Активных международных игроков на рынке торговой недвижимости Украины в ближайшие три года станет больше при условии продолжения стабилизации политической и экономической ситуации и отсутствия резких колебаний курса гривны, считает Наталья Кравец, директор департамента торговой недвижимости Colliers International (Украина).
По словам эксперта, учитывая месторасположение, население, тот факт, что Украина – одна из самых урбанизированных стран в Европе, а также открытие нескольких ТРЦ нового поколения за последние три года и активное развитие еще нескольких проектов на ближайшую перспективу, можно утверждать о потенциальном увеличении интереса международных компаний к рынку торговой недвижимости Украины.
«На нашем рынке около 90% брендов работают через франшизу и/или являются украинскими, только порядка 10% составляют интернациональные бренды, работающие через материнскую компанию», – рассказала Наталья Кравец.
Она также рассказала о планах развития в 2017-2018 годах в Украине международных сетей (согласно данным из открытых источников на 1 февраля 2017 года):
В ближайшей перспективе также возможен выход на рынок собственных магазинов таких турецких брендов, как Collezione, Koton, Flo, DeFacto. Также еще несколько долгожданных международных брендов предметно рассматривают выход на рынок Украины в перспективе 2018-2019 годов.
В то же время практически неизменными остаются факторы, которые снижают интерес международных ритейлеров к рынку Украины: низкие доходы населения, экономическая нестабильность (высокий уровень инфляции, слабая валюта, значительное повышение тарифов ЖКХ), военные действия, высокий уровень коррупции/«непрозрачный» рынок, сложные таможенные процедуры и сертификация товаров.
При переговорах с собственниками торговых объектов новые международные ритейлеры предлагают такие условия: