Commercial Property №6 (154) июнь 2016
В МЕЖДУНАРОДНОМ ИНДЕКСЕ РАЗВИТИЯ РИТЕЙЛА 2016, СОСТАВЛЯЕМОМ ЕЖЕГОДНО АГЕНТСТВОМ A.T. KEARNEY, ПРОИЗОШЕЛ РЯД ИЗМЕНЕНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ КАК ПЕРЕМЕНОЙ СИТУАЦИИ НА НЕКОТОРЫХ РАЗВИВАЮЩИХСЯ РЫНКАХ, ТАК И НОВШЕСТВАМИ В МЕТОДОЛОГИИ ЭТОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Текст: Елизавета Молчанова
В текущем году международное агентство A.T. Keamey опубликовало юбилейный 15 индекс развития розничной торговли – Global Retail Development Index (GRDI). Как отметили авторы исследования, за период с момента его первого выпуска в 2001 году население развивающихся стран увеличилось на 21% до 6,2 миллиарда, а продажи на этих рынках – на 350%. Сегодня на такие страны приходится более половины общемирового объема торговли.
При подготовке GRDI 2016 агентство A.T. Kearney внесло некоторые изменения в методологию анализа, чтобы исследование «наилучшим образом отражало реалии развивающихся ритейл-рынков сегодня и в будущем», в результате чего список 30 наиболее перспективных стран для развития торговли претерпел ряд значимых изменений. Так, если ранее в GRDI рассматривались государства с небольшим населением, то в отчете 2016 года анализировались страны, количество жителей которых составляет не менее пяти миллионов. Данный шаг авторы объясняют тем, что ритейлерам необходимы достаточно крупные рынки, чтобы оперировать на них в необходимых объемах. Из-за этого список ТОП-30 покинули такие страны, как Катар, Монголия, Уругвай, др. Среди других новшеств методологии GRDI 2016 – введение нового показателя, а именно количества городов-миллионников в стране и сужение временного фактора с четырех до двух лет для отражения динамичных экономических и политических изменений, которые претерпевают рынки сегодня.
Рейтинг GRDI 2016 по сравнению с прошлогодним исследованием покинули 13 стран, среди которых Чили, Грузия, Армения и Мексика. Необходимо отметить, что Чили и Мексика вышли из индекса по причине насыщения их рынков торговыми площадями. В частности, на 1000 жителей Чили сегодня приходится 248 м2 торговых площадей. Аналогичный показатель в Мексике составляет 210 м2/1000 человек. К рейтингу Т0П-30 стран, наиболее привлекательных для торговли, добавились Вьетнам, Марокко, Алжир, Замбия, Румыния, Тунис, ЮАР, Гана, Кения, Египет, др.
В списке GRDI 2016 только две страны сохранили прошлогодние позиции – Китай (первое место) и ОАЭ (седьмое место). В пятерку лидеров рейтинга вошли Индия, которая за счет быстрого роста объема рынка, а также улучшения условий для ведения бизнеса переместилась с 15-го на 2-е место, Малайзия (с 9-го на 3-е место), Казахстан (с 13-го на 4-е место) и Индонезия (с 12-го на 5-е место).
Наиболее существенный подъем в рейтинге продемонстрировали Индия (+13 позиций) и Азербайджан (+12 позиций – с 22-го на 10-е место). Показатели в рейтинге существенно ухудшила Бразилия, опустившись с 8-го места в GRDI 2015 на 20-е место в рейтинге текущего года. Россия снизила позицию на 1 пункт, заняв 22-е место.
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН
Страны Азиатско-Тихоокеанского региона всегда являлись привлекательными рынками для развития ритейл-операторов и в текущем году заняли 4 из 5 первых позиций списка GRDI благодаря комбинации таких показателей, как большая численность населения и высокий рост экономики.
Одним из основных событий, оказавших наиболее существенное влияние на ритейл-климат этого региона, стал официальный запуск в 2015 году Экономического сообщества Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ASEAN Economic Community, AEC), в которое вошли 10 стран – Таиланд, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Бруней и Мьянма. Объем рынка AEC с населением в более чем 622 миллиона человек оценивается в $2,6 триллиона с прогнозируемым приростом ВВП около 5% до 2030 года.
Кроме того, эксперты ожидают положительного эффекта от создания Транстихоокеанского партнерства (ТТП). Соответствующее соглашение было подписано в феврале 2016 года двенадцатью странами – Австралией, Брунеем, Вьетнамом, Канадой, Малайзией, Мексикой, Новой Зеландией, Перу, США, Сингапуром, Чили и Японией. На долю этих государств приходится около 40% мирового ВВП и более четверти оборота мировой торговли. Соглашение, которое вступит в силу после ратификации всеми участниками, предполагает отмену таможенных пошлин на товары и услуги в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Необходимо отметить, что Азия генерирует более половины, а именно 52,5% мировых онлайн-продаж. Так, по итогам прошлого года объем электронной коммерции в этом регионе вырос на 35,7% и достиг $878 миллиардов.
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ
Экономический рост данного региона был приостановлен из-за падения курса национальных валют, что приносит массу сложностей для развития ритейла. Тем не менее, некоторые страны этого региона продемонстрировали хорошие показатели в рейтинге GRDI 2016.
К примеру, Турция поднялась на пять позиций благодаря хорошим показателям роста экономики и большому количеству молодого населения и людей, проживающих в городах, и заняла шестую строчку списка. Однако интенсивное развитие розничной торговли в Турции сдерживает растущая безработица, низкие доходы населения и проблемы безопасности.
Казахстан занимает четвертое место в рейтинге GRDI 2016, поскольку инвесторы по-прежнему положительно настроены относительно перспектив данного рынка в среднесрочной перспективе. Правительство создало отдельный офис по привлечению иностранных инвестиций и брендов, и ведет переговоры о выходе в страну таких компаний, как IKEA и Auchan. На этом рынке уже присутствуют известные мировые ритейл-гиганты Starbucks, Leroy Merlin, Carrefour, H&M, др.
Международный индекс развития розничной торговли (GRDI) A.T. Kearney 2016 | ||||||||
№ | Страна | Размер рынка Market Size 0 = низкая 100 = высокая (25%) | Страновой риск Country Risk 0 = высокий 100 = низкий (25%) | Насыщенность рынка Market Saturation 0 = высокая 100 = низкая (25%) | Временной фактор Time Pressure 0 = отсутствует 100 = присутствует (25%) | GRDI | Население Population (миллионов человек) | ВВП на душу населения по ППП* GDP per capita, PPP ($) |
1 | Китай | 100 | 61,2 | 36,2 | 92,5 | 72,5 | 1372 | 14 190 |
2 | Индия | 53,7 | 54,3 | 75,8 | 100 | 71 | 1314 | 6209 |
3 | Малайзия | 81,2 | 83,4 | 23,5 | 50,4 | 59,6 | 31 | 26 141 |
4 | Казахстан | 56,4 | 37,3 | 61,9 | 70,2 | 56,5 | 18 | 24 346 |
5 | Индонезия | 64,3 | 38,9 | 50,2 | 68,9 | 55,6 | 256 | 11 112 |
6 | Турция | 85,9 | 46,4 | 31,9 | 53,1 | 54,3 | 78 | 20 277 |
7 | ОАЭ | 95,2 | 100 | 1,3 | 18 | 53,6 | 10 | 66 997 |
8 | Саудовская Аравия | 91,2 | 64,9 | 21,3 | 31,5 | 52,2 | 32 | 53 565 |
9 | Перу | 47,3 | 52,8 | 50,4 | 57,2 | 51,9 | 31 | 12 077 |
10 | Азербайджан | 33,9 | 30,8 | 80,9 | 59,3 | 51,2 | 10 | 18 512 |
11 | Вьетнам | 22,7 | 24,5 | 68,7 | 87,4 | 50,8 | 92 | 6020 |
12 | Шри-Ланка | 25,4 | 38,7 | 76,7 | 62 | 50,7 | 21 | 11 120 |
13 | Иордания | 52,3 | 47,5 | 60,2 | 39,7 | 49,9 | 21 | 12 162 |
14 | Марокко | 29,8 | 51,2 | 62,9 | 54,3 | 49,5 | 34 | 8194 |
15 | Колумбия | 49 | 63,6 | 46,5 | 36,9 | 49 | 48 | 13 794 |
16 | Филиппины | 36,6 | 42,6 | 41 | 70,7 | 47,7 | 103 | 7318 |
17 | Доминиканская Республика | 54,4 | 14,8 | 60,7 | 53,3 | 45,8 | 11 | 14 771 |
18 | Алжир | 17,6 | 6 | 92 | 65,2 | 45,2 | 40 | 14 163 |
19 | Нигерия | 21,3 | 9,1 | 89,5 | 55,4 | 43,8 | 182 | 6185 |
20 | Бразилия | 85,9 | 65,7 | 20,4 | 0 | 43 | 205 | 15 690 |
21 | Кот-д’Ивуар | 0,9 | 8,2 | 97,6 | 65,3 | 43 | 23 | 3304 |
22 | Россия | 93,6 | 26,6 | 6,1 | 40,9 | 41,8 | 144 | 23 744 |
23 | Замбия | 0 | 20,1 | 84,4 | 62 | 41,6 | 15 | 4165 |
24 | Румыния | 45,3 | 54,6 | 0 | 61 | 40,2 | 20 | 20 698 |
25 | Парагвай | 16 | 17 | 87,1 | 38,2 | 39,6 | 7 | 8671 |
26 | Тунис | 28,1 | 34,9 | 73,2 | 18,5 | 38,7 | 11 | 11 450 |
27 | ЮАР | 54,9 | 67,7 | 9,1 | 15,2 | 36,7 | 55 | 13 197 |
28 | Гана | 4,6 | 28,5 | 100 | 10,9 | 36 | 28 | 4216 |
29 | Кения | 4,5 | 3,1 | 75,5 | 59,2 | 35,6 | 44 | 3246 |
30 | Египет | 24,1 | 3 | 67 | 44,7 | 34,7 | 89 | 11 262 |
Источник: A .T. Kearney
БЛИЖНИЙ ВОСТОК И СЕВЕРНАЯ АФРИКА
Ритейл на Ближнем Востоке и в Северной Африке пережил трудный 2015 год, в значительной степени обусловленный сложностями в двух крупнейших странах – Объединенных Арабских Эмиратах, где отмечается замедление роста туризма, и Саудовской Аравии, приходящей в себя после значительного падения цен на нефть. Инвесторы стали более осторожными относительно стран Персидского залива и смещают внимание на рынки Северной Африки, в частности на Египет, который вернулся в рейтинг GRDI впервые после Арабской весны в 2011 году и, как ожидается, стабилизируется в среднесрочной перспективе. Многие сильные локальные ритейлеры имеют планы по расширению в регионе, однако иностранные игроки более сдержаны в планах по экспансии и открытию новых магазинов.
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
Такие страны Латинской Америки, как Уругвай, Коста-Рика и Панама покинули рейтинг GRDI 2016 из-за обновления методологии подсчетов, а Мексика и Чили – из-за насыщения рынков торговой недвижимости. Несмотря на то, что этот регион уменьшил свою долю в верхней части индекса, он сохраняет перспективы для инвестиций в розничную торговлю в будущем.
Перу улучшил показатели в списке GRDI 2016, поднявшись с 16-го на 9-е место благодаря стимулированию свободной торговли и активному развитию ритейл-операторов, в том числе в городах второстепенного значения. В то же время ухудшила позиции Бразилия, которая еще до недавнего времени считалась привлекательным рынком для мирового ритейла, из-за негативного влияния неблагоприятных политических и экономических факторов.
АФРИКА
В рейтинге GRDI 2016 представлены шесть африканских стран, располагающихся к югу от Сахары, три из которых – «новички» этого года: Кот-д’Ивуар, Гана и Замбия. Южная Африка по-прежнему считается регионом с большим потенциалом для развития ритейл-бизнеса благодаря таким факторам, как продолжающаяся урбанизация населения, увеличение доходов домохозяйств и рост среднего класса, который нуждается в организованной розничной торговле и требует качественных услуг. Тем не менее, неофициальная торговля в этих странах по-прежнему доминирует, что создает определенные трудности для развития профессиональных ритейлеров.