Александр Степанов: «Стандарты США позволяют экономить на строительстве фитнес-клубов до 60%»

Commercial Property №2 (139) март 2015

НАЧИНАЯ С ПРОШЛОГО ГОДА, РЫНКИ ТОРГОВОЙ И ОФИСНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ УКРАИНЫ ПОТЕРЯЛИ МНОГИХ АРЕНДАТОРОВ, БЫЛИ ВЫНУЖДЕНЫ ЗАФИКСИРОВАТЬ ЛЬГОТНЫЙ КУРС ПРИ РАСЧЕТЕ АРЕНДЫ И ОСТАЛИСЬ ПРАКТИЧЕСКИ БЕЗ ИНВЕСТИЦИЙ. СТОИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ ВЫРОСЛА НА 15%. КАК НА ФОНЕ СТОЛЬ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ВЫЖИВАТЬ ИГРОКАМ РЫНКА? ГДЕ ИСКАТЬ НАДЕЖНЫХ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫХ АРЕНДАТОРОВ? НА ЭТИ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР SPORT LIFE DEVELOPMENT.

 

Александр Степанов, генеральный директор Sport Life Development 

ФОТО: SPORT LIFE 

Как на фоне стагнации рынка недвижимости Украины компании Sport Life Development удается открывать новые фитнес-клубы? Связано ли это с изменением стратегии компании? 

Стратегия компании не изменилась. Мы просто неуклонно следуем поставленным целям на долгосрочный период. Так, в прошлом году компания Sport Life открыла 8 клубов: 4 – в столице и 4 – в региональных центрах (Днепропетровск, Львов, Одесса и Кременчуг). На этот год запланировано открытие 10 новых объектов в Киеве, а именно, в тех районах города, где Sport Life еще не представлен, а также в региональных центрах. Возможно, эти планы покажутся достаточно амбициозными, но все они реально выполнимы. Курс на развитие был выбран изначально как доминантный аспект построения компании. Sport Life – это фитнес-оператор, поэтому мы не занимаемся строительством клубов самостоятельно, а ищем партнеров среди девелоперов и застройщиков. Наша задача – открыть как минимум 65 клубов по всей стране (на сегодняшний день портфель компании включает 39 функционирующих объектов в Украине – ред.). Именно такое количество позволит удовлетворить в полной мере фитнес-потребности населения Украины и приблизиться к американской фитнес-мечте.

 

Фитнес-клуб Sport Life в ЖК «Лико-Град» по ул. Маршала Конева, 8, Киев 

ФОТО: SPORT LIFE 

Насколько реально в условиях тяжелой экономической ситуации в Украине расширить сеть до 65 клубов? Как вы изыскиваете средства на развитие? 

Мы не ставим себе невыполнимых задач и, как и все, ждем окончания кризиса. Мы испытываем некоторые трудности и, к сожалению, не все идет так гладко, как хотелось бы. Но у нас есть преимущество: поскольку весь бизнес Sport Life основан на американских инвестициях, а точнее, на средствах акционеров венчурного фонда Kiev-Capital, то и формат, и подход к фитнес-индустрии – также американский. Наши американские инвесторы изначально утвердили инвестиционный проект на строительство более 60 фитнес-клубов, которого мы и придерживаемся. Так что мы уверенно продолжаем движение вперед и ищем новые площадки под наши объекты. Мы не открываем элитные объекты, если это не клуб lux-формата, а значит, обходимся застройщикам «малой кровью». В период кризиса мы минимизируем расходы на отделку помещений, но, конечно же, без ущерба будущим клиентам. Сейчас, к слову, вопрос отделки является очень актуальным, ведь арендаторы хотят получить уже готовый объект, в котором не нужно ничего дорабатывать, а собственникам площадей совсем не хочется делать ремонт «под ключ». Sport Life обходится девелоперам весьма недорого, поскольку наши проекты «неприхотливы» и могут помочь пережить кризис не одному собственнику. 

Sport Life оперирует клубами американского формата с адаптацией под украинского потребителя: все просто, качественно и лаконично. Наши фитнес-клубы – это место, куда приходят тренироваться, а не показывать свой статус и возможности. В наших залах вы не найдете позолоты и мрамора, только профессиональные покрытия, качественное оборудование и отличная система кондиционирования и вентиляции. Грубо говоря, мы готовы снять «склад с вентиляцией» и сделать из него ультрасовременный фитнес-клуб. Для таких трансформаций нужно обладать колоссальным опытом, а Sport Life ввел в эксплуатацию уже порядка 180 000 фитнес-метров! 

Рынок коммерческой недвижимости Украины привязан к иностранной валюте. Как курсовые колебания повлияли на деятельность сети Sport Life? 

Нам, как и всем игрокам рынка, приходится нелегко, но мы не сдаемся и не замораживаем объекты. Sport Life – оператор фитнес-услуг, а сервисные услуги менее подвержены колебанию курса валют. Мы не так сильно привязаны к долларовой составляющей в своей деятельности, в отличие от ритейлеров. Как и в любой сфере, у нас есть свои подводные камни, но сказать, что Sport Life понес серьезные потери, нельзя. Конечно же, в целях экономии мы уменьшили товарообразующие издержки и снизили сервисную нагрузку абонемента. К тому же нам как сети легче переносить «валютную лихорадку». Мы оптимизируем расходную часть и всю полученную прибыль грамотно реинвестируем в открытие новых клубов. Sport Life – флагман украинской фитнес-индустрии, на нас равняются, нам верят. Если клуб запланирован, значит, он обязательно должен открыться – мы не можем обманывать доверие людей.

 

Фитнес-клуб Sport Life в БЦ «101 Tower» по ул. Льва Толстого, 57, Киев 

ФОТО: SPORT LIFE 

В чем преимущества сетевой модели построения фитнес-бизнеса? 

Фитнес – бизнес исключительно сетевой, в котором срабатывает механизм «больше клубов – больше возможностей». Сетевой принцип построения бизнеса позволяет аккумулировать денежные средства для главных задач – маркетинга, сервиса и, конечно же, дальнейшего развития. За счет наличия в сети нескольких десятков клубов мы можем оптимизировать расходы, позволить себе собственные склады и техническую базу ремонта и профилактики оборудования. Такая модель построения бизнеса позволяет экономить до 60% на строительстве фитнес-клубов. Развитие фитнес-сети выгодно не только собственникам, но и непосредственно клиентам клуба. Если не считать элитные клубы-одиночки, то конкурентоспособной сети фитнес-клубов в Украине, кроме Sport Life, на данный момент нет. Мы изначально взяли за основу американскую модель фитнес-оперирования, т.е. сеть с максимальным количеством клубов, и ни разу не пожалели об этом. Клуб-одиночка не может быть рентабельным, а сеть – это уверенность в завтрашнем дне как для нас, так и для потенциальных арендодателей. 

На данный момент Sport Life ищет площадки под фитнес-клубы только в столице и крупных городах?

Мы стараемся развивать сеть органично, то есть охватываем и города-миллионники, и областные центры, а значит, сотрудничаем с крупными региональными застройщиками. Нам интересны все города, районы и улицы, мы рассматриваем различные предложения по месторасположению. Фитнес нужен везде, а не только в столице! Украинцы априори заслуживают достойной качественной спортплощадки, будь то в Киеве, Одессе или Житомире. Мы налаживаем связи с застройщиками и девелоперами практически во всех городах. Sport Life не снижает темпы развития сети в Украине – мы всегда находимся в активном поиске арендодателей по всей стране и хотим создать фитнес-инфраструктуру не хуже, чем в Америке. 

Какие выгоды Sport Life может предложить владельцам коммерческой недвижимости? Почему собственникам стоит сдавать помещения под фитнес-клуб? 

Во-первых, как показывает и наш, и американский опыт, фитнес-клубы нужны везде. В современном мире коммерческой недвижимости без спортплощадок не обойтись. На фитнес есть спрос, логично, должно быть и предложение. Сфера фитнес-услуг на отечественном рынке – это Клондайк, на котором можно и нужно зарабатывать деньги. Во-вторых, Sport Life – самый гибкий арендатор на украинском рынке. Нам подходят площадки различных размеров и конфигураций. В оперировании Sport Life есть различные форматы: от экспресс-клуба на 1500 м2 до дворца спорта площадью в 8000 м2. Также нам не обязательно размещаться только в одной плоскости, мы можем арендовать помещение и на многоуровневой площадке. К примеру, у нас есть клуб, который располагается на пяти этажах. В-третьих, Sport Life размещается практически во всех видах коммерческой недвижимости: ЖК, БЦ, ТРЦ и отдельно стоящих зданиях. 

Помимо этих унифицированных преимуществ, отдельные виды коммерческой недвижимости получают свои выгоды. К примеру, если наш фитнес-клуб войдет в структуру ТРЦ, то собственники увеличат посещаемость объекта на 5-7%. Наши лучшие клубы генерируют поток в 1 000 000 посетителей в год! Такой поток сопоставим с небольшим ТЦ. Sport Life становится не просто якорным арендатором, а «суперя-корным». При этом собственник отдает нам неликвидные площади.

 

Фитнес-клуб Sport Life в ТРЦ FABRIKA по ул. Залаэгерсег, 18, Херсон 

ФОТО: SPORT LIFE 

Насколько финансово выгодным для арендодателя является сотрудничество с сетью Sport Life? 

Не буду лукавить, мы не можем обещать собственникам недвижимости «золотые горы». К сожалению, мы не в состоянии позволить себе платить слишком много, однако мы платим стабильно и вовремя и в пределах условленных договоренностей: фиксированная арендная плата и наличие отсрочек оплаты. Уровень нашей арендной платы обоснован – каждый квадратный метр должен окупаться, и у нас он окупается. Sport Life – национальная сеть фитнес-клубов с кредитом доверия. Нас знают на рынке не один год – мы не сбежим в один прекрасный день и не оставим >собственника у «разбитого корыта», т.е. с пустующими квадратными метрами, да еще и с чашей под бассейн. Вообще, сбежавший фитнес-клуб звучит, по меньшей мере, странно. Мы надежны не на словах, а на деле. Sport Life сотрудничает только с лучшими игроками рынка, и все моменты с оплатой мы решаем изначально, на стадии «закладки фундамента». Выгодно всем, а наша репутация сыграет на руку и собственникам, которые еще на стадии строительства обзаведутся приличным пулом арендаторов. 

Существуют какие-либо другие аспекты деятельности Sport Life, приносящие арендодателю не только финансовую выгоду? Что в социальном плане может предложить Sport Life застройщику? 

Sport Life – это не просто бизнес, это отличная пропаганда спорта и здорового образа жизни в Украине. Мы создали в Украине фитнес-движение по американскому прототипу и с каждым годом вовлекаем в его ряды все больше и больше поклонников. Уже сейчас можно констатировать факт – украинцы полюбили фитнес, и это не без наших усилий. Процент поклонников фитнеса в Украине вырос до 5%, а 3,5% населения страны регулярно посещает фитнес-клубы. Фитнес – это жизненная необходимость! А значит, и спрос на фитнес-услуги все время растет. К примеру, у нас постоянно повышается количество клиентов, которые продлевают абонементы из года в год. Даже в кризис люди не перестают инвестировать в будущее, то есть в свое здоровье. Плюс в украинских реалиях фитнес – это самый дешевый досуг на сегодняшний день. На данный момент все самые популярные виды развлечений стали дорого обходиться простому обывателю, а потребительские затраты на фитнес в пересчете расходной части составляют 13 гривен/день. На мой взгляд, выбор очевиден. 

Почему Sport Life?

  1. Sport Life занимает практически любые помещения: неликвидные нижние этажи в БЦ и верхние в ТРЦ. Нам подходят площади едва ли не всех размеров, начиная от 1000 м2 и до 8000 м2

  2. Sport Life гибкий в условиях сотрудничества, и для наших клубов очень дешевая отделка. Американский формат клубов позволяет рассматривать любые предложения, критично лишь наличие хорошей системы вентиляции и коммуникаций под мокрую зону. 

  3. Клуб сети Sport Life – надежный платежеспособный якорный арендатор. Мы арендуем помещение минимум на 15 лет и гарантируем стабильную выплату ренты. 

  4. Sport Life – это магнит для клиентов, увеличивающий входящий поток. ТРЦ получает от 500 000 дополнительных посещений в год. В БЦ арендуют офисы международные компании, которым важно наличие фитнес-клуба в офисном центре.