Коммерческая недвижимость в Украине / Commercial Property Online - новости, аналитика, базы данных, аренда и продажа недвижимости
23.08.2017 ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ПОДПИСКА РЕКЛАМА КОНТАКТЫ РУС ENG
Новости

Новостная лента

Newsletter / Главное за неделю

Архив новостей

Подписаться на новости

Продукция

Мероприятия

Фоторепортаж

Видеорепортаж

Базы данных

База строительных объектов
и тендеров Украины

Объекты коммерческой недвижимости

Аналитика

Топ-темы

Обзоры рынков

Компании

Каталог компаний

Аренда/продажа

Аренда недвижимости

Продажа недвижимости

Справочная информация
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Главная > Commercial Property > Архив журналов > Commercial Property №2 (163) март 2017
   Версия для печати

Александр Свистунов: «Намерения застройщиков должны быть озвучены людям»

CP#163 / ГОСОРГАНЫ / стр. 34-37

АЛЕКСАНДР СВИСТУНОВ, С НОЯБРЯ ПРОШЛОГО ГОДА ЗАНИМАЮЩИЙ ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВНОГО АРХИТЕКТОРА КИЕВА И ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ КГГА, УВЕРЕН, ЧТО ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАСТРОЙКИ СТОЛИЦЫ НЕОБХОДИМО РЕШАТЬ ПУТЕМ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ. О ТОМ, КАКИЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ СТОЯТ ПЕРЕД ВЕДОМСТВОМ СЕГОДНЯ, НОВЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ РАССКАЗАЛ В ИНТЕРВЬЮ «COMMERCIAL PROPERTY».
С ноября 2016 года Вы стали главным архитектором Киева. Расскажите, какие первоочередные задачи стоят перед Вами сегодня?
Александр Свистунов, главный архитектор Киева, директор Департамента градостроительства и архитектуры
ФОТО: КГГА

Самое главное – наладить работу Департамента градостроительства и архитектуры Киевской городской государственной администрации, вернуть доверие киевлян к данному ведомству и наладить тесное взаимодействие между застройщиками, проектировщиками, департаментом и городом. Глобальные проблемы Киева связаны с неактуальной градостроительной документацией, незаконным строительством и невысоким качеством проектирования. Решение этих вопросов позволит нам двигаться дальше и приступить к рассмотрению и решению локальных проблем города.

Как именно Вы намерены решать эти вопросы?

Сегодня мы продолжаем пожинать плоды несовершенной градостроительной системы. Нам предстоит нивелировать негативное влияние данного «наследия» на город и параллельно с этим двигаться вперед в развитии застройки столицы. В первую очередь, необходимо вернуть практику рассмотрения проектов на градостроительном совете, который является площадкой, где горожане могут услышать мнение и аргументы профессионалов. Иными словами – необходимо уделять больше внимания работе с общественностью.

Например, лично я, занимаясь последние 20 лет проектной деятельностью, помню, как ранее проходили гражданские слушания важных проектов в районных администрациях или прямо на локациях будущих объектов, где собирались жители определенного района. В свою очередь, архитектор и застройщик разъясняли им свои намерения и преференции, которые получит район от реализации проекта. Именно в этом диалоге рождались карта и график строительства.

Намерения застройщиков должны быть озвучены людям, в чью среду проживания они вторгаются. Сейчас мы наблюдаем много примеров, когда эти процедуры были нарушены, что привело к различным акциям протеста с разрушением заборов, ограждающих строительные площадки, конфликтам и т.д. Сегодня нет доверия даже к тем компаниям, у которых имеются все разрешительные документы. Чтобы этого избежать, необходимо доносить до людей информацию о планируемых проектах. Таким образом мы сможем снять напряжение, создать прозрачную систему работы на всех строительных площадках, в результате чего киевляне будут осведомлены о том, насколько законна деятельность того или иного застройщика.

«НАМЕРЕНИЯ ЗАСТРОЙЩИКОВ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОЗВУЧЕНЫ ЛЮДЯМ, В ЧЬЮ СРЕДУ ПРОЖИВАНИЯ ОНИ ВТОРГАЮТСЯ. СЕЙЧАС МЫ НАБЛЮДАЕМ МНОГО ПРИМЕРОВ, КОГДА ЭТИ ПРОЦЕДУРЫ БЫЛИ НАРУШЕНЫ, ЧТО ПРИВЕЛО К РАЗЛИЧНЫМ АКЦИЯМ ПРОТЕСТА»

Работа с общественностью будет выражаться только в проведении открытых градостроительных советов?

Не только в них. В последнее время наше общество достаточно интенсивно самоорганизовывается. Общественные организации активно принимают участие во всех процессах, происходящих в городе. Хорошие примеры на сегодняшний день – это театр на Андреевском спуске, проект торгового центра возле станции метро «Героев Днепра» и парк «Наталка». Все, что происходит сейчас вокруг данных объектов, – это заслуга общественности.

Кроме того, 14 сентября 2016 года крупнейшие столичные застройщики подписали меморандум с представителями власти и правоохранительными органами для обеспечения правопорядка и соблюдения законности на строительных площадках Киева. Инициатором подписания документа выступил мэр города Виталий Кличко после ряда недавних конфликтов вокруг нескольких столичных строек. Данный документ подчеркивает необходимость осведомлять общественность о намерениях городских властей и застройщиков, проводить открытые дискуссии и выводить работу над проектами в правовое поле. И только после прохождения всех этих этапов двигаться дальше в реализации объектов строительства.

На самом деле, сегодня застройщику выгодно, чтобы его работа была прозрачной для правильного бюджетирования процесса строительства и точного определения сроков реализации объектов. А это возможно, когда не будет протестов, разрушенных заборов и перекрытых улиц.

Однако зачастую такие протесты бывают заказными. Как быть в таких ситуациях?

Я уверен, что как только процесс согласования проектов строительства станет прозрачным и открытым, характер демонстраций сразу будет всем понятен. Ведь если население района застройки приняло проект, кто же тогда протестует против его возведения? В таком случае должна подключаться полиция и защищать законность. Таким образом, общение застройщиков с жителями автоматически исключает появление псевдоактивистов.

Хотели бы Вы изменить что-либо в функциях и полномочиях главного архитектора Киева и руководителя Департамента градостроительства и архитектуры?

Очень хочу. На данный момент Департамент градостроительства и архитектуры не является контролирующим органом, поэтому не может повлиять на проектировщиков и застройщиков. Как следствие – мы теряем лицо и будущее города, ведь в последние годы проектные решения, предлагаемые игроками строительного рынка, зачастую никого не удовлетворяют -ни киевлян, ни профессионалов, ни администрацию. И я понимаю почему: никто не хочет жить в панельном 25-этажном гетто без инфраструктуры в виде парков, школ и детских садов, паркингов.

Чтобы в корне изменить ситуацию, на мой взгляд, Департаменту градостроительства и архитектуры необходимо вернуть право влиять на процессы проектирования и застройки территорий. Для этого требуется внести изменения в законодательство Украины. Если этого не сделать, то скоро мы не узнаем наш город. Я хочу, чтобы инвестор и застройщик не просто прислушивались к мнению Департамента, которое сегодня носит рекомендательный характер, но и относились к нему как к коллегиальному заключению профессионалов, которым доверено формирование лица города, и в обязательном порядке выполняли его. Специалисты Департамента назначены на свои должности выбранной киевлянами властью. Если жители избрали эту власть, у нее должны быть рычаги влияния. Пока зачастую возникает ситуация, когда население что-то требует от руководства города, только у него нет закрепленных на законодательном уровне полномочий для решения возникшей проблемы.

Принятие Генерального плана развития Киева – один из основных вопросов, который задают Вам сегодня, ожидая конкретного ответа. Однако ранее, чем вторая половина 2017 года, его принятия ожидать не стоит. Какие этапы еще предстоит пройти?

Сегодня у города имеется Стратегия развития до 2025 года и Генеральный план до 2025 года, который находится в состоянии доработок и согласований. В скором времени мы должны внести его на рассмотрение Киевского городского совета, однако чтобы это произошло, необходимо разработать еще ряд важных документов. Прежде всего – это историко-архитектурный опорный план (ИАОП), который будет регулировать застройку столицы, сохраняя наше наследие, при этом не ограничивая развитие города согласно современным тенденциям и требованиям. Он является одним из основных разделов Генерального плана Киева. ИАОП уже прошел шесть заседаний в нашем Департаменте, но еще подлежит доработке с последующим одобрением Министерства культуры Украины. После этого город наконец-то получит документ, в котором будет полностью обозначено функциональное назначение территорий.

Помимо Генерального плана, еще одним важным градостроительным документом является зонинг, который работает с территориями локально. Как раз в зонинг вносятся изменения и различные инициативы, он является отражением актуальной ситуации и намерений городских властей и застройщиков.

Третий по важности для города документ – детальный план территорий. Это единственный градостроительный документ, который демонстрирует реальную ситуацию в любом районе, раскрывает проблематику социальной инфраструктуры, необходимость в больницах, зеленых зонах, показывая число жителей, количество существующих и необходимых мест в школах и садиках.

Дайте оценку градостроительной ситуации в Киеве. Какие основные проблемы с точки зрения городского планирования Вы можете выделить? В масштабах города, где наиболее целесообразно строить новое жилье, офисные здания, торговые центры, другие объекты?

Не секрет, что сейчас экономика и жизнь диктуют свои условия застройщикам, которые порой принимают решение об изменении целевого назначения проектов. Например, объект, который изначально разрабатывался как офисный центр, превращается в жилой комплекс. Помимо изменения проектирования самого здания, важно то, насколько оно необходимо в конкретном месте и как взаимодействует с окружающей застройкой, как связано с дорожно-транспортной и социальной инфраструктурой, местами приложения труда и духовными центрами. Чтобы не возникало подобных ситуаций и бизнес-интересы застройщиков не были выше интересов города, необходимо иметь четкую стратегию развития Киева. Город должен быть уравновешен во всех аспектах, поэтому нельзя делить столицу на правый культурно-исторический и левый спальный берег.

Сегодня мы видим, что левый берег Киева необходимо насыщать культурными объектами и местами приложения труда. Тем самым можно уменьшить миграцию населения из одной части города в другую, разгрузить дороги и транспорт. Также сегодня актуальна работа по созданию в Киеве перехватывающих хабов: у человека, живущего на окраине, должна быть комфортная альтернатива оставить машину в паркинге и воспользоваться общественным транспортом. Для этого необходимо провести целый комплекс мероприятий по формированию единой системы транспортных потоков с учетом численности населения и определением точек размещения хабов. Здесь необходимо задействовать системы метро и городской электрички, а также Днепр. Транспортная сеть, можно сказать, скелет и основа города, на который «одевается» ткань жилых образований, рекреационных зон, инфраструктуры и т.д. Ряд транспортных проектов сейчас находится на стадии развития, и я надеюсь, что скоро мы увидим первые изменения и новшества.

«ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ, МОЖНО СКАЗАТЬ, СКЕЛЕТ И ОСНОВА ГОРОДА, НА КОТОРЫЙ «ОДЕВАЕТСЯ» ТКАНЬ ЖИЛЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН, ИНФРАСТРУКТУРЫ И Т.Д. РЯД ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЕКТОВ СЕЙЧАС НАХОДИТСЯ В СТАДИИ РАЗВИТИЯ, И Я НАДЕЮСЬ, ЧТО СКОРО МЫ УВИДИМ ПЕРВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И НОВШЕСТВА»

Речь идет о транспортных проектах, которые презентовались в октябре 2016 года на Инвестиционном форуме Киева? Каковы сроки их реализации?

Да, многие наши проекты были представлены международной общественности на этом мероприятии. Департамент градостроительства и архитектуры – это платформа, через которую проходят все инициативы в городе, а это колоссальный поток документов и вопросов. Я горжусь, что слаженная работа всех подразделений дала возможность презентовать проекты на форуме, заявить о них во всеуслышание, что является большой ответственностью. Это такие проекты, как Bus Rapid Transit System (автобусная система общественного транспорта или так называемое «наземное метро» – ред.), Tram-Train (система, согласно которой трамваи могут использовать инфраструктуру железных дорог или электричек – ред.) и другие. Что же касается сроков, их назвать тяжело – любой из таких проектов необходим городу «на вчера».

В одном из своих интервью Вы сказали, что Киеву необходимо дать возможность получить качественное европейское лицо. Что Вы под этим подразумеваете?

Конечно, мы перенимаем европейский опыт, ведь города этого региона сталкивались с такими же проблемами, с которыми сегодня сталкивается Киев. Я говорю о городах, сопоставимых по объему, инфраструктуре, значимости, например, о Берлине. Но Киев – уникален, так же, как и любой другой город Европы. Наша цель – сохранить уникальность и улучшить имидж нашей столицы.

Продолжая тему имиджа столицы, как Вы считаете, новый театр на Подоле украшает или ухудшает облик Киева?

Архитектуру и проекты, как, собственно, все в жизни, нельзя поляризовать и однозначно сказать – это черное или белое, зло или добро. В целом, формировать мнение по данному проекту необходимо исходя из трех вещей: профессионального коллегиального взгляда архитекторов, отзывов киевлян, так как это их среда обитания, и соблюдения законных процедур. Что получилось на сегодняшний день? Мы имеем целевое назначение проекта с внутренним содержанием, и негатива в этом отношении нет. Целевое назначение нового объекта на Подоле – это театр. Будет ли кто-то против театра в этом месте? Я думаю, что нет.

Второе – это вид и масштабы объекта, которые и получили самый большой негативный отклик общественности. С одной стороны, необходимо понимать, что театр в силу своей специфики требует определенного объема и высоты для размещения всех необходимых помещений, например, сценической коробки, и технического оборудования. С другой стороны, важно сохранить масштаб застройки Андреевского спуска, которая представлена в основном малоэтажными домами. Мы видим, что в этом конкретном проекте авторы выделили первую линию здания, которая сомасштабна окружающей застройке, и намеревались визуально нивелировать вторую линию и лишний объем.

Что мы имеем на сегодняшний день в отношении этого проекта? Он не сдан в эксплуатацию. По этому проекту состоится градостроительный совет, на котором после всестороннего анализа рабочей группой выскажутся профессионалы. Сейчас решение данной проблемы находится в фазе активного диалога.

Если говорить в общем, ситуация с театром на Подоле – хороший прецедент для Киева, который показал необходимость донесения намерений застройщика жителям города и соблюдения процедур законности строительства. Данная ситуация стала следствием в том числе и несовершенного законодательства.

«ТЕРРИТОРИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗОН МОЖНО БЫЛО БЫ СУЩЕСТВЕННО СОКРАТИТЬ, ВПЛОТЬ ДО 10% ЗАНИМАЕМОЙ ИМИ ПЛОЩАДИ, ЗА СЧЕТ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА»

В столице уже чувствуется недостаток свободных участков для застройки. В то же время существует масса промышленных зон – потенциальных площадок для девелопмента. Стоит ли нам ожидать в ближайшем будущем развития проектов на базе бывших промзон?

Промышленные зоны – это мертвая ткань на теле города. В настоящее время они представляют собой нефункционирующие либо частично работающие предприятия. При этом территории последних можно было бы существенно сократить, вплоть до 10% занимаемой ими площади, за счет модернизации производства. Я приветствую инвестиционные проекты по редевелопменту и благоустройству таких территорий. Однако при работе над ними важен комплексный подход. Необходимо, чтобы в таких проектах требования города и комфорт киевлян преобладали, а также учитывались принципы гармоничной застройки.

В настоящее время в Киеве уже имеются яркие примеры редевелопмента таких территорий. Это ЖК «Комфорт Таун», ТРЦ «Космополит», др. Сегодня для промышленных зон Киева разрабатываются детальные планы территорий, функциональное насыщение которых, с одной стороны, учитывает требования города, с другой – инвестиционную составляющую. На самом деле, сами владельцы промышленных территорий являются инициаторами их редевелопмента и ведут соответствующие переговоры с инвесторами. Надеюсь, очень скоро мы увидим новые качественные проекты обновления промзон в столице.

ФОТО: UDP


Вернуться

CP-проекты

CP ROUND TABLE

Commercial Property

COMMERCIALPROPERTY.UA

CP AWARDS

CP RETAIL

INTERIORS

Гид/Guide

Architecture & Design Forum

Форум по строительству и инжинирингу «Экономика жизненного цикла зданий»

Форум «Эко- и энергоэффективность в недвижимости»

Media Kit 2017

Media Kit 2017 (ENG)

Commercial Property

№7(168) август 2017

Last number

Содержание

Онлайн-архив

Подписка

facebook

ОНЛАЙН-АРХИВ