованию и утверждению Генерального плана Киева до 2025 года. На какой стадии находится работа по Генеральному плану сегодня? 

Проект Генерального плана Киева до 2025 года прошел госэкспертизу и еще в конце октября 2014 года был вынесен на заседания архитектурно-градостроительного совета Минрегиона Украины. Однако профессиональное рассмотрение не состоялось по причине заблаговременно спланированной акции протеста отдельной группы людей. 

Поскольку конструктивного диалога во время заседания построить не удалось, было принято решение перевести обсуждение в профессиональную плоскость. По рекомендации Минрегиона Украины профессиональное рассмотрение проекта Генплана должно состояться в Национальном союзе архитекторов Украины. После этого предложения и рекомендации будут проанализированы разработчиками нового Генплана. Кроме того, на данный момент отдельные разделы и материалы Генплана рассматриваются экспертами Всемирного банка. 

Согласно Генеральному плану Киева, в городе планируется строительство 160 новых транспортных развязок. Будут ли закладываться в новую транспортную модель перспективные инфраструктурные объекты, и если да, то какие именно? 

Согласно действующему Генплану Киева до 2020 года, в городе предполагалось строительство 56 развязок, из них было реализовано только 7. Из запланированных пяти линий метрополитена общей протяженностью 141,4 километра со 109 станциями и 10 пересадочными узлами пока реализовано только удлинение трех существующих линий общей протяженностью 69,6 километра, с 52 станциями и 3 пересадочными узлами. 

Согласно новому Генплану, до 2025 года в Киеве планируется строительство 160 транспортных развязок. Но с учетом опыта предыдущих лет очевидно, что эти планы необходимо сокращать. Основным требованием Всемирного банка как раз является сокращение количества инфраструктурных проектов согласно существующему финансированию. На сегодняшний день для города критичными являются развязки на Ленинградской площади и Шулявский путепровод, на Керченской и Тульской площадях, а также на площади Победы. 

На какой стадии реализации находятся проекты транспортных развязок на Ленинградской площади и на пересечении проспекта Победы с улицей Вадима Гетьмана (Шулявский путепровод). Когда планируется начало их строительства? 

У обеих развязок – на Ленинградской площади и Шулявский путепровод – есть утвержденные проекты. Но технико-экономическое обоснование ранее разработанных проектов на сегодняшний день не удовлетворяет город. Муниципалитет столицы инициирует пересмотр этих проектов и планирует заказать их технико-экономическое обоснование уже в ближайшее время. 

Разработка новой транспортной модели предполагает развитие транспортной инфраструктуры города в условиях ограниченного бюджета. Как это повлияет на реализацию ранее заявленных проектов, например, транспортных развязок, прописанных в Генплане Киева? 

Транспортная модель – это инструмент анализа, в том числе ранее заявленных проектов. Независимо от того, когда был разработан проект, интегрированный план развития инфраструктуры подразумевает анализ каждого предложения. 

Мы намерены инициировать ревизию всех решений предыдущих годов, наиболее эффективные из которых могут быть реализованы по мере поступления финансовых средств. 

Ранее были озвучены намерения КГГА в перспективе нескольких лет сделать ул. Крещатик пешеходной. Остались ли эти планы? Насколько целесообразным, по Вашему мнению, является данная идея? 

Сделать центральную улицу города полностью пешеходной пока невозможно, ведь Крещатик – важнейшая транспортная магистраль общегородского значения. На сегодняшний день есть предложение сузить ул. Крещатик с 8 до 5 полос с обустройством наземных пешеходных переходов. Проанализировав уличную сеть от Европейской до Бессарабской площади, мы пришли к выводу, что таким образом пропускная способность улицы не будет уменьшена, а скоростной режим даже возрастет. Но реализация этого предложения на практике на данный момент не является приоритетным вопросом для города. Кроме того, говорить о пешеходном Крещатике рано еще и потому, что продолжается международный конкурс «Территория Достоинства», который должен определить лучший проект по созданию общественного пространства на Площади Независимости и прилегающих улицах. 

Насколько известно, разработку транспортной модели Киева будет осуществлять украинское представительство немецкой компании А+S. Почему к решению данного вопроса привлечены зарубежные эксперты? Связано ли это с тем, что в Украине нет соответствующих специалистов? 

В тендере по созданию транспортной модели участвовали две компании – компания с немецкими корнями A+S и киевская «Терра Проджект». Эта отрасль деятельности у нас в стране относительно новая и хороших специалистов действительно пока немного. 

В Украине в целом и в Киеве в частности во многих сферах градостроительства существует проблема взаимосвязанности проектирования и практической реализации. Это означает, что планирование может быть выполнено на высоком уровне, однако реализация планов часто откладывается «в длинный ящик». Как избежать этой проблемы в ситуации с реализацией перспективной транспортной схемы Киева? 

Перспективы развития транспортной системы столицы должны соответствовать новым реалиям. Многие годы в Киеве откладывалась реализация тех или иных проектных предложений, так как их сметы были несопоставимы с бюджетом города. Теперь же, имея такой инструмент как транспортная модель города, мы сможем обрабатывать различные транспортные гипотезы. Другими словами, мы получим ответ на вопрос о приоритетности тех или иных объектов транспортной инфраструктуры. А определение приоритетов, в свою очередь, является обязательным для эффективного развития транспорта в условиях ограниченного финансирования. Кроме того, это одно из главных условий экспертов Всемирного банка, которые настаивают на том, чтобы город формировал планы на основе реальных бюджетных возможностей. Благодаря транспортной модели мы сможем найти наиболее эффективные решения транспортных проблем в рамках существующего бюджета.