A.T. Kearney 2015: внимание на luxury-сегмент

GRDI 2015 Страны Ближнего Востока являются признанными рынками роскоши: здесь среднестатистический житель тратит на предметы класса luxury около $2400 в месяц ФОТО: IS В 2015 году наиболее привлекательной страной для развития ритейла, согласно исследованию Global Retail Development Index (GRDI), стал Китай, вернув лидерство впервые с 2010 года. В целом, состав рейтинга GRDI 2015 по сравнению с предыдущим годом не претерпел существенных изменений. Так, к списку 30 стран, наиболее привлекательных для развития ритейл-сегмента, добавились Катар, Монголия и Ангола, в то время как Намибия, Вьетнам и Марокко его покинули. Наиболее существенный подъем продемонстрировали Ботсвана и Азербайджан. Обе страны поднялись на 8 позиций, заняв 18-е и 22-е места соответственно. Показатели в рейтинге существенно ухудшил Кувейт, опустившись с 8-го на 27-е место, что частично связано с изменением источников данных о стране, анализируемых в исследовании GRDI. Россия и Оман снизили позиции на 9 пунктов каждая, заняв соответственно 21-е и 26-е места. Азия Азия всегда являлась привлекательным регионом для развития международных ритейл-операторов. Вероятно, одним из главных событий, оказавших наиболее существенное влияние на ритейл-климат Азии, стало создание в 2015 году Экономического сообщества Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ASEAN Economic Community, AEC), направленного на активное развитие региона. Латинская Америка На фоне структурных экономических проблем страны Латинской Америки продемонстрировали снижение позиций в индексе GRDI 2015 по сравнению с прошлогодними показателями. Несмотря на это, три страны данного региона (Уругвай, Чили, Бразилия) вошли в первую десятку рейтинга. Перспективными рынками для экспансии международных ритейлеров являются Бразилия и Колумбия с постоянно растущим средним классом. К тому же, Бразилия остается привлекательным рынком для развития брендов премиум-сегмента, особенно в городах Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, где количество состоятельных покупателей значительно возросло за последние несколько лет. Ближний Восток В прошлом году Ближний Восток столкнулся со значительными экономическими и политическими проблемами, соответственно, снижение занимаемых странами этого региона позиций в индексе 2015 года является отражением сложившейся ситуации – насыщение рынка (ОАЭ), растущий страновой риск (Иордания), замедление роста ВВП вследствие снижения цен на нефть (Кувейт). Однако, несмотря на вышеперечисленные проблемы, эксперты прогнозируют в дальнейшем рост сегмента розничной торговли этого региона. Центральная Азия и Восточная Европа В Центральной Азии и Восточной Европе лучшие результаты продемонстрировали Грузия, Армения и Казахстан, поскольку ненасыщенный рынок этих стран открывает привлекательные возможности для развития международных ритейлеров. Азербайджан является рынком с высокой активностью брендов класса люкс. В то время как Россия, несмотря на значительный прошлогодний скачок в рейтинге (страна поднялась на 11 позиций и заняла 12-е место), в этом году продемонстрировала стремительное падение в силу международных санкций и финансового кризиса. Африка Эксперты называют африканские страны к югу от Сахары регионом с огромными возможностями, которые сейчас только начинают раскрываться благодаря повышению доходов домохозяйств, быстрой урбанизации и росту среднего класса. Согласно прогнозам, к 2040 году Суб-Сахарная Африка станет настолько же высокоразвитой, как Китай, и самым привлекательным рынком для развития ритейла в мире. В этом году в индекс вошли три страны этого региона – Ботсвана, Нигерия и Ангола, еще три – Замбия, Намибия и Гана – весьма вероятно, окажутся в GRDI в ближайшем будущем.
Международный индекс развития розничной торговли (GRDI) A.T. Kearney 2015
Страна Баллы экспертной оценки
Привлекательность рынка Market Attractiveness 0 = низкая 100 = высокая (25%) Страновой и бизнес-риск Country and Business Risk 0 = высокий 100 = низкий (25%) Насыщенность рынка Market Saturation 0 = высокая 100 = низкая (25%) Временной фактор Time Pressure 0 = отсутствует 100 = присутствует (25%) GRDI Изменения в рейтинге по сравнению с 2014 годом
1 Китай 66,7 55,7 42,3 96,6 65,3 + 1
2 Уругвай 93,3 60,4 68 38,9 65,1 + 1
3 Чили 98,2 100 13 37,9 62,3 -2
4 Катар 100 89,4 34,3 12,8 59,1 N/A
5 Монголия 22,4 19,9 93,1 100 58,8 N/A
6 Грузия 36,5 39,1 78,8 79,2 58,4 + 1
7 ОАЭ 97,6 84 16,5 33,9 58 -3
8 Бразилия 98 60,4 45,2 28 57,9 -3
9 Малайзия 75,6 68,8 29,3 52,7 56,6 -
10 Армения 35,4 37,1 82,1 66,3 55,2 -4
11 Турция 83,1 48,1 40,2 44,8 54,1 -
12 Индонезия 50,6 35,5 55,1 65,9 51,8 +3
13 Казахстан 49,6 34,2 72,5 50,7 51,8 -3
14 Шри-Ланка 15,8 34,4 77,8 78,8 51,7 +4
15 Индия 30,5 39,8 75,7 58,5 51,1 +5
16 Перу 48,9 43,9 58,6 51,8 50,8 -3
17 Саудовская Аравия 78,6 64,4 30,4 27 50,1 -1
18 Ботсвана 49,2 62,5 33,3 54,2 49,8 +8
19 Панама 62,3 46,8 49,7 37,6 49,1 -5
20 Колумбия 55,6 49,3 52 39,1 49 + 1
21 Россия 94,9 28,4 24,5 46,6 48,6 -9
22 Азербайджан 33,9 26,9 82,4 46,8 47,5 +8
23 Нигерия 19,6 8,3 94 66,5 47,1 -4
24 Филиппины 39,6 36 51,6 60,7 47 -1
25 Иордания 51,1 35,5 64,2 36,8 46,9 -3
26 Оман 75 77,3 24,9 9,8 46,7 -9
27 Кувейт 81 68,1 33,2 0 45,6 -19
28 Коста-Рика 66,9 49,2 38,7 25,1 45 -4
29 Мексика 82,5 56,1 0,2 38,8 44,4 -4
30 Ангола 22,4 9,2 99,4 45 44 N/A
Ключ:
№ 1-10 – На экране радара (On the radar screen);
№ 11-19 – Принять к рассмотрению (To consider);
№ 20-30 – Низкий приоритет (Lower priority).
Источник: A.T. Kearney
РАЗВИВАЮЩИЕСЯ РЫНКИ И БРЕНДЫ LUXURY-КЛАССА Отдельный раздел исследования GRDI 2015 посвящен анализу присутствия 15 брендов luxury-класса в странах, входящих в индекс*, на основании которого агентство A.T. Kearney выделило три типа развивающихся рынков со своими особенностями для выхода или развития марок люкс-класса. Первый тип – признанные рынки роскоши, где присутствует от 11 до 15 luxury-брендов. К этому типу относятся такие страны как Бразилия, Китай, Кувейт, Малайзия, Катар, Россия, Саудовская Аравия, Турция, ОАЭ. Большинство брендов класса luxury уже длительное время присутствуют в этих странах. Так, например, бренд мужской одежды, обуви и парфюмерии Ermenegildo Zegna дебютировал в Китае и Саудовской Аравии еще в начале 1990-х годов. С этого времени признанные рынки стали достаточно насыщенными с точки зрения наличия брендов. В дальнейшем развитие этого сегмента будет зависеть от роста состоятельности населения региона. Стоит отметить, что развитие брендов в Китае имеет неоднородную динамику – так, некоторые бренды сократили свое присутствие. К примеру, Hugo Boss закрыл 7 магазинов в 2014 году, а Ermenegildo Zegna – 6 магазинов. В то же время, некоторые мультибрендовые магазины, наоборот, готовятся к укреплению позиций. В свою очередь, страны Ближнего Востока, имеющие один из наивысших уровней богатства в мире (среднестатистический житель тратит на предметы роскоши около $2400 в месяц), будут демонстрировать более медленный рост сегмента люкс-класса. Успех развития luxury-брендов на признанных рынках роскоши будет зависеть от качества обслуживания и инноваций, которые помогут привлечь внимание покупателей, для которых шоппинг уже давно стал популярным времяпровождением. Второй тип – среднеразвитые рынки роскоши, на которых присутствует от 6 до 10 luxury-брендов. К ним относятся Азербайджан, Колумбия, Иордания, Казахстан, Мексика, Индия, Индонезия, Панама, Филиппины. Стоит отметить, что возможности для ритейлеров в этой категории стран существенно отличаются и зависят от масштабов рынка. Так, на фоне таких гигантов как Индия и Индонезия возможности более мелких стран для развития luxury-сегмента ограничены столицами и курортными городами. Развитие сегмента роскоши на среднеразвитых рынках зависит от наличия и доступности качественных объектов коммерческой недвижимости. Третий тип – развивающиеся рынки роскоши, где присутствует до 5 luxury-брендов. К ним относятся Ангола, Ботсвана, Чили, Монголия, Нигерия, Оман, Перу, Шри-Ланка, Уругвай. Такие страны имеют значительный потенциал для развития luxury-сегмента, но в то же время имеют и ряд трудностей для ритейлеров, включая нехватку объектов коммерческой недвижимости, высокие арендные ставки и налоги, неразвитость инфраструктуры, коррупцию и бюрократию. К примеру, в Нигерии функционирует только 20 торговых центров, в связи с этим 90% шоппинга происходит за пределами профессиональных ТЦ. Для сравнения, в Южной Африке количество торговых центров достигает 500 объектов. Перспективными рынками для развития брендов luxury-класса являются Нигерия и Ангола, в то время как Оман и Чили имеют намного меньший потенциал из-за низкой материальной состоятельности населения.
15 брендов luxury-класса, присутствующих на развивающихся рынках, входящих в индекс GRDI 2015
Бренд Количество стран присутствия
1 Burberry 21
2 Ermenegildo Zegna 20
3 Salvatore Ferragamo 20
4 Louis Vuitton 19
5 Cartier 18
6 Gucci 16
7 Bulgari 15
8 Dior 14
9 Hermes 14
10 Versace 13
11 Prada 12
12 Tiffany & Co. 12
13 Chanel 11
14 Ralph Lauren 11
15 Marc Jacobs 8
Источник: A.T. Kearney
ЗАРУБЕЖНЫЕ РИТЕЙЛЕРЫ В УКРАИНЕ На данный момент Украина, в силу событий социально-политического и экономического характера, не привлекает особого внимания со стороны международных ритейл-гигантов. Тем не менее, несмотря на то, что украинский рынок покинул ряд зарубежных брендов, среди них – New Look (женская одежда, обувь и аксессуары; Великобритания), Lee Cooper (джинсовая одежда; Великобритания) и OVS (одежда для мужчин и женщин; Италия), а существующие игроки приостановили развитие или сократили присутствие, говорить о стагнации ритейл-сегмента в нашей стране не приходится. Подтверждением чему является тот факт, что по итогам 2014 и первой половины 2015 года в Украине дебютировал ряд зарубежных брендов. В частности, в прошлом году в нашу страну были выведены такие марки как Prenatal (товары для мам и детей до 8 лет; Италия), Pedro del Hierro (мужская и женская одежда; Испания), Keddo (сеть магазинов обуви; Великобритания), Calzedonia (чулочные изделия, а также пляжная мода для женщин, мужчин и детей; Италия), Paul (сеть булочных; Франция), Alberta Ferre tti (женская одежда, вечерняя и свадебная мода; Италия), Vittorio Spernanzoni (обувь ручной работы; Италия), Vapiano (сеть ресторанов итальянской кухни; Германия), Sinsay (молодежная одежда; Польша), Mango Man (мужская одежда; Испания). В текущем году на украинский рынок вышли такие бренды: adL (женская одежда; Турция), Betty Barclay (женская одежда; Германия), Silenza (нижнее белье; Италия), Violeta by Mango (женская одежда; Испания), др. Стоит отметить, что в 2014-м компания ZEEBRA повторно вывела на рынок Украины бренд одежды Peacocks (Великобритания), однако уже в текущем году планы по его развитию были приостановлены. В 2015-м на украинский рынок вернулись три торговые марки, покинувшие его в прошлом году, а именно – BOSCO Sport (спортивная одежда; Россия), Marella и Marina Rinaldi (оба – женская одежда; Италия). *В исследование развития брендов luxury-класса не включены такие страны как Армения, Коста-Рика и Грузия в связи с отсутствием информации о частных лицах с очень крупным капиталом.