Аэропорт в Жулянах: быть или не быть?




Аэропорт в Жулянах, по мнению правительства, входит в десятку стратегических аэропортов страны
фото: Олег Герасименко

Депутат Александр Давыдов, который является также первым заместителем Государственной службы по надзору за обеспечением безопасности авиации (Госавиаслужбы), заявил, что создана правительственная комиссия, занимающаяся вопросом формирования общей сети аэропортов страны, и только она сможет решить, войдет ли аэропорт в Жулянах в эту сеть. «Насколько я знаю, любая концепция, которую мы сейчас примем, пойдет в разрез с решением правительства», – подчеркнул депутат.
Иван Салий, и. о. заместителя главы Киевской горадминистрации, подтвердил, что правительство рассматривает аэропорт в Жулянах как один из 8-10 аэропортов, необходимых для Украины. Кроме того, было заявлено, что «Минтранс имеет намерения передать в государственную собственность и подчинить себе все коммунальные предприятия (в частности аэропорты), поскольку местные органы власти не имеют концепций их развития и не вкладывают в них средства. Сейчас мы должны ответить только на один вопрос – будет ли аэропорт в Жулянах дублировать функции Борисполя, или же его перенесут куда-нибудь в Васильков или Жмеринку?».
Депутат Николай Ламбуцкий, директор коммунального предприятия «Киевпастранс», отметил, что полемика вокруг аэропорта в Жулянах продолжается уже более 12 лет, а обострилась она после того, как постановлением Кабинета Министров его передали в коммунальную собственность Киева. «Сначала строилось сооружение нового аэровокзала, потом из-за отсутствия средств оно было заморожено, а с 1997 года прекратилось финансирование на его консервацию. С тех пор аэропорт был покинут на произвол судьбы. Это привело к тому, что за прошлый год его убытки составили около 4 миллионов гривен».
Депутат Александр Пабат отметил, что вопрос дальнейшего развития аэропорта нельзя откладывать, поскольку уже есть 12 дел об отведении земли на территории Жулян под жилищное строительство, которые лоббируются юридическими лицами и коммерческими структурами. Существует реальная угроза, что на следующих сессиях Киевсовет раздаст аэропорт «Жуляны» «по кусочку».
В результате дискуссии Стратегическая концепция дальнейшей работы и развития аэропорта все же была утверждена.
Сергей Никифоров, генеральный директор коммунального предприятия «Международный аэропорт «Киев» (Жуляны), сообщил, что, в соответствии с утвержденной концепцией, на первом этапе реконструкции предполагается удлинить взлетную полосу с 1,8 до 2,4 километра, обновить рулежные дорожки, расширить перроны для стоянки самолетов. Также планируется снести существующий сектор регистрации и построить новый современный терминал.
Предполагается, что под строительство новой инфраструктуры аэропорта будет отведено 70 гектаров земли общей территории, составляющей 268 гектаров. При этом не совсем ясно, что подразумевается под понятием «инфраструктура» и не исключено, что часть территории все же будет отведена под коммерческую недвижимость. Сергей Никифоров отмечает: «Можно отдать эту землю под ангары, техобслуживание самолетов и так далее, а можно и под офисы. Я против офисов. Конечно, для аэропорта они тоже нужны, и для этих целей можно использовать часть земли, но не 70 гектаров. Есть еще интересная идея – построить госпиталь, чтобы оперировать больных, которых будут срочно доставлять самолеты, но это планы на далекую перспективу».
Первый этап работ по реконструкции аэропорта можно выполнить за 6-8 месяцев, и для этого необходимо 100 миллионов гривен. В основном рассматриваются два пути привлечения средств – кредит и создание совместного предприятия с привлечением инвесторов, в котором 51% акций будет принадлежать городу, а 49% – инвестору. При этом взносом в уставный фонд СП со стороны города будет земля и имущество аэропорта, а со стороны инвестора – денежные средства.
По словам Сергея Никифорова, вопрос финансирования реконструкции аэропорта в Жулянах будет вынесен на одно из ближайших пленарных заседаний Киевсовета. Коллектив аэропорта выступает за то, чтобы предприятие на 100% оставалось коммунальным, хотя среди депутатов есть сторонники создания СП. Именно это противоречие стало причиной того, что Киевсовет долго не мог утвердить концепцию развития аэропорта, хотя она выносилась на рассмотрение еще в декабре 2006 года. Поэтому вопрос разделили на две составляющих – утверждение непосредственно концепции, а также путей ее реализации.
Между тем, депутат Михаил Бродский еще в декабре 2006 года публично заявил о том, что один из депутатов Киевсовета «положил глаз» на земли аэропорта в Жулянах. «Планируется создать новое юридическое лицо в форме закрытого акционерного общества. 51% будет принадлежать КП «Международный аэропорт «Киев», а 49% инвестору. Активы КП «Международный аэропорт «Киев» (Жуляны) состоят из зданий и другого имущества, которое оценивается в $10 миллионов, в пользовании КП находится 277 гектаров земли. Это рейдерская схема кражи за $10 миллионов того, что стоит миллиарды», – заявил депутат.
Михаил Бродский прогнозирует, что после принятия этого решения аэропорт перенесут за пределы кольцевой дороги, а на его нынешней территории начнется жилищное строительство. Инвестором в этом проекте выступит депутат Андрей Иванов, который будет действовать по договоренности с Леонидом Черновецким. Данная информация подтверждается фактом назначения в сентябре 2006 года генеральным директором аэропорта Сергея Никифорова, который, по словам Михаила Бродского, является приближенным Андрея Иванова.
Напомним, что именно Андрею Иванову приписывается «удачное акционирование» ряда коммунальных предприятий столицы и создание на их основе таких организаций, как ЗАО «Хлеб Киева», ЗАО «Киевэнергохолдинг», а также причастность к банку «Хрещатик».
Между тем, архитектор Сергей Бабушкин в ноябре 2006 года обнародовал свой проект создания так называемого «сити» на территории аэропорта в Жулянах, который предложил перенести в Васильков. По мнению архитектора, на освободившейся территории следует построить деловой центр с ультрасовременными зданиями любой высоты. Подъездные пути к Жулянам великолепные, а городу скоро некуда будет развиваться, потому держать на своей территории аэропорт нерационально – таково мнение Сергея Бабушкина.
С предложением перенести аэропорт из Жулян в Васильков также выступила глава Киевской областной госадминистрации Вера Ульянченко. Она предложила столичной власти вместе с областью осваивать освободившуюся территорию.
Между тем, 6 апреля в аэропорту приземлился самолет первого за последние четыре года регулярного международного рейса из Тбилиси. По словам Сергея Никифорова, до этого момента из аэропорта выполнялись преимущественно внутренние, а также международные, но только чартерные заказные бизнес-рейсы.
Руководство аэропорта ведет переговоры об открытии рейса на Воронеж, но специфика Жулян на сегодня такова, что короткая полоса не позволяет принимать самолеты среднего класса, в частности, Боинг 737. «Мы надеемся до следующей весны произвести реконструкцию аэропорта, и тогда международных рейсов будет гораздо больше, поскольку появится возможность принимать самолеты высокого класса. Поскольку аэропорт находится в черте города, он очень интересен с точки зрения расположения, ведь его удаленность от центра составляет 8 километров, в то время как Борисполя – 45», – отметил Сергея Никифоров.