Алан Ричи: «Мы создали постмодернизм»

Центр исполнительных искусств Sandler Center (Вирджиния-Бич, штат Вирджиния, США) ФОТО: PJAR Расскажите в двух словах, что побудило Вас стать архитектором? Мой дед был морским архитектором, а мать – модельером. Я рос с тягой к дизайну и архитектуре, которые были моей страстью с самого раннего возраста. Я всегда любил архитектуру и с детства знал, кем хотел стать и чем заниматься. Что является источником Вашего вдохновения как архитектора? Архитектура – очень сложная и трудная профессия, но это удивительное чувство, когда ты создаешь что-то и видишь, как твои идеи воплощаются в реальность. Мое творчество уходит корнями в деятельность моей матери: как я уже упоминал, она была дизайнером, ее студия находилась в нашем доме в Англии. Она всегда занималась дизайном одежды, чему я был свидетелем. Это стало тем импульсом, который побудил меня заняться архитектурой профессионально. Итак, Вы родились в Великобритании. Что побудило Вас переехать в США? Я родился и вырос в городке Ли-он-Си (графство Эссекс), который находится примерно в 25 километрах к востоку от Лондона. Я учился и работал в Лондоне на протяжении короткого времени. Я уехал в США из-за сложной экономической ситуации в Англии. Решил рискнуть и пожить в Нью-Йорке в течение одного года – посмотреть страну и приобрести ценный опыт. На тот момент у меня было несколько друзей, которые уже переехали в США. Фирма Harrison and Abramovitz Architects, в которой работал мой друг, предложила мне должность. Поэтому, когда я приехал в страну, у меня уже была работа. Как я уже сказал, я намеревался пробыть в США в течение одного, максимум двух лет, но живу там до сих пор. Каким архитектурным течениям Вы следуете? В каких архитектурных стилях выполнены Ваши проекты? Я работаю архитектором уже очень давно и за это время прошел через множество различных стилей и периодов. Но «душа» моей архитектуры неизменна – это стиль модерн, поскольку меня учили как модерниста. Конечно, необходимо идти в ногу со временем, и, соответственно, искать новые идеи и подходы. Например, в сотрудничестве с архитектором Филипом Джонсоном (Philip Johnson), всегда генерировавшим новые идеи, мы создали в 1980-е годы стиль, который называют «архитектурой постмодернизма». На данный момент наше бюро переживает то, что я называю «скульптурной эрой», – мы внедряем в свои проекты более свободные формы и образы. Архитектура попала под влияние современных технологий, которые придают ей гибкости, а также приближают ко всевозможным инновациям, таким как «зеленая» архитектура. Такое взаимодействие архитектуры и новых технологий влияет на внешний вид многих зданий, разработанных нами, однако направление работы бюро PJAR всегда остается неизменным – это чистый модерн. Можно ли обобщить требования заказчиков/девелоперов к архитектуре зданий? Если да, то какими они зачастую являются? Девелоперы заинтересованы в красивых, но одновременно очень функциональных и эффективных объектах. Мы всегда стараемся создать высококачественное здание, которое окупит инвестиции заказчика. Мы уважаем и следуем бюджету и стараемся быть очень экономичными в том, как проектируем и подбираем различные системы и материалы, используемые в строительстве объекта. Это очень важно, особенно в нынешних экономических условиях, когда заказчики хотят убедиться, что не тратят средства попусту. Другими словами, большинство клиентов, даже если они имеют достаточно финансовых ресурсов, хотят реализовать проект с эффективным и хорошо спланированным бюджетом. Это характерно для всех сегментов недвижимости, идет ли речь о правительственных зданиях, музеях, художественных центрах, жилых или коммерческих проектах, др. АЛАН РИЧИ (ALAN RITCHIE) ФОТО: PJAR Место рождения: Ли-он-Си, Великобритания Место жительства: Нью-Йорк, США Образование: бакалавр архитектуры, ассоциированный член Американского института архитекторов (American Institute of Architects), ассоциированный член Королевского института британских архитекторов (Royal Institute of British Architects) Карьера в США: архитектор в Harrison and Abramovitz Architects, партнер в Philip Johnson and John Burgee Architects Занимаемая должность: руководитель Philip Johnson > Alan Ritchie Architects Семейный статус: женат Хобби: спорт (футбол, бег, теннис, гольф), коллекционирование антиквариата, чтение, фильмы. PJAR совместно с АБ CMSS Architects разработало дизайн главного концертного зала и фойе центра Sandler Center (Вирджиния-Бич, США) ФОТО: PJAR Какой сегмент недвижимости является наиболее интересным для Вас лично как архитектора? Многие архитектурные фирмы, как известно, специализируются на определенных типах зданий – жилых или коммерческих, государственных, социальных и т.д. Наш офис не такого типа. Мне посчастливилось – я имею возможность работать над разными типами проектов. Объекты, которые дают наибольшую возможность проявить свое творчество, – это музеи. Здесь можно быть очень творческим в своих идеях, подходах к форме, размерам и т.д., даже невзирая на тип музея (искусствоведческий, исторический, научный, др.), выдвигающий особые требования. Офисное здание Lipstick Building, Нью-Йорк, США (на фото – фасад здания) ФОТО: PJAR Расскажите о своем портфеле проектов. Что это за проекты и где они располагаются? Я разработал более 100 проектов в США и Европе, в частности, в Швейцарии, Германии, Испании, Румынии, Нидерландах и Украине. Среди них – здание Ernst & Young в Роттердаме, офисные здания Puerta de Europa в Мадриде, Pennzoil в Хьюстоне и Lipstick Building в Нью-Йорке. Вместе с АБ John Fotiadis Architects мы разработали такой проект в Киеве как бизнес-парк «Октябрьский», в настоящее время мы участвуем в конкурсе на реконструкцию интерьера киевского «ЦУМа». Офисное здание Lipstick Building, Нью-Йорк, США (на фото – интерьер) ФОТО: PJAR Расскажите о наиболее значимых проектах коммерческой недвижимости, над которыми Вы работали. Есть два проекта, которые действительно признаны на международном уровне и особенно в архитектурном сообществе. Один из них – Хрустальный собор (The Crystal Cathedral) в городе Гарден Гров (штат Калифорния, США), другой – здание, разработанное в качестве штаб-квартиры для телефонной компании AT&T в Нью-Йорке. Теперь это здание известно как Sony Tower. Мы работали над этим проектом в конце 1970-х и начале 1980-х годов. В то время многие архитектурные фирмы и архитекторы продолжали строить очень современные здания. Наша фирма, наоборот, экспериментировала и пыталась возобновить историческое наследие в архитектуре, например, применять такие элементы как классические колонны, которые не использовались в архитектуре США в течение многих лет, и объединить их с современным дизайном и материалами. Здание AT&T позволило нам внедрить наши идеи в архитектуру того времени, и полученный симбиоз стал направлением, которое в конечном итоге стали называть «постмодернизмом». Для меня лично работа над этим объектом стала хорошим опытом: я был очень молод и нуждался в знаниях, необходимых для проектирования и строительства высотных зданий (небоскребов). Офисное здание компании Ernst & Young в Роттердаме, Нидерланды (на фото – вид на офисное здание) ФОТО: PJAR Назовите самую престижную архитектурную премию в США. Как Вы оцениваете значимость Притцкеровской архитектурной премии? Одна из двух главных наград, которую большинство архитекторов хотели бы получить в своей карьере, – это Золотая медаль Американского института архитекторов (AIA). Еще одна премия, которая является признанной и сопоставима по значимости с наградой «Оскар» в сфере кинематографа, – это награда Королевского института британских архитекторов (RIBA). Эти две премии, я думаю, являются наиболее желанными для архитекторов. Офисное здание компании Ernst & Young в Роттердаме, Нидерланды (на фото – интерьер) ФОТО: PJAR Притцкеровская премия в области архитектуры, получить которую также желают многие архитекторы, является более новой. Мой партнер Филип Джонсон был первым, кто ее удостоился (в 1979 году – ред.). Над какими проектами Вы работаете в данный момент? Мы активно работаем во многих областях и не специализируемся на конкретных сегментах недвижимости. В частности, мы работаем с девелопером над проектом масштабного многофункционального комплекса в Чикаго общей площадью около 464 500 м2. Проект предусматривает редевелопмент почтового отделения в торговый центр, казино и два высотных жилых здания, построенных на двух смежных земельных участках. Мы также работаем над многофункциональным проектом в Хьюстоне, который включает в себя офисное здание (27 870 м2), отель на 150 комнат и здание на 230 апартаментов. Помимо этих крупных проектов, у нас есть много небольших, которые в настоящее время находятся на стадии проектирования. В частности, наша компания имеет собственную дизайнерскую группу, которая разрабатывает проекты дизайна интерьера для коммерческих помещений, а также отдельных квартир для частных клиентов. Philip Johnson > Alan Ritchie Architects (PJAR) PJAR – архитектурное бюро, головной офис которого расположен в Нью-Йорке (США). Фирма также имеет офис в Хьюстоне (штат Техас, США). Штат сотрудников насчитывает пять архитекторов, три конструктора, две группы административной поддержки и группу дизайна интерьера. Архитектурное бюро PJAR известно как одна из наиболее креативных и инновационных фирм. Филип Джонсон, один из основателей бюро, сыграл судьбоносную роль во внедрении направлений постмодернизма и деконструктивизма в архитектуру. Теперь под руководством Алана Ричи, который работал с Филипом Джонсоном более 25 лет, бюро продолжает генерировать новые идеи и проекты. Деятельность компании охватывает такие сферы и объекты недвижимости как небоскребы, жилая и коммерческая недвижимость, театры, музеи, здания образовательного и религиозного назначения. Также бюро занимается созданием интерьеров, ландшафтных дизайнов, проектированием, разработкой скульптур. PJAR является лауреатом многочисленных премий в области архитектуры, среди которых награды, присуждаемые Архитектурной лигой, Американским институтом архитекторов, Американским институтом графических искусств, Притцкеровская премия, др. Наиболее известные здания, разработанные PJAR: офисные здания Sony Tower и Lipstick Building (оба – Нью-Йорк), отель Trump International Hotel (Нью-Йорк), офисные здания Penzoil Place и Bank of America Center (оба – Хьюстон), головной офис компании Ernst & Young в Роттердаме (Нидерланды), жилая башня The Metropolitan Tower (Нью-Йорк), др. Офисное здание Sony Tower в Нью-Йорке (США) ФОТО: PJAR Пожалуйста, назовите Ваших основных клиентов. Мы реализовывали проекты для многих крупных застройщиков и частных клиентов, таких как Tishman Speyer, The Walton Group, Hines Interest, Trump Organization и других компаний по всему миру. Какие основные сложности работы с клиентами Вы могли бы назвать? Прежде всего, сложность состоит в подписании контракта, а также в получении гонорара за свою работу. Оплата действительно является одной из самых больших трудностей. Кажется, что архитектор всегда находится на последнем месте в списке на получение финансирования. Это очень неприятно, но в то же время является распространенной проблемой среди архитекторов. Расскажите о современных архитектурных тенденциях. В каком направлении развивается современная архитектура? Основа архитектуры на самом деле не меняется. То, что было построено 500 или 100 лет назад и то, что строится сейчас, – это создание пространства, в котором люди будут жить, работать и отдыхать. Основные материалы также не изменились – это гранитный камень, кирпич, стекло, металл. Что изменилось – так это вид зданий, то, как они выглядят. На внешний вид объекта сегодня влияют компьютеры и технологии, которые дали нам больше возможностей создавать более гибкие скульптурные формы. На данный момент вид зданий также определяют энергоэффективные тенденции в архитектуре. Sony Tower (Нью-Йорк, США), ранее известное как головной офис компании AT&T, – первый в мире проект в стиле постмодерн ФОТО: PJAR Ваше видение архитектуры в ближайшем будущем. Новые технологии и идеи будут влиять на облики зданий, но в целом, я не думаю, что мы увидим большую разницу в сравнении с тем, что видим сейчас. Многофункциональные проекты становятся более и более популярными, и это хорошая тенденция, унифицирующая архитектуру девелоперских проектов. Объясню, почему: например, два проекта, реализованные разными девелоперами, будут иметь разный внешний вид, и иногда, располагаясь рядом, не будут гармонировать в архитектурном плане. Отдельные здания, входящие в состав многофункционального комплекса, обычно спроектированы в едином архитектурном стиле. Какой проект можно назвать качественным, профессионально реализованным? Архитектура в большинстве случаев – это создание пространства, внутри здания или между отдельными объектами. Это сложная задача. Но еще более сложная задача – создание объекта, куда будут приходить люди и наслаждаться пребыванием в нем, в который они захотят возвращаться. К примеру, торговый центр может очень хорошо выглядеть с дизайнерской точки зрения, но если люди не приходят в этот центр, значит, вы не достигли успеха. Поэтому, создавая здание, необходимо рассматривать его не только как отдельный архитектурный проект, но также комфортное пространство для людей в гармонии с окружающей средой. О создании какого проекта Вы мечтаете? Не уверен, что мечтаю о таком. Я всегда надеюсь, что следующий проект будет самым лучшим, который я когда-либо разрабатывал, проектом, который привлечет внимание людей, и, возможно, будет признан за свое влияние. Как архитектор я всегда хочу достичь все больших высот каждый раз, когда работаю над проектом. Вы начали сотрудничество с Джоном Фотиадисом. Как зарекомендовал себя этот альянс? Мы знаем друг друга уже несколько лет и работали вместе над проектами в прошлом. Я уважаю таланты господина Фотиадиса и навыки как архитектора. Его маркетинговые и управленческие способности, энергия, объединенные с моими знаниями, опытом и репутацией дизайнера, думаю, должны создать хорошие условия для сотрудничества. Назовите Ваши приоритетные рынки. В каких странах Вы хотели бы работать над проектами? Я хорошо знаю рынок Америки, где у нас много клиентов, и намерен продолжить работу в этой стране, где я стал архитектором. Я бы также хотел разрабатывать проекты в моей родной стране – Англии. Но, к сожалению, британский рынок развивается на данный момент медленно. Я всегда рисковал и наслаждался работой в разных частях мира, и это заметно из моего международного списка проектов. Также нам всегда нравились развивающиеся рынки. На данный момент это регион Украины, Турции, Грузии и Азербайджана, где вместе с Джоном Фотиадисом мы ищем новые проекты. Рынки этих регионов готовы развиваться, открыты для новых идей и набирают силы для конкуренции с западным миром. Собор Cathedral of Hope (Даллас, штат Техас, США) ФОТО: PJAR Какие планы архитектурного бюро на ближайшую перспективу? Найти новые проекты. С 2008-го года архитектурная профессия по всему миру боролась за работу, это было тяжелое время. Много фирм в США и Англии были вынуждены закрыться. Мне посчастливилось продолжить свою деятельность. Я с оптимизмом смотрю в будущее и думаю, что ситуация уже меняется к лучшему. Мы пережили самое худшее и теперь готовы делать новые и захватывающие проекты. Расскажите о своих впечатлениях от архитектуры Киева. Это пятый или шестой раз, когда я посещаю город. Киев имеет очень четкий характер и индивидуальность. Его классический стиль и масштабы впечатляют. Это город, в который я всегда с удовольствием возвращаюсь.