08.06.2009

Компания Ernst & Young исследовала влияние экономического кризиса на украинские компании

Компания Ernst & Young совместно с Европейской Бизнес Ассоциацией опубликовала результаты исследования «Влияние экономического кризиса на украинские компании». В исследовании приняли участие 117 ведущих украинских и зарубежных компаний, работающих в Украине.

Согласно результатам исследования, около 73% компаний-респондентов отметили, что по сравнению с докризисным периодом наиболее ухудшились объемы их продаж. Оценивая изменения после начала экономического кризиса, компании также заявили, что ухудшилась прибыльность их бизнеса (по мнению 70% респондентов) и кассовая позиция (наличные денежные средства) (64%).

О серьезности ситуации с падением продаж свидетельствуют и ответы на вопрос об основных проблемах, с которыми компании сталкиваются на данном этапе: 65% опрошенных назвали снижение продаж, 63% – девальвацию гривны/инфляцию, а 59% – задержки в платежах со стороны партнеров и клиентов. (В феврале основной проблемой для компаний была девальвация гривны, о чем тогда заявляли 84% респондентов.)

Согласно данным исследования, у 77% респондентов снизились показатели объемов продаж за I квартал 2009 года, по сравнению с результатами за I квартал 2008 года. В целом, 61% респондентов заявили о более чем 10-процентном снижении объемов реализации в I квартале 2009 года, по сравнению с соответствующим периодом 2008 года, и только 8% компаний заявили об увеличении объемов продаж на уровне выше 10%.

Алексей Кредисов, управляющий партнер Ernst & Young, заявил: «По мере продолжения экономического спада наблюдается и падение украинской экономики, и в таких условиях большинство компаний продолжают адаптироваться к изменениям. По результатам третьего исследования, наиболее важной характеристикой данного этапа является то, что кризис вынудил респондентов сосредоточиться на снижении затрат путем сокращения производственных мощностей и повышения эффективности своей деятельности».

Более половины компаний (62%) были вынуждены снизить объемы производства вследствие изменения спроса, и только 15% компаний увеличили производственные мощности. 23% компаний оставили свои производственные мощности на прежнем уровне.

Все компании, участвовавшие в исследовании, отметили, что они планируют принять или уже приняли меры по снижению затрат: 78% респондентов отметили, что они сокращают или уже сократили административные затраты, 62% сокращают расходы на маркетинг и сбыт и более половины планируют повысить операционную эффективность (53%).

Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации, комментирует: «Кризис подчеркнул структурные перекосы в экономике Украины. Да, компании адаптируются к новым условиям ведения бизнеса. Но между адаптацией и новыми инвестициями находится огромный кусок работы, который необходимо проделать нашей стране для улучшения инвестиционного климата и возобновления доверия мирового бизнес-сообщества».

В прогнозируемых рыночных условиях жизненно важной для 78% компаний останется программа снижения затрат. Интересно, что за последние три месяца практически на 20% возросло число компаний, которые осознали важность отношений с клиентами для своего бизнеса (до 78%) и отметили важность разработки и выведения на рынок новых продуктов и услуг (до 52%).

Как сказал Адлай Гольдберг, руководитель отдела консультационных услуг по ведению бизнеса компании Ernst & Young в Украине: «Существенное увеличение в данном обзоре ответов, касающихся лояльности клиентов, разработки и выведения на рынок новых продуктов и услуг, а также управления отношениями с клиентами позволяет сделать вывод о том, что Украина приближается к пониманию важности концепции заботы о клиенте».

Невзирая на сложность обстоятельств, результаты исследования показывают, что 62% компаний-респондентов, осуществляющих деятельность в Украине, ожидают прекращения спада украинской экономики в 2010 году, и в том же году 72% респондентов прогнозируют ее переход в фазу восстановления.