A.T. Kearney 2011: глобализация продолжается

Индекс 2011 года отражает большие изменения в мировой экономике и различные варианты того, как менялись развивающиеся рынки(на фото – универмаг C&A, Брауншвейг, Германия) фото: IS Индекс 2011 года отражает большие изменения в мировой экономике и различные варианты того, как менялись развивающиеся рынки в этот период. Некоторые развивающиеся страны после восстановления стали еще сильнее, чем раньше, в то время как другие пережили политические волнения, вызванные экономической нестабильностью. Сегодня ведущие ритейл-операторы пожинают плоды своей гибкой позиции на рынке и долгосрочного взгляда на краткосрочную неуверенность. Настало время сфокусироваться на собственном портфеле стран – с различной степенью риска и зрелости, с индивидуальными характеристиками покупателей – для сбалансирования долго- и краткосрочных возможностей. Международный индекс развития розничной торговли – ежегодное исследование, которое ранжирует 30 развивающихся стран, наиболее привлекательных для развития ритейл-бизнеса по всему миру. При составлении рейтинга берутся во внимание 25 макроэкономических и специфических для ритейла переменных. Основная цель Индекса – помочь ритейл-операторам спланировать успешную мировую стратегию и определить возможности для инвестиций в рынки, находящиеся на стадии становления. СТАБИЛЬНОСТЬ И СУМАТОХА Магазин японского сетевого ритейл-оператора Uniqlo(на фото – универмаг Uniqlo, Токио, Япония) фото: IS В 2011 году некоторые развивающиеся рынки демонстрируют вспышку стремительного роста, и на глобальном уровне меняется баланс сил. Недавно Китай превзошел Японию, став второй страной в мире по масштабам экономики. В то же время ожидается, что Индия в длительной перспективе будет развиваться еще быстрее Китая благодаря своему молодому населению. Эти быстрорастущие рынки сейчас задают тенденции на мировой арене. Глобальный кризис ускорил перемещение мирового производства и потребления с запада на восток, с севера на ю г, с развитых рынков на развивающиеся. Политические волнения на Ближнем Востоке и в Северной Африке были основными темами новостных репортажей первой половины 2011 года. Данные события могли повлиять на сиюминутные планы по выходу ритейл-операторов на определенные рынки (в частности, Туниса и Египта, где главы государств были свергнуты). Однако эксперты A.T. Kearney уверены, что молодое и все более открытое к переменам население этих стран может привести к росту экономической стабильности и глобальной интеграции. Еще более важно, что Кувейт, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, которые по-прежнему входят в десятку лидеров Индекса, не испытали беспорядков своих соседей и остаются стабильными рынками. Мировые ритейл-операторы в основном предпочитают стратегии по развитию, ориентированные на длительный период времени. Экономические и политические напряжения могут ускорить или приостановить выход операторов на новые рынки и их решения об экспансии, однако общая тенденция глобализации будет продолжаться. Новые каналы реализации товаров, такие как Интернет-торговля и телефонные продажи, ежегодно увеличивают собственную роль в успешности глобальных планов ритейлеров по экспансии(на фото – магазин Forever 21 в Fashion Show Mall, Лас-Вегас, США) фото: IS Новые каналы реализации товаров, такие как Интернет-торговля и телефонные продажи, ежегодно увеличивают собственную роль в успешности глобальных планов ритейлеров по экспансии. Эти новые каналы сбыта могут оказать значительное влияние на развитие классической торговли, однако эксперты A.T. Kearney уверены, что мировые лидеры ритейла смогут создать сети розничной торговли нового поколения настолько же эффективно, насколько они преуспели в сегодняшней модели ведения ритейл-бизнеса.
Международный индекс развития розничной торговли (GRDI) A.T. Kearney 2011
Страна Регион Баллы экспертной оценки
Страновой и бизнес-риск Country and Business Risk 0 = высокий 100 = низкий (25%) Привлека-
тельность рынка Market Attractiveness 0 = низкая 100 = высокая (25%)
Насы-
щенность рынка Market Saturation 0 = высокая 100 = низкая (25%)
Временной фактор Time Pressure 0 = отсутствует 100 = присутствует (25%) GRDI Изменения в рейтинге по сравнению с 2010 годом
1 Бразилия Латинская Америка 79,4 100 42,9 63,9 71,5 +4
2 Уругвай Латинская Америка 73,8 85 63,6 39,6 65,5 +6
3 Чили Латинская Америка 100 84,3 30,3 44,3 64,7 +3
4 Индия Азия 59,9 28,9 63,1 100 63 -1
5 Кувейт Средний Восток и Северная Африка 80,6 80,4 57,3 27,1 61,3 -3
6 Китай Азия 76,5 49,5 31 87,7 61,2 -5
7 Саудовская Аравия Средний Восток и Северная Африка 80,7 70,9 50,6 35,7 59,5 -3
8 Перу Латинская Америка 61,5 39,8 72 59,5 58,2 +1
9 ОАЭ Средний Восток и Северная Африка 88,9 87,6 12,6 42,9 58 -2
10 Турция Средний Восток и Северная Африка 65,5 83,8 45 37 57,8 +8
11 Ливан Средний Восток и Северная Африка 43 56,3 57,5 53,8 52,6 NA
12 Египет Средний Восток и Северная Африка 49,5 22,1 85,5 52,7 52,5 +1
13 Албания Восточная Европа 48,3 19,9 79,6 60,5 52,1 -1
14 Россия Восточная Европа 49,1 76,2 30,9 51 51,8 -4
15 Казахстан Азия 30,1 29,2 87,5 60,1 51,7 NA
16 Индонезия Азия 53 38,2 54,5 58,8 51,1 0
17 Марокко Средний Восток и Северная Африка 72,9 22,6 52,8 54,8 50,8 -2
18 Филиппины Азия 54,3 26,2 66,1 51 49,4 +4
19 Тунис Средний Восток и Северная Африка 75,2 37,5 63 21,3 49,3 -7
20 Шри-Ланка Азия 52,6 8,4 86,5 42,4 47,5 NA
21 Малайзия Азия 64 53,9 18 52,7 47,2 -4
22 Мехико Латинская Америка 67,5 74,6 16,3 23,8 45,6 +3
23 Вьетнам Азия 35 8,4 48,8 85,1 44,3 -9
24 Колумбия Латинская Америка 54 45,7 35,8 36,9 43,1 +2
25 Аргентина Латинская Америка 26,6 60,4 44,2 38,4 42,4 NA
26 Южная Африка Страны Африки южнее Сахары 89,3 46,9 15,2 17,2 42,2 -2
27 Панама Латинская Америка 47,3 44,3 44,5 27,6 40,9 NA
28 Домини-
канская Республика
Латинская Америка 0 39,5 74,2 49 40,7 -5
29 Иран Средний Восток и Северная Африка 3,4 33,5 89,2 31 39,3 NA
30 Болгария Восточная Европа 56,2 45,1 4,9 50,2 39,1 -11
Ключ:
№ 1-10 – На экране радара (On the radar screen);
№ 11-19 – Принять к рассмотрению (To consider);
№ 20-30 – Низкий приоритет (Lower priority).
Источник: A .T. Kearney
ПОЗИЦИИ В РЕЙТИНГЕ 2011 В то время как азиатские страны занимают первые позиции по скорости восстановления после мирового финансового кризиса, Южная Америка сделала наибольший скачок в рейтинге A.T. Kearney этого года благодаря продолжительному росту рынков данного региона и отсутствию так называемой «инвестиционной усталости», которая оказала значительное влияние на некоторых традиционных лидеров рейтинга. Южная Америка в целом пережила кризис лучше многих других регионов и продемонстрировала невероятный рост ВВП на 6% в 2010 году. Страны Южной Америки богаты на природные ресурсы, обладают разнообразными и хорошо развитыми сферами бизнеса, обильным рынком труда и стабильными отношениями с различными торговыми партнерами (от Китая до Ирана), поэтому они смогли привлечь к себе не только внимание, но и инвестиции. Бразилия: достигая вершин В 2011 году Индекс GRDI возглавила Бразилия с ожидаемым ростом ВВП на уровне 5% в течение последующих нескольких лет, с большим количеством населения, по большей части городского, растущими розничными продажами и значительными инвестициями, запланированными к предстоящей Олимпиаде и Чемпионату мира по футболу. Примечательно, что Бразилия занимала 30-е место в рейтинге 2002 года и не вошла в Индекс 2004. В 2011 году она стала лидером, поднявшись на 4 пункта с 2010 года. В целом, перспективы Бразилии экспертами оцениваются достаточно позитивно. Ожидается, что рост ВВП на 5% также сохранится и в 2013 году, а подготовка к Олимпиаде 2016 года и Чемпионату мира по футболу 2014 помогут привлечь более $50 миллиардов инвестиций. Очевидно, что Бразилия сейчас является одним из наиболее привлекательных рынков для ритейл-операторов. Уругвай: следуя влиятельному соседу Уругвай занял в 2011 году 2-е место в рейтинге благодаря ежегодному росту экономики, который в большой степени является результатом экономического роста Бразилии. Государство Уругвай является достаточно небольшим – количество населения насчитывает 3,4 миллиона человек. Малый масштаб страны и позитивные макроэкономические условия превращают ее в привлекательный сектор для ритейл-операторов, которые ищут сконцентрированные рынки, где они могут использовать более сильный контроль и протестировать концепцию до глобального вхождения на южно-американский рынок. Китай: горячая экономика Китай занимает 6-е место в рейтинге 2011 года. Китайская экономика продолжает развиваться с большой скоростью – страна с количеством населения более 1,3 миллиарда человек продемонстрировала в 2010 году рост ВВП на 10,3%, ожидаемый уровень роста в 2011 – 9-10%. Объем ритейл-рынка Китая достиг отметки $2,1 триллиона, что составляет около 50% ритейл-рынка США, при этом он продолжает демонстрировать значительный рост, который в период 2009-2010 годов равнялся 15%. Тем не менее, быстроразвивающийся рынок имеет и свои недостатки – так, в прошлом году увеличившаяся инфляция ослабила покупательную способность населения. Однако китайские потребители остаются оптимистичными в отношении уровня личных доходов и перспектив трудоустройства в будущем. Эта уверенность в завтрашнем дне была усилена пятилетним планом страны, который призван осуществить значительное перемещение ресурсов в сторону увеличения внутреннего потребления. Ожидается, что данные шаги будут увеличивать потребительские расходы на $100 миллиардов в год. Турция: заскочив в десятку лидеров Турция в 2011 году сумела подняться на 8 позиций и занять 10-е место Индекса. Экономика страны уже восстановилась от глобального кризиса, ВВП вырос на 8,9% в 2010 году. Большая часть населения, общее количество которого составляет 73,6 миллиона, является городским. Стоит также отметить тот факт, что в Турции ежегодно увеличивается число работающих женщин. Спрос на комфортабельный шоппинг повышается, количество современных торговых центров растет, особенно в Стамбуле и других крупных городах. Ритейл-операторы заинтересованы также в городах среднего размера, где они внедряют форматы меньшей площади для налаживания выхода на рынок. У турецкого рынка, несомненно, есть потенциал, однако конкуренция между местными и международными ритейлерами уже является достаточно напряженной. Рост и консолидация будут основными тенденциями этого рынка в следующие годы. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА Глобальный кризис ускорил перемещение мирового производства и потребления с запада на восток, с севера на юг, с развитых рынков на развивающиеся фото: IS Восточная Европа является достаточно разнообразным регионом по составу стран. Несколько государств Восточной Европы «выпали» из рейтинга 2011 года из-за низкого роста ВВП и розничной торговли по сравнению с рынками Латинской Америки, Ближнего Востока и Азии. Россия также продолжила тенденцию падения в рейтинге и не вошла в первую десятку Индекса GRDI 2011. Как и в 2010 году, Украина не вошла в рейтинг A.T. Kearney 2011, а значит, не является, по мнению экспертов агентства, одной из тридцати наиболее привлекательных развивающихся стран для мировых ритейл-операторов. На протяжении 2005-2007 годов украинский рынок представлял весомый интерес для мирового ритейла и находился на высоких позициях рейтинга. В 2005 году Украина заняла рекордной третье место, а в рейтингах 2006 и 2007 годов оставалась в пятерке наиболее привлекательных стран наряду с такими гигантами как Россия, Китай и Индия. В 2008 и 2009 году наша страна занимала 17-ю строчку Индекса. Украинская экономика значительно осла б ла в результате глобальных кризисных событий, покупательная способность населения снизилась. Восстановление нашего государства после кризиса происходит очень медленно. Соответственно, внимание мировых ритейлеров сегодня обращено к странам с более высокими показателями экономического роста. В том числе одним из препятствий на пути мировых ритейлеров в Украину на сегодняшний день является недостаток профессиональных торговых площадей, развитие которых приостановилось также из-за мирового финансового кризиса. Поскольку на рынке столицы в 2012-2013 годах планируется открытие новых крупных ТРЦ, мировые ритейл-операторы, при условии положительных экономических тенденций, получат новый толчок для выхода на украинский рынок. Соответственно, можно ожидать возвращение Украины в Индекс A.T. Kearney в 2012-2013 годах.