03.03.2009

Рынок ритейла Украины остается интересным для международных операторов

Несмотря на рецессию, в секторе розничной торговли создались привлекательные условия для международных игроков, желающих развиваться в Украине. Об этом свидетельствуют результаты исследования компании Roland Berger Strategy Consultants, текстом которого располагает ЛІГАБізнесІнформ.

Таким образом, по словам аналитиков компаний, кризис способствовал устранению существующих ранее преград для выхода иностранных компаний на украинский рынок, который растет наиболее быстрыми темпами в Европе.

Будучи шестой по размеру населения страной в Европе, Украина имеет значительный потенциал развития розничной торговли, утверждают эксперты компании.

Пока что уровень розничных продаж на душу населения в стране остается значительно ниже показателей западных стран, тем не менее, на протяжении последних лет рынок рос наиболее быстрыми темпами в Европе, увеличиваясь в среднем на 26% на протяжении 2002-2008 годов.

При этом, доля сетей в сегменте организованной торговли остается низкой, не более 45%, оставляя значительное пространство для развития современных форматов. Так, несмотря на высокую привлекательность рынка розничной торговли, лишь несколько международных компаний, например, немецкая Metro, сумели закрепиться в Украине. Эксперты Roland Berger Strategy Consultants ожидают, что в ближайшие несколько лет экономический кризис будет способствовать изменению ситуации в отрасли, расчистив путь для экспансии международных игроков и сделок по слияниям и поглощениям.

В результате проблем с ликвидностью, стоимость украинских ритейлеров упала практически вдвое, и возможно их дальнейшее обесценивание, утверждают аналитики компании. В то же время значительно сократились основные издержки розничных компаний: арендные ставки в торговых центрах упали в четвертом квартале 2008 года в среднем на 30% – в первом квартале 2009 года ожидается дальнейшее снижение еще на 25-30%. Затраты компаний на персонал сократились на 35-50%.

В условиях экономической нестабильности практически все компании были вынуждены внести коррективы в планы развития. Определенные сети – например, украинские «Фреш» и «Барвинок» – вынуждены продать пакет акций портфельному либо стратегическому инвестору, другие – российская «Вестер» и сербская Delta Maxi Group – приостановили развитие проектов в Украине. Тем не менее, для компаний с надежными источниками финансирования наступил лучший момент для экспансии. Некоторые игроки, например, австрийская сеть Billa и немецкая сеть Praktiker, уже заявили о планах по развитию в Украине, что подтверждает высокий потенциал рынка.