28.12.2017

Андрей Деменин: «Переход продуктовых супермаркетов на СО2 позволит получить мощный альтернативный источник тепла»



			
Андрей Деменин: «Переход продуктовых супермаркетов на СО2 позволит получить мощный альтернативный источник тепла»

Андрей Деменин, руководитель направления «Вентиляция и кондиционирование воздуха» компании «Данфосс ТОВ»

Рынок торговой недвижимости Украины развивается наиболее динамично на фоне остальных секторов коммерческой недвижимости, и 2017 год не стал исключением этой тенденции. Современный торговый центр сложно представить без такого якорного арендатора, как продуктовый супермаркет, который удовлетворяет ежедневные потребности жителей близлежащих районов и генерирует значительный поток покупателей для всего объекта. Наиболее крупные продуктовые сети продолжают экспансию в новые для себя регионы и наращивают присутствие в городах, где они уже представлены. Среди них разыгрывается серьезная борьба за покупателя, в которой качество продуктов по доступной цене становится неотъемлемым правилом, и в борьбу вступают не только мастерство управления ассортиментом, но и аргументы экологичности и социальной ответственности той или иной сети.

Наиболее успешные операторы развиваются за счет повышения операционной эффективности и в том числе снижения эксплуатационных затрат, где существенную долю составляют расходы на торговый холод, обеспечивающий свежесть продуктов, и на системы микроклимата торгового зала, создающий комфорт для посетителей и персонала. Интересным фактом является то, что для обеспечения работы морозильных камер и торговых витрин продуктового супермаркета необходимо выбрасывать в атмосферу большое количество тепла, а для работы системы отопления магазина в зимнее время приходится покупать тепло у теплоснабжающей организации или тратить деньги на закупку газа для собственной котельной магазина. В летнее же время высокая температура наружного воздуха сильно снижает эффективность систем генерации холода для сохранения свежести продуктов, приводя к перерасходу электрической энергии на их работу, а для нагрева воды для бытовых нужд по-прежнему производится закупка энергии у внешних поставщиков.

Позитивным сигналом является то, что некоторые продуктовые сети начали робкие эксперименты с рекуперацией тепла от систем торгового холода на нужды систем отопления торгового зала или систем горячего водоснабжения магазина. Однако эти эксперименты не носят системный характер, т.к. используемый способ рекуперации позволяет использовать лишь 15% выбрасываемого тепла без нанесения ущерба работе основной системы – системы сохранения свежести продуктов. Причина этого кроется в том, что большинство систем торгового холода в Украине проектируются с применением фреона в качестве хладагента. Физические свойства этого вещества и особенности устройства систем отопления и вентиляции магазинов не позволяют осуществить полное использование выбрасываемого тепла. Кроме того, фреоны считаются вредным для человека и окружающей среды, поэтому многочисленные международные инициативы (Монреальский протокол, Венская конвенция и Киотский протокол) с каждым годом стремятся ограничить их использование. При этом продуктовый ритейл считается отраслью, наносящей наиболее значительный урон природе, т.к. наибольшее количество фреона используется именно в торговом холоде, а ежегодные его утечки в атмосферу достигают 25-30% от используемого объема.


Danfoss_2201.jpg


Вышеуказанные факторы объясняют наметившуюся тенденцию по переходу на использование СО2 в современных магазинах. Холодильная система торгового объекта, построенная именно на СО2, имеет возможность к полной утилизации тепла для нужд отопления и горячего водоснабжения, что снижает эксплуатационные расходы на уровень, недостижимый для холодильных систем на основе традиционных хладагентов (ГФУ), а сам СО2 в десятки раз дешевле фреона R404A, что сокращает расходы на восполнение утечек хладагента.

Натуральные газы в качестве хладагентов выходят на первое место в таких странах, как США, Япония, Канада, а также в европейских государствах. В настоящее время в Европе насчитывается более 10 000 объектов, использующих СО2. Системы, построенные на основе углекислого газа, полностью исключают негативное влияние на окружающую среду, что гарантирует эксплуатацию объекта без ограничений со стороны регулирующих органов в будущем – эта особенность делает СО2 крайне привлекательным решением для объектов со средними или высокими удельными инвестициями, т.к. финансовая ценность таких объектов лучше сохраняется во времени.

Переход продуктовых супермаркетов на СО2 в Украине позволит получить современным ТЦ/ТРЦ (а в перспективе и жилым домам под управлением ОСББ) мощный альтернативный источник тепла, эффективность которого будет превышать и без того высокую эффективность тепловых насосов за счет того, что будет происходить полное полезное использование энергии как на «охлаждаемой», так и на «нагреваемой» стороне системы.

Danfoss A/S – крупнейший промышленный концерн Дании; лидер в разработке, производстве, продажах и обслуживании механических и электронных компонентов и решений. Бизнес-направления компании: теплоснабжение, холодильное оборудование, приводная техника. Danfoss – социально ориентированная компания, вкладывающая ресурсы и силы в сохранение климата и энергетических ресурсов планеты.

«Данфосс ТОВ» – украинское подразделение Danfoss, которое представляет принципы Danfoss и реализует продукцию высокого качества на украинском рынке с 1997 года.

Более детальную информацию о компании можно получить на сайтах: www.danfoss.ua, rc.danfoss.ua и www.heating.danfoss.ua.