«Альянс Арена» – футбольный центр мира 2006


ИСТОРИЯ АРЕНЫ
После возведения «Альянс Арены» в футбольной истории города и обоих его клубов – «Бавария Мюнхен» и «Мюнхен 1860» – закрылась глава, начавшаяся еще 9 лет назад. История стадиона начиналась с конфликта. Пламенные и, прежде всего, долгие дебаты вспыхнули еще в марте 1997 года при решении вопроса: стоит ли перестраивать старый Олимпийский Стадион или построить новый?
Город был разбит на 2 лагеря: сторонники одного активно призывали жителей Мюнхена проголосовать на приближающемся референдуме за строительство нового футбольного стадиона для Чемпионата мира 2006 года. Представители другого настойчиво требовали от горожан выступить против этой затеи, называя ее пагубной для экономики и природной среды баварской столицы. Борьба развернулась и в политических сферах – в спор включились все зарегистрированные в Мюнхене партии. Началась борьба за голоса избирателей. Франц Беккенбауэр, президент «Баварии» и председатель Оргкомитета чемпионата мира 2006 года, выступая в телевизионных дебатах, заметно нервничал, не понимая тех, кто выступал против нового стадиона: «Такое зрелище, как футбол, всем принесет удовольствие и будет огромным событием».


фото: www.allianz-arena.de

Когда угроза того, что мировой чемпионат пройдет без игр в Мюнхене, становилась все более и более реальной, «Бавария Мюнхен» и «Мюнхен 1860» заключили союз для сооружения нового стадиона. На референдуме, состоявшемся 21 октября 2001 года, к глубокому удовлетворению Франца Беккенбауэра и его многочисленных единомышленников, две трети жителей столицы Баварии проголосовали за будущее строительство нового суперстадиона. Из 5 предложенных мест расположения была выбрана северная часть города, район Фреттманинг. Тем самым Мюнхену была обеспечена возможность вновь, после долголетнего перерыва, принять матчи Чемпионата мира. Ровно через год после городского референдума, 21 октября 2002 года, состоялась церемония закладки первого камня новой арены, а всего через 2,5 года на этом месте вырос великолепный стадион, торжественное открытие которого состоялось 31 мая 2005 года.
Однако, на этом скандальная предыстория строительства стадиона не закончилась. Естественно, что на получение прав генподрядной организации по созданию столь крупного и значимого для страны объекта нацелились очень многие строительные компании. В результате при проведении тендера вспыхнул сокрушительный скандал, в эпицентре которого оказалась самая весомая фигура футбольного и делового мира Баварии – был обвинен в коррупции и арестован, а позднее смещен со своего поста президента клуба «Мюнхен 1860» Карл-Хайнц Вильдмозер. Он был обвинен в передаче информации о том, что футбольные клубы «Мюнхен 1860» и «Бавария» готовы потратить на возведение стадиона не более 280 миллионов евро, строительной фирме Alpine Bau Deutschland, которая в итоге и выиграла конкурс. Кто-то из числа обделенных конкурентов сообщил в налоговые службы о «вызывающем сомнение» тендере на строительство. По данным местных СМИ, за организацию утечки этой информации Вильдмозеры получили 2,8 миллиона евро «комиссионных». Одновременно был арестован 40-летний сын президента клуба Карл-Хайнц–младший, являющийся директором строящегося стадиона.


СТОИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА
Еще с самого начала строительства, профессор Фритц Шерер, вице-президент «Баварии», заверил, что строительство стадиона не будет зависеть от спортивной судьбы клубов, и сообщил, что проект основывается на солидном финансировании, застрахованном от возможных поражений команд и соответствующего сокращения их прибылей. «Мы все спланировали так, чтобы затраты окупились за счет будущих доходов от эксплуатации стадиона». По словам Кристиана Уде, мэра Мюнхена, столица Баварии – единственный город, которому удалось добиться, чтобы строительство новой арены было оплачено исключительно клубами и спонсорами.
Расходы по сооружению спортивной арены в размере 340 миллионов евро оба футбольных клуба разделили в равных долях, а мюнхенский страховой концерн «Allianz AG», один из крупнейших в Германии, значительно снизил финансовую нагрузку на обоих застройщиков. Его имя и получил стадион. Однако во время чемпионата мира стадион будет называться «FIFA WM-Stadion München».


фото: www.allianz-arena.de

Дополнительные затраты в процессе строительства были связаны с мероприятиями по созданию необходимой инфраструктуры – перестройкой и модернизацией линий метро, ведущих к станции «Фреттманинг», расширением и прокладкой двух дополнительных тоннелей от ст.м. «Мариенплатц», реорганизацией самой станции «Фреттманинг» и строительством общей городской дороги вокруг «Альянс Арены». Работы, связанные с реорганизацией станций, считаются наиболее дорогостоящими в истории городского метрополитена. Эти расходы в размере приблизительно 160 миллионов евро частично покрыты из федерального и земельного бюджета: федеральные и земельные власти предоставили 80% средств на строительство станции метро и около 50% – на сооружение дорог. Вместе с тем, эти и другие инвестиции дали новый импульс экономическому развитию Мюнхена.


СЕНСАЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРА: ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ ХАМЕЛЕОН
Благодаря сооружению «Альянс Арены» город получил не только футбольный стадион, но и новый символ, настоящую жемчужину архитектуры. «У нас самый красивый стадион в мире», – с гордостью говорит Карл-Хайнц Румменигге, некогда нападающий, а ныне вице-президент «Баварии». И у него есть для этого основания: «Альянс Арена» – это новое слово в технике строительства футбольных стадионов, отражающее новинки архитектурных решений, передавая дух времени. Стадион, рассчитанный на 66 000 зрителей, играет принципиальную роль в развитии современной архитектуры. По технической оснащенности и архитектурным новациям мюнхенское чудо ни с чем нельзя сравнить.
Отличительной особенностью наружного оформления стадиона и главной «изюминкой» внешней отделки сооружения является мембранная оболочка, состоящая из 2874 ромбов размером 8х4 метра, подсвечиваемая различными цветами и придающая арене незабываемый вид. В зависимости от того, какая команда играет, наружная стена стадиона из тефлоновых подушек полностью «окрашивается» в красный (ФК «Бавария Мюнхен»), синий («Мюнхен 1860») или белый (сборная Германии) цвет.
Люминисцентные лампы, обеспечивающие такую подсветку, поставила фирма Osram – один из крупнейших в мире производителей светотехники. Было установлено в общей сложности 25 500 ламп Osram и 4250 светильников Siteco, а также проложено около 100 километров кабеля.
Оболочка из синтетического материала способна выдерживать самую плохую погоду, она является огнестойкой, на 90% светопроницаемой и самоочищающейся. Наполненные воздухом мембранные подушки создают впечатление, будто стены стадиона не касаются поверхности земли.
«Летающая тарелка», «Надувная лодка» или «Спасательный круг» – такими словами пыталась описать пресса столь необычное строение.
Своему поистине футуристическому виду стадион обязан команде двух швейцарских архитекторов – Жака Херцога и Пьера де Мерона. Их совместная работа была признана лучшей среди 8 проектов. «Архитектура, – говорит Жак Херцог, – должна быть чувственной и разумной. Иначе она будет скучной.»
Жак Херцог и Пьер де Мерон успели продемонстрировать свой талант во многих проектах, но по-настоящему прославились благодаря своим выдающимся проектам стадионов и музеев. Превращение отработавшей свое лондонской электростанции в моднейшую галерею «Тейт Модерн» – национальный музей современного искусства Великобритании – в 2002 году – едва ли не главное «действо» двух швейцарцев, в одночасье поставившее их в один ряд с наиболее известными архитекторами мира. На этот раз они подарили мировому футболу стадион в Мюнхене.
Здание стадиона со своеобразной конструкцией крыши достигает 51 метра в высоту, имеет длину 258 и ширину 227 метров. С самого начала архитекторы задумали «Альянс Арену» как чисто футбольный стадион, который не будет альтернативно использоваться для выступлений по легкой атлетике, поп-концертов, выставок и прочих мероприятий. Это и позволило организовать внутреннее пространство стадиона таким образом, чтобы сделать его оптимальным для игры в футбол. Самым важным заданием было поставить игру на первое место и, насколько это возможно, приблизить зрителя к ней, чтобы ни беговые дорожки, ни кюветы, – ничто не отделяло публику от кумиров. Трибуны расположены прямо у зеленого газона.
На площади около 37 600 м2 под навесом «Альянс Арены» разместилось три яруса трибун на 66 000 мест (очень комфортных, мягких, легких, прикрепленных к бетонному основанию), включая бизнес-места и 106 лож в непосредственной близости от поля. Хотя в Европе существуют стадионы с более крутыми трибунами, близость к полю нигде не выражена настолько четко, как здесь. Поле прекрасно просматривается с самой отдаленной части стадиона. Проектировщики позаботились также об инвалидах: от автостоянки и станции метро проложены асфальтовые дорожки без перепадов высот и ступенек, ведущие прямо к верхнему ряду нижнего яруса, где для них предусмотрено 200 мест. Кроме того, в каждом секторе дежурит сотрудник, готовый в любую минуту оказать помощь людям в колясках.
«Стадион превзошел все ожидания, все протекает лучше, чем планировалось», – признается коммерческий директор арены Петер Керспе, рассказывая о результатах полугодового баланса. 2,2 миллиона посетителей принял стадион в первые 7 месяцев с момента открытия. Показатели могут стать еще лучше после зимней паузы. Благодаря созданию стоячих мест в нижнем ярусе за воротами вместительность стадиона можно увеличить до 70 000.
Огромное количество посетителей повысило не только доходы от продажи входных билетов. Господин Румменигге уже сегодня видит гарантированный возврат инвестиций: «Если все так и будет продолжаться, стадион ранее, чем через запланированные 20 лет, освободится от долгов», – заверяет он.
Больше всего выручки приносят ложи, забронированные на 5 лет вперед. Они приносят 13,5 миллиона евро ежегодно.


СПЕЦИАЛЬНО ПОДОБРАННЫЕ СИСТЕМЫ И МАТЕРИАЛЫ
Чтобы противопоставить красному, голубому и белому освещению нейтральную окраску, концепция архитекторов предусматривала использование серебристых материалов, создающих эффект металла. Специально для этой цели компанией Caparol было разработано недорогое покрытие, соответствующей окраски. Использование этого материала позволило создать во внутренних помещениях (приемной, бизнес-клубе и различных VIP-ложах) атмосферу изысканности, а также придать индивидуальный облик поверхностям стен на эспланаде.
В то время как для цветового оформления паркинга, зоны для игроков, помещения для прессы, а также магазинов атрибутики футбольных клубов использованы материалы Antik-Lasur, Seidenlatex, Dispersionsfarbe Capalac-Seidenmattlack компании Caparol, внутренняя часть стадиона оформлена скромнее: бетон и специально разработанные сидения серебристого цвета.
19 специальных подушек на крыше стадиона, разработанные фирмой HAWE Hydraulik GmbH & Co KG, в случае необходимости (например, при ветре или дожде) могут закрываться и открываться гидравлическим подъемным механизмом. В случае снегопада они способны выдерживать вес до 8 тонн.
Все внутренние отделочные работы были выполнены фирмой Knauf. Knauf Gips KG поставила около 230 000 м2 гипсокартонных плит и 60 тонн штукатурки, Knauf Perlte – 15 000 м2 цементных плит. А использование подвесных потолков позволило сделать невидимыми огромное количество трубопроводов, вентиляционных труб и кабелей, проходящих под потолком.


фото: www.allianz-arena.de

Безопасность зрителей относилась к главнейшим задачам при построении «Альянс Арены». Основой для этого стали строительные системы для противопожарной защиты. В этой области Knauf объединил компетенцию с экономичностью: вентиляционные каналы облицованы огнезащитным материалом Knauf Fireboard, широко задействованы огнестойкие листы GKFI (ГКЛО).
В общей сложности было разработано около 150 специальных решений. Среди них – легкие строительные конструкции, использованные вместо пористого бетона, а также устойчивые к влаге плиты Aquapanel-Outdoor.
Созданием необходимой информационно-технологической инфраструктуры «Альянс Арены» занималась компания Cisco Systems, ведущий мировой разработчик и поставщик системных решений.


РАЙ ДЛЯ ИГРОКОВ И БОЛЕЛЬЩИКОВ
Новая арена примечательна не только внешними эффектами и захватывающей дух архитектурой. Кроме того, в инфраструктуре стадиона учтено все, что только может пожелать настоящий болельщик: 2 видеоэкрана, фуд-корты, расположенные на 6500 м2, шоппинг-моллы, магазины для фанатов, в которых продается продукция с футбольной символикой и эксклюзивными сувенирами, бюро и конференц-залы, грандиозные пространства для прессы, 4 ресторана. Кроме того, болельщики могут утолить голод в кафе или перекусить едой, которой торгуют 28 киосков.
И, наконец, несмотря на наличие станции метро, возле стадиона предусмотрен паркинг на 11 000 машиномест, из которых 1200 мест для VIP-персон и членов команд находится в пределах самого стадиона. Под трибунами, кроме административных помещений и пресс-центра, предусмотрены даже детские комнаты, где болельщики на время матчей могут спокойно оставлять детей.
Комнаты для игроков окрашены в цвета клубов и оборудованы всем необходимым. Кроме того, в распоряжении игроков имеются бассейн для расслабления (5,16 x 2,08 метров), душевые кабинки, массажный и врачебно-медицинский кабинеты (21 м2), помещение для тренировки и разминки (227 м2).
В том, что организация Чемпионата мира по футболу 2006 будет проводиться на высшем уровне, сомневаться не приходится. Германии просто не терпится продемонстрировать всему миру не только организационные и технические ноу-хау, но и свое гостеприимство, а также неограниченное разнообразие туристических возможностей. «Мир в гостях у друзей», – под таким девизом Германия приглашает поклонников футбола со всей планеты отпраздновать 4-недельный футбольный праздник.
К этому грандиозному событию уже несколько лет готовятся 12 городов Германии, имеющие богатейшие футбольные традиции, где пройдут игры чемпионата. Каждый из этих городов готовится достойно встретить многочисленных гостей.
Стадионы в Гельзенкирхене и Гамбурге относят к категории сверхсовременных, причем стадион AufSchalke Arena (Гельзенкирхен) удостоился от президента ФИФА Зеппа Блаттера похвалы как «образец для всего мира». Согласно оценке ассоциации по проведению независимых тестов Stiftung Warentest, «Альянс Арена» – наиболее соответствующий нормам безопасности стадион Германии.
Кроме того, стадион еще в недостроенном виде получил награду за лучшие решения в категории противопожарной безопасности.


СТАДИОН «АЛЬЯНС АРЕНА», МЮНХЕН
Начало строительства: 21 октября 2002 года
Продолжительность строительства: 30 месяцев
Открытие: 31 мая 2005
Стоимость строительства: около 340 миллионов евро
Застройщик: Allianz Arena München Stadion GmbH
Генеральный подрядчик: Alpine Bau Deutschland GmbH
Архитекторы: Жак Херцог и Пьер де Мерон
Генеральный проектировщик: HVB Immobilien AG
Стальные конструкции: Max Bögl GmbH
Поставщик толстолистовой стали: Dillinger Hütte GTS
Вместимость: 66 000 крытых сидячих мест на 3 ярусах (единственный 3-ярусный стадион в Германии)
Нижний ярус: 20 000 сидячих мест
Средний ярус: 24 000 сидячих мест
Верхний ярус: 22 000 сидячих мест
Из них:
2200 бизнес-мест и мест для прессы
106 лож (между средним и верхним ярусами) на 1374 места
200 специальных сидячих мест для инвалидов.
Места для парковки: Всего 11 000
Из них:
9800 парковочных мест на 4-этажной крытой стоянке (самая большая стоянка в Европе)
1200 на двух уровнях на территории стадиона + 350 мест для парковки автобусов (240 в северной и 110 – в южной части эспланады)
Высота: 51 метр, самый верхний ряд стадиона расположен на высоте 39 метров
Длина: 258 метров
Ширина: 227 метров
Общая площадь: 171 000 м2
Размеры эспланады: 600x133 метра
Размеры игрового поля: 105x68 метров
Расстояние до зрителей: 7,5 метра (от ограничивающей поле линии до парапета)