Commercial Property №5 (143) июль 2015
В ЭТОМ ГОДУ АГЕНТСТВО A.T. KEARNEY, ПОМИМО СОСТАВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО РЕЙТИНГА 30 НАИБОЛЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РИТЕЙЛА СТРАН (GLOBAL RETAIL DEVELOPMENT INDEX), ПРОВЕЛО ТАКЖЕ АНАЛИЗ ПРИСУТСТВИЯ В ЭТИХ СТРАНАХ LUXURY-БРЕНДОВ И В ЦЕЛОМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕГМЕНТА РОСКОШИ.
Текст: Анастасия Ковальчук
GRDI 2015
Страны Ближнего Востока являются признанными рынками роскоши: здесь среднестатистический житель тратит на предметы класса luxury около $2400 в месяц. ФОТО: IS
В 2015 году наиболее привлекательной страной для развития ритейла, согласно исследованию Global Retail Development Index (GRDI), стал Китай, вернув лидерство впервые с 2010 года. В целом, состав рейтинга GRDI 2015 по сравнению с предыдущим годом не претерпел существенных изменений. Так, к списку 30 стран, наиболее привлекательных для развития ритейл-сегмента, добавились Катар, Монголия и Ангола, в то время как Намибия, Вьетнам и Марокко его покинули. Наиболее существенный подъем продемонстрировали Ботсвана и Азербайджан. Обе страны поднялись на 8 позиций, заняв 18-е и 22-е места соответственно. Показатели в рейтинге существенно ухудшил Кувейт, опустившись с 8-го на 27-е место, что частично связано с изменением источников данных о стране, анализируемых в исследовании GRDI. Россия и Оман снизили позиции на 9 пунктов каждая, заняв соответственно 21-е и 26-е места.
Азия всегда являлась привлекательным регионом для развития международных ритейл-операторов. Вероятно, одним из главных событий, оказавших наиболее существенное влияние на ритейл-климат Азии, стало создание в 2015 году Экономического сообщества Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ASEAN Economic Community, AEC), направленного на активное развитие региона.
Латинская Америка
На фоне структурных экономических проблем страны Латинской Америки продемонстрировали снижение позиций в индексе GRDI 2015 по сравнению с прошлогодними показателями. Несмотря на это, три страны данного региона (Уругвай, Чили, Бразилия) вошли в первую десятку рейтинга. Перспективными рынками для экспансии международных ритейлеров являются Бразилия и Колумбия с постоянно растущим средним классом. К тому же, Бразилия остается привлекательным рынком для развития брендов премиум-сегмента, особенно в городах Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, где количество состоятельных покупателей значительно возросло за последние несколько лет.
Ближний Восток
В прошлом году Ближний Восток столкнулся со значительными экономическими и политическими проблемами, соответственно, снижение занимаемых странами этого региона позиций в индексе 2015 года является отражением сложившейся ситуации – насыщение рынка (ОАЭ), растущий страновой риск (Иордания), замедление роста ВВП вследствие снижения цен на нефть (Кувейт). Однако, несмотря на вышеперечисленные проблемы, эксперты прогнозируют в дальнейшем рост сегмента розничной торговли этого региона.
Центральная Азия и Восточная Европа
В Центральной Азии и Восточной Европе лучшие результаты продемонстрировали Грузия, Армения и Казахстан, поскольку ненасыщенный рынок этих стран открывает привлекательные возможности для развития международных ритейлеров. Азербайджан является рынком с высокой активностью брендов класса люкс. В то время как Россия, несмотря на значительный прошлогодний скачок в рейтинге (страна поднялась на 11 позиций и заняла 12-е место), в этом году продемонстрировала стремительное падение в силу международных санкций и финансового кризиса.
Эксперты называют африканские страны к югу от Сахары регионом с огромными возможностями, которые сейчас только начинают раскрываться благодаря повышению доходов домохозяйств, быстрой урбанизации и росту среднего класса. Согласно прогнозам, к 2040 году Суб-Сахарная Африка станет настолько же высокоразвитой, как Китай, и самым привлекательным рынком для развития ритейла в мире. В этом году в индекс вошли три страны этого региона – Ботсвана, Нигерия и Ангола, еще три – Замбия, Намибия и Гана – весьма вероятно, окажутся в GRDI в ближайшем будущем.
Международный индекс развития розничной торговли (GRDI) A.T. Kearney 2015 | |||||||
№ | Страна | Баллы экспертной оценки | |||||
Привлекательность рынка Market Attractiveness 0 = низкая 100 = высокая (25%) | Страновой и бизнес-риск Country and Business Risk 0 = высокий 100 = низкий (25%) | Насыщенность рынка Market Saturation 0 = высокая 100 = низкая (25%) | Временной фактор Time Pressure 0 = отсутствует 100 = присутствует (25%) | GRDI | Изменения в рейтинге по сравнению с 2014 годом | ||
1 | Китай | 66,7 | 55,7 | 42,3 | 96,6 | 65,3 | + 1 |
2 | Уругвай | 93,3 | 60,4 | 68 | 38,9 | 65,1 | + 1 |
3 | Чили | 98,2 | 100 | 13 | 37,9 | 62,3 | -2 |
4 | Катар | 100 | 89,4 | 34,3 | 12,8 | 59,1 | N/A |
5 | Монголия | 22,4 | 19,9 | 93,1 | 100 | 58,8 | N/A |
6 | Грузия | 36,5 | 39,1 | 78,8 | 79,2 | 58,4 | + 1 |
7 | ОАЭ | 97,6 | 84 | 16,5 | 33,9 | 58 | -3 |
8 | Бразилия | 98 | 60,4 | 45,2 | 28 | 57,9 | -3 |
9 | Малайзия | 75,6 | 68,8 | 29,3 | 52,7 | 56,6 | - |
10 | Армения | 35,4 | 37,1 | 82,1 | 66,3 | 55,2 | -4 |
11 | Турция | 83,1 | 48,1 | 40,2 | 44,8 | 54,1 | - |
12 | Индонезия | 50,6 | 35,5 | 55,1 | 65,9 | 51,8 | +3 |
13 | Казахстан | 49,6 | 34,2 | 72,5 | 50,7 | 51,8 | -3 |
14 | Шри-Ланка | 15,8 | 34,4 | 77,8 | 78,8 | 51,7 | +4 |
15 | Индия | 30,5 | 39,8 | 75,7 | 58,5 | 51,1 | +5 |
16 | Перу | 48,9 | 43,9 | 58,6 | 51,8 | 50,8 | -3 |
17 | Саудовская Аравия | 78,6 | 64,4 | 30,4 | 27 | 50,1 | -1 |
18 | Ботсвана | 49,2 | 62,5 | 33,3 | 54,2 | 49,8 | +8 |
19 | Панама | 62,3 | 46,8 | 49,7 | 37,6 | 49,1 | -5 |
20 | Колумбия | 55,6 | 49,3 | 52 | 39,1 | 49 | + 1 |
21 | Россия | 94,9 | 28,4 | 24,5 | 46,6 | 48,6 | -9 |
22 | Азербайджан | 33,9 | 26,9 | 82,4 | 46,8 | 47,5 | +8 |
23 | Нигерия | 19,6 | 8,3 | 94 | 66,5 | 47,1 | -4 |
24 | Филиппины | 39,6 | 36 | 51,6 | 60,7 | 47 | -1 |
25 | Иордания | 51,1 | 35,5 | 64,2 | 36,8 | 46,9 | -3 |
26 | Оман | 75 | 77,3 | 24,9 | 9,8 | 46,7 | -9 |
27 | Кувейт | 81 | 68,1 | 33,2 | 0 | 45,6 | -19 |
28 | Коста-Рика | 66,9 | 49,2 | 38,7 | 25,1 | 45 | -4 |
29 | Мексика | 82,5 | 56,1 | 0,2 | 38,8 | 44,4 | -4 |
30 | Ангола | 22,4 | 9,2 | 99,4 | 45 | 44 | N/A |
РАЗВИВАЮЩИЕСЯ РЫНКИ И БРЕНДЫ LUXURY-КЛАССА
Отдельный раздел исследования GRDI 2015 посвящен анализу присутствия 15 брендов luxury-класса в странах, входящих в индекс*, на основании которого агентство A.T. Kearney выделило три типа развивающихся рынков со своими особенностями для выхода или развития марок люкс-класса.
Первый тип – признанные рынки роскоши, где присутствует от 11 до 15 luxury-брендов. К этому типу относятся такие страны как Бразилия, Китай, Кувейт, Малайзия, Катар, Россия, Саудовская Аравия, Турция, ОАЭ. Большинство брендов класса luxury уже длительное время присутствуют в этих странах. Так, например, бренд мужской одежды, обуви и парфюмерии Ermenegildo Zegna дебютировал в Китае и Саудовской Аравии еще в начале 1990-х годов. С этого времени признанные рынки стали достаточно насыщенными с точки зрения наличия брендов. В дальнейшем развитие этого сегмента будет зависеть от роста состоятельности населения региона. Стоит отметить, что развитие брендов в Китае имеет неоднородную динамику – так, некоторые бренды сократили свое присутствие. К примеру, Hugo Boss закрыл 7 магазинов в 2014 году, а Ermenegildo Zegna – 6 магазинов. В то же время, некоторые мультибрендовые магазины, наоборот, готовятся к укреплению позиций. В свою очередь, страны Ближнего Востока, имеющие один из наивысших уровней богатства в мире (среднестатистический житель тратит на предметы роскоши около $2400 в месяц), будут демонстрировать более медленный рост сегмента люкс-класса. Успех развития luxury-брендов на признанных рынках роскоши будет зависеть от качества обслуживания и инноваций, которые помогут привлечь внимание покупателей, для которых шоппинг уже давно стал популярным времяпровождением.
Второй тип – среднеразвитые рынки роскоши, на которых присутствует от 6 до 10 luxury-брендов. К ним относятся Азербайджан, Колумбия, Иордания, Казахстан, Мексика, Индия, Индонезия, Панама, Филиппины. Стоит отметить, что возможности для ритейлеров в этой категории стран существенно отличаются и зависят от масштабов рынка. Так, на фоне таких гигантов как Индия и Индонезия возможности более мелких стран для развития luxury-сегмента ограничены столицами и курортными городами. Развитие сегмента роскоши на среднеразвитых рынках зависит от наличия и доступности качественных объектов коммерческой недвижимости.
Третий тип – развивающиеся рынки роскоши, где присутствует до 5 luxury-брендов. К ним относятся Ангола, Ботсвана, Чили, Монголия, Нигерия, Оман, Перу, Шри-Ланка, Уругвай. Такие страны имеют значительный потенциал для развития luxury-сегмента, но в то же время имеют и ряд трудностей для ритейлеров, включая нехватку объектов коммерческой недвижимости, высокие арендные ставки и налоги, неразвитость инфраструктуры, коррупцию и бюрократию. К примеру, в Нигерии функционирует только 20 торговых центров, в связи с этим 90% шоппинга происходит за пределами профессиональных ТЦ. Для сравнения, в Южной Африке количество торговых центров достигает 500 объектов. Перспективными рынками для развития брендов luxury-класса являются Нигерия и Ангола, в то время как Оман и Чили имеют намного меньший потенциал из-за низкой материальной состоятельности населения.
15 брендов luxury-класса, присутствующих на развивающихся рынках, входящих в индекс GRDI 2015 | ||
№ | Бренд | Количество стран присутствия |
1 | Burberry | 21 |
2 | Ermenegildo Zegna | 20 |
3 | Salvatore Ferragamo | 20 |
4 | Louis Vuitton | 19 |
5 | Cartier | 18 |
6 | Gucci | 16 |
7 | Bulgari | 15 |
8 | Dior | 14 |
9 | Hermes | 14 |
10 | Versace | 13 |
11 | Prada | 12 |
12 | Tiffany & Co. | 12 |
13 | Chanel | 11 |
14 | Ralph Lauren | 11 |
15 | Marc Jacobs | 8 |
На данный момент Украина, в силу событий социально-политического и экономического характера, не привлекает особого внимания со стороны международных ритейл-гигантов. Тем не менее, несмотря на то, что украинский рынок покинул ряд зарубежных брендов, среди них – New Look (женская одежда, обувь и аксессуары; Великобритания), Lee Cooper (джинсовая одежда; Великобритания) и OVS (одежда для мужчин и женщин; Италия), а существующие игроки приостановили развитие или сократили присутствие, говорить о стагнации ритейл-сегмента в нашей стране не приходится. Подтверждением чему является тот факт, что по итогам 2014 и первой половины 2015 года в Украине дебютировал ряд зарубежных брендов. В частности, в прошлом году в нашу страну были выведены такие марки как Prenatal (товары для мам и детей до 8 лет; Италия), Pedro del Hierro (мужская и женская одежда; Испания), Keddo (сеть магазинов обуви; Великобритания), Calzedonia (чулочные изделия, а также пляжная мода для женщин, мужчин и детей; Италия), Paul (сеть булочных; Франция), Alberta Ferre tti (женская одежда, вечерняя и свадебная мода; Италия), Vittorio Spernanzoni (обувь ручной работы; Италия), Vapiano (сеть ресторанов итальянской кухни; Германия), Sinsay (молодежная одежда; Польша), Mango Man (мужская одежда; Испания). В текущем году на украинский рынок вышли такие бренды: adL (женская одежда; Турция), Betty Barclay (женская одежда; Германия), Silenza (нижнее белье; Италия), Violeta by Mango (женская одежда; Испания), др. Стоит отметить, что в 2014-м компания ZEEBRA повторно вывела на рынок Украины бренд одежды Peacocks (Великобритания), однако уже в текущем году планы по его развитию были приостановлены. В 2015-м на украинский рынок вернулись три торговые марки, покинувшие его в прошлом году, а именно – BOSCO Sport (спортивная одежда; Россия), Marella и Marina Rinaldi (оба – женская одежда; Италия).
*В исследование развития брендов luxury-класса не включены такие страны как Армения, Коста-Рика и Грузия в связи с отсутствием информации о частных лицах с очень крупным капиталом.