06.11.2014

Итоги Форума по торговой недвижимости и ритейлу «CP RETAIL»



	
	
Итоги Форума по торговой недвижимости и ритейлу «CP RETAIL»

Фото: «CP»

3 ноября 2014 года в Киеве состоялся Форум по торговой недвижимости и ритейлу «CP RETAIL», организаторами которого выступили В2В-издание в сфере коммерческой недвижимости Украины – журнал «Commercial Property» и агентство Prime Promotion.

В рамках Форума на одной площадке собралось около 130 игроков рынка торговой недвижимости и ритейла – представителей зарубежных и украинских девелоперских и управляющих компаний, консалтинговых компаний, столичных и региональных торговых центров, ритейл-операторы, др.

Форум «CP RETAIL» состоял из двух сессий, включающих ряд докладов, в завершение которых докладчики и приглашенные эксперты участвовали в дискуссионных панелях. Выступить модераторами Форума были приглашены представители международных консалтинговых компаний в Украине – Наталья Кравец, директор департамента торговой недвижимости Colliers International, и Анна Чуботина, руководитель департамента торговых площадей компании JLL в Украине.

Итоги Форума по торговой недвижимости и ритейлу «CP RETAIL»

Фото: «CP»

Мероприятие открыл Бачо Долидзе, собственник компании, владеющей франшизой на развитие бренда Subway в Грузии, с докладом «Государство как главный игрок в привлечении инвестиций: реформы и опыт Грузии». В выступлении эксперт рассказал, что одним из наиболее важных условий привлечения инвестиций в страну является объединение усилий властей, местного самоуправления и консалтинговых компаний. «Это трио, которое должно работать вместе», – считает эксперт. Как рассказал Бачо Долидзе, Грузия для привлечения иностранных инвестиций, в частности, в ритейл, провела ряд реформ, среди которых – снижение налоговых тарифов, сокращение количества лицензий и разрешений на ведение бизнеса, таможенная реформа, которая значительно упростила административно-таможенные процедуры, а также снижение импортной пошлины. Кроме этого, по словам докладчика, успешным шагом на пути к привлечению новых инвесторов стало внедрение агрессивной политики приватизации, которая предусматривает передачу объектов государственного имущества в частную собственность. Как заявил эксперт, для расширения деловых связей и привлечения новых инвестиций в страну Грузия активно участвовала в международных форумах и выставках, таких как Expo Real, MAPIC, MIPIM, др.

Мероприятие продолжил доклад Максима Гаврюшина, коммерческого директора группы компаний «Будхаус», на тему «Влияние общественно-политического кризиса на роботу торговых центров». По его словам, для того, чтобы успешно работать в новых рыночных реалиях, арендатор и арендодатель должны искать компромиссы. В 2014 году, в условиях роста курса зарубежных валют, компания «Будхаус» приняла следующие шаги для урегулирования вопроса арендных ставок: фиксирование курса доллара, переход на процент от товарооборота, снижение арендной ставки с повышением процента от товарооборота, сокращение/увеличение площади помещений, предоставление льготной рекламы, рассрочка задолженности, отсрочка повышения арендной платы. По словам Максима Гаврюшина, компания стала более агрессивно заниматься продвижением своих функционирующих ТРЦ в Херсоне и Черкассах. В частности, компании увеличила затраты на маркетинг и рекламу, внедрила программы лояльности, увеличила количество проводимых маркетинговых мероприятий.

Евгения Локтионова, директор компании UTG, в рамках Форума представила доклад на тему «Будущее Украины как бизнес-локации для ритейла». По словам эксперта, общественно-политические события, активные военные действия, глубокая девальвация национальной валюты привели к общей стагнации экономики, падению ВВП, росту уровня инфляции и государственного долга, сокращению доходов и покупательной способности населения. На фоне низкой конкурентоспособности, высокой энерго- и импортозависимости в стране сохраняются высокие непрогнозируемые риски для развития бизнеса. Евгения Локтионова отметила существенное снижение деловой активности в сегменте торговой недвижимости: «замораживание» проектов, сокращение планов развития сетей, падение товарооборотов, снижение арендных ставок и рост вакантности. Вместе с тем, по ее словам, наша страна имеет хорошие перспективы для развития сегмента торговой недвижимости и ритейла. В частности, Украина занимает 13-е место в мире по количеству туристического потока, 20-е место в Европе по уровню ВВП, 9-е место в Европе по объему розничного товарооборота.

Филипп Бертере, директор компании «Иммошан Украина», выступил с докладом «Развитие проектов компании «Иммошан» в Украине. Международный опыт компании Immochan по реализации проектов в условиях экономического кризиса в Европе». Как сообщил Филипп Бертере, несмотря на военные действия на Юго-Востоке Украины, компания продолжает строительство ТРЦ Rose Park в Макеевке (Донецкая область), однако темпы строительства снизились. Компания рассчитывает открыть ТРЦ к концу 2015 года. Гипермаркет «Ашан Донской», расположенный близ возводимого ТРЦ Rose Park, продолжает функционировать.

В рамках доклада «Программный комплекс для расчета параметров энергоэффективности зданий» Виталий Миляев, руководитель проектно-технического отдела, «Rockwool Украина», представил программное обеспечение ROCKPROJECT. Данная программа предназначена для проектировщиков и архитекторов, выполняющих работы по проектированию теплоизоляционной оболочки и расчету параметров энергетического паспорта здания, составлению раздела проекта «Энергоэффективность». ROCKPROJECT позволяет количественно оценить возможные экономические и экологические эффекты от внедрения энергоэффективных решений с применением теплоизоляционных материалов ROCKWOOL, а также рассчитать период возврата инвестиций по утеплению. ROCKPROJECT распространяется бесплатно.

Рагнар Корнелиус, директор направления Mall Management компании Multi в Украине, в рамках доклада «Арендаторы – «трудные дети» или партнеры в повседневной деятельности молл-менеджмента» сфокусировался на распространенных спорных ситуациях между арендодателями и арендаторами и путях их решения. В частности, эксперт обратил внимание на такие ежедневные вопросы деятельности шоппинг-молла и его арендаторов как распространение флаеров, которое вызывает неудобства для посетителей, установка в ТЦ/ТРЦ стандартизированных стендов, в том числе мультимедийных, для распространения рекламы либо размещения визуального контента, регулирование часов работы торгового центра и магазинов в рамках проведения маркетинговых мероприятий, др. Более детально Рагнар Корнелиус рассказал о ситуации с задолженностью по арендной плате. Путями выхода из такого положения может быть подписание дополнительного соглашения между арендатором и арендодателем о более поздней оплате аренды, разработка индивидуального графика платы за аренду, снижение арендной ставки (временное или на постоянной основе) с правом арендодателя разорвать договор аренды, др.

Владимир Кличановский, директор компании «Нова Лайт», представил доклад «Влияние характеристик света на психическое состояние покупателя. Стимулирование спонтанных или плановых продаж». По словам эксперта, в ходе переговоров заказчики интересуются, в первую очередь, дизайном освещения и стоимостью, а также его яркостью и цветом, упуская из внимания другие характеристики света, которые создают определенную атмосферу в магазине или в торговом центре и тем самым влияют на поведение покупателей. «Теплые тона создают расслабляющую атмосферу и подходят для магазинов дорогих брендов, магазинов, подающих эмоции, настроение. В то же время в тех магазинах, где продукция продается за счет своих качественных характеристик, освещение должно быть более ярким и холодным», – отметил Владимир Кличановский.

Итоги Форума по торговой недвижимости и ритейлу «CP RETAIL»

Фото: «CP»

Об особенностях торгово-развлекательного центра ART MALL в Киеве, его маркетинговой политике, а также результатах деятельности комплекса рассказала Юлия Ванченко, директор по маркетингу ТРЦ ART MALL, в докладе «Опыт открытия и работа ТРЦ ART MALL в современных рыночных реалиях». «Буквально через два месяца после открытия ТРЦ ART MALL начался ЕвроМайдан, и комплекс попал в период нестабильной политической и экономической ситуации в стране. Это повлияло на нашу работу с арендаторами. В частности, подписание многих договоров было заморожено или не состоялось, поскольку некоторые арендаторы приостановили свое развитие в Украине», – сообщила Юлия Ванченко. По ее словам, рынок оживает, и сейчас в ТРЦ ART MALL подписываются новые договоры аренды. По состоянию на ноябрь 2014 года заполняемость ТРЦ достигла 72%, а к январю 2015 года компания планирует довести этот показатель до 84%.

Более предметно о том, какие проблемные вопросы были вынуждены решать в текущем году игроки рынка торговой недвижимости, как развивалось сотрудничество арендодателей с арендаторами, какие уроки 2014 года вынесли компании, а также об их планах на ближайшую перспективу участники форума обсудили в рамках дискуссионной панели «Рынок торговой недвижимости в нестабильных экономических условиях: итоги года и проекции на ближайшую перспективу»:

  • Филипп Бертере, директор компании «Иммошан Украина»
  • Юлия Ванченко, директор по маркетингу ТРЦ SKY MALL
  • Максим Гаврюшин, коммерческий директор группы компаний «Будхаус»
  • Евгения Локтионова, директор компании UTG
  • Александра Негода, начальник отдела аренды, CDA Real Estate
  • Валентина Радионова, директор по аренде и маркетингу ТРЦ Retroville
  • Александр Степанов, генеральный директор Sport Life Development
  • Анна Чуботина, руководитель департамента торговых площадей компании JLL в Украине.

В рамках дискуссионной панели «Арендаторы & арендодатели: проблемные вопросы сотрудничества в рамках ТРЦ» ее участники продолжили наиболее актуальную тему 2014 года – взаимодействие арендаторов и арендодателей, обсудили вопросы арендных ставок и возникающих на этой почве конфликтов. Также эксперты подняли такие вопросы как участие ритейлеров в маркетинговых мероприятиях, проводимых торговыми центрами, и их эффективности как для ТРЦ в целом, так и для арендаторов в частности, др. Участниками дискуссии выступили:

  • Олег Бойчук, руководитель практики недвижимости, советник практики слияний и поглощений и корпоративного права юридического бюро «Егоров, Пугинский Афанасьев и партнеры» Украина
  • Анжела Борисова, коммерческий директор ALEF-Estate Development Company
  • Наталья Бывалова, менеджер по маркетингу LC Waikiki
  • Дмитрий Ермоленко, генеральный директор компании ZEEBRA
  • Алина Риган, директор по развитию агентства Prime Promotion
  • Юрий Сургай, генеральный директор компании Lush Ukraine
  • Юлия Счастливая, директор по аренде компании Arricano Real Estate
  • Антонина Пучко, директор департамента агентских и консультационных услуг компании DTZ в Украине.

По завершению Форума гости мероприятия могли пообщаться в неформальной обстановке на VIP Cocktail.

Фоторепортаж Форума «CP RETAIL» смотрите на «CP-Портале» в разделе «Фоторепортаж», а также на странице Commercial Property в сети Facebook.

Видеосюжет о Форуме смотрите на официальном сайте Телеканала «Первый Деловой».

Организаторы проекта:

Гостей принимает:

Партнеры:

Юридический партнер:

Спонсоры:

Генеральный телевизионный партнер:

Новостной партнер:

Генеральный медиа-партнер:

Медиа-партнеры: