14.12.2009

Украинский рынок ССС уменьшился на 25%

По данным компании «Фомальгаут-Полимин», рынок сухих строительных смесей (ССС), который является отражением ситуации в строительстве и ремонтных работах, по итогам 2009 года сократился на 25% в сравнении с 2008 годом.

По данным компании, объем рынка ССС в 2008 году составил 1,5 миллиона тонн (с учетом импорта). Прогноз на 2009 год – 1,1 миллиона тонн (в связи со скачком стоимости валюты, данные по размеру рынка представлены в весовом измерении). В 2010 году ситуация, по прогнозам компании, стабилизируется. Возможно, даже будет рост до уровня показателей 2008 года. В последующие 3-5 лет компания ожидает стабильный рост рынка.

«К началу кризиса, например, в «Фомальгаут-Полимин» наблюдался стабильный рост на уровне 25-30% в год, – говорит Сергей Ершов, директор компании. – Но уже в 2009 году начинался в условиях общего пессимизма и депрессии. Действительно, наиболее «мертвыми» были январь-февраль, когда падение составило 40%. Казалось, что и весна не принесет ничего хорошего. Однако по итогам первых восьми месяцев 2009 года мы вышли на уровень минус 10% в сравнении с предыдущим годом. По итогам всего года надеемся повторить результаты 2008 года».

Структура рынка ССС во время кризиса также претерпела изменения. Так, до 2008 года сегмент дорогих смесей составлял до 45%, однако в настоящий момент сократился, поскольку потребители выбирают более дешевую продукцию. Поэтому основные производители вывели на рынок новые недорогие продукты с более простыми техническими характеристиками. Некоторые даже выводят новые торговые марки в низком ценовом сегменте.

Новые реалии рынка, а именно: заморозка больших строительных проектов, прекращение ипотечного кредитования, снижение потребительской активности, – заставили компании обратить большее внимание на сегмент частного строительства и ремонта. «Акцент сместился на мелких частных клиентов. Для них важно не только качество продукта, но и пакет сопутствующих услуг – презентации, консультативное и техническое сопровождение. Рынок ССС стал как никогда раньше клиентоориентированным. Прямая реклама потеряла свое прежнее значение», – отметил Сергей Ершов.

Среди тенденций рынка можно выделить попытку компаний оптимизировать все свои производственные и бизнес-процессы. В числе проблем рынка остаются наличие контрафактной продукции, отсутствие единых государственных стандартов для измерения технических характеристик смесей, а также недостаточная квалификация многих рядовых строителей.

К перераспределению рынка между главными игроками кризис не привел. Но в числе компаний «второго эшелона» наблюдаются некоторые изменения. Однако рано делать какие-либо прогнозы относительно долей рынка. Уменьшилось общее количество производителей, которых к кризису было больше 150. По итогам 2009 года цены на ССС выросли на 6-10%. Это было вызвано инфляцией, нестабильным курсом и постоянным удорожанием сырья и энергоносителей. Но главной тенденцией стало появление более простых и дешевых продуктов. Хотя на рынке остается сегмент строителей, которые пользуются лишь дорогими импортными смесями для элитного строительства.