Аэропорт «Киев»: начало коммерциализации

Проект нового международного терминала аэропорта «Киев» Одной из особенностей аэропорта «Киев» является его месторасположение. Он находится в черте города, всего в 8 километрах от центра столицы. У экспертов имеются разные мнения по поводу преимуществ и недостатков такой локации. «Внутригородское расположение аэропорта не имеет особых преимуществ для потребителей – люди будут пользоваться услугами аэропортов вне зависимости от того, размещаются они в черте города либо нет, – говорит Евгения Локтионова, руководитель департамента аренды и управления коммерческой недвижимостью компании UTG. – Размещение аэропорта в черте города предполагает только ряд технологических нюансов, к примеру, определенная длина взлетно-посадочной полосы, др.». Однако, по мнению некоторых экспертов, подобное месторасположение удобно как для обычных пассажиров, так и бизнес-пассажиров: чтобы добраться в деловую часть города, понадобится значительно меньше времени, чем в случае с аэропортом, расположенным за чертой города. Через несколько лет аэропорт «Киев» превратится в полноценный аэропортовый комплекс международного значения проект: UTG В течение нескольких лет вокруг аэропорта «Киев» велась острая полемика. В связи с убыточной работой аэропорта, неоднократно поднимался вопрос о его выносе за черту города. Один из таких проектов был рассмотрен КГГА в 2004 году. На освободившейся территории планировалось строительство объектов жилой недвижимости: как было подсчитано экспертами, здесь можно возвести до 6 миллионов м2 жилья. Все рейсы планировалось перевести в аэропорт «Борисполь». Однако данный проект не был реализован, и со временем был поставлен вопрос о необходимости проведения реконструкции аэропорта. Пропускная способность нового аэровокзала составит до 1,5 миллиона пассажиров в год проект: UTG В 2007 году была разработана концепция модернизации «Международного аэропорта «Киев». Работы стартовали в 2008 году. В результате была проведена реконструкция взлетно-посадочной полосы, мест стоянок воздушных суден и перронов, расширены рулежные дорожки. Уже в марте 2009 года аэропорт «Киев» впервые за всю историю своего существования принял пассажирский лайнер Airbus 320, который произвел посадку на реконструированную взлетно-посадочную полосу. Иосиф Винский, на тот момент министр транспорта и связи Украины, заявил, что реконструированная полоса аэропорта готова принимать самолеты типа Airbus 320 и Boeing 737. Общая длина полосы после реконструкции составила 2310 метров, ширина – 45 метров. Начиная с мая 2009 года аэропорт перешел на круглосуточный режим работы для улучшения уровня обслуживания авиакомпаний-перевозчиков, которые осуществляют полеты в аэропорт «Киев». На сегодняшний день компаниями-перевозчиками в аэропорту выступают Wizz Air, «Мотор Сич», «Хорс» и др., которые осуществляют внутренние и международные рейсы. В марте 2011 года компания Wizz Air с целью снижения затрат на обслуживание перевела все рейсы из аэропорта «Борисполь» в «Киев». На втором этаже комплекса будут расположены три зоны duty-free, бары и рестораны проект: UTG Однако существующих мощностей аэропорта недостаточно для расширения карты маршрутов компаниями-перевозчиками и обеспечения увеличивающегося количества пассажиров необходимыми сервисами. Катализатором для решения этой проблемы послужил Чемпионат Евро-2012. Объект вошел в программу подготовки к Чемпионату, что перевело его в разряд одного из перспективных бизнес-проектов столицы. В 2010 году предприятие «Международный аэропорт «Киев» провело открытый тендер на разработку проектной документации по реконструкции существующего терминала и строительству нового международного аэровокзала. Планируется создание транспортных развязок, которые обеспечат удобный подъезд к аэропорту, реконструкция существующей привокзальной площади, а также создание единого комплекса «Борисполь-Жуляны», который будет соединен скоростной железной дорогой. НОВЫЙ ТЕРМИНАЛ Интерьеры нового терминала будут выполнены в современном стиле проект: UTG Согласно проекту, новый терминал международного аэропорта будет представлять собой 3-этажное здание общей площадью 14 000 м2, выполненное в современном стиле. Пропускная способность аэровокзала составит до 1,5 миллиона пассажиров/год. На первом этаже комплекса разместятся залы ожидания, рассчитанные на 300 мест, VIP-зал, кафе, бары, рестораны, магазины, багажные ленты и стойки паспортного контроля. На втором этаже будут расположены три зоны duty-free, бары и рестораны; на третьем – технические и офисные мелко- и крупноформатные помещения. Также в здании аэровокзала предусмотрены аптеки, отделения банка и почты. С 10 августа текущего года компания UTG, официальный консультант проекта, начала проведение тендера среди потенциальных арендаторов на торговые площади. Как говорит Евгения Локтионова, на сегодняшний день уже известен оператор, который займет две зоны duty-free. На третью зону претендуют два оператора. Помимо зон duty-free, на территории терминала – и на первом, и на втором этажах – также будут располагаться несколько небольших магазинов импульсной покупки (ювелирный магазин, магазин галантереи, пресса, др.). Однако больше всего арендаторов нового терминала будет представлено в сегменте общественного питания. Так, в начале осени состоится тендер среди операторов кафе, ресторанов и т.д. В целом заявки на участие в конкурсе были поданы от более чем 20 ритейл-операторов этой группы». Общая площадь нового терминала международного аэропорта составит 14 000 м2 проект: UTG Вместительность наземного паркинга составит 350 машиномест. На данный момент на объекте ведутся работы по возведению каркаса. Новый терминал аэропорта планируется ввести в эксплуатацию во II квартале 2012 года. Объем инвестиций в строительство терминала оценивается в 360 миллионов гривен. На сегодняшний день компаниями-перевозчиками в аэропорту «Киев» выступают Wizz Air, «Мотор Сич», «Хорс» и др. проект: UTG Новый терминал «Международного аэропорта «Киев» («Жуляны») Месторасположение: Киев, Украина Заказчик: КП «Международный аэропорт «Киев» («Жуляны») Пропускная способность: до 1,5 миллиона пассажиров/год Общая площадь: 14 000 м2 Паркинг: наземный, 350 машиномест Дата ввода в эксплуатацию I очереди: II квартал 2012 года Общий объем инвестиций: 360 миллионов гривен. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Виталий Бойко,
управляющий партнер компании UTG
Мы обратились к Виталию Бойко, управляющему партнеру компании UTG, с просьбой прокомментировать особенности внутригородского расположения аэропортов в том числе на примере «Международного аэропорта «Киев» («Жуляны»): «Расположение аэропорта в черте города может быть экономически нецелесообразным в связи с высокой стоимостью земельных участков. Однако аэропорт «Киев» расположен в промышленной зоне с невысокой плотностью жилой застройки, что стало основной причиной, препятствующей существенному росту цен на эту землю. Промышленно-складские территории возле аэропорта вряд ли заинтересовали бы девелоперов в ближайшей перспективе. Толчком для их активного развития может послужить реконструкция и расширение аэропорта «Киев». На сегодняшний день в мире изменилось отношение к девелопменту аэропортов и в целом транспортных инфраструктурных объектов. Ранее реализация проектов аэропортов была очень затратной и в большинстве случаев субсидировалась правительством или местными бюджетами, а платежи пассажиров и авиационных компаний не покрывали расходы на содержание аэропортов, размещающихся, как правило, на огромных территориях. Однако город не может отказаться от аэропорта, ведь это равнозначно утрате туристической, инвестиционной и экономической привлекательности. Сейчас одной из основных тенденций является повышение рентабельности транспортных объектов посредствам реконструкции и новых этапов девелопмента, то есть расширения и видоизменения. Ярким примером этого служат московские аэропорты «Домодедово», «Шереметьево», аэропорт Heathrow в Лондоне, др. Целью этих реконструкций является максимальное увеличение коммерческой составляющей, благодаря чему аэропорт не будет зависеть от профильных платежей и будет получать непрофильную прибыль. Поэтому размещение в аэропортах магазинов, заведений общепита, всевозможных развлечений, офисных и гостиничных помещений является современной тенденцией. На сегодняшний день концепции проектов новых аэропортов разрабатываются с расчетом, что 50% дохода будет поступать от непрофильной деятельности, то есть коммерческие площади и непрофильные услуги должны приносить 50% (и более) от совокупного дохода аэропорта. Поскольку такой объем доходов могут генерировать существенные по объему коммерческие площади, практически каждый современный аэропорт в перспективе – это так называемый «аэропортовый город» (airport city), когда рядом со зданием аэропорта строятся гостиницы, крупные офисные объекты, что является большим преимуществом для многих, особенно международных компаний, появляются торговые объекты, или же сам аэропорт представляет собой крупный торговый объект. Отметим еще одну тенденцию: если ранее аэропорт создавался для города, то сейчас город создается вокруг аэропорта. В перспективе аэропорт «Жуляны» может стать коммерческим объектом. Первая очередь аэропорта, как правило, является наименее коммерчески выгодной, поскольку принимает на себя самые нерентабельные статьи расходов, такие как размещение необходимых служб (пограничная, таможенная службы, др.). Новый терминал аэропорта «Жуляны» будет вмещать все необходимые службы. При этом объем площадей под коммерческие цели небольшой. Однако последующие очереди аэропорта будут иметь другую пропорцию: максимальное количество коммерческих площадей и минимальное количество площадей на выполнение требований по наличию тех или иных служб. За счет следующей очереди доля коммерческой составляющей в объекте будет существенной».