12.09.2018

В зоне комфорта

ТЦ  GLOBUS, Киев

ФОТО: ТЦ GLOBUS


ПРИВЛЕЧЬ И УДЕРЖАТЬ ПОКУПАТЕЛЯ – НЕГЛАСНЫЙ ЛОЗУНГ ЛЮБОГО ТОРГОВОГО ЦЕНТРА. И ВСЕ СИЛЫ ДЕВЕЛОПЕРОВ И УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ НАПРАВЛЕНЫ НА СОЗДАНИЕ ТАКОГО ПРОЕКТА, КОТОРЫЙ БУДЕТ НАИБОЛЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ МАКСИМАЛЬНОГО ЧИСЛА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ. ОСОБЕННО ЯРКО ПОДОБНЫЙ ПОДХОД ПРОЯВЛЯЕТСЯ НА ВЫСОКОКОНКУРЕНТНЫХ РЫНКАХ.


Текст: Татьяна Антонюк, Яна Писарева


Дебаты вокруг настоящего и будущего рынка торговой недвижимости в глобальном масштабе и в разрезе отдельных регионов или стран не прекращаются. Тому, чего хочет покупатель, что стимулирует его посещать торговые центры и что отталкивает, посвящено множество исследований. Эти вопросы особенно актуальны в связи с активным развитием онлайн-торговли, которую называют одним из основных факторов, способных погубить традиционный ритейл. Несмотря на положительную динамику онлайн-продаж и глобальное сокращение ритейл-операторами количества магазинов, рынок торговой недвижимости развивается, в мире реализуются новые крупные проекты, а большинство людей, в том числе такое «цифровое» поколение, как миллениалы, предпочитают офлайн-шопинг. Это значит, что помимо удачной локации, основной фактор привлечения трафика и критерий успеха торгового центра – правильный тенант-микс, выражающийся не только в подборе якорных арендаторов и модных брендов, развлечений, операторов заведений питания и поставщиков услуг, но также в их размещении и зонировании.

На третье место по степени важности в проекте торгового центра можно поставить архитектурные решения, включающие удобную планировку пространства, привлекательный внешний вид здания и продуманный интерьер, правильную организацию потоков, др. Однако подобное распределение критериев успешного объекта торговой недвижимости по степени значимости условно, поскольку все составляющие, не только локация, тенантмикс и архитектура, должны выполняться в комплексе и на этапе разработки, и на этапе управления объектом. Сюда можно отнести правильный менеджмент и обслуживание (включая обеспечение безопасности пребывания, чистоты и комфортного микроклимата в торговом центре), маркетинговую политику, инновации и другое. Кроме того, существуют факторы, которым уделяется мало внимания, но, тем не менее, они могли бы внести свою лепту в создание комфорта в ТЦ/ТРЦ. Это, к примеру, наличие гардероба или камер хранения, оборудованных комнат для курения, зон для зарядки гаджетов, др.

В этой связи можно привести пример ТЦ Westside Shopping Mall в Берне (Швейцария), открывшегося в 2008 году. Он был разработан одним из известнейших в мире архитекторов – Даниэлем Либескиндом из США, и заполнен дорогими брендами. Однако объект испытывал трудности с посещаемостью, поэтому его девелоперу – компании Migros – пришлось провести реконцепцию, для которой была привлечена компания JosDeVries. В результате выполненных работ, включавших изменение тенант-микса, проработку системы навигации, редизайн зоны фуд-корта, обустройство релакс-зоны, др., поток покупателей увеличился на 18%, время их пребывания – на 25%, а средний чек вырос на 12%.

Мы обратились к украинским экспертам – представителям девелоперских, управляющих и консалтинговых компаний, торговых центров, архитектурных и дизайнерских бюро, специалистам в области инжиниринга, освещения и акустики – с просьбой прокомментировать, какие факторы создают комфортную атмосферу в торговом центре и влияют на его успешность.


Продолжение читайте в журнале Commercial Property №8(181) сентябрь 2018.