30.10.2019

Долгая дорога к концессии, или двадцать лет спустя

ФОТО: REDCLIFFE PARTNERS

КОНЦЕССИЯ, ЯВЛЯЮЩАЯСЯ САМОЙ РАСПРОСТРАНЕННОЙ ФОРМОЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА, ПОКА НЕ ПОЛУЧИЛА ШИРОКОГО ПРИМЕНЕНИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ. ОДНАКО НЕДАВНО В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ БЫЛИ СДЕЛАНЫ НОВЫЕ ШАГИ: ПРИНЯТ ЗАКОН, КОТОРЫЙ УСОВЕРШЕНСТВУЕТ ПРОЦЕДУРУ ПРОВЕДЕНИЯ КОНЦЕССИОННЫХ КОНКУРСОВ И УПРОСТИТ РЕАЛИЗАЦИЮ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ, А ТАКЖЕ ОБЪЯВЛЕНЫ КОНКУРСЫ ПО ДВУМ ПИЛОТНЫМ ПРОЕКТАМ.

Текст: Светлана Теуш, к. ю. н., руководитель практик недвижимости, строительства, инфраструктуры и возобновляемой энергетики, юридическая компания Redcliffe Partners


Не прошло и двадцати лет после принятия Закона Украины «О концессиях» в 1999 году, как 12 сентября текущего года в газете «Урядовий кур'єр», наконец, были опубликованы объявления о проведении концессионных конкурсов по двум пилотным проектам – в отношении имущества государственных стивидорных компаний «Ольвия» (далее – «Ольвия») и «Херсонcкий морской торговый порт» (далее – «Херсон»)1. Также сформированы и размещены в открытом доступе электронные базы документов юридического, финансового и технического характера, касающиеся объектов концессии. С момента публикации объявлений в газете «Голос Украины» начнется отсчет 60-дневного срока для подачи заявок на участие в концессионных конкурсах2.

Объекты передаются в концессию на достаточно длительные сроки, которые составляют 35 лет для проекта «Ольвия» и 30 лет для проекта «Херсон». Вместе с тем, участники могут зафиксировать более короткий срок концессии в концессионном предложении, но не менее десяти лет. Предполагаемый размер привлеченных инвестиций по проекту «Ольвия» составляет 17,3 миллиарда гривен, по проекту «Херсон» – 1,37 миллиарда гривен. Минимальный начальный объем инвестиций, предусмотренный условиями коцессионных конкурсов, составляет по проекту «Ольвия» 1,56 миллиарда гривен, по проекту «Херсон» – 216 миллионов гривен. Предусматривается внесение концессионером инвестиций в развитие инженерной и дорожной инфраструктуры, модернизация перевалочных мощностей и выход на определенные целевые объемы перевалки грузов к 2030 году, а в случае проекта «Ольвия» – также строительство универсального перевалочного комплекса проектной мощностью два миллиона тонн зерновых грузов в год.

Как известно, концессия является самой распространенной формой государственно-частного партнерства (ГЧП), которая позволяет привлечь инвестиции в объекты государственной и коммунальной формы собственности без передачи их в частную собственность. В Украине концессия пока не получила широкого применения, несмотря на то, что соответствующий закон был принят еще в 1999 году. Существующие концессионные проекты касались небольших локальных объектов (например, в сферах обработки отходов, сбора и очистки воды) и осуществлялись без привлечения масштабных инвестиций. Очевидно, что одной из причин отсутствия крупных концессионных проектов было то, что закон о концессиях 1999 года несовершенен и требовал доработки. Но дело не только в нем. Учитывая долгосрочный характер концессии, важен общестрановой контекст, в том числе стабильность политико-правого регулирования, высокий стандарт защиты и гарантий прав инвесторов. Непростой задачей стала и подготовка к концессии проектов, обеспечение их качества и обоснование инвестиционной привлекательности, определение допустимого для концессионера уровня риска, объема обязательств и ответственности.

1 В каждом из проектов – наряду с определенным имуществом госпредприятия «Администрация морских портов Украины» и имуществом, созданным концессионером в рамках выполнения инвестиционных обязательств.

2 На момент подготовки статьи (5 октября 2019 года) объявления еще не были опубликованы.


Продолжение читайте в журнале Commercial Property №9(194) октябрь 2019.