A.T. Kearney 2014: развитие вопреки

По данным исследования Global Retail Development Index (GRDI) 2014 года, подготовленного агентством A.T. Kearney, международный рынок ритейла продолжает развиваться, а для ритейл-операторов открываются новые пути для экспансии. Еще 15 лет назад ритейл-операторы были первопроходцами на некоторых рынках, им удавалось успешно стартовать или, наоборот, они терпели поражение в его завоевании. Сегодня ритейл-операторы ведут расчетливую, стратегически спланированную политику экспансии, не полагаясь на удачу. Они тщательно оценивают риски и сложности каждого рынка, предварительно тестируют их с помощью электронной торговли, а также учатся широко применять преимущества различных способов оплаты (кредитные карты, оплата при доставке товара), др. Согласно Global Retail Development Index 2014, уход ритейлеров из отдельных рынков или изменение стратегии – единичные случаи в мире, в отличие от прошлогоднего исследования, когда эксперты агентства отмечали «сбавление оборотов» в развитии со стороны целого ряда международных ритейл-операторов. Состав рейтинга 30 стран, наиболее привлекательных для развития ритейл-сегмента, продемонстрировал небольшие изменения. В индексе появились четыре новые страны – Нигерия, Филиппины, Коста-Рика и Вьетнам. Список покинули Албания, Монголия, Ливан и Македония. Наиболее существенное падение позиций продемонстрировала Индия (6 пунктов), а наиболее стремительный подъем – Россия (11 пунктов). «ВЫПУСКНИКИ» И «АУТСАЙДЕРЫ» В 2014 году, помимо основного отчета, агентство A.T. Kearney выпустило дополнительное исследование, посвященное тем рынкам, которые покинули индекс в связи с ухудшением условий для ритейл-бизнеса или в связи со стремительны ростом показателей, способствующих развитию ритейла*. Со времени первого отчета агентство проанализировало 63 страны, большая часть из которых уже не исследуется. Всего несколько рынков являются «долгожителями» рейтинга, среди них – Китай (в рейтинге 2014 года – второе место), с 2002 года стабильно входящий в ТОП-10 индекса. Среди стран, которые больше не анализируются, – Польша и Южная Корея, которые теперь являются развитыми торговыми рынками; Болгария и Румыния, где приостановление роста экономики отложило развитие ритейла; Алжир и Украина, социальные и политические беспокойства в которых не способствуют развитию сегмента торговли. Большинство восточноевропейских стран, ранее входивших в рейтинг GRDI, со временем покинули его. К примеру, Польша и Чехия – обе страны с низкими рисками и насыщенностью рынка ритейла приближаются к уровню развитых западноевропейских стран. Так, международные ритейлеры, такие как Carrefour и H&M, вышли на эти рынки более 10 лет назад и с того времени существенно расширили свою сеть. Так, на данный момент сеть Carrefour представлена 635 магазинами в Польше, в свою очередь сеть H&M – 40 магазинами в Чехии. Болгария и Румыния демонстрируют средний рост – развитие ритейла тормозится медленным проведением реформ. Несмотря на то, что современный ритейл развивается медленно в этих странах, такие мировые гиганты как Carrefour и Inditex Group присутствуют на этих рынках более десяти лет. Босния, Герцеговина и Украина имеют высокие страновые риски и низкие показатели рынка, что замедлило развитие ритейл-бизнеса. Азиатско-Тихоокеанский регион представлен в рейтинге 2014 года 7-ю странами и, по мнению экспертов, является перспективным для ритейл-операторов. Среди стран региона, покинувших рейтинг, – Гонконг, Южная Корея и Тайвань, которые на сегодняшний день являются развитыми ритейл-рынками, что обусловлено ростом экономики, благосостоянием населения и политической стабильностью. Локальные операторы ищут возможности развиваться за пределами страны из-за сильной конкуренции на родном рынке. К примеру, южнокорейский ритейлер E-mart представлен на рынке Китая с 1997 года и планирует выход на рынок Вьетнама в 2015 году. Таиланд, который был представлен в рейтинге с 2002 по 2009 год, покинул его из-за политической нестабильности, наблюдающейся в стране в 2009-2010 и 2014 годах и по ряду других причин. Тем не менее, некоторые международные ритейлеры все же вышли на этот рынок в течение последних лет. Среди них – IKEA и Uniqlo (2011 год), а также H&M (2012 год). По мнению экспертов A.T. Kearney, если страна решит политические проблемы и сконцентрируется на экономическом развитии, то сможет вернуться в рейтинг GRDI. Средний Восток и Северная Африка являются все еще привлекательным регионом для развития ритейла, но политическая нестабильность в нескольких странах не способствует развитию торговли. Среди них – Египет и Алжир. Стабилизация политической ситуации на этих рынках – ключ к развитию ритейл-бизнеса. Несмотря на то, что в индексе 2014 года три из первых пяти позиций занимают страны Латинской Америки, на большинстве рынков этого региона ситуация не способствует развитию ритейла. В частности, индекс покинули Аргентина, Гватемала и Венесуэла из-за экономических рисков, плохой инфраструктуры, политической нестабильности, коррупции, др.
Международный индекс развития розничной торговли (GRDI) A.T. Kearney 2014
Страна Баллы экспертной оценки
Привлекательность рынка Market Attractiveness 0 = низкая 100 = высокая (25%) Страновой и бизнес-риск Country and Business Risk 0 = высокий 100 = низкий (25%) Насыщенность рынка Market Saturation 0 = высокая 100 = низкая (25%) Временной фактор Time Pressure 0 = отсутствует 100 = присутствует (25%) GRDI Изменения в рейтинге по сравнению с 2013 годом
1 Чили 100 100 13,2 47,3 65,1 +1
2 Китай 60,9 52,5 44,5 100 64,4 +2
3 Уругвай 93,4 57,5 70,3 32,4 63,4 -
4 ОАЭ 98,5 82,3 17,5 43,8 60,5 +1
5 Бразилия 99,4 59,8 48,7 33,2 60,3 -4
6 Армения 26,4 35,3 81,5 86,7 57,5 +4
7 Грузия 32,4 32,8 79,6 78,8 55,9 +1
8 Кувейт 78,8 72,6 32,9 31,7 54 +1
9 Малайзия 66,7 68,7 32,2 43,5 52,8 +4
10 Казахстан 45,4 38,5 72,7 54,3 52,7 +1
11 Турция 83,6 50,2 46,5 30,2 52,6 -5
12 Россия 94 38,4 30,7 46,4 52,4 +11
13 Перу 46 43 61,9 51,3 50,6 -1
14 Панама 56,2 46,9 52,7 41,3 49,3 +8
15 Индонезия 46,2 33,4 57,7 59,6 49,2 +4
16 Саудовская Аравия 72,3 67,3 29,5 27,4 49,1 -
17 Оман 75,1 79,1 27 11,1 48,1 -
18 Шри-Ланка 6,3 36,7 78,8 67,3 47,3 -3
19 Нигерия 39,6 6,6 92,3 48 46,6 N/A
20 Индия 26,4 39 72,3 43,4 45,3 -6
21 Колумбия 50,6 43 53,5 29,4 44,2 -3
22 Иордания 49,8 43,7 65,6 15,2 43,6 -2
23 Филиппины 33 33,2 55,8 50,5 43,1 N/A
24 Коста-Рика 62,1 45,9 40,4 21,5 42,5 N/A
25 Мексика 80 54,4 2,9 31,8 42,3 -4
26 Ботсвана 26,1 60,7 34,8 44,1 41,4 -1
27 Марокко 24,1 35,5 69,5 35,7 41,2 -
28 Вьетнам 3,8 21,9 75 55,7 39,1 N/A
29 Намибия 8,6 57,9 27,2 58,8 38,1 -3
30 Азербайджан 22 29,5 82,3 18,6 38,1 -1
Ключ:
№ 1-10 – На экране радара (On the radar screen);
№ 11-19 – Принять к рассмотрению (To consider);
№ 20-30 – Низкий приоритет (Lower priority).
Источник: A.T. Kearney
УКРАИНА: НЕОЦЕНЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ? Уже пятый год подряд Украина не входит в тридцатку наиболее перспективных стран для экспансии мировых ритейлеров. И если ранее с экспертами агентства A.T. Kearney, которые упорно игнорировали преимущества и перспективы украинского рынка, можно было во многих аспектах не согласиться, ведь наша страна открывала хорошие возможности для развития ритейл-операторов, то современные реалии украинского рынка значительно ухудшили позиции сегмента торговли в стране. На фоне военного конфликта и экономической нестабильности в Украине наблюдается рост арендных ставок на торговые площади, перенос сроков открытия объектов торговой недвижимости, снижение благосостояния населения и как результат – покупательной способности. Некоторые присутствующие на рынке ритейлеры отмечают падение уровня продаж и, соответственно, снижение товарооборотов. От выхода в Украину в ближайшей перспективе отказались несколько европейских, турецких и российских операторов одежды и обуви, среди них – ритейл-гигант H&M. Вместе с тем, несмотря на сложный для страны в целом и сегмента ритейла в частности период, по итогам 2013 года и первых месяцев 2014 года в Украину было выведено несколько новых брендов. Среди них – магазин интерьерных дизайнерских решений Homster, бренды модной одежды LC Waikiki и Collezione, бренд чулочно-носочной продукции и нижнего белья для женщин Penti, бренд мужской классической одежды BOGGI, оператор магазинов ювелирных украшений Style Avenue, бренды детской одежды и аксессуаров Z-Generation и Petit Bateau, бренд нижнего белья YAMAMAY, сеть развлекательных центров Happylon, бренд женской одежды Sinsay бренды нижнего белья и одежды для дома Calzedonia и Intimissimi, бренд мужской и женской одежды Pedro del Hierro, др. До конца 2014 и в начале 2015 года ожидается выход в Украину таких брендов одежды как Cortefiel, Violeta, бренд обуви Converse, др. Помимо этого, в долгосрочной перспективе ожидается выход в Украину таких операторов заведений питания как Vapiano и Subway. *В индекс не входили два типа стран – те, которые уже давно являются зрелыми рынками (США, Германия, Япония), и те, которые не соответствуют индексу ввиду высоких рисков, небольшого количества населения или низкого роста ВВП (Ирак, Конго, др.).