19.03.2019

Категоризация по-новому: кому звезду?

Согласно данным Реестра свидетельств о присвоении категорий отелям,
по состоянию на начало марта 2019 года в Украине имели звездность
лишь 252 объекта (на фото: дизайн-отель 11 Mirrors)

ФОТО: 11 MIRRORS


2018 ГОД ЗАПОМНИЛСЯ НА РЫНКЕ ГОСТЕПРИИМСТВА УКРАИНЫ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫМ ПЕРЕРЫВОМ В ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ КАТЕГОРИЗАЦИИ, ЧТО СТАЛО СЛЕДСТВИЕМ УПРАЗДНЕНИЯ ОРГАНА СЕРТИФИКАЦИИ «УКРСЕПРО». РЫНОК НЕ ОСОБО ОЩУТИЛ ПАУЗУ, А САМА ПРОЦЕДУРА ПОСЛЕ ВОЗОБНОВЛЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ. ВПРОЧЕМ, ГОСТИНИЦЫ ВСЕ ЕЩЕ НЕ СПЕШАТ ПОЛУЧАТЬ ЗВЕЗДНОСТЬ – С ТОГО МОМЕНТА ТОЛЬКО ТРЕМ ДЕСЯТКАМ ОБЪЕКТОВ БЫЛО ПРИСВОЕНО ЗВЕЗДУ.


Текст: Татьяна Хомяк


C 1 января 2018 года в Украине прекратил существование орган сертификации «УкрСЕПРО», который до этого выполнял функцию присвоения звезд отелям. Возобновление сертификации произошло лишь полгода спустя. Причиной такого длинного перерыва стала несвоевременная подготовка уполномоченными органами нового порядка прохождения категоризации, в данном случае критериев оценки гостиницы соответствующей категории.

Как рассказывают участники рынка, после возобновления сертификации в прошлом году порядок установления категорий отелям и другим объектам, предназначенным для предоставления услуг по временному размещению, претерпел незначительные изменения.

По рекомендации Министерства экономического развития и торговли введена норма, согласно которой полномочия по сертификации и оценке соответствия гостиниц требованиям определенной категории были предоставлены учреждениям, получившим аккредитацию Национального агентства по аккредитации Украины. Данные изменения произошли в июле 2018 года и вступили в силу 7 августа 2018 года. По данным ИА «Интерфакс-Украина», по состоянию на конец октября 2018 года нацагентством было допущено к сертификации 18 учреждений. В частности, аккредитацию получили «Укрметртестстандарт», «УкрБУДСЕРТ», «Ракурс ЛТД», «Промстандарт», «Тестметрстандарт», «Центр оценки соответствия «Фактум», «Инфорсерт».

Кроме того, аккредитация предоставлена научно-производственным центрам стандартизации, метрологии и сертификации в Николаеве, Черкассах, Ровно, Полтаве, Львове, Днепре, Харькове, Херсоне, Тернополе, Запорожье, Одессе и Хмельницком.

Марина Рымаренко, партнер по стратегическому развитию, инвестициям и гостеприимству, DEOL Partners, CEO дизайн-отеля 11 Mirrors, Senator Hotels and Apartments, считает, что отсутствие сертификации в продолжительный промежуток времени не отразилось на рынке. «Скорее, внесло недопонимание ситуации в целом – почему отменили категоризацию, а потом снова ее вернули, создавая тем самым дисбаланс в информационном пространстве», – говорит эксперт. Однако она допускает, что одна из причин, почему отели все еще не спешат получать звезды – незнание, что процесс категоризации возобновился.

В сети Premier более категоричны в оценке воздействия на рынок данных изменений. «Отсутствие категоризации на протяжении более чем полугода оказало отрицательное влияние на гостиничный рынок», – отмечает Юрий Куцай, начальник юридического отдела, Premier. В компании добавляют, что на сегодня данная отрасль в Украине в целом регулируется очень слабо.


ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ

При прохождении сертификации гостиницы заключают с соответствующим органом договор на выполнение платных работ по оценке соответствия объекта условиям определенной категории. Как рассказывают в сети Premier, отелям необходимо собрать довольно большой пакет документов, ведь требования стандарта «Услуги туристические. Классификация гостиниц» глубоко детализированы, и каждый раздел этих требований, а иногда и отдельные пункты разделов запрашивают документальное подтверждение. Так, необходимо предоставить копии разрешительных документов, договоров на поставку коммунальных услуг и техническое обслуживание систем пожарной безопасности, лифтов, документов, подтверждающих соответствие продукции и моющих средств санитарно-эпидемиологическим требованиям, перечень номеров по типу (категории), перечень кадрового состава, состояние охраны труда на предприятии, фотоальбомы помещений и территории отеля, др.


Продолжение читайте в журнале Commercial Property №2(187) март 2019.