Аэропорты как важные объекты инфраструктуры

РЕКОНСТРУКЦИЯ И РАСШИРЕНИЕ АЭРОПОРТА «ХИТРОУ» Первоначальный замысел и история реализации Терминала 5 Здание аэропорта «Хитроу», Лондон, Великобритания фото: IS Проектирование и строительство пятого терминала лондонского аэропорта «Хитроу» (Великобритания), введенного в эксплуатацию в 2008 году, продолжалось около 20 лет. В 1989 году архитектурное бюро Rogers Stirk Harbour + Partners выиграло тендер на проектирование нового терминала, а период планирования проекта начался еще в 1982 году. Среди основных причин столь медлительной реализации можно назвать стремление заказчиков и властей сократить затраты на строительство, а также уменьшить общую территорию застройки. Естественно, это не могло не сказаться на архитектурном решении терминала, его инженерном и технологическом наполнении. Первоначальный проект, разработанный Ричардом Роджерсом, основателем и главным архитектором бюро Rogers Stirk Harbour + Partners, предполагал наличие большого участка земли, на котором бы расположилось одноэтажное здание аэропорта, но по истечении 20 лет, в связи с сокращением финансирования и уменьшением земельного участка под застройку, жители «туманного Альбиона» и их гости увидели семиэтажное здание. Сейчас это один из самых высоких терминалов в мире. Высота постройки, состоящей из четырех надземных и трех подземных уровней, составляет 40 метров. В реализации проекта пятого терминала «Хитроу» приняло участие 60 000 человек. За время строительных работ было вывезено около 9 миллионов м3 земли, проложен тоннель протяженностью 13 километров, установлен стеклянный фасад общей площадью 30 000 м2, а на новой 87-метровой диспетчерской вышке появилась 900-тонная наблюдательная кабина. Кроме того, во время реализации проекта пришлось вывести на поверхность из труб две реки и пустить их по обшитым деревом искусственным руслам. Чтобы создать в них естественную экосистему, туда выпустили рыб и улиток из протекающей поблизости реки Колн. Стоимость проекта Терминала 5 составила 4,3 миллиарда фунтов стерлингов. Конструкция терминала фото: IS Безусловно, новый терминал «Хитроу» не относится к лучшим образцам современной архитектуры, однако сооружение вполне соответствует возложенным на него функциям. Его пропускная способность составляет 36 миллионов пассажиров в год. За годы согласований рабочей документации по проекту планирующиеся волнообразные перекрытия конструкции терминала были заменены кровлей шириной 160 метров с одним изгибом профиля, перекрывающим все пространство объекта без помощи промежуточных опор. По периметру терминала расположены вертикальные проемы с эскалаторами и лифтами, дающие возможность оценить реальные размеры объекта, длина которого достигает 396 метров, ширина – 176 метров. Строителям понадобилось 11 месяцев и 22 стальные опоры, чтобы установить однопролетную крышу весом 18 500 тонн. На остекление фасада комплекса аэропорта ушло 5500 стеклянных панелей, установленных под углом в 6,5°. Многоуровневый паркинг на 3800 машиномест соединен с главным зданием терминала стеклянными «небесными мостами», расположенными над пешеходной площадью с фонтанами, зелеными деревьями и местами для отдыха. Инфраструктура фото: IS В Терминале 5 открылось 144 магазина и кафе, а это больше, чем во всем остальном «Хитроу», считающемся одним из самых коммерциализированных аэропортов мира. В главном зале отправления расположен ресторан Gordon Ramsay. Современные багажные системы, усовершенствование системы безопасности, новые парковочные зоны для самолетов, высококлассные удобства и условия для пассажиров – все это помогает свести к минимуму задержки и отмены рейсов, обеспечивает приятное пребывание в аэропорту. Терминал 5 имеет собственную шестиплатформенную железнодорожную станцию, расположенную под главным зданием и предоставляющую возможность быстрого доступа в здание. Работа над продолжением железнодорожной линии до Piccadilly Line и Heathrow Express была завершена до открытия Терминала 5 в 2007 году. Преимуществом многоуровневого паркинга терминала является применение технологии Car Finder. В случае, если Вы забыли место нахождения своего автомобиля, необходимо применить парковочный талон и регистрационный номер – и камеры CCTV, используя автоматизированную цифровую систему определения, с легкостью найдут необходимый автомобиль. Для транспортирования пассажиров от трассы M25 к зданию терминала создана новая 500-метровая подъездная дорога. Кроме того, в Терминале 5 решили протестировать инновационную общественную транспортную технологию, которая станет заменой существующим традиционным автобусам и микроавтобусам. Теперь путь от паркинга терминала к главному зданию пассажиры преодолевают на небольших индивидуальных автоматических транспортных средствах. Маленькие кабинки-перевозчики работают на электроэнергии, не отравляя воздух вредными выбросами и, как правило, на 70% эффективнее обычных автобусов. План расширения и развития аэропорта «Хитроу» расписан до 2020 года. Дальнейшее развитие аэропорта «Хитроу» В течение 1980-90-х годов в аэропорту «Хитроу» значительно расширялись терминалы, увеличивалось количество розничных точек и ресторанов. Открытие Терминала 5 стало началом реконструкции остальной части аэропорта, запланированной до 2020 года. Новый, современный, экологически эффективный терминал Heathrow East, проектированием которого будет заниматься Норман Фостер, заменит два старых терминала – 1 и 2. Это будет высококлассное здание с экологически рациональной системой, сокращающей выбросы углекислого газа почти на 40% по сравнению с существующими Терминалами 1 и 2. Крыша Heathrow East будет покрыта фотогальванической черепицей, конвертирующей солнечную энергию в электричество. Открытие терминала Heathrow East запланировано на 2012 год, к лондонской Олимпиаде. Однако строительство пятого, а в особенности планирование шестого терминала с привлечением всемирно известного архитектора Нормана Фостера, становится непонятным в связи с тем, что уже несколько десятилетий речь идет о закрытии аэропорта «Хитроу» по объективным причинам. Ведь, как известно, чтобы приземлиться в «Хитроу», большинство прибывающих самолетов должны пролетать над всем Лондоном, на последнем этапе пути – над королевской резиденцией в Виндзоре. Это серьезное нарушение не только стандартов охраны окружающей среды, но и правил безопасности. Кроме того, особенностью аэропорта является его низкое расположение над уровнем моря (25 метров), а также частые туманы. Поэтому в будущем властям Лондона вновь придется обратиться к отложенным в 1970-е годы планам строительства аэропорта на искусственном острове вблизи побережья графства Эссекс. А вопрос, какая судьба ждет старый аэропорт, в частности его новые терминалы, остается риторическим. ПЕКИНСКИЙ АЭРОПОРТ: КАРДИНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ Beijing Capital International Airport, Китай фото: FOSTER + PARTNERS В январе 2008 года журнал Forbes опубликовал список мировых аэропортов, в которых наиболее часто задерживают рейсы (The World’s Most-Delayed Airports). В нем главный аэропорт Китая – Beijing Capital International Airport, из которого в 2007 году вовремя было отправлено только 33% авиарейсов, – занял «почетное» второе место. Благодаря запуску нового третьего Терминала, открытие первой очереди которого состоялось в феврале 2008 года, а второй – в марте 2008 года, ситуация в аэропорту кардинально изменилась. История проекта Строительство Терминала 3 Пекинского международного аэропорта, наряду с такими объектами как Олимпийский стадион «Птичье гнездо» и дворец водных видов спорта «Водный куб», было приурочено к XXIX Летним Олимпийским играм, прошедшим в Китае в августе 2008 года. Его открытие состоялось в две очереди – 29 февраля и 26 марта 2008 года. Правительство КНР со всей ответственностью подошло к организации игр, поэтому масштабный план подготовки включал не только спортивные здания и сооружения, но и общественные объекты. Олимпийские рекорды начали ставить еще до открытия Олимпиады – Терминал 3 был построен всего за четыре года. Крыша терминала выполнена из стали со специальными треугольными световыми люками, благодаря чему обеспечивается природное освещение помещений аэропорта фото: FOSTER + PARTNERS Работы над объектом начались после того, как в ноябре 2003 года был объявлен победитель тендера на строительство – британское архитектурное бюро Foster + Partners. Говоря о темпах строительства, Норман Фостер (Norman Foster), основатель и председатель компании Foster + Partners, отмечал, что уже «к концу того же месяца [ноябрь 2003] в проекте было занято 38 человек в Лондоне и 11 – в Пекине. В течение четырех месяцев команда подготовила около 2500 чертежей, а во время строительства на объекте одновременно работало 50 000 человек». Моужан Маджиди (Mouzhan Majidi), исполнительный директор архитектурного бюро, добавляет: «Новый терминал в пекинском аэропорту – это высококачественный объект чрезвычайных масштабов, спроектированный, построенный и введенный в эксплуатацию в течение четырех лет. Мы очень рады, что терминал открылся в преддверии такого всемирного события как Олимпийские игры 2008 года». Технические решения для нового объекта разрабатывал консорциум Netherlands Airport Consultants BV (NACO) и компания Arup. Новый терминал и наземный транспортный центр (GTC) расположились на площади около 1,3 миллиона м2, став крупнейшим терминальным комплексом мира. Предполагается, что к 2020 году его пассажиропоток достигнет 50 миллионов человек в год. Beijing Capital International Airport, Терминал 3 Заказчик: Beijing Capital International Airport Company Ltd. Управляющая компания: Civil Aviation Administration of China (CAAC) Архитектор: Foster + Partners Местный архитектор: Beijing Institute of Architectural Design (BIAD) Консультант по аэропортам: Netherlands Airport Consultants BV Инженерная компания: Arup Общая площадь аэропорта: 4700 гектаров Общая площадь Терминала 3 и надземного транспортного центра: около 1,3 миллиона м2 Площадь остекленной крыши Терминала 3: 27 300 м2 Пропускная способность Терминала 3: 126 самолетов одновременно Пассажиропоток Терминала 3: к 2020 году – 50 миллионов пассажиров/год Начало строительства Терминала 3: март 2004 года Введение в эксплуатацию Терминала 3: 2008 год. Особенности экстерьера Неординарный экстерьер Терминала 3, выполненный в традиционной китайской цветовой гамме, символичен – парящая аэродинамическая крыша и подобная дракону форма конструкции передают восточную поэзию полета. Стальные конструкции фасадных колонн красного цвета, расположенных вдоль внешних стен, являются характерными архитектурными элементами традиционных буддийских храмов. Крыша терминала выполнена из стали со специальными треугольными световыми люками, благодаря чему обеспечивается природное освещение помещений аэропорта. Для изготовления конструкций кровли было использовано 18 950 тонн металла. Новый терминал состоит из трех зон – главного пассажирского терминала 3С (Т3С), обслуживающего как международные, так и внутренние рейсы, а также двух сателлитов – терминалов 3D (Т3D) и 3Е (Т3E). Терминалы 3С и 3D симметрично расширяются с двух сторон для размещения холлов вылета и прибытия, терминал 3Е расположен в центральной части здания. Как отмечают специалисты компании Foster + Partners, «благодаря такой схеме удалось эффективно максимизировать использование периметра объекта, расширив площадь для размещения летательных аппаратов». Здание терминала состоит из пяти надземных и двух подземных этажей. Дизайнерские идеи для интерьера В проекте Beijing Capital International Airport удалось соединить оригинальный дизайн и технические инновации фото: FOSTER + PARTNERS В оформлении интерьеров так же, как и экстерьера, использованы традиционные для Китая цвета – всего 16 оттенков. Игра красок не только выполняет эстетическую функцию, но и помогает ориентироваться в огромном пространстве терминала. Навигационную роль выполняют также белые полосы на потолке терминала, служащие указателями направлений. Центральную ось здания украшают красные колонны, перекликающиеся с колоннами вдоль внешних стен. В одном из залов ожидания обустроен зимний сад, созданный по образцу императорских садов Летнего Дворца. Зоны отправления и прибытия размещены на разных этажах, при этом зона прибытия находится на верхнем, что позволяет вновь прибывшим гостям созерцать неповторимые архитектурные изыски. Инфраструктура «Всемирная кухня» – такое общее название получили точки общественного питания, расположенные на территории нового терминала. Всего здесь находится 72 заведения разного уровня – от фаст-фудов до ресторанов, предлагающих блюда азиатской и европейской кухонь. Торговая зона нового терминала занимает площадь более 12 000 м2, зона duty-free – более 10 000 м2. Территория в 7000 м2 отведена под различные сервисные заведения и учреждения: отделения банков, бизнес-центр, точки доступа к Internet. В общей сложности, коммерческая зона занимает более 45 000 м2. Терминал 3 оснащен одной из самых современных багажных погрузочно-разгрузочных систем в мире. 330 регистрационных столов соединяются с высокоскоростной конвейерной цепью. Работа всей системы автоматически контролируется компьютерами. Багажный перегрузочный холл насчитывает 15 каруселей. Одна единица багажа достигает карусели в течение 10 минут. Система обслуживания и инновационные технологии Связь между терминалами 3C и 3D осуществляется благодаря высокоскоростному автоматизированному транспортеру-перевозчику (automated people mover), курсирующему с интервалом в 2-3 минуты, развивающему скорость до 80 км/час и преодолевающему расстояние в 2 километра за 2 минуты. Общее количество лифтов, эскалаторов и траволаторов, функционирующих в новом терминале, – 243 единицы. Для того чтобы добраться из центра Пекина до Терминала 3, пассажиры в среднем должны затратить 12-15 минут. Именно столько времени занимает путешествие на специальном высокоскоростном поезде, курсирующем между терминалом и узловой станцией пекинского метро – Dongzhimen. Проблема стоянки общественного и частного транспорта в новом терминале также решена на высоком уровне – обустроено 54 отсека для 2436 автомобилей такси, 31 отсек для автобусов и 69 – для частных автомобилей. Кроме того, для кратковременной остановки предусмотрен паркинг на 7300 машиномест. В столь масштабном проекте, разработанном по высоким стандартам с учетом всех сложностей и тонкостей современных воздушных перевозок, архитекторам удалось соединить оригинальный дизайн и технические инновации. Новый терминал пекинского аэропорта прошел серьезное испытание, приняв огромное количество спортсменов и тренеров, прибывших для участия в Олимпиаде, а также болельщиков, приехавших поддержать свои национальные сборные. Пережив «горячий» период, аэропорт перешел на умеренный темп работы. АЭРОПОРТ BEN GURION: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ Аэропорт Ben Gurion, Израиль фото: SKIDMORE, OWINGS & MERRILL 28 октября 2004 года премьер-министр Израиля Ариэль Шарон торжественно открыл обновленное здание международного аэропорта Ben Gurion. Первый самолет взлетел с полосы нового аэропорта 2 ноября того же года. Ben Gurion, расположенный в 9 милях от Тель-Авива и 20 милях от Иерусалима, – один из самых загруженных аэропортов в мире. Количество пассажиров, пользующихся его услугами, возрастает с каждым годом. В связи с этим возникла необходимость увеличения скорости обслуживания пассажиров, свободного их прохода через паспортный контроль, а также дополнительного использования специальных средств безопасности. Расширение международного аэропорта Ben Gurion – это огромный шаг вперед в авиаиндустрии Израиля. Старое здание было построено еще в 1930-х годах. Многоэтажный терминал включает зону таможенного контроля, иммиграционную службу, багажно-конвейерный отсек, паркинг на 1600 машиномест, а также станцию железнодорожного сообщения с городом Тель-Авив. Пешеходная зона соединяет главное здание терминала с его внешней частью. Центральный атриум является местом расположения торговых площадей и фуд-корта. Международный аэропорт Ben Gurion Месторасположение: вблизи городов Тель-Авив и Иерусалим, Израиль Заказчик: Israel Airports Authority ГАП: Skidmore, Owings & Merrill LLP Местный архитектор: Karmi Architects Строительные работы: Bovis Construction Co. Багажная система: BNP Associates Дизайнер внешней части терминала: Moshe Safdie and Associates, TRA Общая площадь проекта: около 223 000 м2 Пропускная способность: 16 миллионов пассажиров в год Введение в эксплуатацию: 28 октября 2004 года Инвестиции: $800 000. Дизайн аэропорта отражает самобытный и противоречивый характер повседневной жизни Израиля – современного государства с глубокими традициями древней истории. Для строительства зданий терминала использовались такие современные материалы как анодированный алюминий и стекло, удачно сочетающиеся с традиционным грубо околотым иерусалимским камнем. Свет пустыни, попадающий внутрь здания сквозь камень и металлические элементы конструкции, является ключевым компонентом организации всех общественных помещений терминала. Архитектором проекта выступила компания Skidmore, Owings & Merrill LLP (SOM). Перед авторами стояла задача создать терминал, соответствующий не только мировым стандартам, но и природным, в частности климатическим, условиям региона. Садовые террасы перед аэропортом представляют местную флору, включая библейские растения, символизирующие плодородие и богатство Палестины, среди которых пшеница, ячмень, виноград, гранат, оливковое дерево. Внешняя, воздушная, часть терминала разработана компанией Moshe Safdie and Associates и TRA (Сиэтл). Крыша оформлена в виде плавающего над головой неглубокого блюда, опорами которого являются сборные железобетонные колонны и балки с интегрированной в них механической системой. СИНГАПУРСКИЙ АЭРОПОРТ: ЗНАКОВЫЙ ПРИМЕР ДЛЯ АВИАИНДУСТРИИ В здании терминала сингапурского аэропорта Чанги создан «Зеленый Гобелен» – стена, увитая живыми растениями и разделенная четырьмя фонтанами-водопадами фото: SOM, TIERRA DESIGN PTE LTD Сегодня сингапурский аэропорт Чанги входит в двадцатку самых больших по пассажиропотоку аэропортов мира. В 2008 году он пятый раз подряд получил премию Business Treveller Middle East Awards как «лучший аэропорт мира». В настоящее время его территория занимает площадь в 1300 гектаров, где работает более 13 000 человек. За 2007 год Чанги принял свыше 36,7 миллиона пассажиров и 1,89 миллиона тонн груза. Управляющая компания Civil Aviation Authority of Singapore (CAAS) уделяет большое внимание постоянному улучшению и обновлению аэропорта, возводя новые здания и реконструируя существующие. Последним крупным вложением (около $1,24 миллиарда) в проект стало строительство третьего терминала, открытие которого состоялось 9 января 2008 года. Терминал 3, занимающий 380 000 м2 и способный ежегодно принимать 22 миллиона человек, увеличил общий пассажиропоток аэропорта до 70 миллионов человек в год. Здание включает семь этажей, в том числе четыре подземных. В нем оборудовано 28 выходов с телескопическими трапами (мобильные крытые мосты для перехода между аэровокзалом и самолетом). В терминале обустроено более 100 магазинов и 40 точек общественного питания. Над архитектурным решением строения работали специалисты CPG Corporation совместно с нью-йоркским филиалом Skidmore, Owings & Merrill (SOM) (конструирование стеклянной крыши) и Woodhead Wilson (дизайн интерьеров). В качестве основных строительных материалов использовались сталь и стекло. Архитекторы и дизайнеры воплотили в проекте идею единения с природой. Внутреннее пространство наполнено солнечным светом, а в его оформлении преобладают теплые, пастельные тона. В самом здании терминала разбит настоящий тропический сад с фонтанами, а главным его украшением стал «Зеленый Гобелен» (Green Tapestry) – стена длиной 300 метров и высотой до 14 метров, увитая живыми растениями и разделенная четырьмя фонтанами-водопадами. Стена расположилась в переходной зоне (transitional zone), разделяя зону прибытия (landside check-in) и зону отправления (airside lounges). Основой «Зеленого Гобелена» является специальная конструкция из стальных растяжек и стоек, поднимающаяся от пола до стеклянного потолка. Данная система позволяет ухаживать за зеленой стеной без использования лесов. Аэропорт Чанги, Терминал 3 Месторасположение: Сингапур Заказчик: Civil Aviation Authority of Singapore (CAAS) Консультант по дизайну: Skidmore, Owings & Merrill LLP (SOM) Архитектор: Airport Design Division CPG (CPG Corporation) Дизайн интерьера: Woodhead Wilson Дизайн ландшафта: Tierra Design [S] Pte Ltd Генеральный подрядчик: Shimizu (S) Pte Ltd Общая площадь: 380 000 м2 Введение в эксплуатацию: 9 января 2008 года Инвестиции: $1,24 миллиарда. ВОЗДУШНЫЕ ВОРОТА УКРАИНЫ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ «БОРИСПОЛЬ» Аэропорт «Борисполь», Киевская область фото: IS Государственное предприятие (ГП) «Международный аэропорт «Борисполь», созданное в мае 1959 года на базе военного аэродрома, расположено в Киевской области в 29 километрах от Киева и в 6 километрах от города Борисполь. Объект занимает площадь в 943 гектара. На территории аэропорта размещаются две взлетно-посадочные полосы и около 200 производственных, административных и вспомогательных сооружений. На данный момент инфраструктура аэропорта представлена функционирующими терминалами A (обслуживает авиапассажиров, которые путешествуют в пределах Украины), B (обслуживает авиапассажиров, которые отправляются в дальнее и ближнее зарубежье), C (VIP-обслуживание пассажиров) и F (международный терминал). Также в данный момент ведется строительство международного пассажирского терминала D. При аэропорте функционирует гостиница Boryspil, которая в 2007 году получила сертификат соответствия категории «три звезды». Boryspil располагает стандартными номерами, номерами высшей категории, а также двухкомнатными апартаментами. В инфраструктуру гостиницы входит конференц-зал и бизнес-комната. Инфраструктура терминалов аэропорта «Борисполь» представлена следующими объектами: терминал А – зал ожидания, пункты обмена валюты, авиасправка, представительства авиакомпаний, которые осуществляют внутренние рейсы; терминал B – магазины, кафе и бары, представительства авиакомпаний, туристических фирм, банков, бизнес-центр, др.; терминал C – комната отдыха, услуги связи, залы для проведения пресс-конференций, совещаний и банкетов, охраняемая парковка. Открытие нового Терминала F состоялось в сентябре 2010 года. Общая площадь нового терминального комплекса составляет 20 685 м2, пропускная способность – 900 пассажиров в час на вылет и столько же на прилет. В этом аэровокзальном комплексе внедрены новые инженерные и информационные технологии, система безопасности отвечает мировым стандартам. Вся территория терминала оборудована системой визуальной информации (расписание движения воздушных судов, табло прилетов/вылетов, др.). На втором этаже комплекса находится комната матери и ребенка. ГП «Международный аэропорт «Борисполь» является основными воздушными воротами Украины и обслуживает 62% авиационных пассажирских перевозок страны. Аэропорт должен поддерживать данный статус и во время проведения Чемпионата Европы по футболу, поэтому является одним из приоритетных проектов в подготовке Украины к Евро-2012. Предполагается, что в течение проведения Евро-2012 ему придется обслуживать около 4150 пассажиров/час, в то время как пропускная способность «Борисполя» на данный момент составляет 1840 пассажиров/ час. Для решения данной проблемы генеральным планом подготовки ГП «Международный аэропорт «Борисполь» к проведению Чемпионата было предусмотрено строительство новых международных терминалов D и F, а также реконструкция и расширение существующих перронов F и S. Из общего объема работ уже завершено строительство перрона S (объект принят в эксплуатацию 24 декабря 2008 года) и пассажирского терминала F. На данный момент ведется реконструкция и расширение перрона F, а также строительство терминального комплекса D, сдача в эксплуатацию которого запланирована на конец текущего года. Проектом комплекса D предусмотрено строительство международного пассажирского терминала, перрона для воздушных судов, автомобильных дорог и эстакады, стоянок для автотранспорта, резервуара-накопителя дождевых стоков и других производственно-технологических объектов. Терминал D площадью более 100 000 м2 станет самым масштабным по площади терминалом в аэропорту «Борисполь», где одновременно смогут находиться до 14 000 человек. Здание терминала D имеет сложную конфигурацию. Перрон для воздушных судов позволит парковать и обслуживать около 20 самолетов разного класса. Технологическая связь между новым терминалом и самолетами будет обеспечиваться с помощью 11 авиамостов. В целом, по состоянию на 19 апреля 2011 года на строительстве терминала D аэропорта «Борисполь» выполнено 45% строительно-монтажных работ. На данный момент в южной и северной частях пассажирской галереи завершен монтаж покрытия, продолжается установка фасадного остекления и стенных каркасов гипсокартонных систем, монтаж внутренних инженерных сетей и систем обогрева «теплый пол». Также необходимо отметить, что помимо реконструкции и строительства терминалов, возле аэропорта «Борисполь» планировалось строительство масштабного паркинга площадью 30 000 м2 и вместительностью 2038 машиномест. Начало строительных работ было намечено на 2011 год, завершение – на 2012-й. Однако Кабинет Министров Украины распоряжением от 28.03.2011 года №253-р отменил свое предыдущее распоряжение от 17.03.2011 года №194, которым был утвержден проект строительства паркинга государственного предприятия «Международный аэропорт «Борисполь». Международный аэропорт «Борисполь», Терминал F Общая площадь: 20 685 м2 Пропускная способность: 900 пассажиров/час на вылет и столько же на прилет; в пиковое время возможность обслуживания увеличивается до 1500 пассажиров/час (на вылет) Паркинг: около 340 машиномест Начало строительных работ: июль 2009 года Завершение строительных работ: август 2010 года Объем инвестиций: около 390 миллионов гривен Источник финансирования: собственные средства аэропорта «Борисполь». Международный аэропорт «Борисполь», Терминал D Общая площадь: более 100 000 м2 Генпроектировщик: «Тебодин Украина» (Украина) и Japan Airport Consultants, Inc. (Япония) Генподрядчик: Dogus Alarko YAD (Турция) Пассажиропоток: 3000 пассажиров/час Паркинг: 850 машиномест Начало строительных работ: ноябрь 2008 года Завершение строительных работ: конец 2011 года Объем инвестиций: $377 миллионов Источники финансирования: собственные средства аэропорта ($210 миллионов), кредитные средства Японского банка международного сотрудничества ($167 миллионов). МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ «ЛЬВОВ» Старый аэровокзал международного аэропорта «Львов» фото: IS Государственное предприятие «Международный аэропорт «Львов» расположено в границах города Львова, в 6 километрах от его центра. В апреле 2008 года с целью соответствия львовского аэропорта международным стандартам депутаты Львовского городского совета утвердили концепцию развития «МА «Львов», разработанную компанией Airport Consulting Vienna (Австрия). Подготовка международного аэропорта «Львов» к Чемпионату Европы 2012 года по футболу предполагает реконструкцию административного здания аэропорта, установку современной системы управления воздушным движением и посадкой самолетов, а также строительство новой взлетно-посадочной полосы (ВПП) и пассажирского терминала. В частности, в январе 2009 года Правительственный комитет Кабинета Министров Украины согласовал проект реконструкции ГП «МА «Львов» и утвердил объем инвестиций, который на то время составил 1 миллиард гривен. В феврале 2009 года «МА «Львов» получил согласование места расположения земельных участков для продления ВПП до 3200 метров (на данный момент – 2500 метров) и строительства нового аэровокзала. Строительная площадка нового международного терминала аэропорта «Львов» фото: IS Здание нового терминала, высота которого составит 18 метров, будет состоять из двух разногабаритных объемов: основной пассажиро-технологичной части и коммуникационно-вспомогательной галереи. На первом этаже основной части здания терминала разместятся залы ожидания, стойки регистрации пассажиров, торговые и офисные площади, а также пункты первой медицинской помощи. На втором этаже будут осуществляться таможенный, пограничный контроль и контроль авиабезопасности. На третьем этаже разместятся зал ожидания и коммерческие объекты. В галерее предусмотрены технические и резервные помещения, а также служебные офисы. Связь между новым терминалом и самолетами будет обеспечиваться с помощью 6 авиамостов. Изначально реконструкцию «Международного аэропорта «Львов» проводило мариупольское предприятие «Азовинтекс», приступившее к выполнению работ в 2009 году. Однако в конце марта 2010 года генподрядчиком во львовском аэропорту была назначена финансово-промышленная группа «Альтком» (Донецк). Официальная причина замены генподрядчика – компания «Азовинтекс» не указала четкие сроки завершения работ. 20 апреля 2011 года Кабинет Министров Украины своим распоряжением №356-р утвердил корректировку проекта строительства «Реконструкция аэродрома в государственном предприятии «Международный аэропорт «Львов», согласно которой общая стоимость проекта по состоянию на 1 января 2011 года оценивалась в 2,19 миллиарда гривен, в том числе стоимость строительно-монтажных работ – 1,62 миллиарда гривен. Международный аэропорт «Львов», новый международный терминал Площадь земельного участка: 112 300 м2 Общая площадь терминала: 41 000 м2 Пропускная способность: 1000 пассажиров/час Этажность: 3 Паркинг: 1100 машиномест Проектные организации: «Тебодин Украина» (Украина), «Украэропроект», NACO (Нидерланды), др. Генподрядчик: «Альтком» (Донецк, Украина) Начало строительных работ: сентябрь 2009 года Завершение строительных работ: октябрь 2011 года Общая сметная стоимость: 2,19 миллиарда Источник финансирования: государственные средства. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ «ХАРЬКОВ» Старый аэровокзал международного аэропорта «Харьков» фото: «CP» Коммунальное предприятие «Международный аэропорт «Харьков» было создано в 2001 году, однако история аэропорта берет свое начало в 1923-м, когда в Харькове с целью организации регулярных авиарейсов было создано акционерное общество «Укрвоздухпуть». В 2008 году весь комплекс харьковского аэропорта был передан в аренду компании «Нью Системс АМ» сроком на 49 лет, взлетно-посадочная полоса осталась в собственности государства. В рамках подготовки харьковского аэропорта к Чемпионату Европы предполагается реконструкция аэродромной части (строительство новой взлетно-посадочной полосы, реконструкция рулежных дорожек и перронов и др.) и аэровокзального комплекса (строительство нового терминала и модернизация существующего). Также планируется реконструкция гостиницы и создание современного паркинга закрытого типа. Реконструкцию комплекса аэровокзала финансирует бизнес-группа DCH (Харьков), доля которой в общем объеме инвестиций составит около 508,8 миллиона гривен. Финансирование реконструкции аэродромной части осуществляется за счет государственного бюджета. Так, на строительство новой ВПП, перрона и мест стоянок самолетов, новой аварийно-спасательной станции и авиадиспетчерской вышки, замены светосигнальной системы и системы средств посадки самолетов государство выделит 727 миллионов гривен. Международный аэропорт «Харьков», новый международный терминал Общая площадь: 20 000 м2 Пропускная способность: 650 пассажиров/час Начало строительных работ: сентябрь 2009 года Завершение строительных работ: август 2010 года Общий объем инвестиций: $55 миллионов Инвестор: бизнес-группа DCH (Харьков). Проект реконструкции харьковского аэропорта был разработан компаниями Airport Consulting Vienna (Австрия) и Airport Reseach Center (Германия). Реализация проекта, предполагающая два этапа, началась во второй половине 2008 года. Новый международный терминал аэропорта «Харьков» фото: «CP» На первом этапе была произведена реконструкция взлетно-посадочной полосы, перрона и рулежных дорожек, оборудована автомобильная парковка, а также построен современный двухэтажный терминал, торжественное открытие которого состоялось 28 августа 2010 года. На первом этаже находится зал прилета и проводится регистрация пассажиров. Второй этаж предназначен для залов вылета пассажиров внутренних и международных авиарейсов, здесь размещается таможенная и пограничная службы, а также офисы авиакомпаний. Инфраструктура нового терминала включает магазины, кафе и прочие сервисы. С 1 декабря 2010 года был закрыт на реконструкцию старый терминал международного аэропорта «Харьков». Здание аэровокзала было построено в 1954 году в стиле сталинской архитектуры. Ранее на первом этаже здания располагались зал ожидания и буфет, на втором – комнаты матери и ребенка и гостиничные номера. Согласно проекту реконструкции, терминал должен сохранить исторический облик. На время Евро-2012 он будет выполнять роль VIP-терминала с пропускной способностью 250 пассажиров/час. Второй этап реконструкции харьковского аэропорта предполагает развитие его инфраструктуры в долгосрочной перспективе. В частности, планируется строительство третьего терминала аэропорта, гостиницы, расширение парковки. Данный этап планируется осуществить до 2017 года. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ «ДОНЕЦК» Строительная площадка нового международного терминала аэропорта «Донецк» фото: IS Инфраструктура существующего на сегодняшний день пассажирского терминала коммунального предприятия «Международный аэропорт «Донецк» включает кафе, бары, магазины по продаже цветов, сувениров, книг, газет и журналов, банкоматы, а также пункт обмена валют. При аэропорте функционирует гостиница, расположенная в 5 минутах ходьбы от аэровокзала. На сегодняшний день пропускная способность существующего аэровокзала составляет 700 пассажиров/час. В рамках подготовки к Евро-2012 предусмотрена реконструкция, расширение и техническое переоснащение аэропорта «Донецк». В частности, проектом предусматривается строительство взлетно-посадочной полосы (длина – 4000 метров, ширина – 60 метров), реконструкция и строительство перрона (общая площадь – более 500 000 м2), создание магистральной рулежной дорожки и соединительных рулежных дорожек, а также строительство новой аэродромно-диспетчерской вышки и пассажирского терминала. Рядом с новым терминалом планируется разместить необходимые объекты аэропортовой (перрон, места парковки техники для наземного обслуживания воздушных судов и др.) и общей инфраструктуры (автомобильная эстакада, паркинг). Финансирование проекта в рамках подготовки страны к Чемпионату Европы по футболу 2012 года будет осуществляться за счет средств государственного бюджета при условии софинансирования со стороны Донецкой области и других источников. По данным компании «Альтком», выступающей генподрядчиком реконструкции КП «МА «Донецк», по состоянию на апрель 2011 года полностью завершен монтаж металлоконструкций покрытия над зданием нового терминала донецкого аэропорта (без учета козырька эстакады). Завершается также остекление здания. Параллельно стартовали внутренние отделочные работы. В частности, начата отделка полов на нижних этажах терминала. Также на реконструкции КП «МА «Донецк» завершается возведение аэродромно-диспетчерской вышки, строительная готовность составляет 95%. Кабинет Министров Украины подписал распоряжение от 2 марта 2011 года №188-р об утверждении рабочего проекта строительства «Аэродромно-диспетчерской вышки с комплексом зданий и сооружений на территории коммунального предприятия «Международный аэропорт «Донецк» (I и II очереди)». Данный проект разработан Южным государственным проектно-конструкторским и научно-исследовательским институтом авиационной промышленности. Согласно проекту, общая площадь участка комплекса зданий аэродромно-диспетчерской вышки составит 2,12 гектара, в том числе 0,3 гектара отведено под стоянку для автомобилей. Этажность административно-технических зданий (блоков) – 2 этажа, аэродромно-диспетчерской вышки – 13 этажей. Общая сметная стоимость составляет 178,74 миллиона гривен. Международный аэропорт «Донецк», новый международный терминал Общая площадь: более 50 000 м2 Пропускная способность: около 1800 пассажиров/час Генподрядчик: «Альтком» (Донецк, Украина) Начало строительных работ: октябрь 2009 года Завершение строительных работ: ноябрь 2011 года Источники финансирования: государственный бюджет, средства бюджета Донецкой области, другие источники.