25.05.2018

Лавина закрытий: мировые ритейлеры сокращают сети

ФОТО: ADIDAS-GROUP.COM

НАЧАВШАЯСЯ В 2017 ГОДУ ВОЛНА МАССОВЫХ ЗАКРЫТИЙ МАГАЗИНОВ В США СТАЛА НАСТОЯЩИМ ПОТРЯСЕНИЕМ ДЛЯ ОТРАСЛИ РИТЕЙЛА И РЫНКА ТОРГОВОЙ НЕДВИЖИМОСТИ. ВСЕГО В ТЕЧЕНИЕ ПРОШЛОГО ГОДА ПРЕКРАТИЛО РАБОТУ ОКОЛО 9000 ТОРГОВЫХ ТОЧЕК. В 2018 ГОДУ ТЕНДЕНЦИЯ МОЖЕТ УСИЛИТЬСЯ И ДАЖЕ ЗНАЧИТЕЛЬНО РАСШИРИТЬ ГЕОГРАФИЮ – СЧИТАЮТ ЭКСПЕРТЫ.


Текст: Татьяна Хомяк


Согласно отчету издания Business Insider в текущем году ожидается более 3800 закрытий магазинов только на территории Соединенных Штатов Америки. У экспертов Cushman & Wakefield еще более пессимистичные прогнозы – свыше 12 000 торговых точек прекратят деятельность в этой стране. Кроме того, многие бренды уже с начала года объявили в своих годовых отчетах о планах оптимизации собственных розничных сетей, предусматривающих существенное сокращение физического присутствия и на других рынках. Родившаяся на американском континенте волна закрытий в первую очередь накроет высокоразвитый европейский регион. Среди главных причин: неудовлетворительные финансовые показатели и даже банкротство, переориентация на электронную коммерцию, выход на более перспективные рынки, др.

Количество закрытий магазинов в США в прошлом году стало рекордным, превысив в два раза показатели 2016 года и даже 2008 года – начало всемирного финансового кризиса. Так, по данным PNC Bank, в 2017 году в стране было зафиксировано 36 крупных розничных банкротств, что почти совпадает с рекордными 37 заявлениями о несостоятельности в 2009 году. Согласно прогнозам на текущий год количество ритейлеров на грани сворачивания бизнеса, скорее всего, не достигнет уровня прошлого года. Как сообщила информационно-аналитическая компания S&P Global Market Intelligence, 25 американских розничных торговцев могут подать заявления о банкротстве в нынешнем году, причем наиболее вероятными кандидатами являются Sears, Bon-Ton Stores, bebe stores, inc., Destination Maternity и Stein Mart.

Тем не менее, физическое присутствие ритейл-операторов уменьшится и по другим причинам. Так, уже в первую неделю текущего года некоторые торговцы объявили о планах закрыть множество своих магазинов, при этом такое сокращение будет носить в большей степени стратегический характер.

Несмотря на «розничный апокалипсис», американская экономика в целом демонстрирует рост. Международное рейтинговое агентство Moody's дало более оптимистичный прогноз для розничного сектора США на 2018 год по сравнению с 2017. В частности, эксперты агентства ожидают, что операционная прибыль  ритейлеров и рестораторов вырастет до 4,5% в 2018 году, рост продаж также составит 4,5%. «Крупные дискаунтеры, такие как сеть Walmart, улучшат показатели по мере того, как инвестиции, направленные на расширение, начнут окупаться. Аптечные сети, такие как CVS и Walgreens, продемонстрируют рост показателей благодаря повышению эффективности затрат и улучшению продаж. Мы также ожидаем снижения убытков универмагов, включая Macy's, Kohl's и Nordstrom», – говорит Микки Чадха, вице-президент Moody's. На фоне общего улучшения экономической среды агентство ожидает, что розничные дефолты начнут ослабевать. В докладе Moody's представлен обзор ключевых секторов розничной торговли, включая одежду и рестораны, которые имеют стабильные перспективы на 2018 год.

Конечно, огромное количество закрытий магазинов – факт. Однако означает ли он положительную или отрицательную тенденцию? Эксперты подчеркивают, что людям больше не нравится покупать в торговых центрах и магазинах. Ритейлерам вместо того, чтобы думать об этом как об отрицательном тренде, возможно, следует смотреть на это как на естественную эволюцию жизни и бизнеса? Если магазины не могут адаптироваться к изменениям тенденций и технологий, они закроются по естественным причинам. Мир движется к персонализированному опыту, адаптированному к любой потребности клиента.

Ожидаемые закрытия сигнализируют не о «розничном апокалипсисе», а о трансформации этого сектора экономики. Вынужденное сокращение сетей и банкротство, очевидно, говорят о том, что ритейлерам необходимо улучшать потребительский опыт в магазинах, интегрируя его с цифровыми каналами, обучая партнеров и создавая впечатления от взаимодействия с брендом.


Продолжение читайте в журнале Commercial Property №5(177) май 2018.