09.11.2015

Итоги Второго Форума по торговой недвижимости и ритейлу «CP RETAIL»



	
	

2 ноября 2015 года в Киеве состоялся Второй Форум по торговой недвижимости и ритейлу «CP RETAIL», организаторами которого выступило В2В-издание в сфере коммерческой недвижимости Украины – журнал «Commercial Property».

Форум собрал на одной площадке около 100 игроков рынка торговой недвижимости и ритейла – представителей девелоперских и управляющих компаний, консалтинговых компаний, столичных и региональных торговых центров, ритейл-операторов, др.

Итоги Второго Форума по торговой недвижимости и ритейлу «CP RETAIL»

Александр Носаченко

Программа Форума «CP RETAIL» состояла из четырех сессий, включающих ряд докладов от украинских и зарубежных спикеров, и дискуссионные панели. Выступить модераторами Форума были приглашены представители международной консалтинговой компании в Украине – Александр Носаченко, управляющий директор, и Игорь Заболоцкий, директор департамента торговой недвижимости Colliers International (Украина), а также Роман Кравченко, директор компании LiveBoard Ukraine.

«Ни для кого не секрет, что в результате событий конца 2013 – 2014 года на рынке торговой недвижимости последовала молниеносная реакция, прежде всего, со стороны операторов рынка, т.е. ритейлеров, которые столкнулись с колоссальным снижением товарооборота. Соответственно, все закончилось тем, что основные арендаторы обращались к владельцам торговых помещений с просьбой снизить арендную плату и в целом пересмотреть условия сотрудничества. Я думаю, что тема сегодняшней конференции актуальна, и мы сможем услышать мнение абсолютно разных участников рынка и понять, что на самом деле произошло за 2014 и 2015 год, что предпринимали ритейлеры и собственники торговых помещений для того, чтобы пройти эту ситуацию с минимальными потерями», – отметил Александр Носаченко.

Итоги Второго Форума по торговой недвижимости и ритейлу «CP RETAIL»

Марина Забарило

Мероприятие открыл доклад Марины Забарило, директора департамента потребительской панели домохозяйств компании GfK Ukraine, на тему «Глобальные тенденции в розничной торговле и как они отражаются в Украине». По результатам опроса, проведенного компанией GfK в 2015 году среди ритейлеров 60 различных стран мира и экспертов этой отрасли, первое место в списке ТОП-10 тенденций, влияющих на развитие торговли, на сегодняшний день занимает такой фактор как удобство. «Удобство – основное, что привлекает покупателя в торговый центр и ритейл. Примечательно, что по результатам нашего опроса, проведенного в 2013 году, эта тенденция занимала 7-е место», – отметила Марина Забарило. Интернет и мобильная связь почти не изменили своих показателей в рейтинге факторов, влияющих на развитие торговли, и занимают соответственно 2-е и 3-е места. Ценовая конкуренция опустился на 4-е место и, по мнению игроков рынка, ее значимость будет снижаться и далее. По данным компании GfK, более успешными в будущем будут такие торговые форматы как торговля с помощью мобильной связи и Интернет-площадки, которые в жизненном цикле торговых форматов находятся на стадии запуска или начального роста. На стадии зрелости находятся торговые центры и дискаунтеры, на стадии спада – традиционный ритейл и телевизионные продажи.

Итоги Второго Форума по торговой недвижимости и ритейлу «CP RETAIL»

Татьяна Ключинская

Мероприятие продолжил доклад Татьяны Ключинской, начальника департамента торговых площадей компании JLL, Россия и СНГ, на тему «Привлечь и удержать», в котором эксперт представила тренды рынка торговой недвижимости в мире и новые концепции объектов. «Сейчас на первый план выходит не концепция торгового комплекса, не его месторасположение, а концепция времяпровождения. Главная задача любого девелопера и ритейлера – удержать покупателя внутри торгового комплекса максимальное количество времени, заинтересовать его не набором брендов, не комфортным пребыванием в помещении, а созданием чего-то необыкновенного, что он не может получить дома или в кругу друзей. И девелопер, который сможет это обеспечить, будет в выигрыше», – отметила Татьяна Ключинская. По словам эксперта, развлекательные центры или зоны с ивент-пространствами уже не являются чем-то особенным для торгового центра. «Что можно придумать нового? Это фуд-хаб. Это не просто фуд-кортная концепция, а целая идеология, которая включает и рестораны, и фуд-корт, и развлечения, это целая история с точки зрения дизайна, света, др. Качественное и конкурентоспособное предложение F&B ведет к росту времени пребывания в торговом центре, увеличению количества покупок, арендных платежей и в итоге – увеличению стоимости актива», – отметила Татьяна Ключинская.

Игорь Заболоцкий, директор департамента торговой недвижимости Colliers International (Украина), представил доклад «Новые подходы в девелопменте ТРЦ в условиях нестабильности». По словам эксперта, на сегодняшний день девелоперы строящихся торговых центров сталкиваются с такими основными проблемами как неготовность арендаторов своевременно приступать к адаптации/ремонту помещений, значительное падение арендных ставок, требования арендаторов фиксировать ставки в национальной валюте, рост бюджета расходов на арендаторов, сокращение количества активных арендаторов. В таких условиях девелоперы прибегают к таким шагам как пересмотр и оптимизация концепции ТРЦ, внедрение инноваций, в том числе и энергосберегающих технологий, фазирование проектов, перенос сроков их открытия, пересмотр стоимости строительства и финансовых показателей проекта, увеличение бюджета расходов на арендаторов.

Итоги Второго Форума по торговой недвижимости и ритейлу «CP RETAIL»

Анастасия Пущина

О том, как спасти торговый центр, рассказала Анастасия Пущина, старший консультант по стратегии и форматам, JosDeVries The Retail Company, представив кейс по репозиционированию и привлечению трафика в ТЦ Westside Shopping Mall (Берн, Швейцария). В рамках работы над этим проектом, девелопером которого является Migros, компания JosDeVries провела исследование покупателей города Берн и окрестностей, определила целевую аудиторию и предложила уникальное позиционирование торгового центра Westside. «Мы хотели, чтобы он был вдохновляющим, более доступным любому жителю города и окрестностей. Мы хотели сохранить уникальность объекта и, конечно, чтобы он был современным», – отметила Анастасия Пущина. В ходе реализации компания проработала систему навигации ТЦ и использовала понтон, отдельный цвет которого отвечает за отдельную функцию в торговом центре, разработала дизайн для фуд-корта, дизайн веб-сайта и приложения, а также разработала приложение для парковки машин, др. Кроме того, девелопер проекта также изменил тенант-микс в соответствии с обновленным позиционированием ТЦ. «Результатом работы стало увеличение покупательского потока торгового центра на 18%, времени провождения – на 25%, увеличение среднего чека на 12%», – сообщила Анастасия Пущина.

Мероприятие продолжил доклад Андрея Деменина, руководителя направления «Вентиляция и кондиционирование» компании «Данфосс ТОВ», на тему «Система микроклимата здания – обуза или перспектива для развития ТРЦ?». По словам эксперта, крупнейшая статья затрат коммерческого здания – около 30% – приходится на потребление энергии, которая впоследствии полностью или частично переносится на арендаторов в виде коммунальных платежей. Сейчас достаточно большое внимание уделяется арендаторам и ставке аренды, в то же время, по словам Андрея Деменина, стоимость пребывания арендатора в ТЦ можно снизить за счет уменьшения коммунальных платежей. Кроме того, существует прямая зависимость NOI объекта от энергосбережения в здании. Так, 10-процентное снижение энергопортребления увеличивает NOI объекта на 2%. Ошибки на стадии реализации торгового центра, в частности, в отношении инженерных систем, приводят к тому, что объект теряет гибкость, а именно, исключается возможность смены арендаторов. Подуманная инженерная система не только позволяет проводить ротацию арендаторов, но также открывает больше возможностей для дальнейшего развития торгового центра и его переформатирования.

Итоги Второго Форума по торговой недвижимости и ритейлу «CP RETAIL»

Юлия Счастливая, Наталья Дмитренко

Юлия Счастливая, директор по аренде, и Наталья Дмитренко, директор по маркетингу, Arricano Real Estate, представили доклад «Синергия коммерции и маркетинга», в котором на примере объектов компании рассказали о совместной работе двух департаментов, результатом которой стало формирование оптимального пула арендаторов торговых центров, снижение вакантности, повышение трафика, др. К примеру, на момент открытия в декабре 2014 года вакантность ТРК «Проспект» (Киев) составляла 30%. По состоянию на 1 ноября текущего года этот показатель снизился до 8%, а к концу года девелопер планирует сократить его до 5%. По словам Юлии Счастливой, таких результатов удалось достичь благодаря лояльным условиям аренды в ТРК. Среди таких условий – предоставление арендатору помещения с ремонтом на период 6-9 месяцев с пониженным процентом от товарооборота, по истечении которого стороны садятся за стол переговоров и договариваются о коммерческих условиях на будущий период. Со своей стороны, отдел маркетинга компании Arricano Real Estate провел исследование среди посетителей ТРК «Проспект» с целью определить, какие бренды и функции они хотели бы видеть в этом комплексе, какое их отношение к украинским товарам, др., а задачей отдела аренды было привлечь этих операторов в торговый центр.

Итоги Второго Форума по торговой недвижимости и ритейлу «CP RETAIL»

Тему формирования оптимального пула арендаторов участники Форума продолжили в рамках дискуссионной панели, в которой приняли участие:

  • Максим Гаврюшин, коммерческий директор ГК «Будхаус», глава Национального комитета ICSC в Украине;
  • Георгий Шалдырван, операционный директор компании ZEEBRA;
  • Надежда Линская, маркетинг директор МФК Gulliver;
  • Андрей Мажара, директор по аренде ЦУМа;
  • Марина Набока, директор по развитию MD Group;
  • Евгений Рубан, директор по развитию Salateira.
Итоги Второго Форума по торговой недвижимости и ритейлу «CP RETAIL»

Андрей Длигач

Андрей Длигач, генеральный директор Advanter Group, представил доклад на тему актуальных стратегий в маркетинге. По словам эксперта, в период 2011-2012 годов украинскому бизнесу пришлось переосмысливать, как вести деятельность в условиях, когда общество меняется быстрее, чем государство. Соответственно, возникла необходимость в поиске моделей, которые помогут компаниям быть эффективными в эпоху глобальных катаклизмов. «Самое время перестать паниковать внутренне и начать действовать», – считает эксперт. По его словам, на данный момент в вопросах маркетинговых стратегий бизнесам необходимо учитывать ряд тенденций. Среди них – стандартизация, являющаяся мировым трендом. По мнению Андрея Длигача, сознание людей меняется, а их процесс выбора того или иного продукта сужается и обуславливается буквально двумя критериями. Второй тренд – персонификация продуктов и услуг, который только начинает развиваться, а его пик придется на 2020 год. Еще один тренд – это доверие, которое зиждется на информации, которую потребители могут проверить. «В коммуникациях потребители ориентируются на позитив и негатив. Если раньше, чтобы компенсировать негативную информацию от одного недовольного потребителя, было необходимо пять положительных отзывов, то сейчас необходимо 20 довольных потребителей», – отметил эксперт.

Владимир Кличановский, директор компании «Нова Лайт», рассказал о том, как современные тенденции в освещении могут стимулировать продажи. «Продает тот, у кого комфортно, у кого посетитель находится большее количество времени. И это напрямую связано со светом, – рассказал эксперт. – Сейчас модно экономить. На свете можно экономить 100%, но в таком случае мы получим полную тьму и ничего не продадим. Ноль инвестиций в оборудование и ноль эксплуатационных затрат равняются нолю продаж. Мы должны знать, что свет в любой торговле составляет от 40% до 100% продаж. При этом 60-70% продаж обеспечит любое освещение, остальные 30-40% продаж генерирует правильно подобранное освещение».

Юрий Шевченко, коммерческий директор Indoor media агентства Bolero, представил доклад «Инновации в indoor рекламе. Новые способы коммуникации с посетителями ТРЦ». По его словам, аудионосители в торговых центрах являются перспективным рекламоносителем, способным оперативно донести информацию до посетителей ТЦ. Для того, чтобы правильно записать такой ролик, необходимо придерживаться четырех правил: скорость начитывания текста должна быть в два раза медленнее скорости начитывания для радио, с паузами между словами, музыкальная подложка должна быть или очень тихой, или отсутствовать, присутствие эмоциональной составляющей в аудиосообщении, тип голоса, начитывающего текст, – тенор и выше.

Роман Кравченко, директор LiveBoard Ukraine, представил аудитории решения для торговых центров и магазинов с технологией Digital Signage, которыми являются видеостены, а также цифровые меню, кассы, различные экраны, др. Задача данных технологий – вовлечение потребителей, влияние на их поведение в реальном времени. По словам эксперта, при внедрении этих технологий часто допускаются такие ошибки как размещение экранов в местах, не несоответствующих целевой аудитории, трансляция на кранах видеороликов, снятых для телевидения, или контента из Интернет-сайта, не адаптированных для Digital Signage, др. Основная рекомендация по использованию Digital Signage – осознанность. «Возврат инвестиций в эти технологии будет только тогда, когда цели и задачи будут правильно интерпретированы дизайнеру либо агентству, разрабатывающему контент», – отметил Роман Кравченко.

Тему цифровых технологий эксперты продолжили в рамках дискуссии «Изменения покупательских предпочтений и поведения с развитием цифровых технологий». Ее участниками выступили:

  • Ольга Галенко, директор по маркетингу CardKit;
  • Сергей Заика, руководитель проекта ТРЦ Respublika компании UTG;
  • Михаил Меркулов, генеральный директор, Arricano Real Estate;
  • Анастасия Пущина, старший консультант по стратегии и форматам, JosDeVries The Retail Company;
  • Юрий Шевченко, коммерческий директор Indoor media агентства Bolero.

Фоторепортаж Форума «CP RETAIL» смотрите на «CP-Портале» в разделе «Фоторепортаж», а также на странице Commercial Property в сети Facebook.

Организатор проекта:
Гостей принимает:
Генеральный партнер:
Консалтинговый партнер:
Партнер:
Смачный партнер:
Генеральный Интернет-партнер по коммерческой недвижимости:
Генеральный новостной партнер:
Медиа-партнеры: