A.T. Kearney 2016: смена позиций

Commercial Property №6 (154) июнь 2016

В МЕЖДУНАРОДНОМ ИНДЕКСЕ РАЗВИТИЯ РИТЕЙЛА 2016, СОСТАВЛЯЕМОМ ЕЖЕГОДНО АГЕНТСТВОМ A.T. KEARNEY, ПРОИЗОШЕЛ РЯД ИЗМЕНЕНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ КАК ПЕРЕМЕНОЙ СИТУАЦИИ НА НЕКОТОРЫХ РАЗВИВАЮЩИХСЯ РЫНКАХ, ТАК И НОВШЕСТВАМИ В МЕТОДОЛОГИИ ЭТОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Текст: Елизавета Молчанова


В текущем году международное агентство A.T. Keamey опубликовало юбилейный 15 индекс развития розничной торговли – Global Retail Development Index (GRDI). Как отметили авторы исследования, за период с момента его первого выпуска в 2001 году население развивающихся стран увеличилось на 21% до 6,2 миллиарда, а продажи на этих рынках – на 350%. Сегодня на такие страны приходится более половины общемирового объема торговли.

При подготовке GRDI 2016 агентство A.T. Kearney внесло некоторые изменения в методологию анализа, чтобы исследование «наилучшим образом отражало реалии развивающихся ритейл-рынков сегодня и в будущем», в результате чего список 30 наиболее перспективных стран для развития торговли претерпел ряд значимых изменений. Так, если ранее в GRDI рассматривались государства с небольшим населением, то в отчете 2016 года анализировались страны, количество жителей которых составляет не менее пяти миллионов. Данный шаг авторы объясняют тем, что ритейлерам необходимы достаточно крупные рынки, чтобы оперировать на них в необходимых объемах. Из-за этого список ТОП-30 покинули такие страны, как Катар, Монголия, Уругвай, др. Среди других новшеств методологии GRDI 2016 – введение нового показателя, а именно количества городов-миллионников в стране и сужение временного фактора с четырех до двух лет для отражения динамичных экономических и политических изменений, которые претерпевают рынки сегодня. 

Рейтинг GRDI 2016 по сравнению с прошлогодним исследованием покинули 13 стран, среди которых Чили, Грузия, Армения и Мексика. Необходимо отметить, что Чили и Мексика вышли из индекса по причине насыщения их рынков торговыми площадями. В частности, на 1000 жителей Чили сегодня приходится 248 м2 торговых площадей. Аналогичный показатель в Мексике составляет 210 м2/1000 человек. К рейтингу Т0П-30 стран, наиболее привлекательных для торговли, добавились Вьетнам, Марокко, Алжир, Замбия, Румыния, Тунис, ЮАР, Гана, Кения, Египет, др.

В списке GRDI 2016 только две страны сохранили прошлогодние позиции – Китай (первое место) и ОАЭ (седьмое место). В пятерку лидеров рейтинга вошли Индия, которая за счет быстрого роста объема рынка, а также улучшения условий для ведения бизнеса переместилась с 15-го на 2-е место, Малайзия (с 9-го на 3-е место), Казахстан (с 13-го на 4-е место) и Индонезия (с 12-го на 5-е место).

Наиболее существенный подъем в рейтинге продемонстрировали Индия (+13 позиций) и Азербайджан (+12 позиций – с 22-го на 10-е место). Показатели в рейтинге существенно ухудшила Бразилия, опустившись с 8-го места в GRDI 2015 на 20-е место в рейтинге текущего года. Россия снизила позицию на 1 пункт, заняв 22-е место.

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона всегда являлись привлекательными рынками для развития ритейл-операторов и в текущем году заняли 4 из 5 первых позиций списка GRDI благодаря комбинации таких показателей, как большая численность населения и высокий рост экономики.

Одним из основных событий, оказавших наиболее существенное влияние на ритейл-климат этого региона, стал официальный запуск в 2015 году Экономического сообщества Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ASEAN Economic Community, AEC), в которое вошли 10 стран – Таиланд, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Бруней и Мьянма. Объем рынка AEC с населением в более чем 622 миллиона человек оценивается в $2,6 триллиона с прогнозируемым приростом ВВП около 5% до 2030 года.

Кроме того, эксперты ожидают положительного эффекта от создания Транстихоокеанского партнерства (ТТП). Соответствующее соглашение было подписано в феврале 2016 года двенадцатью странами – Австралией, Брунеем, Вьетнамом, Канадой, Малайзией, Мексикой, Новой Зеландией, Перу, США, Сингапуром, Чили и Японией. На долю этих государств приходится около 40% мирового ВВП и более четверти оборота мировой торговли. Соглашение, которое вступит в силу после ратификации всеми участниками, предполагает отмену таможенных пошлин на товары и услуги в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Необходимо отметить, что Азия генерирует более половины, а именно 52,5% мировых онлайн-продаж. Так, по итогам прошлого года объем электронной коммерции в этом регионе вырос на 35,7% и достиг $878 миллиардов.

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

Экономический рост данного региона был приостановлен из-за падения курса национальных валют, что приносит массу сложностей для развития ритейла. Тем не менее, некоторые страны этого региона продемонстрировали хорошие показатели в рейтинге GRDI 2016.

К примеру, Турция поднялась на пять позиций благодаря хорошим показателям роста экономики и большому количеству молодого населения и людей, проживающих в городах, и заняла шестую строчку списка. Однако интенсивное развитие розничной торговли в Турции сдерживает растущая безработица, низкие доходы населения и проблемы безопасности.

Казахстан занимает четвертое место в рейтинге GRDI 2016, поскольку инвесторы по-прежнему положительно настроены относительно перспектив данного рынка в среднесрочной перспективе. Правительство создало отдельный офис по привлечению иностранных инвестиций и брендов, и ведет переговоры о выходе в страну таких компаний, как IKEA и Auchan. На этом рынке уже присутствуют известные мировые ритейл-гиганты Starbucks, Leroy Merlin, Carrefour, H&M, др.


Международный индекс развития розничной торговли (GRDI) A.T. Kearney 2016
Страна Размер рынка Market Size 0 = низкая 100 = высокая (25%) Страновой риск Country Risk 0 = высокий 100 = низкий (25%) Насыщенность рынка Market Saturation 0 = высокая 100 = низкая (25%) Временной фактор Time Pressure 0 = отсутствует 100 = присутствует (25%) GRDI Население Population (миллионов человек) ВВП на душу населения по ППП* GDP per capita, PPP ($)
1 Китай 100 61,2 36,2 92,5 72,5 1372 14 190
2 Индия 53,7 54,3 75,8 100 71 1314 6209
3 Малайзия 81,2 83,4 23,5 50,4 59,6 31 26 141
4 Казахстан 56,4 37,3 61,9 70,2 56,5 18 24 346
5 Индонезия 64,3 38,9 50,2 68,9 55,6 256 11 112
6 Турция 85,9 46,4 31,9 53,1 54,3 78 20 277
7 ОАЭ 95,2 100 1,3 18 53,6 10 66 997
8 Саудовская Аравия 91,2 64,9 21,3 31,5 52,2 32 53 565
9 Перу 47,3 52,8 50,4 57,2 51,9 31 12 077
10 Азербайджан 33,9 30,8 80,9 59,3 51,2 10 18 512
11 Вьетнам 22,7 24,5 68,7 87,4 50,8 92 6020
12 Шри-Ланка 25,4 38,7 76,7 62 50,7 21 11 120
13 Иордания 52,3 47,5 60,2 39,7 49,9 21 12 162
14 Марокко 29,8 51,2 62,9 54,3 49,5 34 8194
15 Колумбия 49 63,6 46,5 36,9 49 48 13 794
16 Филиппины 36,6 42,6 41 70,7 47,7 103 7318
17 Доминиканская Республика 54,4 14,8 60,7 53,3 45,8 11 14 771
18 Алжир 17,6 6 92 65,2 45,2 40 14 163
19 Нигерия 21,3 9,1 89,5 55,4 43,8 182 6185
20 Бразилия 85,9 65,7 20,4 0 43 205 15 690
21 Кот-д’Ивуар 0,9 8,2 97,6 65,3 43 23 3304
22 Россия 93,6 26,6 6,1 40,9 41,8 144 23 744
23 Замбия 0 20,1 84,4 62 41,6 15 4165
24 Румыния 45,3 54,6 0 61 40,2 20 20 698
25 Парагвай 16 17 87,1 38,2 39,6 7 8671
26 Тунис 28,1 34,9 73,2 18,5 38,7 11 11 450
27 ЮАР 54,9 67,7 9,1 15,2 36,7 55 13 197
28 Гана 4,6 28,5 100 10,9 36 28 4216
29 Кения 4,5 3,1 75,5 59,2 35,6 44 3246
30 Египет 24,1 3 67 44,7 34,7 89 11 262
*ППП – паритет покупательной способности

Источник: A .T. Kearney

БЛИЖНИЙ ВОСТОК И СЕВЕРНАЯ АФРИКА

Ритейл на Ближнем Востоке и в Северной Африке пережил трудный 2015 год, в значительной степени обусловленный сложностями в двух крупнейших странах – Объединенных Арабских Эмиратах, где отмечается замедление роста туризма, и Саудовской Аравии, приходящей в себя после значительного падения цен на нефть. Инвесторы стали более осторожными относительно стран Персидского залива и смещают внимание на рынки Северной Африки, в частности на Египет, который вернулся в рейтинг GRDI впервые после Арабской весны в 2011 году и, как ожидается, стабилизируется в среднесрочной перспективе. Многие сильные локальные ритейлеры имеют планы по расширению в регионе, однако иностранные игроки более сдержаны в планах по экспансии и открытию новых магазинов.

ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА

Такие страны Латинской Америки, как Уругвай, Коста-Рика и Панама покинули рейтинг GRDI 2016 из-за обновления методологии подсчетов, а Мексика и Чили – из-за насыщения рынков торговой недвижимости. Несмотря на то, что этот регион уменьшил свою долю в верхней части индекса, он сохраняет перспективы для инвестиций в розничную торговлю в будущем.

Перу улучшил показатели в списке GRDI 2016, поднявшись с 16-го на 9-е место благодаря стимулированию свободной торговли и активному развитию ритейл-операторов, в том числе в городах второстепенного значения. В то же время ухудшила позиции Бразилия, которая еще до недавнего времени считалась привлекательным рынком для мирового ритейла, из-за негативного влияния неблагоприятных политических и экономических факторов.

АФРИКА

В рейтинге GRDI 2016 представлены шесть африканских стран, располагающихся к югу от Сахары, три из которых – «новички» этого года: Кот-д’Ивуар, Гана и Замбия. Южная Африка по-прежнему считается регионом с большим потенциалом для развития ритейл-бизнеса благодаря таким факторам, как продолжающаяся урбанизация населения, увеличение доходов домохозяйств и рост среднего класса, который нуждается в организованной розничной торговле и требует качественных услуг. Тем не менее, неофициальная торговля в этих странах по-прежнему доминирует, что создает определенные трудности для развития профессиональных ритейлеров.