10.03.2017

INTERIORS'17: эксклюзивно о дизайне

Фото: «Commercial Property» 31 января в Киеве состоялся Международный форум по дизайну интерьера в коммерческой и жилой недвижимости INTERIORS'17, объединивший представителей украинских и зарубежных архитектурных и дизайнерских бюро, девелоперских, консалтинговых и управляющих компаний, гостиничных операторов, разработчиков, производителей и поставщиков решений для интерьера, представителей юридических фирм, а также специализированных и бизнес-медиа. Организатором мероприятия выступило В2В-издание в сфере коммерческой недвижимости Украины «Commercial Property». «БЛАГОДАРЯ СТЕКЛЯННОМУ ФАСАДУ ЗДАНИЯ МОЖНО НЕ ТОЛЬКО ОТКРЫТЬ ВИД НА ТО, ЧТО НАХОДИТСЯ И ПРОИСХОДИТ ВНУТРИ ТЦ/ТРЦ, НО И ТЕМ САМЫМ ПРИВЛЕЧЬ ПОСЕТИТЕЛЕЙ. ЗА СЧЕТ ТАКОГО РЕШЕНИЯ ИНТЕРЬЕР МАГАЗИНОВ СТАНОВИТСЯ ФАСАДОМ ОБЪЕКТА» INTERIORS'17 – это часть проекта Architecture & Design Forum, который включает уже известный на рынке Украины и за рубежом Международный архитектурный форум. С 2012 по 2016 годы журнал «Commercial Property» успешно провел пять архитектурных форумов, участниками которых стали украинские и иностранные профессионалы отрасли архитектуры и проектирования, недвижимости, строительства и смежных сегментов. Организатор форума по дизайну интерьера в коммерческой и жилой недвижимости INTERIORS‘17 – В2В-издание «Commercial Property» Программа INTERIORS'17 включала доклады зарубежных и украинских экспертов, дискуссии, а также case-марафон с краткими презентациями проектов, технологий и решений для различных типов помещений. В завершение мероприятия его участники наслаждались неформальным общением на VIP Cocktail. Питер Блейм, SPAZZIO design Деловую программу Форума открыл Питер Блейм, собственник бюро SPAZZIO design, дизайн-директор компании Capital Park (Польша), с докладом «Проектируя объект, вы разрабатываете и дизайн, – создав интерьер, вы созидаете здание». В своем выступлении эксперт обратил внимание на то, что разработка дизайна начинается еще при проектировании самого здания. Он выделил несколько факторов, влияющих на создание интерьера: первый фактор – это локация объекта, второй – сам дизайн и то, о чем он говорит, третий – маркетинговая идея и четвертый – непосредственно детали проекта. На примере нескольких проектов торговых комплексов в Украине и Польше Питер Блейм показал, что благодаря стеклянному фасаду здания можно не только открыть вид на то, что находится и происходит внутри помещения, но и привлечь тем самым посетителей. За счет такого решения интерьер магазинов становится фасадом объекта. К примеру, данный подход применен в проекте ТРЦ «Вырлица» (Киев). «Открывая то, что находится внутри здания, показывая, что оно полно жизни, что в нем можно интересно провести время, вы можете привлечь посетителей», – отметил эксперт. Константин Ярош, ТРЦ KyivMall ТРЦ KyivMall – еще один проект в Украине, в котором участвовал Питер Блейм. В частности, перед бюро SPAZZIO design стояла задача выполнить редизайн этого ТРЦ, создать новый облик и интерьеры, основываясь на разработанном ранее проекте. «В KyivMall мы также хотели сделать фасад открытым, показать все внутренние этажи. За счет такого подхода дизайн магазинов, расположенных внутри торгово-развлекательного центра, сделает фасад здания ярким и привлекательным для прохожих», – рассказал эксперт. Ольга Гавура и Наталья Дерен, 7CI Group В своем докладе Питер Блейм также сделал акцент на важности доверия инвестора в отношениях с архитектором и дизайнером. «Инвесторы часто путешествуют по миру, видят много красивых элементов в различных зданиях - аэропортах, гостиницах, торговых центрах, др. и хотят применить какие-то из них в своих проектах. Однако не всегда понимают, что такие решения могут не работать в тех зданиях, которые они планируют реализовать, ведь каждый дизайн имеет свое начало и историю», – говорит эксперт. Игорь Бранфудин, «Схід-Захід» Мероприятие продолжил Игорь Бранфудин, директор компании «Схід-Захід», который рассказал о природном камне, возможностях его применения для дизайнеров и преимуществах для заказчиков. С 1994 года компания «Схід-Захід» занимается поставками природного камня из стран Европы, в частности из Италии, а также самостоятельно разрабатывает гранит в Украине. Природный камень используется в интерьере и экстерьере; благодаря широкой цветовой гамме позволяет создавать эксклюзивные проекты. Игорь Бранфудин представил несколько проектов интерьеров, реализованных компанией в сотрудничестве с дизайнерами, в которых применялись такие материалы, как мрамор и оникс. Последний, к слову, обладает уникальным свойством светиться в темноте, благодаря чему предоставляет возможность создавать неповторимые дизайнерские решения. Луиза Йодловска, собственник, главный архитектор бюро EC-5 Architects (Польша), представила доклад «На пересечении гостеприимства, архитектуры и маркетинга. Тенденции в современном гостиничном дизайне». По словам эксперта, на данный момент дизайн в гостиничной недвижимости находится под влиянием нескольких трендов и факторов. Первый важный фактор – это взросление поколения миллениалов. «Миллениалы становятся крупнейшей группой туристов. Они путешествуют больше, чем другие поколения, поэтому для отельеров очень важно узнавать, что необходимо таким гостям, и отвечать их потребностям», – говорит Луиза Йодловска. Что необходимо знать о миллениалах? Они любят опыт и эксперименты и не готовы тратить много денег на проживание, предпочитая потратить их на впечатления. Миллениалы – активные пользователи digital-технологий. Они используют приложения для путешествий в своих смартфонах, знают, где найти лучшее предложение по размещению. Что это значит для гостиничного сегмента? По мнению эксперта, отвечая на потребности миллениалов, отельеры будут уменьшать площади номеров и расширять инфраструктуру за счет общественных мест, например, ресторанов, баров. Луиза Йодловска привела несколько примеров отелей, которые, по ее мнению, отвечают требованиям миллениалов. Это такие гостиницы, как 25 Hours Bikini Hotel в Берлине (Германия), Schani Hotel в Вене (Австрия), др. «МИЛЛЕНИАЛЫ СТАНОВЯТСЯ КРУПНЕЙШЕЙ ГРУППОЙ ТУРИСТОВ. ОНИ ПУТЕШЕСТВУЮТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДРУГИЕ ПОКОЛЕНИЯ, ПОЭТОМУ ДЛЯ ОТЕЛЬЕРОВ ОЧЕНЬ ВАЖНО УЗНАВАТЬ, ЧТО НЕОБХОДИМО ТАКИМ ГОСТЯМ, И ОТВЕЧАТЬ ИХ ПОТРЕБНОСТЯМ» Луиза Йодловска, EC-5 Architects Важная тенденция, на которую обратила внимание Луиза Йодловска, – это превращение лобби отелей в многофункциональные пространства, которые становятся центром отеля. Сегодня это большие открытые помещения, разделенные на различные функциональные зоны, к примеру, для работы или отдыха. Это предполагает другой подход к дизайну лобби, в том числе использование многофункциональной мебели, озеленение, др., а также к зонированию. Важно, чтобы такие пространства были гибкими и могли трансформироваться под различные функции. Следующая тенденция, наблюдающаяся в сегменте гостиничной недвижимости, – активное внедрение различных цифровых технологий, например, установка киосков регистрации вместо стоек ресепшн или использование смартфона в качестве ключа от двери, др. Сергей Данилюк, JFA Еще одна тенденция – редевелопмент и адаптивное использование объектов, то есть размещение отелей в таких зданиях, как бывшие фабрики, заводы, др. Это позволяет создать гостиницу с увлекательной историей, и, что немаловажно, подобные здания дают дизайнерам уже готовые идеи для концепции интерьера. «Также это хороший маркетинговый ход, потому что данный объект может предложить своим гостям опыт, отличающийся от конкурентов», – отметила Луиза Йодловска. Последний тренд – использование экотехнологий и экоэлементов в дизайне отелей. Бережное отношение к окружающей среде становится сегодня принципом жизни многих людей, и отельерам необходимо учитывать эту тенденцию. К примеру, некоторые отели устанавливают ресурсосберегающие технологии, используют возобновляемые источники энергии, применяют озеленение снаружи и внутри здания, др. Игорь Мартин, MARTIN architects В «Case-марафоне интерьерных решений и разработок», модератором которого выступила Марина Рымаренко, партнер, исполнительный директор DEOL Partners, приняли участие Игорь Авраменко, руководитель студии дизайна MOSS Decor; Екатерина Васильева, архитектор мастерской «Васильева & К»; Игорь Мартин, руководитель и архитектор-дизайнер студии MARTIN architects; Андрей Смирнов, директор Acoustic Traffic LLC, член акустического общества Audio Engineering Society (AES); Евгений Фридлиб, руководитель инженерного отдела группы компаний Acoustic Group. В ходе дискуссии экспертам была предоставлена возможность в кратких докладах рассказать о своих проектах и наработках. Марина Рымаренко, DEOL Partners Марина Рымаренко рассказала о киевском проекте 11 Mirrors, который является первым дизайн-отелем в странах СНГ «Философия отеля – это 11 отражений состоявшейся личности, среди них – креативность, независимость, осознанность и гармония. Эта философия легла в основу дизайна объекта и его продвижения, – рассказала она. – Наш отель отличает индивидуальный подход и внимание к каждой детали, благодаря чему он получает множество наград». В частности, 11 Mirrors уже четвертый год подряд признан отелем №1 в Украине и в Киеве, второй год подряд входит в ТОП-25 лучших отелей Европы. Кроме того, в текущем году он получил статус лучшего бутик-отеля в мире. Case-марафон продолжил Игорь Авраменко, рассказав об озеленении интерьеров с помощью стабилизированных растений, в том числе мха, которые пользуются спросом для украшения гостиниц, ресторанов и торговых центров. «Натуральный мох не требует специального ухода и обслуживания, более пяти лет сохраняется цвет и эластичность, – рассказал он. – С помощью мха можно создавать различные инсталляции и арт-объекты, при этом без необходимости сложного подвода воды и освещения, а также высотные проекты, к примеру, для озеленения стены до потолка. В случае повреждения испорченный сегмент можно заменить на такой же новый». Екатерина Васильева, «Васильева & К» Екатерина Васильева подняла вопрос качества планировки жилья элит-класса. «С чем сталкиваются инвесторы сегодня? Они вынуждены несколько раз заплатить за планировку: первый раз они платят за то, что спроектировал генпроектировщик и построил генподрядчик, второй – чтобы демонтировать стены, и еще раз – чтобы построить новые», – рассказала Екатерина Васильева. Она представила аудитории кейс перепланировки квартиры, в которой изначально не было ни одного прямого угла. После внесения изменений исчез длинный коридор, появилось открытое пространство, которое предполагает общение и отдых, приватная зона из двух спален, гардеробная комната, гостевой санузел. «Немного профессионализма, опыта и понимания задач человека, для которого строится квартира элит-класса, и одно и то же помещение превращается в полноценное жилье», – отметила она. Игорь Мартин в рамках case-доклада рассказал о тех вариантах комплектации жилой недвижимости, которые предлагают застройщики сегодня. Первый из них можно условно назвать «м2 + голые стены», характеризующийся неудачной планировкой, низкой среднерыночной стоимостью, др. Второй вариант – «м2 + дизайн-проект» с улучшенной планировкой, готовым дизайном с пониманием бюджета его реализации. Третий – «м2 + дизайн-проект + реализация», основными характеристиками которого являются улучшенная планировка, готовый ремонт, рассчитанный бюджет. И четвертый – это «м2 + дополненная реальность». По сути, это программное обеспечение по принципу виртуальной реальности, благодаря которому инвестор, находясь в помещении до ремонта, может увидеть несколько вариантов планировки и дизайна этого жилья с помощью специального оборудования. Андрей Смирнов, Acoustic Traffic LLC Андрей Смирнов представил кейс «Акустическая подготовка конференц-центра в отеле «Президент Отель». Эксперт подробно рассказал о том, какие дизайнерские решения и акустические материалы применялись в данном проекте. По его словам, концепция интерьера заключалась в отделке стен и потолка основного зала центра акустическими материалами, при этом дизайнер и заказчик хотели реализовать идею волнообразного потолка. Для этого были выбраны итальянские панели с хорошими акустическими свойствами, которые также позволили воплотить пожелания клиента. Как сообщил Андрей Смирнов, за месяц до ввода объекта в эксплуатацию договоры на аренду конференц-зала были заключены на полгода вперед. Евгений Фридлиб, Acoustic Group Евгений Фридлиб привел несколько интересных фактов о том, как шум влияет на человека. К примеру, в акустически комфортных помещениях люди проводят на 10% больше времени, что важно для торговых центров и ресторанов, поскольку это напрямую влияет на размер среднего чека. 59% офисных работников в странах Европы называют шум основным раздражающим фактором и соглашаются с тем, что производительность была бы выше в более тихих условиях труда. «Сегодня девелоперы бизнес-центров задумываются о «зеленой» сертификации объектов согласно стандартам BREEAM, LEED и др., – продолжил Евгений Фридлиб. – Например, сертификат BREEAM имеет четкие требования по допустимому уровню шума в зависимости от планировки помещения – будь-то комната для нескольких человек, open space, комнаты переговоров, др. Эти требования имеют определенное количество баллов и влияют на общую оценку и присвоение зданию «зеленого» сертификата». Также эксперт представил несколько акустических решений для различных типов офисных и жилых помещений: вертикальные звукопоглощающие элементы, акустическое напыление, панели из древесной шерсти, панельная система «ЗИПС-Ультра», др. Максим Гаврюшин, ГК «Будхаус» Андрей Смирнов продолжил деловую программу форума, представив доклад «Акустический комфорт и дизайн помещений». Эксперт обратил внимание на растущее значение проблемы шума, обусловленной развитием новых технологий и расширением частотного диапазона источников шума, высокой концентрацией транспортных потоков вблизи мест проживания, а также большой шумовой нагрузкой на работе. Создание акустического комфорта в помещении подразумевает сбалансированное сочетание трех факторов: хорошая разборчивость речи, низкий уровень шума, достаточная звукоизоляция. В докладе Андрей Смирнов обратил внимание на такой фактор, как реверберация – это время, за которое уровень выключенного звука снизится на 60 дБ. В различных помещениях показатель реверберации будет разным, и чем он меньше, тем лучше разборчивость речи и ниже уровень шума. Время реверберации можно уменьшить применением декоративных звукопоглощающих материалов, среди них – акустические панели из тонкой древесной шерсти, звукопоглощающие декоративные панели, бесшовная звукопоглощающая панельная система, звукопоглощающие перфорированные гипсовые плиты, звукопоглощающие дизайнерские панели из вспененного алюминия, натуральные декоративные акустические покрытия, декоративные акустические панно, мобильные акустические экраны и панели. Кристофер Голдман Вард, Christopher Ward Studio Продолжил программу Кристофер Голдман Вард, основатель Christopher Ward Studio (Италия), с докладом «Дизайн в fashion-ритейле: подход, процесс и реализация». Эксперт представил ряд проектов в сегменте ритейла, в том числе магазины премиального бренда женской одежды Liu Jo, с которым Кристофер Голдман Вард работает с 2012 года. На конкретных примерах магазинов спикер показал, как менялся и развивался концепт марки в течение нескольких лет. В частности, он обратил внимание на различные дизайнерские элементы и решения, которые применялись в магазинах этой сети, к примеру, внедрение внутреннего освещения в различные элементы оборудования магазинов. «Нам нравится добавлять в проекты какие-то символичные элементы. Например, в одном из них мы применили линейное освещение, чтобы подчеркнуть периметр магазина», – рассказал Кристофер Голдман Вард. В дизайне магазина Liu Jo Jeans, отличающемся от Liu Jo более свежим и молодежным имиджем, бюро применило медные элементы вместо золотых. По словам эксперта, каждые четыре года бренды обновляют дизайн-концепцию, и сейчас основные тренды в fashion-дизайне – простота (таким образом продукция становится более визуальной для покупателя), технологичность (например, интерактивные экраны), экологичность (применение натуральных материалов), гибкость, др. Алексей Сверчков, Schüco Также в рамках доклада Кристофер Голдман Вард представил проект собственного дома, разработанного им лично. Этот объект стал площадкой для воплощения идей, которые дизайнер не мог реализовать в рамках работы с ритейлерами, и положил начало новому направлению студии – в сегменте жилой недвижимости. Философия студии Christopher Ward Studio базируется на таких принципах, как эклектизм, знания и постоянные исследования, веселье и одновременно тяжелый труд, человечность, победа и wow-фактор. Ключами к успеху, по словам Кристофера Голдмана Варда, являются множество хороших идей, которые приводят к цели; синергия с клиентом, поставщиками и командой, благодаря чему экономится время работы; максимальная детализация проекта, в результате чего сокращается количество различных вопросов; эффективность в целом, позволяющая экономить финансовые средства. Николай Чумак, IDNT Николай Чумак, создатель и CEO компании IDNT, выступил с докладом «Формат точки продаж, который зарабатывает больше». По словам эксперта, сегодня ритейл-индустрия сталкивается с такими основными вызовами: рост потребительских запросов, развитие технологий, снижение маржинальности бизнеса, появление конкурентов нового типа. Разумное улучшение формата точек продаж, как отметил Николай Чумак, может принести 20-40-процентное увеличение дохода. Такие усовершенствования могут происходить в трех составляющих ритейл-проекта: продукт, процессы, дизайн. Среди примеров, приведенных экспертом, – кейс компании Comfy по реформатированию торговых точек. «Ритейлер несколько лет жил в старом формате и испытывал большое давление с различных сторон. Изменения заключались в создании мультиканального формата магазинов, что отражено и в названии, и во внутренней организации торгового пространства, – отметил эксперт. – После проведения таких работ рост продаж в новых магазинах Comfy составил 20%. Инвестиции в реновацию магазинов быстро окупаются». Владимир Кличановский, «Нова Лайт» Владимир Кличановский, директор компании «Нова Лайт», представил доклад «Правильный свет в интерьере». По словам эксперта, сегодня мало кто задумывается о влиянии света на человека, что в корне неправильно, ведь от освещения зависит то, как человек чувствует и ведет себя в помещении, будь то дом, офис или магазин. К примеру, концентрация внимания человека может длиться 40 минут, при правильном освещении – до двух часов. Таким образом, за счет освещения можно повысить эффективность труда работников. В ритейле свет и яркость необходимо подбирать, исходя из самого продукта и его ценовой категории, а в торговых центрах яркость освещения галереи не должна быть выше, чем витрины, иначе магазины остаются незамеченными покупателями. «Также важно, чтобы не возникало диссонанса между светом и другими окружающими элементами, например, музыкой, запахами, элементами дизайна», – отметил Владимир Кличановский. Наталия Большакова, Татьяна Харебава, Ольга Терефеева Мероприятие завершилось дискуссией о будущем дизайна в Украине. В дискуссии, модератором которой выступила Ольга Терефеева, арт-директор Европейской Школы Дизайна, приняли участие Наталия Большакова, региональный представитель SBID (The Society of British and International Design), основатель студии дизайна Nataly Bolshakova Interiors; Юлия Данилова, региональный представитель SBID, основатель компании Domio Home Interiors; Юрий Зименко, дизайнер, руководитель Design Studio Yuriy Zimenko; Игорь Мартин, руководитель и архитектор-дизайнер студии MARTIN architects; Татьяна Харебава, советник, руководитель практики ІТ, интеллектуальной собственности и антимонопольного права компании «Спенсер и Кауфманн»; Eлена Хилькова, представитель University of the Arts London в Украине и странах СНГ; Николай Чумак, создатель и CEO компании IDNT. Сергей Бранфудин, «Схід-Захід» По словам Ольги Терефеевой, сегодня в Украине дизайн-услуги стали как никогда актуальными. Об этом говорит, в частности, увеличившееся число обращений по поиску дизайнеров мебели со стороны производителей. «В кризисное время люди перестали безрассудно относиться к своим деньгам и обратили внимание на украинского производителя, который оказался не готов к повышенному спросу и требованиям клиентов», – объяснила она. В то же время эксперт высоко оценивает профессионализм украинских дизайнеров, уровень которых подтверждается, в частности, различными наградами. «Люди голосуют своими деньгами за украинских специалистов. Это говорит о том, что отечественный дизайн актуален, у него есть прекрасное будущее», – отметила Ольга Терефеева. Дискуссия «Будущее украинского дизайна» Наталия Большакова и Юлия Данилова рассказали о возможностях, которые предлагает SBID состоявшимся дизайнерам и студентам. По словам Наталии Большаковой, в Украине не хватает связи образовательного процесса с реальными потребностями индустрии, в то время как в странах Европы и Америки общепринятым является вовлечение производителей и успешных деятелей рынка в процесс обучения молодежи. «Компании заинтересованы в квалифицированных кадрах. Так почему бы им не участвовать в подготовке будущих специалистов с первого курса? Я уверена, что многие успешные компании с удовольствием будут курировать обучающие программы, принимать на стажировку успешных студентов профильных ВУЗов. Сильные игроки рынка должны поддерживать молодежь», – отметила Наталия Большакова. По словам Юлии Даниловой, самый простой путь развития индустрии дизайна в Украине – перенять опыт лучших в этой сфере стран. «Для нас эталоном является Великобритания, и мы выступили инициаторами открытия представительства SBID в Украине», – рассказала она. Сегодня украинское представительство проводит конкурс Get me to the top, который дает молодым дизайнерам возможность реализовать себя. По его итогам победители смогут пройти оплачиваемую стажировку в Великобритании. Кроме того, планируется запуск программы развития производителей. «Будущее дизайна в Украине есть – оно в наших руках. Я призываю всех развивать эту отрасль своими силами, энергией и ресурсами», – заявила Юлия Данилова. Юрий Зименко обратил внимание на желание многих дизайнеров развиваться в направлении создания собственных изделий, включая мебель, что предполагает тесное сотрудничество с производителями, в частности украинскими. В этом, по словам эксперта, заключается основная сложность. «Наши предприятия не имеют долгосрочной стратегии развития. В основном их цель заключается в том, чтобы окупить инвестиции в запуск производства, поэтому часто они отказываются от небольших заказов. У них нет понимания в необходимости обучения, которое не должно ограничиваться отдельными курсами или уроками, – говорит эксперт. – Кроме того, такие производства не привлекают на свою сторону дизайнеров, благодаря чему они могли бы создать продукт, демонстрирующий качество их работы. Сотрудничество дизайнера с производителем, на мой взгляд, сегодня в Украине отсутствует. Но я надеюсь на изменения к лучшему». Игорь Авраменко Игорь Мартин, в свою очередь, считает, что повлиять на ситуацию с производителями могут только дизайнеры. Кроме того, эксперт также обратил внимание, что в работе с производителями и при подборе персонала прослеживается одна и та же тенденция – нежелание целых компаний или людей развиваться. В частности, по мнению Игоря Мартина, профессиональному развитию дизайнеров поможет участие в проектах в роли прорабов. «У тех, кто прошел эту школу, – совершенно другой уровень знаний и понимания дизайна», -отметил он. Николай Чумак обратил внимание на деятельность тех дизайнеров, которые связаны, в частности, с отраслью ритейла. По его словам, дизайнеры при разработке проектов, в лучшем случае, мыслят категориями красоты или концепции. Однако в ритейле креативный процесс более сложный, ведь необходимо создавать проекты, стимулирующие людей к покупкам, что невозможно без понимания особенностей шопинга различных категорий клиентов. В этой связи важно, чтобы дизайнеры изучали и понимали процесс производства товаров. «Конечно, это не связано с их деятельностью напрямую, но очень поможет в работе, – говорит эксперт. – Архитекторы и дизайнеры вырастут в профессиональном плане, когда научатся говорить языком бизнеса, а не языком креатива». Екатерина Васильева, Питер Блейм В рамках дискуссии Елена Хилькова рассказала об University of the Arts London в Украине и странах СНГ По ее словам, обучающие программы по архитектуре и дизайну пользуются популярностью среди представителей различных профессий, например, банкиров, актеров, др., а не только среди тех, кто занимается дизайном как профессиональной деятельностью. В то же время Елена Хилькова обратила внимание, что в подобных программах очень мало участников из Украины. «Мне непонятно, почему так происходит, но я очень хочу, чтобы украинские специалисты более активно участвовали в таких программах», – отметила она. Татьяна Харебава обратила внимание на то, как дизайнеры могут защитить свои авторские права. «В праве интеллектуальной собственности, которое наиболее применимо в сфере дизайна и архитектуры, существует разделение, помогающее защитить продукт и сделать так, чтобы нарушители не пытались украсть чужую работу, – это авторское право и право промышленной собственности. Отдельный институт – право брендов или право торговой марки, – рассказала эксперт. – Авторское право защищает творчество, воплощение идеи, но не саму идею. Для автора главное – придать своему творению материальную форму и зафиксировать дату. Защиту функциональности продукта обеспечивает патент на промышленную модель. Чтобы защитить функционал продукта, недостаточно зафиксировать форму и первым объявить о своем авторстве. В таком случае необходимо подать заявку – в «Укрпатент» в Украине или соответствующие органы в других странах». Организатор Международного форума по дизайну интерьера в коммерческой и жилой недвижимости INTERIORS'17 благодарит участников и гостей за интересные и актуальные доклады и вопросы, и партнеров – за поддержку мероприятия!