A.T. Kearney 2012: глобальная экспансия ритейла продолжается

фото: IS Стоит отметить, что исследование GRDI этого года является достаточно поверхностным (по крайней мере, его описательная часть). И даже далекому от глубоких аналитических исследований человеку очевидны некоторые неточности в данных и откровенно ошибочная информация. В связи с этим Индекс, несомненно, стоит назвать достаточно субъективным, и он не может представлять собой безоговорочное руководство к действию для ритейлеров, однако позволяет понять общий ход мыслей глобального ритейла в отношении дальнейшего развития. Индекс GRDI 2012 года, уже 11-й по счету, как обычно ранжирует 30 наиболее привлекательных развивающихся государств для инвестирования в розничную торговлю. Как отмечается в исследовании этого года, в то время как Западная Европа пережила еще один турбулентный год экономической нестабильности в 2011 году, развивающиеся страны продолжали на полной скорости уверенно двигаться вперед. На фоне улучшения потребительских ожиданий и роста потребительских расходов крупнейшие ритейлеры продолжили свою экспансию в эти страны. Лидирующую позицию в рейтинге A.T. Kearney второй год подряд занимает Бразилия, возглавляя «делегацию» из Латинской Америки, которая в 2012 году представлена в Индексе 7 странами. В рейтинге этого года появилось много «новичков» – небольших стран с малочисленным населением, таких как Грузия, Оман, Азербайджан, Монголия, которые становятся привлекательными для глобальных ритейлеров, прежде всего специализирующихся на определенных видах товаров, а также для сегмента luxury. Эти рынки, несмотря на свой небольшой размер в масштабе глобальной розничной торговли, притягивают тех ритейлеров, которые стремятся к концентрации благосостояния и хотят стать первыми пусть на малых, но быстрорастущих рынках. Ботсвана, также «новичок» этого года, является предвестником появления в ближайшее время в Индексе стран из Суб-Сахарной Африки, региона, который вскоре может играть одну из ключевых ролей в мировом ритейле. В первую пятерку рейтинга A.T. Kearney 2012 входят входят Бразилия, Чили, Китай, Уругвай, Индия фото: IS ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В РЕЙТИНГЕ Специалисты A.T. Kearney, поясняя появление в рейтинге 2012 года и сразу на высоких позициях Азербайджана и Грузии, называют их «растущими, богатыми на запасы нефти странами» (growing, oil-rich countries). Здесь, однако, стоит отметить грубейшую неточность – Грузия, конечно же, в отличие от Азербайджана, никогда не была и не является крупным нефтедобывающим государством. Уже третий год подряд, по мнению экспертов A.T. Kearney, Украина не входит в тридцатку наиболее привлекательных стран для развития глобального ритейла. Данный факт, сам по себе не являющийся положительным для нашей страны, тем более становится ярко негативным, учитывая, что в рейтинге 2012 года Грузия с количеством населения всего лишь в 4,5 миллиона человек, заняла 6-е место! Соответственно, Украина, территориально расположенная максимально близко к Европе и насчитывающая ровно в десять раз больше населения, с пусть медленно, но растущей экономикой, и молодым населением, склонным к приобретению модных товаров, по мнению специалистов агентства, не привлекательна на сегодняшний день для международных ритейлеров? Даже несмотря на упомянутую субъективность специалистов A.T. Kearney, ответ на прозвучавший вопрос очевиден – Грузия в течение последних лет постоянно улучшает бизнес-климат государства и инвестиционную привлекательность, гарантирует неприкосновенность частной собственности, надежность сохранения иностранных инвестиций. Многочисленные реформы делают этот рынок максимально открытым и прозрачным, а также экономически привлекательным (если упустить, конечно, его чрезвычайно ограниченные объемы). Налогообложение и таможенное регулирование стали намного более прозрачными и простыми. В отличие от украинских, грузинские власти в последние годы направляют все свои силы на укрепление мнения о государстве на международной арене как надежного и привлекательного партнера. В этом и состоит основная проблема украинского рынка сегодня – наши власти максимально ухудшили репутацию страны, сведя к абсолютному нулю все демократические достижения 2004 года. Молл Blue Souk в городе Шарджа, ОАЭ фото: IS Привлекательность непосредственно розничной торговли в Грузии, по мнению экспертов A.T. Kearney, состоит в том, что проникновение современных ритейл-форматов здесь пока еще на низком уровне, как и насыщенность рынка. Традиционно страна базаров и небольших лавок, Грузия постепенно становится «нацией супермаркетов». По словам специалистов агентства, граждане Грузии достаточно быстро адаптируются к современным форматам ритейла и становятся потенциальными клиентами luxury-брендов. Кроме того, привлекательные бизнес-условия в Грузии способствуют развитию рынка коммерческой недвижимости, что немаловажно для планирования экспансии ритейлерами. Если говорить о других странах постсоветского пространства, то Россия по-прежнему притягивает мировых ритейл-операторов, поскольку является очень большим, привлекательным рынком. При этом степень проникновения международных компаний на российском рынке намного выше, чем региональных ритейлеров. Однако в Индексе 2012 Россия потеряла 15 позиций и опустилась на 26-е место. Это произошло, прежде всего, из-за изменений таких показателей как «Насыщенность рынка» и «Временной фактор». По мнению специалистов A.T. Kearney, российский рынок стал гораздо более насыщенным, также снизилось временное давление относительно выхода на него. При этом привлекательность рынка, пусть и незначительно, но повысилась, а страновые риски снизились.
Международный индекс развития розничной торговли (GRDI) A.T. Kearney 2012
Страна Регион Баллы экспертной оценки
Страновой и бизнес-риск Country and Business Risk 0 = высокий 100 = низкий (25%) Привле-
кательность рынка Market Attracti-
veness 0 = низкая 100 = высокая (25%)
Насы-
щенность рынка Market Saturation 0 = высокая 100 = низкая (25%)
Временной фактор Time Pressure 0 = отсутствует 100 = присутст-
вует (25%)
GRDI Изменения в рейтинге по сравнению с 2011 годом
1 Бразилия Латинская Америка 100 85,4 48,2 61,6 73,8 0
2 Чили Латинская Америка 86,6 100 17,4 57,1 65,3 0
3 Китай Азия 53,4 72,6 29,3 100 63,8 +3
4 Уругвай Латинская Америка 84,1 56,1 60 52,3 63,1 -1
5 Индия Азия 31 66,7 57,6 87,9 60,8 -1
6 Грузия Азия 27 66,7 92,6 54 60,6 NA
7 ОАЭ Средний Восток и Северная Африка 86,1 93,9 9,4 52,9 60,6 +1
8 Оман Средний Восток и Северная Африка 69,3 98,3 17,4 50,4 58,9 NA
9 Монголия Азия 6,4 54,4 98,2 75,1 58,5 NA
10 Перу Латинская Америка 43,8 55,5 62,9 67,2 57,4 -3
11 Малайзия Азия 56,7 98,1 18,9 54,8 57,1 +8
12 Кувейт Средний Восток и Северная Африка 81,1 88,7 36,4 20,3 56,6 -7
13 Турция Восточная Европа 78,8 69,3 32,3 33,1 53,4 -4
14 Саудовская Аравия Средний Восток и Северная Африка 63,1 81,8 35,4 33 53,3 -4
15 Шри-Ланка Азия 12,7 68,3 79 51,3 52,8 +6
16 Индонезия Азия 39,6 61,6 47 62,4 52,7 -1
17 Азербайджан Азия 19,2 41,5 93,6 53,2 51,9 NA
18 Иордан Средний Восток и Северная Африка 45,8 65,3 69,5 23,8 51,1 NA
19 Казахстан Азия 31,5 47,5 75,5 47,5 50,5 -5
20 Ботсвана Страны Африки южнее Сахары 44,4 88,1 42,7 23,7 49,7 NA
21 Македония Восточная Европа 34,6 46,5 55,9 56,6 48,4 +8
22 Ливан Средний Восток и Северная Африка 60,2 30,2 48,9 54,2 48,4 -10
23 Колумбия Латинская Америка 47,8 70,1 36,7 36,6 47,8 +1
24 Панама Латинская Америка 53,4 68,8 42 25,2 47,4 +2
25 Албания Восточная Европа 24,6 47,6 74,8 39,9 46,7 -12
26 Россия Восточная Европа 80,2 53,6 19,6 32,2 46,4 -15
27 Марокко Средний Восток и Северная Африка 23,5 58,2 48,2 49,2 44,8 -7
28 Мексика Латинская Америка 71,9 70 15,1 20,3 44,3 -6
29 Филиппины Азия 28,3 54,6 52,5 38,3 43,4 -13
30 Тунис Восточная Европа 35,7 55,4 65 14,4 42,6 -12
Ключ:
№ 1-10 – На экране радара (On the radar screen);
№ 11-19 – Принять к рассмотрению (To consider);
№ 20-30 – Низкий приоритет (Lower priority).
Источник: A .T. Kearney Кроме того, в отличие от потребителей Западной Европы, которые значительно «затянули пояса» во время кризиса, россияне продолжают тратить несмотря ни на что. Также они не привыкли откладывать деньги и имеют природную тягу к премиум- и люкс-брендам. Поэтому Россия является привлекательной сегодня прежде всего для тех ритейлеров, которые наблюдают падение продаж на своих родных рынках. Казахстан, хотя и опустился на пять позиций в рейтинге этого года (19-е место), по-прежнему является достаточно привлекательным рынком благодаря растущей экономике, увеличивающейся потребительской способности и низкой насыщенности современными ритейл-форматами. Эксперты агентства рекомендуют этот рынок компаниям, которые хотят быть первопроходцами на нем и благодаря этому занять лидирующие позиции в будущем. Азербайджан (17-я позиция) эксперты агентства называют «окном возможностей». Государство имеет низкую насыщенность рынка, высокую фрагментацию и всего лишь несколько сильных местных игроков, что делает его привлекательным для международных ритейл-операторов.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Борис Планер, Chief Economist, Planet Retail Достаточно ли упомянутых факторов для крупнейших ритейл-операторов, чтобы совершить срочный выход на рынок Грузии, и какова позиция Украины сегодня в глазах мирового ритейла – мы поинтересовались у Бориса Планера, Chief Economist, Planet Retail. «Что касается рейтинга A.T. Kearney, я лично всегда очень удивляюсь результатам этого исследования и всегда поддаю их сомнению. Я не слышал ни об одном международном сетевом ритейл-операторе, который хотя бы размышлял о том, чтобы выйти на рынок Грузии. Я бы не рекомендовал этот рынок ни одному из наших клиентов, пока его инвестиционная перспектива не станет столь же многообещающей, как и во многих других, более привлекательных для ритейла странах. Что касается Украины, то ее репутация на Западе пострадала в значительной степени, в глазах европейских стран Украина отдаляется от демократии и движется к деспотичному полицейскому государству, которое не обеспечивает высокую инвестиционную надежность. Независимо от того, как много в этом правды, западные инвесторы считают, что выход на другие развивающиеся рынки является сегодня более легким. В то же время большое количество западных ритейлеров (Tesco, Walmart, Carrefour, Metro Group) испытывают большие проблемы в процессе закрепления своих позиций на собственных рынках, а значит, они менее заинтересованы в выходе на новые рынки в данное время». Planet Retail Planet Retail является лидирующей аналитической фирмой в сфере ритейла в мире с 1995 года. Компания предлагает своим клиентам уникальные глобальные исследования, аналитику, новости и данные, покрывая более 9000 ритейл-операторов на 211 рынках. Среди клиентов компании, которые уже в течение многих лет используют исследования Planet Retail как важнейший инструмент для планирования своего дальнейшего развития, – такие гиганты индустрии как Walmart, Unilever, Colgate-Palmolive и многие другие. Профили стран и аналитические данные, которые предоставляет Planet Retail, помогают компаниям не только критически взглянуть на макроэкономическую ситуацию разных стран, но также определить новые рынки для инвестиций. Компания имеет доступ к данным о развитии рынка и прогнозам, благодаря чему клиенты могут определить возможности для роста, в частности, какие сегменты торговой индустрии наиболее выгодны для развития.