19.04.2010

Кондиционерный рынок прогнозирует «потепление»

По данным Владимира Степуры, директора компании «Ликонд», вторая половина 2009-го и начало 2010 года для кондиционерного бизнеса прошли под знаком кризиса. Продажи оборудования значительно снизились: если сравнивать ситуацию с 2008 годом, по оценкам компании «Ликонд», речь идет о количественном сокращении почти на 70%. В 2009 году объем украинского рынка в сегменте кондиционеров бытовой и легкой коммерческой серии упал до 125 000 единиц техники. Доля сегмента промышленных и полупромышленных кондиционеров в 2009 году составила около 30% в общем объеме проданного оборудования.

Ситуация по различным ТМ и группам оборудования отличается. В первую очередь снизились продажи кондиционеров эконом-сегмента – примерно на 70% (до кризиса именно этот сегмент занимал львиную долю кондиционерного рынка). Поэтому перед компаниями, которые занимались таким оборудованием, все еще стоит проблема затоваривания складов нераспроданной техникой, которая впервые возникла в 2008 году. В связи с этим обострилась ценовая конкуренция, так как давление складских запасов заставляет снижать цену на оборудование. Премиум-сегмент менее чувствителен к кризисным воздействиям, поэтому снижение продаж в данной категории было меньшим, но все же довольно существенным – около 60%.

Среди основных проблем рынка кондиционеров воздуха в 2009 году можно назвать снижение спроса на оборудование из-за ухудшения покупательной способности и общей экономической ситуации, затоваривание складов нераспроданной техникой, обострение ценовой конкуренции, ухудшение финансовой дисциплины и др.

В целом, по оценкам экспертов «Ликонд», кризис на украинском рынке климатического оборудования был более ощутим, чем в Европе, поэтому период стабилизации тоже будет длиться дольше, чем на Западе. По прогнозам специалистов, на украинском рынке кондиционеров в начале 2010 года будет продолжаться падение, которое может составить до 20%. Стабилизацию ситуации следует ожидать во второй половине 2010 года. Рост начнется уже в 2011-м, но он не будет столь стремительным, как до кризиса. Ожидается еще большее обострение ценовой конкуренции, поскольку ощутимым остается давление складских запасов, которые необходимо распродать, а также давление со стороны заказчика, который также требует снижения цены.