18.12.2018

Львов: развитие «у ворот» Европы

Объем рынка торговой недвижимости Львова составляет примерно 360 000 м2 (GLA),
однако только 40% данного предложения приходится на профессиональные объекты
(на фото: ТРЦ Forum Lviv)

ФОТО: ТРЦ FORUM LVIV


ВО ЛЬВОВЕ ПЛАНИРУЕТСЯ К РЕАЛИЗАЦИИ НЕСКОЛЬКО НОВЫХ ПРОЕКТОВ ТЦ/ТРЦ. В УСЛОВИЯХ СЛОЖИВШЕЙСЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ ЗАПАДНЫХ РЕГИОНОВ ВЫИГРЫВАЕТ НА ФОНЕ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ СТРАНЫ. ОДНАКО РАСПОЛОЖЕНИЕ ВБЛИЗИ ГРАНИЦЫ ЕВРОСОЮЗА ИГРАЕТ И В ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ СТОРОНУ: ПОТРЕБИТЕЛИ ВСЕ ЕЩЕ ПРЕДПОЧИТАЮТ ШОПИНГ ЗА ГРАНИЦЕЙ.


Текст: Татьяна Хомяк


Если еще 5-10 лет назад львовян удовлетворяли рынки и 1-2 торговых центра мини-формата, то теперь запросы покупателей существенно выросли. «ТРЦ становятся платформой не только для коммерческих, но и для социальных, образовательных проектов. А во Львове их очень много – от международных IТ-семинаров, музыкальных фестивалей до популярного книжного форума издателей. ТРЦ постепенно превращаются в пространства для жизни и эффективного проведения времени», – рассказывают в компании «Львівбудмакс-Інвест», выступающей инвестором строящегося во Львове спортивно-торгово-развлекательного центра (СТРЦ) Spartak.

Однако привычка местного обывателя осуществлять шопинг в ближайших странах Евросоюза, к примеру, в Польше, еще больше укрепилась с введением безвизового режима. «Основной причиной является более развитый пул арендаторов в торговых центрах Европы, которые интересны украинским покупателям, особенно в период сезонных распродаж», – отмечает Анна Марсова, старший консультант по торговой недвижимости, CBRE Ukraine. По ее мнению, появление новых международных ритейлеров в западном регионе страны даст возможность привлечь внимание украинского покупателя в сторону локальных торговых центров. Однако уровень спроса во Львове со стороны операторов ниже, чем в других городах-миллионниках Украины. Так, по словам некоторых экспертов, рассматривая стратегию выхода на новые рынки, международные бренды не спешат заходить в этот город, чаще всего отдавая предпочтение Киеву и Одессе. Это усложняет задачу для торговых центров: предложить тот тенант-микс, который привлечет и удержит покупателя.

Тем не менее, далеко не все ритейлеры игнорируют этот рынок с почти 750-тысячным населением. К примеру, ТРЦ Forum Lviv с момента открытия в 2015 году привел в город более 35 новых торговых марок. «Это был пик «массового наплыва» ритейлеров в город», – вспоминает Марина Нестеренко, директор ТРЦ Forum Lviv.

Из брендов, которые вышли во Львов в текущем году, стоит отметить USUPSO (товары широкой направленности и ассортимента: канцелярия, косметика, сумки, игрушки, электронные аксессуары и др.), G-Star RAW (одежда) и TOUS (ювелирные изделия), открывшие магазины в ТРЦ Forum Lviv. Кроме того, на этом рынке возможен дебют таких новых в Украине марок, как DeFacto и Koton – оба турецкие fashion-ритейлеры. «Koton по-прежнему смотрит на города-миллионники, но выход на рынок Львова, скорее всего, в планах у бренда на 2019 год», – отметила Анна Марсова.

Поэтому основное направление усиления тенант-микса торговых центров Львова – это замена арендаторов. К примеру, в результате ротации в этом году в ТРЦ Forum Lviv зашли такие бренды, как «Фокстрот», MEGASPORT, Aromateque, др. Среди операторов, которые дополнили тенант-микс ТРЦ King Cross Leopolis, – ECCO, Estro, Eva, Vinzer, OLKO, Giulia, др. Кроме того, в текущем году в этом ТРЦ магазин Reserved провел реконцепцию, увеличив площадь в два раза; в новых форматах открылись O’STIN, English Home и другие магазины. «Среди основных критериев, которые необходимы для успешной деятельности ТРЦ, остается неизменным качественный подбор арендаторов, удобное расположение, транспортная развязка, но все больший вес приобретает развлекательная составляющая», – говорит Мария Патер, директор ТРЦ King Cross Leopolis, где в декабре текущего года открылся детский развлекательный центр Fly Kids площадью 1500 м2.

В ТРЦ King Cross Leopolis рассчитывают, что в следующем году новые известные торговые бренды, которые вышли на украинский рынок в 2018, продолжат экспансию в регионах, в том числе и во Львове. В то же время Марина Нестеренко не ожидает массового наплыва новых марок. «Ритейлеры сегодня очень тщательно выбирают локации для открытия новых магазинов, а предложение качественных площадей в городе остается ограниченным», – говорит она.


Продолжение читайте в журнале Commercial Property №11(184) декабрь 2018.