Киев должен изменить стратегию инвестиционной деятельности


За первое полугодие 2003 года в Киеве зарегистрировано иностранных инвестиций на общую сумму $103,8 миллиона, что на 46,8% больше, чем за аналогичный период 2002 года. На одного жителя города приходится $750 инвестиционных средств, что в 6,5 раза больше, чем в среднем по Украине, однако значительно меньше, чем в восточноевропейских столицах – Варшаве, Праге, Будапеште.
Киев первым среди регионов Украины принял в 1997 году Программу привлечения иностранных инвестиций и создал городской координационный совет по вопросам инвестиций, в состав которого вошли около 30 руководителей города. В 2001 году был утвержден перечень первоочередных проектов для привлечения инвестиций.
Действующий Совет по вопросам привлечения инвестиций создан распоряжением КГГА от 11 ноября 2002 года на основании Указа Президента Украины Леонида Кучмы от 4 февраля 2002 года. В его состав включены 28 членов, из которых восемь являются представителями иностранных компаний и одной международной организации, что несколько отличает Совет от предыдущего Координационного совета, созданного в 1997 году. «Создавая Совет, мы ставили задание улучшить диалог между властью и инвесторами, и именно с этой целью в его состав включены представители нескольких зарубежных компаний, активно работающих в городе», – отметил Михаил Поживанов.
На первом заседании Совета, которое состоялось 16 сентября, обсуждались вопросы, касающиеся анализа городской политики в отношении иностранных инвесторов, стратегических направлений развития украинской столицы и возможного участия в их реализации зарубежных компаний, предложения членов Совета по усовершенствованию город- ской правовой базы. Михаил Поживанов с сожалением констатировал, что, несмотря на все усилия мэрии, основной объем иностранных инвестиций продолжает поступать в сферу торговли и питания – 47,3%; финансы, кредитная сфера и страхование – 17,4%; транспорт и связь – 10,1%, строительство – 5,5%; промышленность – 18,3%. При этом иностранные инвесторы не спешат вкладывать средства в высокотехнологическое производство. Подавляющее большинство иностранных компаний осуществляют небольшие проекты в сферах с высокой скоростью оборота капитала. Таким образом, фактически они только обостряют конкуренцию между местными инвесторами. В то же время, без капиталовложений остаются более масштабные проекты, за которые не берутся ни отечественные, ни зарубежные инвесторы.
«Самыми приоритетными для привлечения инвестиций в Киеве должны стать высокотехнологические производства», – подчеркнул М. Поживанов. С этой целью город мог бы предложить иностранным компаниям земельные участки на окраинах города под промышленные объекты, в частности, в троещинской промзоне, которая не осваивается уже более десяти лет. Среди недостатков инвестиционной политики мэрии Михаил Поживанов назвал неэффективное участие города в конкретных проектах. Несмотря на значительные суммы инвестиций, которые поступают в экономику города, проекты, в которых заинтересован город, реализуются очень медленно, а преимущественная часть капитала находит свои объекты для инвестирования без какой-либо поддержки города.
Причину этого Михаил Поживанов видит, прежде всего в том, что в Программах 1997 и 2001 годов приоритетные направления привлечения иностранных инвестиций были определены достаточно расплывчато, что со временем сыграло свою негативную роль. По его словам, почти шестилетняя практика показала, что приоритеты не подкрепляются механизмами, способными реально заинтересовать иностранные компании, в частности, льготное налогообложение, снижение рисков, гарантии города.
Так, согласно законодательству, город не несет никакой материальной ответственности перед иностранными инвесторами, и такое состояние дел не может удовлетворять потенциальных инвесторов и содействовать созданию благоприятного инвестиционного климата. Михаил Поживанов также отметил, что в мировой практике в последнее время появилась тенденция предоставления инвесторам налоговых льгот местными органами власти, и если раньше льготы предоставлялись достаточно осторожно и очень ограниченному кругу иностранных инвесторов, то в последнее время ситуация существенно изменилась.
«На сегодняшний день особенно важным является понимание того, что проблемы, которые часто нельзя решить в масштабах страны, могут с большим уровнем успешности решаться на региональном уровне», – подчеркнул он. Значительное негативное влияние также оказала бессистемность работы города с инвесторами, в том числе с иностранными. Компании-претенденты обращаются к столичному руководству различными путями, часто сталкиваются с недоразумениями и дублированием функций в структурах власти и разрешительных органов. Бессистемность становится причиной напрасной траты времени и ресурсов на подготовку проектов с участием инвесторов, неспособных осуществить эти проекты. Это касается гостиницы «Театральная», когда инвесторы сменяли друг друга, не осуществляя никаких реальных шагов в реализации проектов.


    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    

НАИБОЛЕЕ ВЕСОМЫЕ ОБЪЕКТЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ
ОбъектСфера деятельности
Сумма инвестиций, $ млн.
ООО «Мetro Сash & Сarry»торговля
30,67
АКБ «ХФБ Банк Украина»банковская деятельность
13,14
ЗАО «ДП Алюминпродукт»торговля
11,42
ООО «Джитек Украина»промышленное производство
10,42
ООО «Нарком-Инвест»химическая и нефтехимическая промышленность
7,51
ООО «Цепелин Украина»транспорт
6,76
«Максбет»торговля
4,18
ООО «Фортуна Банк»банковская деятельность
4,12
«Лукойл-Украина»нефтехимическая промышленность
3,13
ООО «Вектробуд»торговля
2,84
ООО «Техкабель»операции с недвижимым имуществом
2,73
ДП «Спецбудинвест»строительство
2,61
ООО «Атем»производственная и торговая деятельность
2,47

Источник: КГГА


    


    
    
    


    
    
    
    


    
    
    
    
    


    
    
    
    
    


    
    
    
    
    


    
    
    
    
    


    
    
    
    
    


    
    
    
    
    


    
    
    
    
    


    
    
    
    
    


    
    
    
    
    


    
    
    
    
    


    
    
    
    
    

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ ПО СФЕРАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Отрасль
9 мес. 2003 года
9 мес. 2002 года
Сумма, $ млн.
% к общей сумме
Сумма, $ млн.
% к общей сумме
Розничная торговля
30,88
16,9
1,05
0,9
Финансы, кредит, страхование
18,10
9,9
4,94
4,2
Оптовая торговля
18,06
9,9
9,71
8,3
Внешняя торговля
17,35
9,5
6,10
5,2
Строительство
13,60
7,5
3,83
3,3
Другие промышленные производства
13,32
7,3
1,37
1,2
Транспорт и связь
12,35
6,8
15,78
13,5
Химическая и нефтехимическая промышленность
11,24
6,2
6,15
5,2
Торговля и питание
9,91
5,4
24,00
20,1
Пищевая промышленность
6,24
3,4
8,08
6,9
Операции с недвижимым имуществом
6,00
3,3
5,41
4,6

Источник: КГГА
Среди недостатков городской политики в отношении иностранных инвесторов Михаил Поживанов также назвал блокирование инвестиций в объекты незавершенного строительства. Так, на сегодня отсутствует сведенная информация по этому вопросу для предложений иностранным инвесторам. Программа незавершенного строительства, которая готовилась несколько лет назад, нуждается в корректировке. Частично объекты незавершенного строительства могут найти инвесторов внутри страны, но некоторые из них в силу масштаба, функционального назначения, заданий, которые стремится решить город в результате привлечения инвестиций, требуют поиска иностранного партнера. По таким объектам Совет мог бы подготовить качественные, экономически обоснованные инвестиционные предложения и презентовать их зарубежным деловым кругам.
Среди недостатков инвестиционной деятельности в столице Михаил Поживанов также отметил «достаточно противоречивую» процедуру подготовки и согласования проектной документации для строительства объектов. Так, за последние годы уже дважды менялся порядок отвода земельных участков в пользование. Вместе с тем, уже восьмой год не решается вопрос разработки новых правил застройки города взамен тех, которые считаются устаревшими. Эти документы мало корреспондируют друг с другом, что приводит к многочисленным коллизиям в работе инвесторов. Михаил Поживанов также считает, что необходимо осуществлять мониторинг обращений заинтересованных инвесторов. «Это очень ценная информация для анализа масштаба и характера заинтересованности инвесторов, поэтому мы планируем в 2004 году поставить такой мониторинг на систематическую основу, создав соответствующую базу данных», – сообщил он.
Михаил Поживанов отметил, что «необходимо раз и навсегда прекратить практику начала сотрудничества с иностранными партнерами без их надлежащего изучения. Этот процесс должен иметь системный характер на соответствующей методической базе». В качестве примера такой практики он привел проект по строительству элитного жилого района «Днепровская пристань», который «в конце концов оказался мыльным пузырем».
Михаил Поживанов считает, что на 2004 год необходимо разработать и утвердить новую программу привлечения иностранных инвестиций. Он также напомнил, что одним из важных заданий, закрепленных за Советом Указом Президента Украины, является досудебное выяснение конфликтных ситуаций, которые возникают между инвесторами и столичными органами власти, городскими службами. Необходимо создать практический механизм выполнения этого задания. Мэрия должна подготовить специальное распоряжение, согласно которому юристы будут обязаны обращаться в Совет с просьбой о разрешении конфликта до того, как начать оформление официального судебного представления.


ИТОГИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ КОНКУРСОВ
В целом в Киеве уже проведены инвестиционные конкурсы на общую сумму почти 400 миллионов гривен, сообщил начальник Главного управления экономики и развития города КГГА Валерий Борисов.
По его данным, сейчас в Киеве объявлены еще 7 конкурсов на сумму 240 миллионов гривен, а в стадии разработки технико-экономических обоснований находятся еще 24 инвестиционных проекта на суму около 800 миллионов гривен. Все эти конкурсы будут объявлены и проведены еще до конца 2003 года. Причем КГГА планирует получить из этих средств около 100 миллионов гривен в спецфонд городского бюджета на развитие социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры. В частности, программа реконструкции парков Киева осуществляется именно за счет этих средств (сейчас в стадии реконструкции находятся около 4 парков столицы, в частности, Голосеевский – ред.)
В 2004 году КГГА намерена привлечь 1,5 миллиарда гривен инвестиций, в результате чего бюджет столицы пополнится 150 миллионами гривен на инфраструктурное развитие.